ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2011 Юридические науки Выпуск 3(13)
УДК 347.5
ОБЯЗА ТЕЛЬСТВА ВСЛЕДСТВИЕ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА ПРАВОМЕРНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ ПО ПРЕСЕЧЕНИЮ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА
Е.В. Карманова
Аспирант кафедры гражданского права и процесса
Пермский государственный национальный исследовательский университет
614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15
e-mail: [email protected]
В статье исследуются обязательства из причинения вреда правомерными действиями при пресечении террористического акта. Анализируется судебная практика о компенсации вреда, причиненного правомерными действиями при пресечении террористического акта. Исследуется механизм компенсации вреда, причиненного правомерными действиями при пресечении террористического акта. Выявляется связь причинения вреда правомерными действиями при пресечении террористического акта и крайней необходимости.
Ключевые слова: обязательства из причинения вреда правомерными действиями; правомерные действия; терроризм; государство; крайняя необходимость; компенсация вреда
Российское законодательство устанавливает случаи причинения вреда не только противоправными, но и правомерными действиями. При этом причинение вреда правомерными действиями предусматривается различными федеральными законами: ГК РФ, УК РФ, а также специальными федеральными законами. Так, правомерное причинение вреда предусмотрено и Федеральным законом от 6 марта 2006 г. №35-ФЗ «О противодействие терроризму» [5].
Статья 22 данного закона устанавливает, что лишение жизни лица, совершающего террористический акт, а также причинение вреда здоровью или имуществу такого лица либо иным охраняемым законом интересам личности, общества или государства при пресечении террористического акта либо осуществлении иных мероприятий по борьбе с терроризмом действиями, предписываемыми или разрешенными законодательством Российской Федерации, являются правомерными. При этом статья 18 указанного закона предусматривает: вред, причиненный при пресечении террористического акта правомерными действиями здоровью и имуществу лица, участвующего в террори-
© Карманова Е.В., 2011
стическом акте, а также вред, вызванный смертью этого лица, возмещению не подлежит.
Эта же статья устанавливает, что государство осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта. Компенсация морального вреда, причиненного в результате террористического акта, осуществляется за счет лиц, его совершивших.
Возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, указанный закон предусматривает два случая причинения вреда правомерными действиями.
Во-первых, причинение вреда правомерными действиями лицу, участвующему в совершении террористического акта. Возмещение такого вреда не осуществляется.
Во-вторых, причинение вреда правомерными действиями другим лицам при
пресечении террористического акта, такой вред должен быть возмещен.
При этом военнослужащие, специалисты и другие лица, участвующие в борьбе с терроризмом, освобождаются от ответственности за вред, причиненный при проведении контртеррористической операции. Такие действия не являются противоправными, поскольку совершаются в целях предотвращения опасности в отношении государства и его граждан: «В данном случае уполномоченные на причинение вреда Вооруженные Силы РФ, исполняя свои обязанности от имени Российской Федерации, действуют добросовестно, а значит, правомерно. Следовательно, презумпция противоправности генерального деликта как бы заменяется презумпцией правомерности»[2, с. 113].
Однако судебная практика неоднозначно оценивает обстоятельства, при которых причиняется вред, в ходе контртеррористической операции. Так, по одному из дел, суд отказал в удовлетворении исковых требований о возмещении вреда, причиненного в результате размещения войсковых частей ответчика (Министерства обороны РФ) на землях, принадлежащих КФХ «Олимп» (истцу).
Решением суда первой инстанции исковые требования удовлетворены на том основании, что вред подлежит возмещению как причиненный незаконными действиями государственных органов на основании ст. 1071 ГК РФ. В апелляционной инстанции решение суда не проверялось. Кассационная инстанция решение первой инстанции отменила, дело направила на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении исковые требования удовлетворены. Решение мотивировано тем, что при осуществлении контртеррористических действий в результате размещения на земельном участке истца войсковых частей был причинен ущерб урожаю озимой пшеницы и земельному участку истца, который подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации. В апелляционной инстанции решение суда не проверялось.
Суд в кассационной инстанции пришел к следующему выводу. Действия, предпри-
нятые в рамках контртеррористической операции, не являются противоправными, поскольку совершались в целях предотвращения опасности в отношении государства и его граждан. В соответствии со ст. 1067 ГК РФ суд, с учетом обстоятельств причинения вреда, может освободить причинителя вреда от его возмещения полностью или частично в случае, если такой вред причинен в состоянии крайней необходимости. Доказательств того, что опасность террористических акций могла быть устранена иными средствами, в материалах дела не имеется.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о вине Министерства обороны Российской Федерации в причинении какого-либо вреда истцу.
При таких обстоятельствах суд решил, что отсутствуют основания для вынесения решения об удовлетворении исковых требований [7].
Таким образом, несмотря на то, что первая инстанция вынесла решение об удовлетворении исковых требований, кассационная инстанция решение отменила и иск оставила без удовлетворения, сославшись на п. 2. ст. 1067 ГК РФ о крайней необходимости, поскольку ранее действующий закон «О борьбе с терроризмом» [3] содержал ст. 17, устанавливающую, что возмещение вреда, причиненного организации в результате террористической акции, производится в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.
При рассмотрении другого дела суд в кассационной инстанции вынес аналогичное решение.
Водоканал обратился в Арбитражный суд Республики Ингушетия с иском к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании ущерба.
Иск о возмещении вреда, причиненного имуществу, мотивирован тем, что в декабре 1999 года при осуществлении контртеррористических действий и действий по восстановлению конституционного порядка в Чеченской Республике в непосредственной близости от принадлежащих истцу артезианских скважин были установлены тяжелые орудия и установки зал-
пового огня «Град». В результате колебаний почвы вышло из строя насосноэнергетическое оборудование. Стоимость восстановительных работ взыскана с Министерства обороны Российской Федерации как с причинителя вреда. В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителя истца, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению, а решение арбитражного суда - отмене по следующим основаниям.
Статья 21 названного закона предусматривает: при проведении контртеррористической операции на основании и в пределах, которые установлены законом, допускается вынужденное причинение вреда имуществу террористов и иным правоохраняемым интересам. При этом военнослужащие, специалисты и другие лица, участвующие в борьбе с терроризмом, освобождаются от ответственности за вред, причиненный при проведении контртеррористической операции, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В материалах дела отсутствуют доказательства самовольных либо противоправных действий подразделений Министерства обороны Российской Федерации.
Судом установлено, что действия силовых ведомств осуществлялись в целях восстановления конституционного порядка в Чеченской Республике, т.е. в целях предотвращения более серьезных общественно-опасных последствий для всего населения.
В соответствии со ст. 1067 ГК РФ суд может освободить от возмещения вреда, причиненного в состоянии крайней необходимости, лицо, причинившее вред, а также третье лицо, в интересах которого действовал причинивший вред.
Учитывая, что судом неправильно применены нормы материального права, решение суда следует отменить, в иске отказать [6].
По нашему мнению, несмотря на то, что военнослужащие, специалисты и другие лица, участвующие в борьбе с терроризмом,
освобождаются от возмещения вреда, причиненного при проведении контртеррористической операции, государство должно этот вред возмещать, поскольку государство, осуществляя борьбу с терроризмом, защищая свои (государственные) интересы, причиняет вред другим лицам, не имеющим отношения к террористической деятельности. Пресечение террористических актов есть прямая функция государства по обеспечению безопасности. И если террористические акты совершаются на территории страны - это свидетельствует только о том, что государство не смогло обеспечить безопасность своих граждан. При этом государство в обязательствах по возмещению вреда, причиненного правомерными действиями, является более сильной стороной, чем лица, которым такой вред причинен. Таким образом, при отказе в удовлетворении исковых требований лиц, которым причинен вред правомерными действиями при пресечении террористических актов, суды, освобождая государство от возмещения вреда, снимали с него «ответственность» за необеспечение безопасности страны.
В настоящее время порядок возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, устанавливает постановление Правительства РФ от 13 октября 2008 г. №750 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных последствий» [4]. Так пункт 3 постановления определяет, что Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее одного месяца с даты совершения террористического акта или завершения мероприятий по пресечению террористического акта правомерными действиями (окончания контртеррористической операции) обращаются в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного
при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Таким образом, постановление Правительства еще раз подтвердило право лиц, которым причинен вред правомерными действиями при пресечении террористического акта, на компенсацию этого вреда.
Также можно сделать вывод о том, что осуществление правомерных действий при пресечении террористического акта следует отнести к одному из видов крайней необходимости. Вред при пресечении террористического акта причиняется менее ценному благу (имуществу конкретного лица), для спасения более ценного (безопасности всего государства). При этом военнослужащие и другие лица, участвующие в контртеррористической операции, причиняют вред в состоянии крайней необходимости в интересах государства. Поэтому вред, причиненный такими действиями, должен возмещаться по правилам, регулирующим компенсацию при крайней необходимости, а именно согласно п. 2. ст. 1067 ГК РФ, в котором предусмотрено, что суд может возложить обязанность возмещения вреда на третье лицо, в интересах которого действовал причинивший вред (на государство).
Библиографический список
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федер. закон Рос. Федерации от 26 января 1996 г. №14-ФЗ (ред. от 17.07.2009) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. №5, ст. 410.
2. Кокоева Л.Т., Рыбаков В.А., Соловьев В.Н., Трушин С.А. Гражданско-правовой механизм возмещения вреда, причиненного актом терроризма: монография. М.: Юрист, 2009. 179 с.
3. О борьбе с терроризмом: Федера. закон Рос. Федерации от 25 июля 1998 №130-ФЗ (ред. от 06.03.2006) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. №31, ст. 3808. (Утратил силу).
4. О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных
бедствий (вместе с «Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий»): постановление Правительства РФ от 13 октября 2008 г. №750 (ред. от 17.08.2010) // Рос. газета. 2008. №220.
5. О противодействии терроризму: Федер. закон Рос. Федерации от 6 марта 2006 г. №35-ФЗ (ред. от 27.07.2010) // Рос. газета. 2006. №48.
6. Постановление ФАС СевероКавказского округа от 4 нояб. 2002 г. №Ф08-4100/02 по делу №А18-778/02 [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 2 дек. 2002 г. по делу №Ф08-4450/2002 [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
Bibliograficheskij spisok
1. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' vtoraja): Feder. zakon Ros. Federacii ot 26 janvarja 1996 g. №14-FZ (red. ot
17.07.2009) // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. 1996. №5, st. 410.
2. Kokoeva L.T., Rybakov V.A., Solov'ev V.N., Trushin S.A. Grazhdansko-pravovoj mehanizm vozmewenija vreda, prichinen-nogo aktom terrorizma: monografija. M.: Jurist, 2009. 179 s.
3. O bor'be s terrorizmom: Federa. zakon Ros. Federacii ot 25 ijulja 1998 №130-FZ (red. ot 06.03.2006) // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. 1998. №31, st. 3808. (Utratil silu).
4. O porjadke vydelenija bjudzhetnyh assignovanij iz rezervnogo fonda Pravitel'stva Rossijskoj Federacii po preduprezhdeniju i likvidacii chrezvychaj-nyh situacij i posledstvij stihijnyh bedstvij (vmeste s «Pravilami vydelenija bjudzhet-nyh assignovanij iz rezervnogo fonda Pravitel'stva Rossijskoj Federacii po preduprezhdeniju i likvidacii chrezvychaj-nyh situacij i posledstvij stihijnyh
bedstvij»): postanovlenie Pravitel'stva RF ot 13 oktjabrja 2008 g. №750 (red. ot
17.08.2010) // Ros. gazeta. 2008. №220.
5. O protivodejstvii terrorizmu: Feder. zakon Ros. Federacii ot 6 marta 2006 g. №35-FZ (red. ot 27.07.2010) // Ros. gazeta. 2006. №48.
6. Postanovlenie FAS Severo-Kavkazskogo okruga ot 4 nojab. 2002 g. №F08-4100/02
po delu №A18-778/02 [Jelektronnyj resurs]. Dokument opublikovan ne byl. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Kon-sul'tantPljus».
7. Postanovlenie FAS Severo-Kavkazskogo okruga ot 2 dek. 2002 g. po delu №F08-4450/2002 [Jelektronnyj resurs]. Dokument opublikovan ne byl. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tant Pljus».
OBLIGATIONS OF INJURY LEGAL ACTIONS IN SUPPRESSION OF TERRORIST ACT
E.V. Karmanova
Perm State National research University 15, Bukirev st., Perm, 614990 e-mail: [email protected]
In the article the obligations of the injury legal actions in suppression of terrorist acts is investigated. Russian law determines the cases of harm not only illegal, but legal actions. The Federal Law on Suppression of Terrorism establishes two cases of injury legal actions: injury legal actions to person who is involved in a terrorist act; the injury legal actions to others in suppression of the terrorist act. Such actions are not wrongful, as are made in order to prevent danger of the state and its citizens. The servicemen, experts and others involved in the fight against terrorism shall be exempted from liability for injury caused during counter-terrorist operation The judicial practice of compensation for damage caused legal actions in suppression of terrorist acts is analyzed. The courts denied the claims on the basis of p. 2 of art. 1067 Civil Code. During counter-terrorist operation, the state must compensate this damage, as the state, carrying the fight against terrorism, protecting own interests, causing injury to other persons, not related to terrorist activity. In the obligation of the injury legal actions the state is a stronger side than the persons whom such ham occurred. Thus, the courts in refusing the claims of persons who have suffered a legal injury while preventing terrorist acts, freeing the state of reparation, was removed from his "responsibility". The mechanism of compensation for harm caused by legal actions in suppression terrorist acts is researched. The relationships of the injury legal actions in suppression of terrorist act and emergency are understudied. The Injury by the suppressing of terrorist act is inflicted less valuable good (property a particular person), to save more valuable (the security of all states). However, servicemen and others involved in counter-terrorist operations cause harm in the emergency in the interest of the state. Therefore, the harm caused by such legal actions should be compensated by the rules of emergency.
Keywords: obligations of injury legal actions; legal acts; terrorism; the state; emergency; award damage