АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО, АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РЕЗЕРВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ БАНКА РОССИИ: ХАРАКТЕРИСТИКА И МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ
Е.Е. Фролова
Кафедра административного и финансового права Юридический институт Российского университета дружбы народов
ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
Е.В. Кармадонова
Байкальский государственный институт экономики и права
ул. Ленина, 1/11, Иркутск, Россия, 664003
А.Б.Зеленцов
Кафедра административного и финансового права Юридический институт Российского университета дружбы народов
ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
Статья посвящена рассмотрению одного из ключевых инструментов денежно-кредитной политики, проводимой государствами — обязательным резервным требованиям, которые представляют собой инструмент монетарной политики, использующийся во многих странах мира, механизму их установления центральными банками, степени влияния на ликвидность банков и рост денежной массы. Подробно рассматриваются функции резервных требований, депонируемых на счетах Банка России. В статье приводится динамика нормативов обязательных резервов, анализируется «классическая» схема усреднения обязательных резервов. Авторы подразделяют резервируемые обязательства кредитных организаций на три категории: обязательства кредитной организации перед юридическими лицами-нерезидентами, которые состоят из обязательств перед юридическими лицами-нерезидентами (в том числе обязательства перед банками-нерезидентами), обязательств перед индивидуальными предпринимателями-нерезидентами, возникающие в соответствии с договорами банковского (корреспондентского) счета, договорами на привлечение денежных средств (кредитными, депозитными и иными договорами); обязательства кредитной организации перед физическими лицами, которые состоят из обязательств перед физическими лицами (резидентами и нерезидентами), возникающие в соответствии с договорами банковского вклада (в том числе удостоверенные сберегательными сертификатами), банковского счета; иные обязательства кредитной организации в валюте Российской Федерации и (или) в иностранной валюте. Авторы также приводят пример расчета данных для выполнения кредитной организацией обязанности по усреднению обязательных резервов. В материале затрагиваются практические вопросы механизма действия данного инструмента денежно-кредитной политики, порядка расчета резервов, регулирования Банком России обязательных резервов, а также анализируется нормативная база, регламентирующая различные аспекты выполнения кредитными организациями резервных требований.
Ключевые слова: обязательные резервные требования, денежно-кредитная политика, центральный банк, нормативы деятельности кредитной организации, ликвидность кредитной организации, денежная масса, состав резервируемых обязательств.
Обязательные резервные требования являются одним из инструментов денежно-кредитного регулирования центральных банков и представляют собой инструмент монетарной политики, использующийся во многих странах мира.
Исторически обязательные резервные требования служили гарантийным фондом для погашения депозитов и впервые были введены в 1913 г. в США при создании Федеральной резервной системы.
Резервные требования как инструмент денежно-кредитной политики государства применяется во многих странах, поскольку позволяет:
- регулировать величину и динамику активных операций кредитных организаций;
- влиять на структуру и объемы привлеченных ресурсов, а также на их стоимость;
- воздействовать на доходность отдельных операций кредитных организаций, уровень прибыльности;
- регулировать ликвидность кредитных организаций;
- управлять величиной и темпами изменения денежной массы;
- создавать обеспечение для их использования в погашении обязательств перед вкладчиками и кредиторами в случае банкротства кредитных организаций.
По сути резервные требования устанавливаются на обязательства кредитных организаций и служат механизмом регулирования ликвидности банковского сектора, а также могут устанавливаться в целях осуществления контроля за денежными агрегатами, что способствует поддержанию денежной массы в стране на определенном уровне. Центральные банки оказывают влияние на изменение денежной массы и уровня ликвидности банковского сектора посредством изменения резервных требований, основанных на обязательствах.
В рамках повышения резервных требований центральные банки могут производить следующие действия:
- расширять состав резервируемых обязательств;
- сокращать состав резервных активов;
- повышать нормативы резервирования.
Снижение резервных требований может достигаться за счет:
- сокращения состава резервируемых обязательств;
- расширения состава резервных активов;
- снижения нормативов резервирования.
Несмотря на то, что изменение резервных требований чаще всего производится за счет изменения нормативов резервирования, приравнивать резервные требования и нормативы резервирования некорректно. Именно резервные требования являются инструментом монетарной политики, а нормативы резервирования — один из элементов обязательного резервирования. Например, снижение нормативов обязательных резервов, устанавливаемых центральными
банками, приводит к расширению денежной массы, увеличение, наоборот, способствует абсорбированию денежных средств.
Нормативы обязательных резервов могут устанавливаться в зависимости от:
- величины пассивов и активов банков;
- срока их деятельности;
- видов и размеров привлекаемых ими депозитов;
- статуса вкладчика (резидент или нерезидент);
- региона деятельности банка.
Изменяя нормативы обязательных резервов, центральные банки регулируют масштабы активных операций банков (объем выданных ими кредитов), а следовательно, и возможность осуществления ими депозитной эмиссии. Например, при избыточной денежной массе в обороте увеличение нормативов обязательных резервов вынуждает банковский сектор сокращать объемы активных операций, что также оказывает влияние на прибыльность банков и косвенно влияет на стоимость ресурсов.
В России право применения нормативов обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования), возложено на Центральный банк Российской Федерации и закреплено ст. 35 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее по тексту — Федеральный закон № 86-ФЗ). В названной статье закреплено, что резервные требования являются одним из инструментов денежно-кредитной политики Банка России.
В настоящее время резервные требования, депонируемые на счетах Банка России, выполняют следующие функции:
- обеспечивают постоянный уровень ликвидности коммерческих банков за счет аккумуляции минимального резерва, который не подлежит размещению;
- являются инструментом Банка России для регулирования денежной массы в стране, платеже- и кредитоспособности банков.
В российском законодательстве под резервными требованиями понимается «размер обязательных резервов в процентном отношении к резервируемым обязательствам кредитной организации (т.е. обязательства кредитной организации, которые в соответствии с нормативными документами Банка России входят в состав базы резервирования), который устанавливается Советом директоров Банка России».
Нормативными документами Банка России устанавливается:
- состав резервируемых обязательств и порядок их расчета;
- сроки и порядок составления и представления расчета обязательных резервов кредитными организациями;
- сроки и порядок регулирования обязательных резервов Банком России;
- порядок депонирования обязательных резервов путем выполнения кредитными организациями обязанности по усреднению обязательных резервов;
- бухгалтерский учет обязательных резервов;
- контроль Банка России за выполнением кредитными организациями нормативов обязательных резервов;
- меры воздействия при невыполнении обязательных резервных требований кредитными организациями.
Сегодня величина резервируемых средств (резервные требования) зависит от двух основных параметров (рис. 1).
Резервные требования
уровень нормативов обязательных резервов
состав базы резервирования
Рис. 1. Определение величины резервируемых средств
В России уровень нормативов обязательных резервов регулируется на законодательном уровне. Так, согласно ст. 38 Федерального закона № 86-ФЗ размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов) устанавливается Советом директоров Банка России. Данным Федеральным законом наложено ограничение на применение нормативов обязательных резервов, которые:
- не могут превышать 20% обязательств кредитной организации;
- могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций;
- не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.
В России нормативы обязательных резервов впервые стали применяться в 1991 г., максимальное значение которых было установлено с 01.02.1995 по 30.04.1995 в размере 22% для счетов до востребования и срочных обязательств до 30 дней включительно.
Центральный банк Российской Федерации в период кризиса конца 2008 — начала 2009 г. в целях повышения ликвидности банковского сектора значительно снижал нормативы обязательных резервов по всем категориям обязательств. Динамика нормативов обязательных резервов в период с кризиса 2008 г. по настоящее время отражена в табл. 1.
Таблица 1
Динамика нормативов обязательных резервов
Период действия По обязательствам перед юридическими лицами-нерезидентами По обязательствам перед физическими лицами По иным обязательств. кредитных организаций
В валюте РФ В ин. валюте В валюте РФ В ин. валюте В валюте РФ В ин. валюте
15.01.200829.02.2008 4.5 4.5 4 - 4.5 4.5
01.03.200830.06.2008 5.5 5.5 4.5 5 5
01.07.200831.08.2008 7 7 5 5.5 5.5
01.09.200817.09.2008 8.5 8.5 5.5 6 6
18.09.200814.10.2008 4.5 4.5 1.5 2 2
15.10.200830.04.2009 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5
01.05.200931.05.2009 1 1 1 1 1
01.06.200930.06.2009 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5
01.07.200931.07.2009 2 2 2 2 2
01.08.200931.10.2009 2.5 2.5 2.5 2.5 2.5
01.11.200931.01.2011 2.5
01.02.201128.02.2011 3.5 3.5 3 3 3 3
01.03.201131.03.2011 4.5 4.5 3.5 3.5 3.5 3.5
01.04.201128.02.2013 5.5 5.5 4 4 4 4
01.03.2013 -по настоящее время 4.25 4.25 4.25 4.25 4.25 4.25
Состав базы резервирования в разных странах устанавливается в зависимости от пассивов или активов. При использовании в качестве базы резервирования части пассивных счетов (как правило — депозитные счета клиентов) центральные банки могут стимулировать либо ограничивать развитие депозитных операций кредитных организаций и связанных с ними банковских продуктов и услуг, таким образом влиять на стоимость привлеченных средств. В России используется именно этот способ определения базы резервирования, который способствует улучшению ликвидности банковского сектора.
Использование в качестве базы резервирования отдельных активных счетов (чаще — предоставляемые кредиты) дает возможность устанавливать ограничительные пределы на уровень кредитования и темпы их роста. Этот способ чаще применяется странами в период роста инфляции или кризисов для поддержания умеренных процентных ставок.
Состав резервируемых обязательств определен гл. 2 Положения Банка России от 07.08.2009 № 342-П «Об обязательных резервах кредитных организаций» (далее по тексту — Положение № 342-П), обязательства определяются как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной валюте (при наличии таких операций в кредитной организации).
Резервируемые обязательства кредитных организаций сгруппированы в следующие три категории:
- обязательства кредитной организации перед юридическими лицами-нерезидентами, которые состоят из обязательств перед юридическими лицами-нерезидентами (в том числе обязательства перед банками-нерезидентами), обязательства перед индивидуальными предпринимателями-нерезидентами, возникающие в соответствии с договорами банковского (корреспондентского) счета, договорами на привлечение денежных средств (кредитными, депозитными и иными договорами);
- обязательства кредитной организации перед физическими лицами, которые состоят из обязательств перед физическими лицами (резидентами и нерезидентами), возникающие в соответствии с договорами банковского вклада (в том числе удостоверенные сберегательными сертификатами), банковского счета;
- иные обязательства кредитной организации в валюте Российской Федерации и (или) в иностранной валюте.
Кроме того, в состав резервируемых обязательств не включаются следующие обязательства:
- денежные средства, привлеченные от юридических лиц (резидентов и нерезидентов) и индивидуальных предпринимателей на срок не менее 3 лет;
- облигации, выпущенные кредитными организациями, со сроками погашения не менее 3 лет;
- обязательства, выраженные в неденежной форме (в драгоценных металлах и природных драгоценных камнях в их физической форме, в форме займа ценных бумаг);
- обязательства перед другой кредитной организацией, зарегистрированной в установленном порядке и действующей на основании выданной Банком России лицензии на осуществление банковских операций, обязательства перед международной финансовой организацией, осуществляющей свою деятельность
на основе международного договора (соглашения) о ее создании с участием Российской Федерации, а также обязательства перед Внешэкономбанком, Банком России, возникающие в результате заключения договоров (за исключением обязательств по выпущенным долговым ценным бумагам и процентам по ним), и обязательства перед государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» и/или обязательства перед инвесторами, не являющимися кредитными организациями, возникающие в рамках оказания финансовой помощи по планам участия государственной корпорации «Агентства по страхованию вкладов» в предупреждении банкротства в соответствии с Федеральным законом от 27 октября 2008 г. № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года»;
- задолженность, возникающая между обособленными подразделениями кредитной организации.
Сумма обязательств кредитной организации уменьшается:
- по выпущенным долговым ценным бумагам на сумму обязательств кредитной организации перед другими кредитными организациями-резидентами по выпущенным долговым ценным бумагам, рассчитываемую путем применения кредитной организацией корректировочного коэффициента к сумме обязательств кредитной организации по выпущенным долговым ценным бумагам;
- по обязательствам (величина обязательных резервов) в валюте Российской Федерации на величину денежных средств в рублях в кассе кредитной организации в размере, не превышающем 25% величины обязательных резервов в валюте Российской Федерации.
Механизм действия обязательных резервов заключается в том, что для выполнения ими функции инструмента денежно-кредитного регулирования необходимо периодически регулировать величину остатка средств на резервном счете.
Поддержание коммерческими банками средств в необходимых размерах на резервных счетах в Банке России является сложной и многофакторной задачей в силу целого ряда причин, среди которых следует выделить:
- размер остатков на этих счетах постоянно колеблется;
- происходит непрерывный отток и приток средств на депозитных счетах в самих банках, поэтому сумма резервов должна постоянно корректироваться;
- банки стремятся свести к минимуму свои обязательные резервы, являющиеся бездоходными активами, и прибыльно разместить ресурсы.
Кроме того, резервируемые обязательства могут корректироваться на дополнительные коэффициенты, позволяющие центральным банкам влиять на их величину. В России, например, применяется коэффициент усреднения обязательных резервов, который представляет «числовой множитель, значение которого находится в интервале от 0 до 1».
Банк России применяет «классическую» схему усреднения обязательных резервов, которая предусматривает расчет резервов на уровне, установленном как средний за определенный период (расчетный период). Уровень коэффициента усреднения для банков устанавливается с 1994 г., по настоящее время его значение варьировалось с 0,2 до 0,7 (для небанковских кредитных организаций коэффициент составляет 1).
Любая кредитная организация в целях регулирования текущей ликвидности может воспользоваться правом на усреднение обязательных резервов в течение периода усреднения при соответствии следующим критериям:
- относится к 1, 2 или 3 классификационной группе;
- не имеет недовзноса, неуплаченного штрафа;
- выполнила обязанность по усреднению обязательных резервов в предыдущем периоде (по кредитной организации, пользовавшейся указанным правом в предыдущий период);
- не имеет просроченных денежных обязательств перед Банком России (в том числе по кредитам Банка России и процентам по ним).
С того периода усреднения, с которого Банком России предоставлено кредитной организации право на усреднение обязательных резервов, кредитная организация должна выполнять обязанность по усреднению обязательных резервов. Фактом выполнения обязанности по усреднению обязательных резервов является: превышение средней хронологической величины остатков по корреспондентскому счету кредитной организации и корреспондентским субсчетам ее филиалов (при наличии) над усредненной величиной обязательных резервов, указанной в Сообщении.
Выполнение обязанности по усреднению обязательных резервов можно представить в следующем виде (табл. 2).
Таблица 2
Пример расчета данных для выполнения кредитной организацией обязанности по усреднению обязательных резервов
№ п/п Наименование показателя Период усреднения на каждую отчетную дату
1. Остатки по корреспондентскому счету кредитной организации и корреспондентским субсчетам ее филиалов (при наличии), всего На 10 число месяца, следующего за отчетным; на даты..; на 10 число второго месяца, следующего за отчетным
2. Средняя хронологическая величина остатков по корреспондентскому счету кредитной организации и корреспондентским субсчетам ее филиалов (при наличии) Формула для расчета: У остатков на первую отчетную дату периода усреднения + остатки на каждую последующую дату периода усреднения +У остатков на последнюю отчетную дату периода усреднения / (фактическое количество календарных дат в периоде усреднения — 1)
3. Сравнение усредненной величины обязательных резервов (строка 3 Сообщения о регулировании размера обязательных резервов в предыдущем отчетном периоде) с средней хронологической величиной остатков (строка 2 данной таблицы) Если средняя хронологическая величина, рассчитанная в строке 2, выше усредненной величине обязательных резервов, указанной в Сообщении, то обязанность по усреднению ВЫПОЛНЕНА
Обязанность кредитной организации по выполнению нормативов обязательных резервов (в том числе по срокам, объемам и видам привлеченных средств) закреплена ст. 25 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности».
Обязанность по выполнению обязательных резервов у кредитной организации возникает со дня получения лицензии на осуществление банковских операций. В России, в отличие от некоторых стран, на обязательные резервы, депонированные кредитными организациями в Центральном банке Российской Федерации, проценты не начисляются, а также не обращаются взыскания.
Прекращение обязанности кредитной организации по депонированию обязательных резервов наступает со дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.
После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, перечисляются на счет ликвидационной комиссии (ликвидатора) или конкурсного управляющего и используются в порядке, установленном федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.
При реорганизации кредитной организации порядок переоформления ее обязательных резервов, ранее депонированных в Банке России, устанавливается в соответствии с нормативными актами Банка России.
На обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, взыскания не обращаются. Данное правило нацелено на стимулирование кредитных организаций к максимальному выполнению резервных требований и проведению расчетов через корреспондентский счет в Банке России.
В целях выполнения кредитными организациями требований по обязательному резервированию нормативными документами Банка России установлены сроки и порядок составления и представления расчета обязательных резервов кредитными организациями.
Депонирование обязательных резервов в Центральном банке Российской Федерации осуществляется в соответствии с Положением № 342-П. Расчет размера обязательных резервов представляется в уполномоченное учреждение Банка России ежемесячно на 10 рабочий день, следующий за отчетным, по форме Приложения 1 к Положению № 342-П. Одновременно с расчетом размера обязательных резервов представляются документы, формы которых приведены в Приложениях 2-6 Положения № 342-П.
Расчет размера обязательных резервов составляется на основании следующей информации:
- данных об остатках резервируемых обязательств, состав которых определяется в Приложении 2 к Положению № 342-П;
- расшифровки балансовых счетов по учету денежных средств, привлеченных от юридических лиц на срок не менее трех лет (Приложение 3 к Положению № 342-П);
- расшифровки балансовых счетов по учету выпущенных долговых ценных бумаг (Приложение 4 к Положению № 342-П);
- расчета величины наличных денежных средств в валюте Российской Федерации в кассе кредитной организации, исключаемых при расчете нормативной величины обязательных резервов (Приложение 5 к Положению № 342-П);
- расшифровки отдельных обязательств, не подлежащих резервированию (Приложение 6 к Положению № 342-П);
- данных бухгалтерского баланса кредитной организации по счетам по учету обязательных резервов.
Основой для заполнения документов по формам Приложений 2-6 к Положению № 342-П являются ежедневные сводные бухгалтерские балансы кредитной организации (за исключением данных по зарубежным филиалам).
В уполномоченное учреждение Банка России кредитная организация может представлять расчет размера обязательных резервов следующими способами:
- если расчет и сопутствующие документы, сформированы в виде электронного сообщения и снабжены кодом аутентификации, то при данном способе отправки документов днем представления является день получения уполномоченным учреждением Банка России электронных копий документов;
- если расчет и сопутствующие документы сформированы в виде электронного сообщения и не снабжены кодом аутентификации, то днем представления документов считается день их представления в уполномоченное учреждение Банка России на бумажном носителе.
Несвоевременное представление кредитной организацией расчета размера обязательных резервов является основанием для принятия Центральным банком Российской Федерации мер воздействия в соответствии со ст. 74 Федерального закона № 86-ФЗ.
На основании представленных кредитными организациями расчетов размера обязательных резервов уполномоченные учреждения Банка России осуществляют регулирование размера обязательных резервов в течение трех рабочих дней начиная со дня представления кредитными организациями вышеуказанных документов. Регулирование размера обязательных резервов производится Банком России ежемесячно. На основании соответствующего решения Совета директоров Банка России либо по иным, названным в данном Положении, основаниям может быть проведено внеочередное регулирование размера обязательных резервов.
Кроме того, уполномоченные учреждения Банка России осуществляют регулирование размера обязательных резервов в течение трех рабочих дней со дня утверждения акта проверки кредитной организации при выявлении факта неверного составления расчета размера обязательных резервов.
В течение периода регулирования обязательных резервов уполномоченные учреждения Банка России осуществляют:
- контроль за своевременным представлением расчета размера обязательных резервов с необходимыми документами и их проверку на соответствие требованиям нормативных документов;
- межформенный контроль, сопоставление (сверку данных) представленного пакета документов с данными бухгалтерского баланса кредитной организации на отчетные даты;
- арифметическую проверку заполненных форм.
На основании полученного расчета размера обязательных резервов и бухгалтерского баланса составляется Сообщение о регулировании размера обязательных резервов (форма Приложения 7 к Положению № 342-П), в котором устанавливается:
- недовзнос или перевзнос обязательных резервов по обязательствам в валюте Российской Федерации и/или иностранной валюте;
- зачет между причитающимися платежами по обязательствам в валюте Российской Федерации и/или иностранной валюте.
Кроме того, уполномоченное учреждение Банка России на основании имеющихся данных об остатках на корреспондентском счете кредитной организации и корреспондентских субсчетах ее филиалов составляет Справку о выполнении обязанности по усреднению (Приложение 8 к Положению № 342-П). Справка составляется по тем кредитным организациям, которые пользовались правом усреднения обязательных резервов в предыдущем периоде. В Справке устанавливается факт наличия или отсутствия выполнения кредитной организацией обязанности по усреднению. При выполнении усреднения — кредитной организации подтверждается право использования усреднения величины обязательных резервов, при невыполнении — отказывается. Отметка о предоставлении (отказе или не использовании) такого права проставляется в Сообщении.
В один из дней проведения регулирования обязательных резервов уполномоченное учреждение Банка России в целях осуществления необходимых действий по депонированию обязательных резервов передает:
- в кредитную организацию — Сообщение и Справку;
- расчетное подразделение Банка России — Распоряжения по регулированию размера обязательных резервов и/или по переоформлению обязательных резервов.
При получении из Банка России Сообщения и Справки кредитная организация осуществляет перевод денежных средств в погашение недовзноса в валюте Российской Федерации и/или иностранной валюте со своего корреспондентского счета (корреспондентского(их) субсчета(ов)), а расчетное подразделение Банка России при наличии перевзноса у кредитной организации возвращает сумму превышения на корреспондентский счет кредитной организации (либо при необходимости осуществляет зачет между причитающимися по расчету платежами по счетам по учету обязательных резервов в валюте Российской Федерации и иностранной валюте).
Бухгалтерский учет операций по депонированию кредитной организацией обязательных резервов проводится на основании Положения Банка России от 16.07.2012 № 385-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации».
Депонирование обязательных резервов осуществляется денежными средствами в валюте Российской Федерации (путем перечисления в безналичном по-
рядке) на счетах для хранения обязательных резервов, открытых в Банке России, и одновременно на корреспондентских счетах (субсчетах) кредитных организаций в Банке России (при использовании кредитной организацией механизма усреднения обязательных резервов).
Счета по учету обязательных резервов открываются в разрезе вида валюты резервируемых обязательств. Бухгалтерский учет ведется на балансовых счетах 30202 «Обязательные резервы кредитных организаций по счетам в валюте Российской Федерации, перечисленные в Банк России» и 30204 «Обязательные резервы кредитных организаций по счетам в иностранной валюте, перечисленные в Банк России».
Таким образом, контроль со стороны Банка России за выполнением кредитными организациями обязательных резервных требований осуществляется посредством проведения регулирования размера обязательных резервов, а также при проведении проверки кредитной организации по вопросу выполнения нормативов обязательных резервов (в том числе внеплановой — при наличии оснований для ее проведения).
При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России. Указанный штраф не может превышать сумму, исчисленную исходя из двойной ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения. За нарушение кредитной организацией нормативов обязательных резервов уполномоченное учреждение Банка России применяет штрафные санкции в соответствии со ст. 38 Федерального закона № 86-ФЗ и гл. 6 Положения № 342-П, а также иные меры воздействия, предусмотренные ст. 74, 75 Федерального закона № 86-ФЗ.
Нарушением нормативов обязательных резервов кредитной организацией являются:
- недовзнос — сумма превышения расчетной величины обязательных резервов над величиной обязательных резервов, фактически депонированных кредитной организацией на счетах по учету обязательных резервов;
- перевзнос — сумма превышения величины обязательных резервов, фактически депонированных кредитной организацией на счетах по учету обязательных резервов, над расчетной величиной обязательных резервов;
- недовзнос — не перечисленный кредитной организацией на счета по учету обязательных резервов в период регулирования обязательных резервов (за исключением недовзноса, установленного по результатам проверки);
- недовзнос, установленный по результатам проверки; невыполнение кредитной организацией обязанности по усреднению обязательных резервов.
Покрытие обязательных резервов различными видами приносящих доход активов не допускается.
Таким образом, порядок использования обязательных резервов кредитных организаций регламентируется законодательством Российской Федерации и иными нормативными актами Банка России.
ПРИМЕЧАНИЯ
(1) Период усреднения в соответствии с Положением № 342-П установлен с десятого числа месяца, следующего за отчетным, по десятое число второго месяца, следующего за отчетным, включительно. При проведении внеочередного регулирования — данный период устанавливается Банком России.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Галкина М.В., Ермаков С.Л., Фролова Е.Е., Ястребов О.А. Экономические и правовые основы функционирования банковского сектора Российской Федерации. — Иркутск: Репроцентр, 2011.
[2] Положение Банка России от 16 июля 2012 г. № 385-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» // Вестник Банка России. — 2012. — № 56-57.
[3] Положение Банка России от 7 августа 2009 г. № 342-П «Об обязательных резервах кредитных организаций» // Вестник Банка России. — 2009. — № 55 (21 сент.).
[4] Указания Банка России от 22.12.2014 № 3501-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 16.07.2012 № 385-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» // Вестник Банка России. — 2015. — № 9 (4 февр.).
[5] Указания Банка России от 26.09.2014 № 3395-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 7 августа 2009 г. № 342-П "Об обязательных резервах кредитных организаций"» // Вестник Банка России. — 2014. — № 99.
[6] Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1 (в ред. от 20.04.2015) // СЗ РФ. — 2015. — № 17 (27 апреля). — Ст. 2473.
[7] Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29 декабря 2014 г. № 484-ФЗ // СЗ РФ. — 2015. — № 1 (5 янв.). — Ст. 37.
[8] Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ // СЗ РФ. — 2002. — № 28. — Ст. 2790.
MANDATORY RESERVE REQUIREMENTS OF THE BANK OF RUSSIA: CHARACTERISTICS AND MECHANISM OF ACTION
E.E. Frolova
The Department of Administrative and Financial Law Law Institute of the Peoples' Friendship University of Russia
6, Miklukho-Maklaya st., Moscow, Russia, 117198
E.V. Karmadonova
Baikal State University of Economics and Law
11/1, Lenina st., Irkutsk, Russia, 664003
A.B. Zelentsov
The Department of Administrative and Financial Law Law Institute of the Peoples' Friendship University of Russia
6, Miklukho-Maklaya st., Moscow, Russia, 117198
The article focuses on the description of one of the basic tools of the monetary credit policy conducted by countries, the compulsory reserve requirements, which represent the tool of monetary policy which is used in many countries of the world, the mechanism of formulating such requirements by central banks, the degree of their influence on the liquidity of banks and the growth of cash volumes. Functions of the reserve requirements deposited on bank accounts of Russia are considered in depth. The article deals with dynamics of standard rates of required reserves; the «classical» scheme of averaging of required reserves is analyzed. Authors unitize the reserved liabilities of the credit organizations in three categories: liabilities of the credit organization to legal nonresident persons which consist of liabilities to legal nonresident persons (including liabilities to nonresident banks), liabilities to individual nonresident entrepreneurs, arising according to agreements of the bank (correspondent) account, contracts for attraction of money (credit, deposit and other agreements); liabilities of the credit organization to physical persons which consist of liabilities to physical persons (residents and nonresidents), arising according to bank deposit agreements (including certificated by savings certificates), the bank account; other liabilities of the credit organization in currency of the Russian Federation and (or) in foreign currency. An example of calculation of data for accomplishment of an obligation by the credit organization for averaging of required reserves is provided. The article also deals with the practical issues of the mechanism of action of this instrument of monetary policy, the order of reserve calculation, the Central Bank of Russia's management of the obligatory reserves as well as assesses the legal base regulating various aspects of credit institutions' fulfillment of the reserve requirements.
Key words: compulsory reserve requirements, monetary credit policy, central bank, rules of conduct of a credit institution, liquidity of a credit institution, monetary aggregate mass, composition of the reserved obligations.
REFERENES
[1] Galkina M.V., Ermakov S.L., Frolova E.E., Jastrebov O.A. Jekonomicheskie i pravovye os-novy funkcionirovanija bankovskogo sektora Rossijskoj Federacii. [Economic and legal foundation of functioning of the Russian Banking Sector ]. — Irkutsk: Reprocentr, 2011.
[2] Polozhenie Banka Rossii ot 16 ijulja 2012 g. № 385-P «O pravilah vedenija buhgalterskogo ucheta v kreditnyh organizacijah, raspolozhennyh na territorii Rossijskoj Federacii» // Vest-nik Banka Rossii. — 2012. — № 56-57.
[3] Polozhenie Banka Rossii ot 7 avgusta 2009 g. № 342-P «Ob objazatel'nyh rezervah kreditnyh organizacij» // Vestnik Banka Rossii. — 2009. — № 55.
[4] Ukazanija Banka Rossii ot 22.12.2014 № 3501-U «O vnesenii izmenenij v Polozhenie Banka Rossii ot 16.07.2012 № 385-P "O pravilah vedenija buhgalterskogo ucheta v kreditnyh organizacijah, raspolozhennyh na territorii Rossijskoj Federacii"» // Vestnik Banka Rossii. — 2015. — № 9.
[5] Ukazanija Banka Rossii ot 26.09.2014 № 3395-U «O vnesenii izmenenij v Polozhenie Banka Rossii ot 7 avgusta 2009 g. № 342-P «Ob objazatel'nyh rezervah kreditnyh organizacij» // Vestnik Banka Rossii. — 2014. — № 99.
[6] Federal'nyj zakon «O bankah i bankovskoj dejatel'nosti» ot 02.12.1990 № 395-1 (v red. ot 20.04.2015) // SZ RF. — 2015. — № 17. — St. 2473.
[7] Federal'nyj zakon «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» ot 29 dekabrja 2014 g. № 484-FZ // SZ RF. — 2015. — № 1. — St. 37.
[8] Federal'nyj zakon «O Central'nom banke Rossijskoj Federacii (Banke Rossii)» ot 10 ijulja 2002g. № 86-FZ // SZ RF. — 2002. — № 28. — St. 2790.