Научная статья на тему 'Обязательные работы - новое или хорошо забытое старое?'

Обязательные работы - новое или хорошо забытое старое? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1021
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ADMINISTRATIVE OFFENSE / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ / ADMINISTRATIVE PUNISHMENT / ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / CORRECTIONAL WORK / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / COMMUNITY SERVICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Михайлов С.Е.

В 2013 году вступили в силу изменения в КоАП РФ, согласно которым за отдельные административные правонарушения стало назначаться такое административное наказание, как обязательные работы. Труд как мера ответственности за совершенное правонарушение в отечественной практике применяется достаточно давно, в том числе и в рамках института административной ответственности. Однако в действующий КоАП РФ такая мера наказания была введена только спустя 11 лет с момента его принятия. В рамках данной работы автором предпринята попытка разобраться, обязательные работы новое для отечественной правоприменительной практики административное наказание или разновидность мер административного принуждения, применявшихся и ранее. В рамках данной статьи автором проводится сравнительный анализ административного наказания в виде обязательных работ с исправительными работами, закрепленными в КоАП РСФСР, а также с обязательными и исправительными работами как мерами уголовной ответственности. In 2013,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the amendments came into force to the Administrative Code of the Russian Federation, according to which they began to assign to administrative penalties such as mandatory work for certain administrative offenses. Work as a measure of responsibility for the offense is used for a long time in native practice, including the field of the Institute of administrative responsibility. However, speaking about the current Administrative Code, such punishment was introduced only 11 years after its adoption. The author of this work attempts to understand, what mandatory work means for native law practice a new administrative punishment or a kind of administrative coercive measures applied in the past. In this article the author presents a comparative analysis of the administrative penalty in the form of compulsory work with labor, enshrined in the Administrative Code of the Russian Soviet Federative Socialist Republic, as well as mandatory and corrective labor measures of criminal responsibility.

Текст научной работы на тему «Обязательные работы - новое или хорошо забытое старое?»

УДК 349.2

С. Е. Михайлов Марийский государственный университет, Йошкар-Ола

Обязательные работы - новое или хорошо забытое старое?

В 2013 году вступили в силу изменения в КоАП РФ, согласно которым за отдельные административные правонарушения стало назначаться такое административное наказание, как обязательные работы. Труд как мера ответственности за совершенное правонарушение в отечественной практике применяется достаточно давно, в том числе и в рамках института административной ответственности. Однако в действующий КоАП РФ такая мера наказания была введена только спустя 11 лет с момента его принятия. В рамках данной работы автором предпринята попытка разобраться, обязательные работы - новое для отечественной правоприменительной практики административное наказание или разновидность мер административного принуждения, применявшихся и ранее. В рамках данной статьи автором проводится сравнительный анализ административного наказания в виде обязательных работ с исправительными работами, закрепленными в КоАП РСФСР, а также с обязательными и исправительными работами как мерами уголовной ответственности.

Ключевые слова: административное правонарушение, административная ответственность, административное наказание, обязательные работы, исправительные работы.

В 2012 г. был принят федеральный закон, который ввел в КоАП РФ новое административное наказание в виде обязательных работ [4]. Так, согласно статье 3. 13 КоАП РФ, обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей. Обязательные работы устанавливаются на срок от двадцати до двухсот часов и отбываются не более четырех часов в день. Данное административное наказание может назначаться за такие правонарушения, как умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики; управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами; нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования; блокирование транспортных коммуникаций; неуплата административного штрафа в срок; нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований и некоторые другие.

Однако следует отметить, что труд как мера исправления правонарушителя применялся и ранее. Например, в КоАП РСФСР законодатель указывал на такое административное взыскание, как

исправительные работы, в связи с чем возникает вполне логичный вопрос: современное наказание в виде обязательных работ - это те же исправительные работы или новая, самостоятельная мера административного воздействия на правонарушителей?

Согласно статье 31КоАП РСФСР, исправительные работы применяются на срок до двух месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы лица, совершившего административное правонарушение, и с удержанием до двадцати процентов его заработка в доход государства. Исправительные работы назначаются районным (городским) народным судом (народным судьей). Срок исправительных работ не может быть менее пятнадцати дней, если иное не установлено законодательными актами Союза ССР и РСФСР [1]. Из сказанного следует, что данное наказание могло применяться далеко не к любому гражданину, а только к работающему, так как отбывается исключительно по месту работы. Таким образом лица, не имевшие постоянного места работы, не могли быть подвергнуты такому наказанию. Также вызывает сомнение правило исчисления срока исправительных работ - в сутках. В различных ситуациях условия труда могут отличаться, ведь один гражданин может работать в обычных условиях по 8 часов в день, а у кого-то режим труда может отличаться (труд на непрерывных производствах, по скользящему графику, неполный рабочий день, надомный труд и т. д.), в связи с чем лица, которым

назначены исправительные работы, могут оказаться в неравных условиях. В данной ситуации нарушается ключевой принцип привлечения к юридической ответственности - равенства перед законом.

Обязательные работы могут применяться к гражданам независимо от того, работают они или учатся, в свободное от работы (учебы) время, выражаются в выполнении различных общественно полезных работ (уборка мусора, работы по озеленению и других, не требующих специальных профессиональных навыков). Срок отбывания данного наказания исчисляется в часах, что, в отличие от исправительных работ, ставит правонарушителей в относительно равные условия. Более того, законодательно определен круг лиц, которым не могут быть назначены обязательные работы. К таковым отнесены беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, инвалиды I и II групп, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, а также имеющие специальные звания сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов. Исправительные работы, исходя из формулировки закона, могут применяться ко всем гражданам.

Исправительные работы как административное наказание уместнее сравнивать с аналогичным уголовным наказанием. Так, в соответствии со статьей 50 УК РФ, исправительные работы назначаются осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его. Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы. Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного. Отличие от административного наказания в том, что назначаться оно может лицам, не имеющим работы. Срок наказания также больше (от 2 месяцев до 2 лет). Исправительные работы могут быть назначены за такие преступления, как убийство, совершенное в состоянии аффекта, причинение смерти по неосторожности, побои, вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий и некоторые другие. Административное наказание в виде исправите ль-

ных работ могло быть назначено за такие правонарушения, как незаконные приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств в небольших размерах, Уклонение от возмещения имущественного ущерба, причиненного преступлением предприятиям, учреждениям, организациям, незаконная продажа гражданами товаров или иных предметов, не произведенных ими, по ценам, превышающим действующие государственные розничные цены на эти товары или предметы, мелкая спекуляция, мелкое хулиганство и некоторые другие. Как мы видим, такое наказание применяется в основном за правонарушения, не представляющие большой общественной опасности.

Уголовное наказание в виде обязательных работ, в соответствии со ст. 49 УК РФ, заключается в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. В качестве примера можно привести уборку улиц, дворов, использование осужденных в качестве разнорабочих, то есть привлечение их к работам, не требующим специальных навыков, образования или квалификации.

Однако, несмотря на все сказанное, при изучении вопроса о соотношении обязательных и исправительных работ постоянно возникают новые вопросы. В частности: замена (отмена исполнения) данных наказаний в случае утраты трудоспособности лицом, получения инвалидности; обеспечение гражданина, привлекаемого в административной ответственности, спецодеждой, необходимым инвентарем, средствами индивидуальной защиты (очки, обувь, рукавицы, наушники и т. д.); обеспечение соблюдения техники безопасности на рабочем месте (проведение инструктажа, занятий по технике безопасности); возмещение гражданину ущерба (имущественного, морального), причиненного в период отбывания наказания. Частично названные вопросы раскрываются в Федеральном законе от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» [2]. Так, в соответствии со ст. 109.2 закона, исполнение судебным приставом-исполнителем исполнительного документа об отбывании обязательных работ заключается в направлении должника в организацию, включенную в перечень организаций, где лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, и осуществлении контроля за выполнением

должником таких работ. Прохождение исполнительного документа об отбывании обязательных работ производится судебным приставом-исполнителем по месту жительства должника. Судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства по исполнительному документу об отбывании обязательных работ:

- указывает вид обязательных работ и организацию, включенную в перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы. Перечень таких организаций определяется органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов. В Йошкар-Оле, например, к таким работам отнесена уборка улиц [3];

- устанавливает порядок и условия отбывания обязательных работ в соответствии с требованиями, определенными законодательством Российской Федерации;

- разъясняет порядок и условия отбывания обязательных работ;

- предупреждает о необходимости приступить к обязательным работам не позднее десяти дней со дня возбуждения исполнительного производства;

- разъясняет право обратиться с ходатайством об изменении вида обязательных работ или организации, в которую должник направлен для отбывания обязательных работ, а также об уменьшении количества часов, которые необходимо отработать в течение недели;

- предупреждает об ответственности за уклонение от отбывания наказания.

Копию постановления о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель направляет должнику, в суд, выдавший исполнительный документ, а также в организацию, в которую должник направлен для отбывания обязательных работ. Судебный пристав-исполнитель контролирует поведение должника при отбывании обязательных работ, соблюдение им трудовой дисциплины, количество часов, отработанных должником, путем посещения организации, в которую должник направлен для отбывания обязательных работ, или получения информации из такой организации. На основании представляемых организацией, в которую должник направлен для

отбывания обязательных работ, сведений о времени, отработанном должником, судебный пристав-исполнитель ведет его суммарный учет в часах. В случае уклонения должника от отбывания обязательных работ, выразившегося в невыходе на обязательные работы без уважительных причин и нарушении трудовой дисциплины, подтвержденных документами организации, в которую должник направлен для отбывания обязательных работ, судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 20.25 КоАП РФ («Уклонение от исполнения административного наказания»). Данные вопросы требуют отдельного детального изучения, так как их разрешение непосредственно влияет на качество исполнения административного наказания.

Таким образом, можно сделать вывод, что между исправительными и обязательными работами больше различий, чем общих черт. Исправительные работы как административное наказание по своей сути ближе к аналогичному уголовному наказанию, а обязательные работы в таком случае выступают как самостоятельная мера административного принуждения, новая для российской правоприменительной практики, которая, однако, имеет некоторое сходство с обязательными работами как мерой уголовной ответственности.

Ш

1. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (утв. ВС РСФСР 20.06.1984) // Ведомости ВС РСФСР. 1984. № 27. Ст. 909.

2. Об исполнительном производстве. Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ // Парламентская газета. 10 октября 2007 г. № 131.

3. О видах обязательных работ и перечне организаций для отбывания обязательных работ на территории городского округа «Город Йошкар-Ола». Постановление Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл от 23 апреля 2013 г. № 1020 // Йошкар-Ола. 30 апреля 2013 г. № 16 (1172).

4. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Федеральный закон от 8 июня 2012 г № 65-ФЗ // Российская газета. 9 июня 2012 г. № 131.

1. Kodeks RSFSR ob administrativnyih pravonarusheniyah (utv. VS RSFSR 20.06.1984), Vedomosti VS RSFSR, 1984, No. 27, st. 909.

2. Ob ispolnitelnom proizvodstve. Federalnyiy zakon ot 2 ok-tyabrya 2007 g. No. 229-FZ, Parlamentskaya gazeta, 10 oktyabrya 2007 g., No. 131.

3. O vidah obyazatelnyih rabot i perechne organizatsiy dlya otbyivaniya obyazatelnyih rabot na territorii gorodskogo okruga "Gorod Yoshkar-Ola". Postanovlenie Administratsii gorodskogo okruga "Gorod Yoshkar-Ola" Respubliki Mariy El ot 23 aprelya 2013 g. No. 1020, Yoshkar-Ola, 30 aprelya 2013 g., No. 16 (1172).

4. O vnesenii izmeneniy v Kodeks Rossiyskoy Federatsii ob ad-ministrativnyih pravonarusheniyah i Federalnyiy zakon «O sobra-niyah, mitingah, demonstratsiyah, shestviyah i piketirovaniyah». Federalnyiy zakon ot 8 iyunya 2012 g. No. 65-FZ, Rossiyskaya gazeta, 9 iyunya 2012 g., No. 131.

UDK 349.2

S. E. Michailov Mari State University, Yoshkar-Ola

Mandatory work - new or well-forgotten old?

In 2013, the amendments came into force to the Administrative Code of the Russian Federation, according to which they began to assign to administrative penalties such as mandatory work for certain administrative offenses. Work as a measure of responsibility for the offense is used for a long time in native practice, including the field of the Institute of administrative responsibility. However, speaking about the current Administrative Code, such punishment was introduced only 11 years after its adoption. The author of this work attempts to understand, what mandatory work means for native law practice - a new administrative punishment or a kind of administrative coercive measures applied in the past. In this article the author presents a comparative analysis of the administrative penalty in the form of compulsory work with labor, enshrined in the Administrative Code of the Russian Soviet Federative Socialist Republic, as well as mandatory and corrective labor measures of criminal responsibility.

Keywords: administrative offense, administrative responsibility, administrative punishment, community service, correctional work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.