УДК 368.371
Мошкин А.С., Полевой Е.В.
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦА ОПАСНОГО ОБЪЕКТА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В статье сделана попытка сформулировать основные проблемы, существующие в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта, а также предложены возможные пути их решения, в том числе путем внесения соответствующих поправок в нормативные правовые актм, регулирующие отношения в области обязательного страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта.
Ключевые слова: опасные объекты, страхование гражданской ответственности, страховое возмещение, страховые риски.
Moshkin A.S., Polevoy E.V.
LIABILITY INSURANCE OWNER DANGEROUS OBJECTS: PROBLEMS AND
PROSPECTS
The article is an attempt to formulate the main problems existing in the sphere of obligatory civil liability insurance of hazardous facility owner, as well as possible ways to address them, including by making appropriate amendments to the normative legal acts regulating the relations in the field of compulsory insurance of hazardous facility owner's civil liability.
Keywords: dangerous objects, liability insurance, insurance compensation, insurance risks.
Прогресс человечества невозможен без создания и развития новых технологий, но оборотной стороной такого прогресса является повышение опасности возникновения техногенных аварий и катастроф, связанных со значительными экономическими затратами, причинением вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде. Наибольшие потери как экономические, так и людские, причиняют техногенные аварии и катастрофы, источниками которых являются различные опасные объекты.
Россия — индустриальное государство с множеством крупных предприятий, опасных производственных объектов, но в то же время состояние основных фондов, которые порой не обновлялись еще с советских времен, оставляет желать лучшего. Износ оборудования по разным данным достигает 40% и более [1]. Этот фактор обусловливает высокую вероятность возникновения крупных производственных аварий и катастроф. Кроме того, в зонах расположения опасных объектов, как правило, достаточно высокая плотность населения, что в случае аварии может привести к значительным человеческим жертвам.
Практика показывает, что страны, не уде-
ляющие должного внимания страхованию опасных объектов, сталкиваются, с серьёзными проблемами, связанными со значительными расходами на компенсацию вреда пострадавшим, возмещение ущерба, нанесённого окружающей природной среде. В связи с этим, 27 июля 2010 года в нашей стране был принят Федеральный закон № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», вступивший в силу 1 января 2012 года. Данный закон стал выполнять роль экономического механизма возмещения вреда потерпевшим в результате техногенных аварий на опасных объектах.
Страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта является социально значимым видом страхования и позволяет:
— гарантировать значительные страховые и компенсационные выплаты пострадавшим;
— обеспечивать значительный экономический эффект в случае наступления аварии, который выражается в снижении нагрузки на государственный бюджет, и,
Мошкин А.С., Полевой Е.В.
как следствие, в повышении финансовой устойчивости и обеспечении стабильного развития экономики страны;
— способствовать повышению уровня безопасности опасных объектов и обеспечению устойчивости национальной промышленности;
— создавать реально работающие механизмы контроля и стимулирования мер по повышению безопасности опасных объектов.
Введение системы обязательного страхования, по мнению аналитиков МЧС России, создало условия для широкого перехода на аудит безопасности — оценку риска независимыми экспертами-аудиторами, проверяющими безопасность на предприятиях и оказывающими услуги по анализу качества, надежности и эффективности системы безопасности.
Международная практика показывает, что в большинстве зарубежных стран страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта является добровольным. Это обусловлено высоким уровнем страховой культуры, социальной ответственностью предпринимателей, высокими стандартами промышленной безопасности, рыночными условиями и крупными издержками по урегулированию убытков за причинение вреда здоровью, жизни и имуществу. Но в России, ввиду низкой страховой культуры граждан, недостаточной социальной ответственности предпринимателей необходимым является именно обязательное страхование.
Обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте является достаточно новым видом страхования в России. На протяжении четырёх лет с момента вступления в силу Федерального закона № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» постоянно велась активная работа по его совершенствованию и созданы условия для решения вскрывшихся в ходе его реализации проблем:
— проблема низких лимитов ответственности страховщиков по некоторым видам опасных объектов. Так, в редакции Федерального закона № 225 от 23.05.2016 года
с изменениями и дополнениями (вступают в силу с 06.09.2016 года) были внесены поправки в законодательство об обязательном страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта в части увеличения лимитов ответственности страховщиков (например, для угольных шахт с максимально возможным количеством потерпевших до 50 человек размер страховой суммы был увеличен с 10 до 50 млн. рублей, для угольных шахт с максимально возможным количеством пострадавших более 50 человек — с 10 до 100 млн. рублей) [2]. Эти изменения позволят в полной мере выплачивать страховое возмещение пострадавшим в результате аварии на шахте и сократить бюджетные расходы на такие выплаты;
— проблема недострахования опасных объектов. Для решения данной проблемы Ро-стехнадзором были предложены изменения в КоАП РФ [3], которые упрощают порядок привлечения владельца опасного объекта к административной ответственности за незаключение договора обязательного страхования. На основании сверки сведений о заключенных, продлённых и расторгнутых договорах, находящихся в Автоматизированной информационной системе Национального союза страховщиков ответственности (АИС НССО), и данных информационной системы Ростехнад-зора об опасных объектах, фиксируется факт отсутствия договора обязательного страхования и в автоматическом режиме выносится постановление об административном правонарушении владельца опасного объекта. В результате внедрения автоматической фиксации нарушения и наложения штрафа предполагается снижение количества незастрахованных опасных объектов и создание условий для наиболее полного соблюдения одного из принципов обязательного страхования — принципа всеобщности и обязательности.
Тем не менее, по-прежнему можно выделить некоторые аспекты данного вида страхования, нуждающиеся в доработке. В ходе проведенного анализа обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта, обзора научных статей, литературы и пуб-
2016'2(29)
ликаций на данную тему [4-6], были выявлены следующие основные проблемные ситуации: низкий уровень информированности населения о возможности получения страхового возмещения и отсутствие покрытия экологических рисков.
Несмотря на проводившуюся в 2013 году Национальным союзом страховщиков ответственности масштабную РЫ-компанию, направленную на информирование граждан об их правах и способах получения страхового возмещения за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу в результате аварий на опасных объектах [7], о возможности получения такого возмещения в рамках обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта знают далеко не многие. Причинами такой ситуации могут быть:
— недостаточная эффективность РЫ-кампании (при отсутствии реальной потребности в страховании ответственности владельца опасного объекта у большинства населения публикации в СМИ не доходят до целевой аудитории);
— низкая правовая культура населения (потенциальные потерпевшие чаще всего не читают публикации Национального союза страховщиков ответственности, не смотрят передачи на тему страхования ответственности, не знают Федерального закона № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» ).
Последствиями такой ситуации могут быть:
1. неполучение потерпевшим страховых выплат;
2. намеренное сокрытие владельцами опасных объектов аварий и инцидентов, с целью недопущения огласки или с целью уклонения от ответственности;
3. отложенные убытки страховщиков (иски по вреду, причиненному жизни и здоровью не имеют сроков давности).
Аварии на опасных производственных объектах могут причинить вред не только жизни,
здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц, но и окружающей природной среде, особенно при авариях на объектах высокой и чрезвычайно высокой опасности. И расходы на ликвидацию последствий аварий, причинивших вред экологии, приходятся, как правило, на бюджетные средства. На сегодняшний день владельцы опасных объектов могут застраховать свою ответственность за причинение вреда окружающей среде только в рамках добровольного страхования (например, добровольного страхования предприятий-источников повышенной опасности, в котором предусмотрено покрытие за причинение вреда окружающей среде при возникновении аварии на предприятии). А Федеральный закон № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» прямо исключает риски, связанные с причинением вреда окружающей среде (ФЗ №-225 ст. 1 п. 2) [2]. Таким образом, многие предприятия продолжают нести риски, связанные с причинением вреда окружающей природной среде и расходами на расчистку загрязненных территорий.
На основании результатов анализа причин возникновения обозначенных проблемных ситуаций и практического опыта их решения на местах был разработан ряд предложений по устранению выявленных недостатков системы страхования опасных объектов.
Во-первых, включить экологические риски в страховое покрытие путём внесения соответствующих поправок в закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта, либо принять отдельный федеральный закон, в рамках которого будет производиться обязательное страхование гражданской ответственности владельца объекта повышенной экологической опасности за вред, причинённый экологии и третьим лицам в результате сверхнормативного загрязнения окружающей среды (земельных угодий, водной среды или воздушного бассейна). Причем, на наш взгляд, второй путь является более эффективным, так как не все опасные объекты могут причинить вред окружающей среде при аварии на них (например, лифты и эскалаторы) и владельцам таких объектов незачем включать в страховое покрытие экологические риски и переплачивать страховщику, т.к. вклю-
Мошкин А.С., Полевой Е.В.
чение дополнительных страховых рисков может сказаться на страховых тарифах в сторону их увеличения. И, наоборот, владельцам опасных объектов высокого и чрезвычайного класса опасности необходимо полностью покрыть страхованием экологические риски. Предлагаемые изменения позволят:
— защитить интересы хозяйствующих субъектов в связи с их обязательствами по возмещению экологического вреда, причинённого в процессе хозяйственной деятельности;
— снять нагрузку с бюджета по оплате работ по ликвидации загрязнений окружающей среды, расчистке загрязнённых территорий;
— повысить экологическую безопасность и создать условия для предупреждения возникновения загрязнения окружающей среды;
— стимулировать внедрение энергосберегающих и экологически чистых технологий;
— способствовать повышению экологической культуры и ответственности хозяй-
ствующих субъектов за экологические результаты своей деятельности.
Во-вторых, повысить информированность населения и работников опасных объектов о возможности получения страхового возмещения в случае аварии на опасном объекте путём размещения информационных стендов на опасных объектах, проведения рекламных кампаний страхования опасных объектов, а также путём взаимодействия с МЧС России (информирование населения с помощью Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового скопления (ОКСИОН), а также информирование в рамках программ обучения населения в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера). Это особенно важно для работников опасных объектов и для населения, проживающего в районе расположения опасных объектов.
Своевременное выявление проблем обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на объекте и оперативное их устранение в дальнейшем повысит его эффективность и позволит в полной мере выполнять возложенные на него функции.
Литература
1. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] // http : //www. gks.ru/ (дата обращения: 24.04.2016).
2. Федеральный закон от 27.07.2010 № 225-ФЗ (в ред. от 23.05.2016) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.09.2016). Справ.-правовая система «Консультант Плюс».
3. Годовой отчёт Национального союза страховщиков ответственности 2015 [Электронный ресурс] / / Национальный союз страховщиков ответственности [Офиц. сайт], https: //www.nsso.ru/nsso/information/annual, reports/ (дата обращения: 20.03.2016).
4. Клоков К.M. Проблемы и перспективы развития обязательного страхования ответственности владельцев опасных объектов Байкальской природной территории // Страхование.
2013. № 4. С. 85-87.
5. Кашеваров А.Б. Обязательное страхование ОПО: проблемы и решения. 2014 [Электронный ресурс]: http://www.insur\begingroup\ let\relax\relax\endgroup[Pleaseinsert\ PrerenderUnicode{Bl'8}intopreamble]info. ru/opinions/9/ (дата обращения 16.05.2016).
6. Корнева E.B., Иващенко К.П. Основные проблемы в реализации закона об обязательном страховании ответственности владельцев опасных объектов // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 3.; http: //www.science-education.ru/ru/article/ view?id=13028 (дата обращения: 16.05.2016).
7. Годовой отчёт Национального союза страховщиков ответственности 2013 [Электронный ресурс] / / Национальный союз страховщиков ответственности [Офиц. сайт], https: //www.nsso.ru/nsso/information/annual, reports/ (дата обращения: 20.03.2016).
Рецензент: доктор технических наук, доцент Рыбаков А.В.