Научная статья на тему 'Обусловленность оценочности военных метафор их частотностью в современных газетных текстах'

Обусловленность оценочности военных метафор их частотностью в современных газетных текстах Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
314
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЗЕТНЫЙ ТЕКСТ / ВОЕННАЯ МЕТАФОРА / МЕТАФОРИЧЕСКИЙ ОБРАЗ / НЕГАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЧАСТОТНЫЙ ОБРАЗ / НЕГАТИВНАЯ/ПОЗИТИВНАЯ ОЦЕНОЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ананченко Ольга Георгиевна

В статье представлен анализ наиболее частотных военных метафор в современных газетных текстах. Рассмотрена зависимость оценочности данных метафор от их частотности. Выявлены характерные особенности и тенденции в использовании частотных метафорических образов борьбы, войны, боя, битвы, баталии. На примерах из текстов различной тематики показана способность негативно эмоционального и позитивно эмоционального воздействия военных метафор на читательскую аудиторию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обусловленность оценочности военных метафор их частотностью в современных газетных текстах»

УДК 002.2:82.015 ББК 76.125.1+83.011.7 А 64

О.Г. Ананченко

Обусловленность оценочности военных метафор их частотностью в современных

газетных текстах

(Рецензирована)

Аннотация:

В статье представлен анализ наиболее частотных военных метафор в современных газетных текстах. Рассмотрена зависимость оценочности данных метафор от их частотности. Выявлены характерные особенности и тенденции в использовании частотных метафорических образов борьбы, войны, боя, битвы, баталии. На примерах из текстов различной тематики показана способность негативно - эмоционального и позитивно - эмоционального воздействия военных метафор на читательскую аудиторию.

Ключевые слова:

Газетный текст, военная метафора, метафорический образ, негативный потенциал, частотный образ, негативная/позитивная оценочность.

Многие языковеды (Чудинов Н.П., Баранов А.Н., Караулов Ю.Н., Воронова Н.С.) отмечают высокую частотность военной лексики в современных средствах массовой информации.

Наши наблюдения также показывают, что в современных газетных текстах, освещающих различные сферы человеческой деятельности (сферу политики, экономики, спорта, культуры, медицины), наиболее частотными являются «военные» метафоры. Это во многом определено историей нашей страны, ее богатым военным опытом, а также изменениями, произошедшими в стране за последние десятилетия и повлекшими за собой ряд кардинальных перемен в государственном строе, политике, экономике, культуре и в жизненном устройстве людей. Данная метафора, несущая в себе негативный, воинствующий потенциал, способна агрессивно воздействовать на мышление читателя и манипулировать его сознанием.

Материалом для наблюдений послужили тексты газет федерального и краевого значения: «Аргументы и факты», «Аргументы и факты. Свободный взгляд»,

«Комсомольская правда», «Комсомольская правда - Кубань», «Известия». Примеры отобраны методом сплошной выборки.

Наш анализ показал, что в текстах на тему политики и экономики чаще всего используются метафорические образы борьбы, войны, боя, битвы, баталии.

В сфере политики борьба разворачивается за кресло, портфели, «трон», «престол».

Приведем примеры: Борьба за кресла председателей остальных комитетов ведется нешуточная (КП, №6,2004); ...раздача портфелей происходила без борьбы (все должности, как и заявляла «ЕР», достались «медведям»)... (КП,№9,2004); ... борьба за трон представляется нешуточной... претенденты на престол в ходе думских выборов возглавляют списки своих партий... (Изв.,04.09.03).

В приведенных примерах метафоры использованы с целью отрицательноиронической оценки того, что происходит в политической жизни страны.

В статьях, освещающих тему выборов в России и подготовку к ним, образ борьбы стал неизбежным и традиционным. Борьба происходит предвыборная, политическая, внутривидовая, вокруг правительства, с сепаратизмом. Например: .несмотря на то, что президентские выборы на Украине намечены на осень, предвыборная борьба там, по сути, началась (КП,№22,2004); Июльские рейтинги подводят своеобразный итог этого этапа политической борьбы (КП,№119/27,2003); Не желаю вникать в детали вашей

внутривидовой борьбы (Изв.,16.12.03); В следующем году вокруг правительства развернется серьезная борьба (АиФ,№49,2005); Призывая к борьбе с сепаратизмом,

можно мобилизовать нацию, усилить свои позиции в преддверии выборов (Изв.,16.03.04).

В экономической сфере борьба идет за ресурсы, за контроль над чем-либо, за передел сфер влияния, за какие-либо льготы. Приведем несколько примеров: ...борьба за ресурсы обернется новыми жертвами (АиФ СВ,№7,2003); На Дальнем Востоке десятки людей полегли за контроль над рыбными промыслами (АиФ,№2,2004); Не нарушится ли в связи с трагическим уходом едва ли не всей прежней администрации борьба за передел сфер влияния? (Изв.,04.09.03); ... предстоит самая ожесточенная борьба за право распоряжаться налоговыми, таможенными и другими финансовыми льготами в рамках ОЭЗ (Изв.,24.03.04).

В приведенных примерах метафоры отражают жесткий характер нравов, сложившихся в условиях нестабильной экономики страны.

В то же время следует отметить, что в других контекстах метафора борьбы обретает позитивную оценочность и оттенок надежды на перемены к лучшему. Но высокая частотность использования стирает образность и эмоциональную насыщенность, актуальность данной метафорической модели. Метафора становится «пустой». Например: Чубайс пытается побороть инфляцию (КП-Кубань,14.11.04); ... в газетах и на телевидении будет развернута непримиримая борьба с коррупцией... (КП-Кубань, №129\29,2003); Валерий Купро утверждает, что на борьбу с чиновниками он потратил уже около полутора лет (Изв.,12.09.03); ...программа борьбы с бедностью провалится

с треском (Изв.,23.03.04).

В текстах на тему медицины метафора борьбы встречается реже и нацелена, прежде всего, на пропаганду здорового образа жизни и освещение достижений медицины: ...это самый мощный инструмент в борьбе с гриппом... (АиФ,№5,2004); ... препарат может быть рекомендован не только для борьбы с сезонными простудами... (АиФ,№5,2004).

Метафора борьбы иногда встречается и в текстах на тему культуры. Например: Пока дирекция фестиваля ведет суровую борьбу за здоровый дух веселых и находчивых, мы предлагаем вам посмеяться над шутками разных лет, которые посвящены Сочи... (КП,№7,2004).

Частую употребительность обнаруживает метафора война в текстах разной тематики.

Образ войны очень часто эксплуатируется в текстах на экономические темы. В условиях нестабильной экономики «ведение войны» - это способ выживания в периоды кризисов и экономических потрясений. Война разгорается газовая, торговая, сигаретная, информационная, алиментная. Война за прибыль, за передел в экономической сфере, вокруг заводов. Приведем примеры: .жертвой газовой войны поневоле может

оказаться индо- британский магнат. (АиФ,№50,2005); Мировая торговая война должна была начаться 15 декабря (Изв.,09.12.03); За пределами США разгорелась сигаретная война... (Изв.,10.12.03); В Кремле крайне раздражены и ходом

информационной войны с «ЮКОСом» (АиФ,№45,2003); Производители- конкуренты таким образом ведут друг с другом войну за «сливки»... (КП,№238/51,2004); «АиФ» предлагает читателям короткий экскурс в те регионы, которые прославились криминальными бойнями в войне за передел в экономической сфере (АиФ,№2,2004); Война в Красноярском крае развернулась в середине 90-х годов прошлого столетия вокруг алюминиевых заводов (АиФ,№2,2004).

Приведенные примеры, как в зеркале, отражают состояние общества, в котором война идет на всех уровнях.

Войну бывшим мужьям-олигархам объявляют бывшие жены. Пример: ...бывшая супруга объявила бросившему ее олигарху настоящую алиментную войну (КП, №119/27,2003).

Пойти войной против роста цен намереваются читатели. Пример: В «АиФ» №45 мы опубликовали открытое письмо наших читателей президенту, где требовали пойти войной на рост цен (АиФ,№47,2005).

Войну ведут политики с бюрократами и нечестными выборами, воюют между собой политические партии. Пример: Я с этими бюрократами настоящую войну веду! (КП-Кубань,№129/29,2003); Ведь глава ЦИКа объявил войну нечестным выборам (КП,03.10.03); ...личный разлад перешел в партийную войну (КП,05.09.03).

Война объявляется, ведется, продолжается, не прерывается и в области культуры. Рассмотрим примеры: Российская фонографическая ассоциация (РФА) объявила войну владельцам кафе... (КП,№46,2005); И я согласен на эту духовную войну — мы будем биться (АиФ,№44,2003); Во всем мире поп и рок прекрасно уживаются вместе. Только в нашей стране идет война (АиФ,№44,2003).

Как видно из примеров, воинствующие метафоры в текстах культурной направленности имеют свои особенности, но это не умаляет силы их эмоциональноагрессивного воздействия на читателя и соответствующего его отношения к сложившейся ситуации в данной сфере.

Давно стало привычным, что внутриполитическая жизнь страны стойко ассоциируется с полем брани, где происходят «нешуточные» битвы, бои и баталии. Особенно ожесточенный характер схватки принимают во время выборов. Рассмотрим примеры: Герои необычных выборов все больше рассказывали о будущих битвах и победах (Изв.,18.03.04); Для них (депутатов - О.А.) конец думского четырехлетия -самая горячая пора, битва за урожай, то есть за спонсоров и избирателей (Изв.,12.09.03); ...победа партии, возглавляемой оппозиционным претендентом, даст тому важные преимущества в предстоящей битве за Кремль (Изв.,04.09.03).

Метафора битва очень емко отображает воинствующий настрой конкурентов в предвыборной кампании и неуемное стремление к победе.

Данная метафора становится актуальной и при рассмотрении экономических и культурных процессов. Пример: Самураи проиграли битву за острова (АиФ,№46,2005); А что Франция? Одни говорят, она бьется за свои нефтяные контракты в Ираке... (Изв.,16.09.03); Новогодняя битва мюзиклов (КП,№238/51,2004); Иосиф Давыдович решил посетить «битву» молодых звезд Украины... (КП,15.08.03).

Как показывают наши наблюдения, военный термин бой весьма активен и продуктивен у многих авторов, так как наиболее ярко отражает положение дел и происходящие процессы в политике: без боя никто свои позиции сдавать не намерен. Лозунг всякого, кто стремится к власти: победа любой ценой. Подтвердим сказанное примерами: .премьер сдаваться без боя, похоже, не собирается (АиФ,№52,2005); У всех на глазах разворачиваются настоящие бои за партийные «бренды»... (АиФ, №44,2005); Ирине Хакамаде не позавидуешь: идет в бой после разгрома армии, без поддержки, без программы... (КП,№14,2004).

Примеры из текстов на экономические темы: Сигма уже засветилась в боях за металлургический комбинат «Тагмет» и завод «Красный котельщик». (АиФ,№7,2004).

Метафорический образ баталии был известен и в прежнее время, но значительная частотность в его использовании наблюдается именно в последние десятилетия.

Военный термин баталия достаточно прочно обосновался в публицистических текстах различной проблематики и у многих авторов, что неминуемо ведет к утрате образности, потере эффекта неожиданности и новизны. Баталии становятся частью нашей повседневной жизни. Их тематика весьма обширна: политические, предвыборные, нефтяные, юридические. Баталии происходят в экономических и культурных процессах, а также в семейной жизни. Например: Обсуждалось, как не допустить втягивание силовых структур в политические баталии (КП,№236,2004);... округ оказался в эпицентре предвыборных баталий? (КП,№25,2004); Это (дефолт - О.А.) будет отголосок войны в Ираке, результат нефтяных баталий (КПД9.12.03);

Контролировать ее (цену - О.А.) нашему производителю, наверное, будет труднее, чем поднаторевшим в юридических баталиях американцам (АиФ,№48,2003); Держать или не держать курс доллара к рублю, денежные власти тоже решают давно. И баталии шли нешуточные (Изв.,10.12.03); ...мэтр российской сцены долго наблюдал за баталиями молодых исполнителей (КП,15.08.03); В самом начале перестройки у меня с женой Ириной Петровной Купченко бывали целые баталии (КП,№7,2004).

Современные журналисты довольно часто прибегают к военным метафорическим выражениям, чтобы привлечь внимание читателей, придать тексту динамичность и эмоциональность, не задумываясь над тем, что злоупотребление подобными метафорами способствует милитаризации сознания читателя, так как многие из них несут в себе негативно-эмоциональную оценку.

Анализируемый материал позволяет сделать следующие выводы:

1. В газетных текстах начала XXI века наиболее частотными являются военные метафоры борьба, война, бой, битва, баталия.

2.Военные метафоры отражают сложившуюся ситуацию в различных сферах человеческой деятельности: в сфере политики, экономики, спорта, культуры, медицины.

3. Многие из военных метафор содержат в себе негативную оценку и способны агрессивно воздействовать на читательскую аудиторию.

4. Высокая частотность военных метафор в текстах различной тематики неизбежно ведет к утрате образности, актуальности метафорических выражений, а также негативному их воздействию на сознание читателя.

Примечания:

1. Баранов А.Н., Караулов Ю.Н. Русская политическая метафора: Материалы к

словарю. М., 1991. 193 с.

2. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. М., 1985.

3. Воронова Н.С. Политическая метафора в немецком и русском языках: Дис. . канд.

филол. наук. М., 2003.

4. Чудинов А.П. Россия в метафорическом зеркале // Русская речь. 2001. № 4. С. 4248.

Современный толковый словарь русского языка. СПб., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.