Научная статья на тему 'ОБУС МАННАЙ-ООЛОВИЧ МОНГУШ – УЧИТЕЛЬ И НАСТАВНИК (ПО МАТЕРИАЛАМ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ ИМ.АЛДАН-МААДЫР РЕСПУБЛИКИ ТЫВА)'

ОБУС МАННАЙ-ООЛОВИЧ МОНГУШ – УЧИТЕЛЬ И НАСТАВНИК (ПО МАТЕРИАЛАМ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ ИМ.АЛДАН-МААДЫР РЕСПУБЛИКИ ТЫВА) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Национальный музей Республики Тыва / личный архив / документальные источники / педагог / the National museum of the Republic of Tyva / private archives / documentary sources / an educator

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дыртык-Оол Майя Оюновна

Статья посвящена жизни и деятельности Монгуша Обуса Маннай-ооловича, одного из первых учителей Тувы. Впервые введены в научный оборот неизвестные письменные источники из личного архива педагога, которые хранятся в Национальном музее имени Алдан-Маадыр Республики Тыва.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Дыртык-Оол Майя Оюновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OBUS MANAI–OOLOVICH MONGUSH TEACHER AND MENTOR (BASED ON THE MATERIALS OF THE NATIONAL MUSEUM “ALDAN-MAADYR” REPUBLIC OF TYVA)

This article focuses on the life and work of one of the first tuvan educators, Mongush Obus Manai-oolovich. It provides information based on study of previously unknown documents from the private archives of the National Museum of the Republic of Tyva.

Текст научной работы на тему «ОБУС МАННАЙ-ООЛОВИЧ МОНГУШ – УЧИТЕЛЬ И НАСТАВНИК (ПО МАТЕРИАЛАМ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ ИМ.АЛДАН-МААДЫР РЕСПУБЛИКИ ТЫВА)»

этноэкологических и этнокультурных традиций народов Саяно-Алтая: Материалы II международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов, посвященной 100-летию единения России и Тувы и в рамках реализации мероприятий Программы развития деятельности студенческих объединений. Кызыл: Издательство ФГБОУ ВПО «ТувГУ», 2014. 150 с.

Шуман В. Мир камня. В 2-х т. Т.1. Горные породы и минералы: Пер. нем./Предисл. Е. Я. Киевченко. М.: Мир, 1986. 5 с.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Саая Ольга Владимировна, методист музейного дела отдела методического сопровождения по вопросам культуры, искусства, религии и краеведения, ГБУ «Национальный музей Республики Тыва». Кызыл, Российская Федерация. Электронный адрес: olga-saaya@mail.ru

Ондар Элла Валерийевна, хранитель 1-й категории отдела фондов и учета, ГБУ «Национальный музей Республики Тыва». Кызыл, Российская Федерация. Электронный адрес: ella.oorzhak.86@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Olga Vladimirovna Saaya, methodist of the museum department of methodological support on culture, art, religion and local history, State Budgetary Institution "National Museum of the Republic of Tyva". Kyzyl, Russian Federation. E-mail: olga-saaya@mail.ru

Ella Valerievna Ondar, curator of the 1st category of the Department of Funds and Accounting, State Budgetary Institution "National Museum of the Republic of Tyva". Kyzyl, Russian Federation. E-mail: ella.oorzhak.86@mail.ru

УДК 069.01 (075.8)

ОБУС МАННАЙ-ООЛОВИЧ МОНГУШ - УЧИТЕЛЬ И НАСТАВНИК

(ПО МАТЕРИАЛАМ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ ИМ.АЛДАН-МААДЫР

РЕСПУБЛИКИ ТЫВА)

Дыртык-оол М. О.

Аннотация. Статья посвящена жизни и деятельности Монгуша Обуса Маннай-ооловича, одного из первых учителей Тувы. Впервые введены в научный оборот неизвестные письменные источники из личного архива педагога, которые хранятся в Национальном музее имени Алдан-Маадыр Республики Тыва.

Ключевые слова: Национальный музей Республики Тыва; личный архив; документальные источники; педагог

OBUS MANAI-OOLOVICH MONGUSH TEACHER AND MENTOR (BASED ON THE MATERIALS OF THE NATIONAL MUSEUM "ALDAN-MAADYR" REPUBLIC OF TYVA)

Dyrtyk-ool M. O.

Annotation. This article focuses on the life and work of one of the first tuvan educators, Mongush Obus Manai-oolovich. It provides information based on study of previously unknown documents from the private archives of the National Museum of the Republic of Tyva.

130

Keywords: the National museum of the Republic of Tyva; private archives; documentary sources; an educator

2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года -признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность1. В Национальном музее имени Алдан-Маадыр хранятся личные архивы учителей, в том числе Монгуша Обуса Маннай-ооловича, внесшего значимый вклад в образование и воспитание подрастающего поколения в 1930-1950-е гг.

В 1989 г. старшая дочь Обуса Монгуша Анис Корнилова передала его личный архив в фонды Национального музея имени Алдан-Маадыр Республики Тыва (Национальный музей Республики Тыва, далее - НМ РТ, документально-письменный фонд, далее - ДПФ, научно-вспомогательный фонд, далее - НВ). Комплектованием занималась сотрудник Тувинского музея Е. Ш. Байкара. В архиве представлены в основном документальные источники - автобиография, характеристики, справки, Почетные грамоты, паспорта заграничные и ТНР, трудовая книжка, военный билет и др. Документы выданы в период Тувинской Народной Республики и Советской Тувы, крайняя дата - 1970.

Из свидетельства о рождении известно, что Обус Монгуш родился 13 сентября 1913 г. Его родители - отец Монгуш Маннай-оол Кара и мать Сат Бышкак Кокей (НМ РТ, НВ 632/11). В выписке из паспорта указано место рождения - с. Шээкпер Барун-Хемчиского района (НМ РТ, ДПФ, КП 9607/19). Он родился в местечке возле р. Алаш, недалко от сумона. В большой традиционной тувинской семье было 12 детей, Обус был третьим ребенком.

Согласно первой Конституции Тувинской Народной Республики образование стало доступным детям простых аратов. В 1927 г. открылась первая тувинская школа, ныне школа № 2 города Кызыла. Тувинской грамоте детей обучал лама Дуптен-Хелин. Русский язык преподавал алтаец Савашкин (75 лет по пути развития Министерства образования и науки Республики Тыва, 2016: 7).

О.М. Монгуш был в числе первых выпускников этой школы, куда набирали способных детей. Успешное освоение русского языка дало возможность будущему педагогу в дальнейшем продолжить учебу в Советском Союзе, в Ленинграде2. На официальной странице сайта школы №2 имеется раздел «История», где представлен список первых учеников, пятым по порядку числится Овус (прим. автора Обус) Монгуш3.

В Советской России особое внимание уделялось организации и развитию национального образования, подготовке новых идеологически выдержанных кадров из представителей национальных меньшинств. В этом процессе важная роль принадлежала учебным заведениям, т. е. вузам - специализированным институтам и университетам.

В 1925 г. в Ленинградском университете стала учиться первая группа студентов из национальных меньшинств, т.е. самых разных национальностей из республик Советского Союза и из-за границы. В 1926 г. их перевели в созданный при рабочем факультете Ленинградского института живых восточных языков в Северное отделение. В 1927 г. было преобразовано в факультет, существовавший до преобразования в

1 Указ Президента Российской Федерации от 27 июня 2022 г. № 401 «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника»: Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации. Раздел: Банк документов. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/26ba12611bfc19a49fd3afee9d45e0a0/ (дата обращения: 30.05.2023).

2 Оюн Ч., Антуфьева Н. Обус Монгуш. Заслуженный отец // Центр Азии. 2013. № 27. 12-18 июля. С. 10.

3МБОУ СОШ № 2 им. А.А. Алдын-оола г.Кызыла. Раздел: История: офиц. сайт. URL: https://www.sites.google.com/site/shkola2kyzyl/istoria-skoly (дата обращения: 03.06.2023).

институт в 1930 г. который назывался - Ленинградский восточный институт им. А. С. Енукидзе (Сидарчук, 2018: 23).

Представители различных народов и национальностей СССР и зарубежья обучались по распределению (квотам) Народного комитета просвещения (Наркомпрос). Об этом Монгуш Обус упоминал в автобиографии (НМ РТ, ДПФ, КП 9607/19). Национальные отделы Наркомпроса регулярно ставили перед правительством вопрос о создании национальных педагогических кадров. В 1926 г. было принято Постановление СНК РСФСР об открытии педагогических учебных заведений для национальных меньшинств в соответствии с планом введения всеобщего обучения и стипендий (Панин, Зозуля, 2015: 158-159). Так, Обус Монгуш был принят на курсы национального меньшинства Советского Востока при Центральном исполнительном комитете (ЦИК) СССР историко-географического факультета. В автобиографии он писал, что «в 1928 году уехал в Ленинград учиться по путевке...» (НМ РТ, ДПФ, КП 9607/19). Однако в «Свидетельстве об окончании курсов», указаны даты - поступления 1930 г. и окончания 1936 г. (НМ РТ, ДПФ, КП 9607/12). Однако в удостоверении под №65, выданное студенту Обусу, отмечены, что четырехгодичные педагогические курсы для национальных меньшинств (нацмены) Советского Востока были с 1932 по 1936 гг. (НМ РТ, ДПФ, КП 9607/3). Так, согласно сайтов архивов России, курсы нацменов Советского Востока при ЦИК СССР действовали в период 1932-1936 гг. на базе рабфака Ленинградского восточного института, одно время назывался Институтом национальных меньшинств1.

Ранее, а именно в 1927 г. рабфак был переименован в Ленинградский восточный институт имени А. С. Енукидзе. Ведь основным уровнем среднего специального образования был четырехлетний курс, который часто продлевался до 5-6 лет, в том числе из-за задержки студентов на практике на местах (Смирнова, 2012: 53). По удостоверению Обуса (НМ РТ, ДПФ, КП 9607/15) «студент Кондурхун Северного факультета Ленинградского Восточного Института имени А. С. Енукидзе уже в 1929 г. в каникулярный отпуск был отправлен в Севастополь»2.

Из всего вышеперечисленного, на основании документов остаются открытым вопросом в биографии Обуса Монгуша конкретно год поступления в учебное заведение. Возможно, он поступил в 1928 или 1930 гг. как указывается в документах и продлил по каким-то причинам. Так, Т.М. Смирнова отмечает, что учеба часто продлевалась до 5-6 лет, в том числе и за счет задержки студентов (Смирнова, 2012: 57). В своей автобиографии он пишет: «Япоступил в 1928 году на факультет северных народностей в городе Ленинграде и окончил его 1932 году, а после этого учебу продолжил в педагогическом институте им. Герцена и окончил в 1936 году» (КП 9607/19). Даты обучения не соответствуют.

Такие неточности были у некоторых представителей тувинской интеллигенции, которые учились в СССР. Например, у Сергея Бюрбю журналистка Ирина Качан отмечает несоответствия дат студенческих лет по разным публикациям и справочникам. По одной версии Сергей Пюрбю учился в Северном факультете с 1928 по 1930 г., затем с 1930 по 1932 г. на педагогическом отделении Курсов нацменьшинств Советского Востока при Ленинградском Восточном институте им. Енукидзе. По другим источникам, на рабфаке Института народов Севера (1928 г.), затем на педагогическом отделении на курсах нацменьшинств Советского Востока при пединституте им. Герцена. Имеется документ, что будущий писатель окончил рабфак Института народов Севера при педагогическом институте им. Герцена в Ленинграде, а в 1930-1932 учился в этом же учебном заведении. Институт имени Енукидзе или Ленинградский восточный институт

1 Архивный путеводитель. Справочник сведений по фондам архивов России, Белоруссии и 4 стран: офиц. сайт. URL: https://alertino.com/ru/1081137 (дата обращения: 17.06.2023).

2 Возможно, Кондурхун в студенческие годы Обуса было как второе имя.

был ликвидирован в 1938 г. Он переименован в Государственный пединститут им. А. И. Герцена, затем был как Северный институт Ленинградского государственного университета. Северный институт становится самостоятельным и получает название Институт народов Севера ВЦИК. Войдет в состав Ленинградского пединститута только в 1953 г.1.

За годы обучения Обус Монгуш прослушал двадцать одну дисциплину, сдавал экзамены в основном на «хорошо». Его имя в документах, выданных в студенческие годы, указывалось не только как Обус (например, в удостоверении), но и как Кодурхун (в свидетельстве об окончании курсов).

В 1935 г. молодой человек вступает советскую общественно-политическую оборонную организацию «ОСОАВИАХИМ». На 2 странице членской книжки имеется отметка об уплате членского взноса за I квартал 1936 г. с вклеенной маркой (КП 9607/4). Обучаясь в городе на Неве как представитель ТНР, Обус Маннай-олович получил не только профессиональные знания в различных областях, но и европейские привычки и образ жизни. Ведь Ленинград с 1920-х гг. стал «кузницей кадров» и подлинной культурной столицей для различных народностей (Смирнова, 2012: 52).

По данным И. В. Сидарчука, студенты северного факультета Ленинградского восточного института им. А.С. Енукидзе обеспечивались общежитием, питанием, бельём, постельными принадлежностями, учебными пособиями, стипендией, в том числе одеждой (Сидарчук, 2018: 24). На одной их фотографий будущий педагог запечатлен в классическом мужском костюме с галстуком и в стильной прическе по тем временам, где волосы уложены назад (фото 1).

Среди документов, которые были сданы старшей дочерью Анис Обусовной, интерес представляют удостоверения личности - это два заграничных паспорта, выданные в 1934 и 1937 гг. и паспорт ТНР.

Фото 1. Студент Монгуш Обус Маннай-оолович. Снимок сделан примерно 1935-1936 гг.

В заграничном паспорте 1934 г. под № 817 (НМ РТ, ДПФ, КП 9607/1) отмечено, что «Предъявитель сего гражданин Тувинской Аратской Республики Обус отправляется за пределы ТАР в СССР, в Ленинград, в удостоверение чего и для свободного выезда, проживания за границей и обратного въезда в ТАР дан сей паспорт с приложением печати. Настоящий паспорт действителен для проживания вне пределов ТАР в течение одного года со дня переезда границы. Выдан 24 августа 1934 г.

1 Качан И. Сергей Пюрбю - известный и неизвестный // TUVA.Asia. Новые исследование Тувы. 24 сентября 2013: офиц. сайт. URL: https://www.tuva.asia/news/tuva/6577-pyurbyu.html (дата обращения: 10.06.2023).

в городе Кызыле» (НМ РТ, ДПФ, КП 9607/1)1. Согласно информации данного документа, сроки заграничного паспорта не продлевались. Следовательно, за время обучения у студентов из Тувы было их несколько.

После окончания учебного заведения Обус работал с 1936 по 1944 гг. учителем истории, географии и конституции в Учебном комбинате при школе № 2 (КП 9607/19). В заграничном паспорте № 817, который был выдан в 1937 г., было написано: «для выезда за пределы ТНР в Москву на учебу» (НМ РТ, ДПФ, КП 9607/2). В автобиографии и в личном листке по учету кадров Обус не упоминал о дополнительной учебной деятельности в Советской России, кроме Ленинградских курсов национального меньшинства Советского Востока при ЦИК СССР.

20 февраля 1943 г. он получил в Кызыле паспорт № 233 ТНР сроком на три года, выданный органом внутренних дел, заверенный круглой печатью и двумя подписями -министра МВД (инициалы не указаны в документе) и начальника паспортного стола Вороновой. В «отметке о прописке» указан адрес - улица Щетинкина, дом 16 (КП 9607/6).

Согласно справке о работе, его судьба связана с Самагалтайской семилетней школой, где проработал с 1944 по 1945 гг. учителем истории и географии, а также биологии (НМ РТ, ДПФ, КП 9607/19). С 1951 г. занимал должность преподавателя-переводчика с классным руководством средней школы в городе Чадан (КП 9607/19). В 1955 г. на основании приказа № 421 Обус Маннай-оолович был назначен учителем истории и географии 5-7 классов в Хайыраканской школе (КП 9607/19). В фондах музея хранятся его многочисленные удостоверения, которые подтверждают прохождение курсов повышения квалификации в Институте усовершенствования учителей в 19481949, 1950-1951 учебные годы.

Фото 2. Паспорт № 233 Монгуша Обуса Маннай-ооловича, выданный 20 февраля 1943 г. (НМ РТ, ДПФ, КП-9607/6).

Обуса принимал активное участие в общественной работе: был председателем ревизионного комитета профсоюза школы. По его инициативе в Хайыраканской восьмилетней школе была создана художественная самодеятельность. Детский кружок занимал первые места в смотрах и в концертах в районе. Кроме педагогической деятельности, учитель входил состав добровольной народной дружины по охране общественного порядка.

Его ученики стали учителями, врачами, инженерами, работниками партийных органов и других профессий. Многие из них - кандидаты и доктора наук, Заслуженные врачи и учителя Российской Федерации, Герои Социалистического труда, Заслуженные

1 Оюн Ч., Антуфьева Н. Обус Монгуш. Заслуженный отец // Центр Азии. 2013. № 27. 12-18 июля. С. 10.

134

и Народные артисты Тувинской АССР и РСФСР, лауреаты Государственной премии Тувинской АССР, кавалеры ордена Ленина1.

В педагогической характеристике сказано, что Обус Монгуш по своим предметам добивался 100% успеваемости учеников. Проводил интересные внеклассные мероприятия. Проработав более 37 лет в школе в 1969 г. по состоянию здоровья написал заявление о выходе на пенсию. Однако продолжал до конца жизни вести свою педагогическую деятельность. По воспоминанию его младшей дочери Чечек, которое было опубликовано в газете «Центр Азии», «4 декабря 1977 года, в воскресенье, он, как всегда, приготовился к занятиям, а 5 декабря впервые не пришел на свой урок: ночью сердце учителя остановилось. Он ушел из жизни в 64 года, до самого конца оставаясь педагогом»2.

За активную агитационно-массовую работу среди населения педагог награжден Почетной грамотой Министерства культуры, а также многими грамотами района, в 1947 г. - знаком «Отличник народного просвещения» (КП 9619/4). За заслуги в области развития народного образования ему в 1963 г. присвоено почетное звание «Заслуженный учитель школы Тувинской АССР» (КП 9619/1). В 1970 г. награжден юбилейной медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина».

Фото 3. Почетная грамота Заслуженного учителя школы Тувинской АССР Монгуша Обуса Маннай-ооловича. КП-9619/1

Обус Маннай-оолович один воспитывал дочерей Анис и Чечек (рано потерял супругу из-за ее болезни). Старшая дочь Анис Обусовна, в замужестве Корнилова, получила два высших образования: окончила историко-филологический факультет Якутского государственного университета и факультет психологии Новосибирского государственного университета. Она - заслуженный учитель Российской Федерации, преподаватель медицинской психологии в Республиканском медицинском колледже. Младшая - Чечек Обусовна, в замужестве Оюн, получила профессию бухгалтера.

Таким образом, личные архивы выдающихся личностей Тувы, хранящиеся в фондах Тувинского музея, являются ценными историческими источниками по развитию истории и культуры края. Документы первых учителей Тувы свидетельствуют о неоценимом их вкладе в воспитание подрастающего поколения и являются большим примером для студентов педагогических вузов. Документы личного происхождения

2 Оюн Ч, Антуфьева Н. Обус Монгуш. Указ. соч. №27 12 - 18 июля. С. 10.

135

помогают глубоко изучить жизнь и деятельность Монгуша Обуса Маннай-ооловича на общем фоне истории народного образования в Туве.

Список литературы:

75 лет по пути развития Министерства образования и науки Республики Тыва. Красноярск: Абрис. Республика Тыва. 2016. 152 с.

Корчагин О.В. Ленинградское отделение коммунистического университета национальных меньшинств Запада (1920-гг.) // Труды кафедры истории нового и новейшего времени. 2019. № 19-1. С.120-142. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42877714_15201699.pdf (дата обращения: 29.06.2023).

Панин Е.В. Зозуля О.А. Обучение национальных меньшинств в национальных отделениях общих вузах (1920-1930-е годы) // Вестник Московского Государственного университета леса - Лесной вестник. 2015. С. 158-164№4. URL: https:^yberleninka.m/artide/n/obuchenie-natsionalnyh-menshinstv-v-natsionalnyh-otdeleniyah-obschih-vuzov-sovetskoy-rossii-1920-1930-e-gody (дата обращения 29.06.2023).

Сидорчук И. В. Основные проблемы реализации государственной стратегии подготовки кадров для северных окраин СССР в 1920-х гг. (на примере Северного факультета Ленинградского восточного института им. А. С. Енукидзе) // Гуманитарный вектор. 2018. Т. 13, № 6. С. 22-29. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-problemy-realizatsii-gosudarstvennoy-strategii-podgotovki-kadrov-dlya-severnyh-okrain-sssr-v-1920-h-godah-na-primere-severnogo (дата обращения: 27.06.2023). DOI: 10.21209/19967853-2018-13-6-22-29.

Смирнова Т.М. Институт народов Севера в Ленинграде - учебное заведение нового типа // Вестник Государственного Ленинградского университета им. А.С. Пушкина. 2012. №2.URL:https:^yberleninka.ru/artide/n/institut-narodov-severa-v-leningrade-uchebnoe-zavedenie-novogo-tipa (дата обращения: 29.06.2023).

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Дыртык-оол Майя Оюновна, методист отдела методического сопровождения по вопросам истории и этнографии Национального музея имени Алдан-Маадыр Республики Тыва. Кызыл, Россия. Электронный адрес: dyrtyk-ool@yandex.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Dyrtyk-ool Maya Oyunovna, methodologist of Methodological Support of History and Ethnography department of the Aldan-Maadyr National Museum of the Republic of Tuva. Kyzyl, Russia. E-mail: dyrtyk-ool@yandex.ru (дата

УДК 069.5

КОЛЛЕКЦИЯ РУЖЕЙ ХАКАСОВ В СОБРАНИИ ХАКАССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ ИМЕНИ Л. Р. КЫЗЛАСОВА

Кыржинаков А. А.

Аннотация. В статье рассматривается комплексно коллекция ружей и принадлежностей к ним у хакасов в собрании Хакасского национального краеведческого музея имени Л. Р. Кызласова. Дается описание и проводится обзор, анализ состояния предметов коллекции. В научный оборот вводится терминология на хакасском языке для

136

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.