Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ'

ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
сотрудничество / обучение / взаимозависимость / взаимопомощь / коммуникативная компетенция / cooperation / education / interdependence / mutual assistance / communicative competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рамазанова З.М., Таймурова Н.М.

Статья посвящена вопросам организации работы учащихся в рамках активного творческого восприятия знаний. Приведены основные принципы обучения в сотрудничестве, и выявлена главная его идея. Представлен опыт работы с применением данной технологии на уроках английского языка в средней школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COOPERATIVE LEARNING AS A MEANS OF FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF PUPILS

The article is devoted to the questions of organization of students work within the framework of active creative perception of knowledge. The basic principles of training in cooperation are given, and its main idea is revealed. The experience of using this technology in English lessons in high school is presented.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ»

PHILOLOGICAL SCIENCES

ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ

Рамазанова З.М.

ГБОУДПО "Дагестанский институт развития образования "

г. Махачкалы

(доцент кафедры филологического образования, к.ф.н.)

Таймурова Н.М.

ГБОУ ДПО "Дагестанский институт развития образования"

г. Махачкалы

(старший преподаватель кафедры филологического образования)

COOPERATIVE LEARNING AS A MEANS OF FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE

OF PUPILS

Ramazanova Z.M.

GBOU DPO "the Dagestan Institute of education development" Makhachkala (associate Professor of philological education, candidate of philology)

Taymurova N.M.

GBOU DPO "the Dagestan Institute of education development" Makhachkala (senior lecturer of department ofphilological education)

Аннотация

Статья посвящена вопросам организации работы учащихся в рамках активного творческого восприятия знаний. Приведены основные принципы обучения в сотрудничестве, и выявлена главная его идея. Представлен опыт работы с применением данной технологии на уроках английского языка в средней школе.

Abstract

The article is devoted to the questions of organization of students work within the framework of active creative perception of knowledge. The basic principles of training in cooperation are given, and its main idea is revealed. The experience of using this technology in English lessons in high school is presented.

Ключевые слова: сотрудничество, обучение, взаимозависимость, взаимопомощь, коммуникативная компетенция.

Keywords: cooperation, education, interdependence, mutual assistance, communicative competence.

Человечество сегодня претерпевает глубинные изменения, связанные с переходом от индустриального общества к обществу постиндустриальному и информационному, в котором процессы создания и распространения знаний становятся ключевыми. Переход к постиндустриальному обществу ускорил процессы глобализации, усилил взаимодействия стран и культур, активизировал международное сотрудничество. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использовании новых информационных технологий), усиление социальной мобильности, развитие контактов всех уровней, делают особенно актуальной проблему формирования коммуникативной компетенции как стабильной характеристики личности подрастающего человека.

Жизнь в новых условиях выдвигает повышенные требования и в области обучения иностранному языку, прежде всего к коммуникационному взаимодействию, групповому и коллективному сотрудничеству, толерантности. Решение этой проблемы при обучении английскому языку становится сегодня действительным приоритетом. Одним из методологических оснований обновления содержания школьного образования в области иностранных языков выступают деятельностный и компетентностный подходы. Деятельностный под-

ход в образовательных стандартах нового поколения выделяет одним из основных результатов обучения коммуникативное развитие школьников.

Применительно к иностранному языку это означает формирование коммуникативной компетенции, включая сознательную ориентацию обучающихся на позицию других людей как партнёров в общении, умение слушать и вести диалог в соответствии со стратегиями и тактиками общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии совместного решения. В рамках компетент-ностной и деятельностной парадигмы происходит переход от индивидуальной формы обучения к признанию решающей роли учебного сотрудничества и коллективного взаимодействия.

Таким образом, в соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы обучения английскому языку в условиях коллективного взаимодействия приобретают особое значение, т.к. коммуникативная компетенция выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении английским языком как средством общения.

Хотя мотивация к изучению ИЯ резко возросла, трудностей при обучении в массовой неязыковой, общеобразовательной школе не убавилось. Основными из них являются недостаточное количество учебных часов, большая наполняемость

групп, наличие немногочисленных учебников коммуникативной направленности и, как следствие этого, недостаток устной речевой практики в расчёте на каждого ученика.

В связи с необходимостью реализации главной цели - создание условий для развития у обучающихся иноязычной коммуникативной компетенции, необходимо обеспечивать решение следующих учебно-воспитательных задач:

- включение обучающихся в реальное коллективное взаимодействие на основе различных моделей обучения в сотрудничестве;

- переход к активно-преобразовательной деятельности, включение каждого в работу на протяжении всего урока;

- создание условий живого непринуждённого общения на уроках по темам, близким ученикам;

- усиление воспитательного воздействия на ученика через обучение умению правильно вести беседу, опровергать, высказывать свои аргументы, отстаивать свою точку зрения;

- развитие рефлексивно-оценочных действий обучающихся, таких, как объективное оценивание себя и других, возможность становиться объектом оценки не только учителя, но и своих одноклассников;

- развитие понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации;

- развитие педагогических способностей учеников - умений доходчиво объяснить задание членам группы, проконтролировать ход его выполнения, взаимопомощи, терпения, инициативы.

Обучение в сотрудничестве - это одна из разновидностей личностно-ориентированного подхода в преподавании иностранного языка, которая предполагает организацию групп учащихся, работающих совместно над решением какой-либо проблемы, темы, вопроса. Учебные задания структурируются таким образом, что все члены команды оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми и при этом достаточно самостоятельными в овладении материалом и решении задач.

Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях

Хотим предложить несколько видов работы в сотрудничестве, помогающих развить коммуникативную компетенцию у учащихся:

1. МОЗГОВОЙ ШТУРМ

Участники группы по очереди (или по мере возникновения) высказывают свои идеи по поставленной проблеме, а секретарь все эти идеи записывает. Затем из списка идей и предложений выбирается наиболее подходящая.

2. БАНК ИНФОРМАЦИИ

Сбор всей доступной информации по данной проблеме посредством обмена информацией.

3. ПМИ (ПЛЮСЫ, МИНУСЫ, ИДЕИ)

Участникам группы предлагается высказать все плюсы по данному вопросу (утверждению), минусы и по итогам предложить свои идеи по улучшению, решению или изменению данной идеи (проблемы).

4. КРУГЛЫЙ СТОЛ (ОБМЕН МНЕНИЯМИ)

Участникам группы предлагается высказаться

по данной проблеме так, как им представляется целесообразным. Каждый участник круглого стола получает по две карточки - красную и зеленую. Во время высказывания одного из участников дискуссии остальные члены группы сигнализируют свое отношение к высказыванию карточкой: зеленая -разделяет мнение, красная - имеет другую точку зрения. Ведущий, увидев сигнал красной карточки, предоставляет слово оппоненту и т.д.

5. ЧЕТЫРЕ УГЛА

Четыре листа бумаги кладутся в четыре угла комнаты, и ученикам предлагается пройти по всем углам и выбрать тему. После того как ученики определились с темой (в группе может быть по несколько человек), они пишут все ассоциации на листочек а затем по очереди рассказывают о теме, используя записанные слова на листочке. Члены других групп записывают все услышанные выражения и слова.

6. АУКЦИОН

Участникам группы задается тема, по которой каждая из групп готовит высказывания. Группы поочередно зачитывают по одному высказыванию. Та группа, которая представит свое высказывание последней, и становится победителем.

7. НЕРАСКРЫТАЯ ТАЙНА

На экране - картина без названия и темы. Каждая группа выдвигает версии по раскрытию содержания картины. Группа, чья версия окажется наиболее близка к истине, и поможет раскрыть тайну картины, побеждает.

8. ИСПРАВЬ ОШИБКУ

Работа ведется с текстом. Учащиеся в группах находят и исправляют ошибки в тексте или в словосочетаниях. Далее, если это были словосочетания, учащиеся создают свои собственные тексты. Это могут быть и модельные тексты и конкретная поэзия.

Самым главным результатом таких видов деятельности является устойчиво высокий уровень сформированное™ коммуникативной компетенции у учащихся, интерес и понимание важности изучения иностранного языка в современном мире, потребность пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации.

Список литературы

1. Слабова Т.Л. Использование современных образовательных технологий при обучении английскому языку. - www.edu.ru

2. Ткачёв В.О. Применение компьютерных технологий на уроках английского языка. -www.churap.ru.

3. https://education.skype.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.