Научная статья на тему 'Обучение студентов выпускных курсов с помощью метода включенной супервизии'

Обучение студентов выпускных курсов с помощью метода включенной супервизии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
509
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУПЕРВИЗИЯ / ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ВЫПУСКНЫХ КУРСОВ / ПСИХОЛОГИЧЕ СКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / КРАТКОСРОЧНЫЙ ПОДХОД В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ СЕМЕЙНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ / SUPERVISION / TRAINING OF GRADUATE STUDENTS / COUNSELING / BRIEF APPROACH TO COUNSELING / STRATEGIC FAMILY COUNSELING / SYSTEM APPROACH TO COUNSELING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузин Андрей Юрьевич, Кузина Юлия Игоревна

Статья посвящена актуальной проблеме практического обучения студентов выпускных курсов психологических специальностей. Важ ную роль в их обучении несомненно играет су первизия. Супервизия применяется в странах Западной Европы и США с 60-х годов ХХ века и является хорошо зарекомендовавшим себя методом обучения, необходимой предпосылкой самостоятельной профессиональной деятель ности. В России данный метод обучения мало распространен. Под супервизией часто пони мают простое обсуждение группой студентов случаев «из жизни». В данной статье рассма триваются включенные и невключенные спосо бы супервизии, применяемые в стратегическом и краткосрочных системных подходах в кон сультировании (Дж. Хейли, К. Маданес, Р. Фиш, П. Вацлавик, Дж. Нардоне).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING GRADUATE STUDENTS USING METhODS OF INCLUDED SUPERVISION

Тhе mаin thеmе оf this аrtiсlе is а рrасtiсаl tеасhing оf grаdиаtе stиdеnts. Imроrtаnt rоlе in thеir еdисаtiоn иndоиbtеdlу рlауs sиреrvisiоn. Sиреrvisiоn is иsеd in Wеstеrn Еиrоре аnd thе U. S. frоm 1960’s. It is а wеll-еstаblishеd mеthоd оf tеасhing аnd а nесеssаrу рrеrеqиisitе оf indереndеnt рrоfеssiоnаl асtivitiеs оf рsусhоlоgists. In Rиssiа this mеthоd оf tеасhing is nоt sрrеаd оиt. Sиреrvisiоn is оftеn иndеrstооd аs а simрlе grоир disсиssiоn оf thе реrsоnаl diffiсиltiеs. In thе аrtiсlе аиthоrs disсиss diffеrеnt tуреs оf sиреrvisiоn whiсh аrе иsеd in strаtеgiс аnd briеf sуstеm аррrоасhеs tо соиnsеling (J. Наlеу, К. Маdаnеs, R. Fish, Р. Wаtzlаwiск, Nаrdоnе).

Текст научной работы на тему «Обучение студентов выпускных курсов с помощью метода включенной супервизии»

банка данных о выпускниках УИТ, подготовке материалов для участия в профориентационном конкурсе и др. Тематические консультации позволяют слушателям в течение одного учебного дня получить максимальное количество новой и структурировать имеющуюся информацию, закрепить ее через практические виды деятельности, способствуют развитию навыков самопрезентации, обмену положительным опытом и тиражированию лучших профориентационных практик.

На наш взгляд, эффективной формой повышения квалификации являются конкурсы, способствующие непрерывному профессиональному росту педагога. Так, в 2012 г проведен областной конкурс для педагогов ОУ СОШ, НПО, СПО на лучшую методическую разработку в области профориентации обучающихся на востребованные в регионе профессии/специальности. Участниками конкурса стал 151 человек, они представили 101 работу. Лучшие из работ были рекомендованы членами жюри к публикации. В январе 2013 г. начался конкурс профориентационных материалов обучающихся Оу СОШ, НПО, СПО, ДО, УИТ «Рабочие профессии — будущее Кузбасса», получены первые конкурсные работы: эссе

«Есть такая профессия — помогать людям...», фоторепортаж «Золотые руки XXI века», проект баннера «Кузбасс — планета рабочих профессий!» и др.

В ГОУ «КРИРПО» за десять лет на рынке образовательных услуг Кемеровской области сформировалась целостная, динамично развивающаяся система подготовки и повышения квалификации педагогов профессионального образования. Перспектива деятельности центра — расширение возможности получения образовательных услуг представителями ОУ разного типа и вида, удовлетворение образовательных потребностей педагогов, ответственных за профориентацию обучающихся и постинтернатное сопровождение выпускников УИТ; развитие исследовательских компетенций за счет реализации научных исследований на базе экспериментальных площадок; разработка инновационных технологий в области профессионального ориентирования и развития профессиональной карьеры.

1. Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся [Электронный ресурс]/Пед-совет.огд, 2012. — 11Р1_: http://pedsovet.org/fonum/ topic10348.html.

УДК / UDK 37.015.3 А. Ю. Кузин, Ю. И. Кузина

A. Kuzin, J. Kuzina

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ВЫПУСКНЫХ КУРСОВ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ВКЛЮЧЕННОЙ СУПЕРВИЗИИ

TEACHING GRADUATE STUDENTS USING METHODS OF INCLUDED SUPERVISION

Статья посвящена актуальной проблеме практического обучения студентов выпускных курсов психологических специальностей. Важную роль в их обучении несомненно играет су-первизия. Супервизия применяется в странах Западной Европы и США с 60-х годов ХХ века и является хорошо зарекомендовавшим себя методом обучения, необходимой предпосылкой самостоятельной профессиональной деятельности. В России данный метод обучения мало распространен. Под супервизией часто понимают простое обсуждение группой студентов случаев «из жизни». В данной статье рассматриваются включенные и невключенные спосо-

бы супервизии, применяемые в стратегическом и краткосрочных системных подходах в консультировании (Дж. Хейли, К. Маданес, Р. Фиш, П. Вацлавик, Дж. Нардоне).

The main theme of this article is a practical teaching of graduate students. Important role in their education undoubtedly plays supervision. Supervision is used in Western Europe and the U.S. from 1960’s. It is a well-established method of teaching and a necessary prerequisite of independent professional activities of psychologists. In Russia this method of teaching is not spread out. Supervision is often understood as a simple group discussion of the personal

difficulties. In the article authors discuss different types of supervision which are used in strategic and brief system approaches to counseling (J. Haley, K. Madanes, R. Fish, P. Watzlawick, J. Nardone).

Ключевые слова: супервизия, обучение студентов выпускных курсов, психологическое консультирование, краткосрочный подход в консультировании, стратегическое семейное психологическое консультирование, системный подход в консультировании.

Keywords: Supervision, training of graduate students, counseling, brief approach to counseling, strategic family counseling, system approach to counseling.

Супервизия как метод обучения психологов применяется в странах Западной Европы и США с 60-х годов ХХ века. Она зарекомендовала себя как один из наиболее эффективных и практических методов обучения психологическому консультированию. В этих странах начинающий психолог не имеет права приступить к самостоятельной практике без интенсивного, как минимум двухгодичного, курса супервизии. Однако в России законодательная база еще не совершенна, она только формируется, супервизия не является обязательной и, соответственно, редко применяется. Тем не менее супервизия чрезвычайно полезна как начинающему психологу-консуль-танту, так и уже сложившемуся специалисту. Так, П. Ховкинс и Р. Шохет отмечают: «Супер-визия может предоставить шанс подняться и оглядеться; шанс отказаться от легкого пути обвинения других — клиентов, коллег, организации, «общества» и даже самого себя; она может дать нам шанс начать поиск новых возможностей, открыть знания, рождающиеся из самых трудных ситуаций, и получить поддержку. Мы считаем, что если ценность хорошей супервизии осознана в самом начале профессиональной карьеры, то «привычка» получать хорошую супервизию станет неотъемлемой частью профессиональной жизни и залогом постоянного развития» [3, с. 20]. По мнению С. А. Кулакова: «Супервизия с каждым днем все больше становится неотъемлемой частью повседневной деятельности психотерапевтов, психологов, социальных работников. Супервизия — один из наиболее эффективных методов обучения психотерапии и консультирования, отражающий ее «ремесленный аспект» [1, с. 5]. Супервизия позволяет специалистам акцентировать вни-

мание на цели и направление своей работы, формировать системные подходы к стратегии и тактике проводимого лечения, планировать и прогнозировать эффекты терапии и вмешательств, а также осознавать свои ошибки и корректировать индивидуальные планы коррекции поведения клиента и его лечения.

Поскольку авторы данной статьи придерживаются в своей работе стратегического и краткосрочного подходов в индивидуальном и семейном консультировании, то и в суперви-зии мы используем методики, характерные для этих подходов. Одним из пионеров супервизии в стратегическом подходе является Дж. Хейли. В своей работе, посвященной супервизии как методу обучения, он пишет: «Обучение психолога не означает только обучение некоторому набору навыков, как, например, обучение плотника. Инструментом изменения в психологическом консультировании является сам психолог, и этот инструмент не должен быть сомнительным или дефектным. Работа супервизора заключается не только в том, чтобы научить психолога что делать, но и в том, чтобы помочь ему, если он обнаружит, что его личностные реакции не позволяют ему действовать должным образом. Начинающего психолога просят отвечать человеку в состоянии дистресса и изменять его, тогда как в своей наивности сам новичок может посчитать предъявляемую ему проблему невероятной (какие-то проблемы могут быть ему знакомы по собственному опыту). Психологи учатся изменять людей и в процессе обучения часто меняются сами. Супервизор выполняет работу гида, помогающего достичь этого. Работая с конкретным случаем, обучающийся сосредоточивается на клиенте, а супервизор при этом сфокусирован как на клиенте, так и на обучающемся. Заботясь о потребностях клиента, супервизор должен также думать о том, как расширить знания и умения начинающего психолога. Супервизор может знать несколько способов борьбы с различными симптомами, но выбрать ему следует тот, который поможет клиенту измениться, а психологу поможет расширить свой опыт психологических интервенций» [2; 13].

Наш собственный опыт обучения студен-тов-психологов выпускных курсов показывает, что психологи, прошедшие обучение этим методом, показывают гораздо более высокий уровень готовности к самостоятельно профессиональной деятельности, по сравнению со специалистами, прошедшими лишь традиционное обучение.

Данная статья будет посвящена описанию основных способов проведения супервизии в стратегическом и краткосрочном подходе. Вначале перечислим основные способы проведения супервизии:

I. Невключенная супервизия.

1. Опираясь на свои записи, обучающийся обсуждает с супервизором конкретный случай.

2. Обучающийся дает супервизору видео-или аудиозаписи сеанса.

II. Включенная супервизия.

1. Обучающийся проводит консультации с клиентом в комнате с видеокамерой, под наблюдением супервизора, который направляет ход психологического консультирования по телефону либо с помощью вставленного в ухо микрофона или вызывает обучающегося для обсуждения конкретных моментов.

Невключенная супервизия

Первый способ проведения невключенной супервизии — обсуждение конкретного случая — наиболее распространенная форма суперви-зии. Это самый дешевый и легкий способ, т. к. не требует специального оборудования. Одно из преимуществ такой супервизии заключается в том, что, обсуждая конкретный случай, с которым имеет дело обучающийся, можно выйти на более широкий круг проблем. Например, при обсуждении неудачного супружества может возникнуть разговор о схожих проблемах, которые влечет за собой супружество, и о том, какую консультационную работу здесь можно проводить. Однако при обсуждении случаев обучающийся неизбежно передает все произошедшее во время встречи с клиентом с искажениями. Такая супервизия может быть полезной, когда супервизор сам учил супервизируемого. В этом случае у них один подход, одна идеология и обсуждаемые клинические консультации могут быть описаны с помощью сходных понятий и языка, понятного обоим. Супервизор может дать более четкие указания, обсудить сходные случаи и сделать некоторые обобщения, которые помогут обучающемуся справиться со следующим случаем. Обсуждение случая и его сравнение с другими похожими позволяет генерализировать опыт, что, быть может, лучше, нежели длительное обсуждение каких-то конкретных деталей психологического сеанса.

Второй способ невключенной суперви-зии — супервизия с помощью видеозаписей. В отличие от обсуждения случаев, видеосупер-визия позволяет увидеть психолога и семью во взаимодействии. Сохраняется не только

сам диалог и тон голоса, но и движения тела, изменение позы психолога и клиента; их можно наблюдать и тщательно анализировать, останавливая запись. Таким образом, супервизия с помощью видеозаписей позволяет супервизору видеть психолога в действии. Изменение коммуникации в процессе сеанса становится видимым, и значение этого изменения можно понять. Недостаток в том, что слишком поздно менять то, что уже случилось.

Включенная супервизия

Наиболее эффективный способ подготовки психологов — использование видеомонитора для наблюдения за актуальными действиями обучающегося. Управление действиями психолога в момент наблюдения за реальной психологической консультацией — самый лучший способ обучения психологическим навыкам. Это не всегда доступный и наиболее дорогостоящий вид обучения, но его стоимость можно существенно снизить, если работать с группой обучающихся. Они по очереди консультируют клиентов в кабинете, в то время как остальные наблюдают за этим и учатся. Супервизор заранее планирует стратегию консультации и по ходу действия дает указания по телефону или с помощью вставленного в ухо обучающегося микрофона. Если есть необходимость, обучающийся может выйти из кабинета и посоветоваться с супервизором. Такая супервизия не только дает начинающим психологам возможность наблюдать за применением техник и повышать собственное мастерство, но и защищает клиента от неопытного психолога, так как супервизор может осуществлять руководство и временами вмешиваться в процесс.

Во включенной супервизии то, что происходит в группе наблюдателей, не менее важно, чем то, что происходит в кабинете. Параллельно происходящему в кабинете развивается процесс «по ту сторону», т. е. в группе обучающихся.

Иерархия по обе стороны видеомонитора должна быть достаточно ясной: психолог принимает роль специалиста в кабинете, супервизор должен принять на себя роль специалиста в группе обучающихся. Это не означает установления тирании; это значит лишь, что супервизору при обучении психологов необходимо знать свое дело, а психологу нужно быть специалистом в деле помощи клиентам.

Как в психологическом консультировании, так и в супервизии ответственность должна быть четко определена. В клинической практике психолог отвечает за результат.

Во включенной супервизии супервизор несет ответственность — если психологическое консультирование прошло неудачно, то неудачу потерпел и супервизор (в супервизии равного коллеги или при решении проблем среди коллег это правило применять не обязательно).

Цели обучения

с помощью супервизии

Обучение можно представить себе как процесс, состоящий из нескольких последовательных стадий. Кроме накопления основных знаний, необходимых для профессионала, в обучении психологическому консультированию есть конкретная цель — приобретение компетентности в проведении консультаций. Независимо от того, как понимается психологическое консультирование — как гуманистическое равноправное общение или как техническое умение — по сути это техника ведения консультации. Обучающиеся должны уметь проводить консультации с отдельным человеком, супружеской парой или семьей. Они должны быть в состоянии общаться с детьми, подростками, взрослыми и престарелыми людьми. Они должны вести консультации так, чтобы прояснялась проблема, высвечивались решения, выстраивались позитивные цели. Обучающиеся должны приступать к консультации с ощущением собственной силы, а не с трепетом.

На второй стадии обучающийся должен освоить различные виды интервенций и знать, какую можно использовать в данной конкретной ситуации. Например, обучающийся может быть в состоянии быстро решить проблему клиента или семьи, которые мучаются с ней уже долгое время, но при этом он должен осознавать и тот факт, что быстрый успех может дать ему слишком большую власть над клиентом. Другими словами, начинающий психолог должен научиться предвидеть реакции клиента на интервенции, даже если они были успешными. Психологи стараются избегать ситуаций, когда клиент или семья возвращаются в прежнее состояние из-за дисбаланса власти. Супервизор должен научить психолога по крайней мере двум способам предотвращения рецидивов: 1) провоцировать рецидив так умело, чтобы семья или клиент преодолевали власть психолога без рецидива; при этом выигрывают все; 2) не сразу доверять позитивным изменениям (если для самого психолога причины изменения остались тайной, то он не несет ответственности за него перед клиентом или семьей). Вторая стадия обучения заканчивает-

ся, когда обучающийся может делать то, чему учил его супервизор.

Наконец, необходимо признать, что если обучающийся может делать только то, что может делать его супервизор, обучение не было полностью успешным. Если супервизор выпускает обучающихся, которые думают и действуют в точности, как и он сам, успех достигнут только частично. Искусство обучения, в частности, состоит в том, чтобы побуждать обучающихся создавать и испытывать новые, оригинальные процедуры. К концу обучения супервизор должен быть приятно удивлен новыми интервенциями, которые осуществляют его подопечные, интервенциями, которым он их не учил. Наиболее сложный аспект тренинга — обучение искусству нововведений, которые необходимы, так как и клиенты, и их проблемы меняются и требуют создания новых подходов.

В заключение мы хотели бы предложить список вопросов, разработанных нами для невключенной супервизии. Отвечая на эти вопросы, супервизируемый, во-первых, может понять, какой информации ему недостает; во-вторых, может более четко сформулировать свой вопрос к супервизору; в-третьих, может структурировать свое представление о случае и самостоятельно придти к некоторым новым полезным идеям в ведении этого случая.

Вопросы к супервизии

I. Социальное окружение (контекст) клиента (семьи).

Кто чей родственник?

Кто существенный отрезан от системы?

Этнические,национальные особенности.

Кто еще участвует в проблеме?

Укажите имя и роль каждого человека из социального окружения клиента.

II. Проблема, которую клиент хочет решить (контракт).

A. Какая проблема описывается в психологическом контракте? Какое разрешение описывается в психологическом контракте?

Б. По шкале от 1 до 10 насколько контракт мотивирует клиента (1 — контракт совсем не мотивирует клиента, 10 — клиент полностью мотивирован).

B. Опишите проблему как последовательность взаимодействий. Опишите разрешение как последовательность взаимодействий.

П Опишите иерархию проблемы (конфликт функций, относящийся к описываемой проблеме). Как это влияет на мягкие и жесткие стороны иерархии, на их баланс? Какова иерархия

разрешения проблемы в контракте?

III. Что безопасно обсуждать с клиентом или семьей?

IV. Что опасно, запрещено и трудно обсуждать с клиентом или семьей? Ранжируйте «трудные» темы.

V. Психолог не связался с «отрезанными» членами системы потому, что...

VI. Что клиент или семья уже пробовали для разрешения проблемы?

VII. Какая запоминающаяся деталь этого случая?

VIII. Какая информация отсутствует или еще не собрана по этому случаю?

IX. Каковы сильные стороны клиента и семьи?

X. Какие отношения надо улучшить?

XI. О чем психолог больше всего беспокоится?

XII. Вопросы супервизору.

Дополнительные вопросы

1) Каковы подразумевающиеся цели клиента или семьи?

2) Каковы могут быть отрицательные последствия решения проблемы клиента или семьи?

3) Психолог обнаружил, что избегает обсуждать вопросы, касающиеся.

1. Кулаков С. А. Практикум по супервизии в консультировании и терапии. СПб.: Речь, 2002. — 236 с.

2. Хейли Дж. Что такое психотерапия. СПб.: Питер,

2005. — 224 с.

3. Ховкинс П., Шохет Р. Супервизия. Индивидуальный, групповой и организационный подходы. — СПб.: Речь, 2008. — 352 с.

УДК / UDC 378.245 С. А. Прокопенко

S. Prokopenko

СИСТЕМА И РЕЗУЛЬТАТЫ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОИСКАТЕЛЕЙ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ

THE SYSTEM AND RESULTS OF METODOLOGICAL TRAINING OF APPLICANTS

Показана актуальная для России проблема подготовки качественных диссертационных работ. Продемонстрирована разработанная система методологической подготовки соискателей к сотворению качественных, безупречных диссертаций. Приведены результаты проведения методологических семинаров в ряде вузов Сибири. Представлены интеллектуальные обретения аспирантов двух вузов после проведенных у них методологических семинаров. Постановка системы методологической подготовки обеспечивает условия для сотворения безупречных диссертаций.

An actual problem dealing with preparation of high-quality dissertations in Russia is studied in the article. Specially created system of methodological training of applicants for the creation of high-quality and irreproachable dissertations is suggested. The author describes the results of holding of methodological seminars in a number of universities in Siberia. Setting of the system of methodological training provides conditions for creation of irreproachable dissertations.

Ключевые слова: университет, диссертация, соискатель, качество, затруднение, систе-

ма, семинар, методология, подготовка, обретение, интеллектуальный.

Keywords: university, dissertation, applicant, quality, difficulty, system, seminar, methodology, training, gaining, intellectual.

В последнее время в России остро встал вопрос качества подготовки специалистов высшей научной квалификации. Вскрытие целого ряда случаев недобросовестного получения ученых степеней, плагиата в диссертациях, фальсификации публикаций и т. д. обнажило пласт проблем с подготовкой и защитой кандидатских и докторских диссертаций. В ближайшее время следует ожидать ужесточения требований со стороны Высшей аттестационной комиссии к качеству диссертационных исследований, к их принимающим диссертационным советам, экспертизе работ на всех уровнях. Требуется изменение работы аспирантур (докторантур) в направлении повышения их эффективности. При этом за ростом количества защищенных диссертаций нельзя упустить содержательную сторону исследований. Качество представляемых результатов должно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.