вид деятельности; вовлечение студентов в практическую деятельность, связанную с импровизацией.
Средствами обучения являются музыкальные инструменты (фортепиано, баян, аккордеон), а также простейшие ударные инструменты: клавесы, пандейра, бубен,
^ Образование в сфере культуры
барабан; технические средства создания и воспроизведения видео- и аудиозаписей.
Данная модель представляет собой фундамент, на котором должна строиться ее практическая реализация в различных формах (учебная дисциплина, спецкурс, факультатив) в зависимости от учебного плана.
Примечания
1. Кузнецов, В. Г. Эстрадно-джазовое образование в России: история, теории, профессиональная подготовка: автореф. дис. ... доктора педагогических наук / В.Г. Кузнецов. - М.: МГУИ, 2005.
2. Философский энциклопедический словарь. - М., 1989.
БУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ-ВОКАЛИСТОВ ТАНЦУ И СЦЕНИЧЕСКОМУ ДВИЖЕНИЮ
Е. В. Зайцева
Московский государственный университет культуры и искусств
Данная статья посвящена проблеме расширения системы профессиональной подготовки вокалистов-исполнителей в вузах культуры и искусства за счет обучения их танцу и сценическому движению. В статье раскрывается основное содержание и результаты внедрения в практику МГУКИ новой учебной программы «Танец. Сценическое движение» для студентов-вокалистов. Ключевые слова: высшее профессиональное образование в области культуры и искусства, система профессиональной подготовки вокалистов-исполнителей, учебная программа по танцу и сценическому движению для студентов-вокалистов.
The present article is concerned with the idea that the Tertiary Education System for vocalists and artists needs to be enriched with the study of dance and stage movement. The article carries the basic content of Moscow State University of Culture and Art's new program "Dance. Stage movement." for student vocalists as well as the results of its applying in practice.
Key words: higher and professional education in the field of culture and art/ higher education for vocalists, Tertiary Education System, educational dance and stage movement program.
Процесс модернизации российского образования - масштабная акция государства, цель которой - повышение качества и эффективности образования, усиление связи с актуальными и перспективными запросами жизни страны. Современные тенденции развития высшего профессионального об-
разования таковы, что неизмеримо возрастают требования к личности и квалификации выпускника высшей школы, а тенденции культурного развития страны требуют от вузов культуры и искусств формирования разностороннего «человека культуры», а не «узкого» специалиста.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (45) январь-февраль 2012 179-181 179
И
г
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 1 (45) январь февраль ^
Отчетливо эти тенденции проявляются и в формировании целей, содержания, педагогических технологий вузовской подготовки различных музыкальных специалистов. В связи с возникновением новых современных оперных театров, концертных объединений, созданием многочисленных шоу-программ, повышением массового интереса к такому новому для России жанру музыкально-драматического искусства, как мюзикл, проведением всероссийских и международных конкурсов, фестивалей различных жанров в настоящее время отмечается высокий спрос на вокалистов - исполнителей эстрадно-джазовой и камерно-вокальной музыки. Это обуславливает необходимость расширения системы профессиональной подготовки вокалистов, формирование принципиально новых подходов к её организации (2).
На протяжении многих лет профессиональная подготовка вокалистов в России осуществлялась в консерваториях и институтах искусств, а вузы культуры готовили исполнителей для самодеятельного творчества. В процессе реформирования высшей школы были созданы предпосылки для открытия исполнительских специальностей в вузах культуры и искусств, что потребовало создания соответствующих факультетов и кафедр, обеспечивающих подготовку исполнителей.
Анализ практики вокального образования в вузах культуры и искусств позволяет нам констатировать недостаточную разработанность основ формирования танцевальных умений у студентов-вокалистов. Практически отсутствуют учебные программы по танцу и сценическому движению для студентов-вокалистов, тогда как для органичного, целесообразного, продуктивного сценического выступления, дающего возможность исполнителю проявить свои способности в полной мере, будущим вокалистам необходимо привить не только навыки хореографического мастерства и культуры сценического движения, но и познакомить со всем многообразием техник современного танца, сформировать навыки постановки
вокально-хореографической композиции, умение подобрать яркий, стильный, эмоционально-насыщенный сценический образ. Кроме того, становление личности вокалиста-исполнителя, его профессиональная подготовка не могут обойтись без развития художественно-творческого потенциала, который обеспечивает процесс становления индивидуальности певца (5). В свою очередь, только пропорциональное развитие вокала, сценического движения и актерского мастерства поможет будущему вокалисту полностью раскрыться и сформирует его индивидуальный исполнительский стиль. Таким образом, мы поставили себе цель разработать и апробировать в Московском государственном университете культуры и искусств новую учебную программу и эффективную методику для наиболее полного освоения будущими вокалистами-исполнителями хореографии современного танца и основ сценического движения. Для этого было необходимо решить ряд практических задач: уточнить понятие танцевально-пластической культуры вокалиста-исполнителя и определить особенности её формирования как педагогической проблемы; проанализировать состояние практики хореографической подготовки вокалистов-исполнителей в России и за рубежом; выявить особенности процесса формирования танцевальных умений у будущих вокалистов в условиях вуза культуры и искусств; наконец, разработать и внедрить в образовательный процесс учебную программу «Танец. Сценическое движение» и методику формирования танцевально-пластической культуры у студентов-вокалистов.
Эти задачи были решены, и в результате появилась программа, которая третий год внедряется в практику высшего профессионального образования на базе Московского государственного университета культуры и искусств.
Основная цель программы - через комплекс предметов «Танец» и «Сценическое движение» привить студентам-вокалистам необходимые навыки хореографического мастерства и культуры сценического дви-
И
Г
^ Образование в сфере культуры
жения для органичного, целесообразного, продуктивного сценического выступления, дающего возможность исполнителю проявить свои способности в полной мере, сформировать индивидуальный исполнительский стиль и быть конкурентоспособным профессионалом в современном мире искусства (1).
Все темы предмета «Танец. Сценическое движение» для будущих вокалистов подобраны таким образом, чтобы они максимально были обеспечены имеющейся учебной методической и искусствоведческой литературой, предназначенной для педагогов и студентов. Также в основу занятий положен принцип индивидуального подхода, так как доказано, что формирование интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств личности студентов-вокалистов проходит более эффективно, если применяется система творческих, адресных занятий, опирающаяся на изучение их индивидуальных особенностей (3).
Реализация программы рассчитана на 3 года (6 семестров), проверка усвоения полученных знаний и навыков осуществляется в конце III и VI семестров в зачетной форме. Зачет на 2-м курсе (конец III семестра) состоит из теоретической части (тестирование) и практической части: показа сольной вокально-хореографической вариации на основе пройденного материала. В конце третьего курса студенты должны продемонстрировать усвоение всего объема данной программы, написав реферат на одну из предложенных тем и самостоятель-
но подготовив концертное выступление с групповым вокально-хореографическим номером.
Для наиболее точной и объективной оценки знаний, умений и навыков, полученных студентами, нами была разработана балльно-рейтинговая система (максимально - 100 баллов), позволяющая охватить все стороны профессионализма вокалиста-исполнителя и стандартизировать процедуру оценивания.
В современных условиях только высокий уровень профессионализма специалиста культуры является гарантом возможности самореализации, творческого самосовершенствования, удовлетворенности личности профессиональным выбором и профессиональной деятельностью (4). Таким образом, данная работа имеет практико-ориентированный характер. Представлен такой вариант учебной программы занятий по танцу и сценическому движению для студентов-вокалистов вузов культуры и искусств, который позволит привить им не только навыки хореографического мастерства и культуры сценического движения, но и познакомить со всем многообразием техник современного танца, сформировать навыки постановки вокально-хореографической композиции, умение подобрать яркий, стильный, эмоционально-насыщенный сценический образ. Это существенно повысит качество профессиональной подготовки вокалистов-исполнителей и расширит сферу их будущей профессиональной деятельности.
Примечания
1. Андрачников, С. Г. Основы сценического движения : [учебная программа по специальности 070209 «Режиссура театрализованных представлений и праздников», квалификация «Режиссер театральных представлений и праздников, преподавателей»] / С.Г. Андрачников. - М.: МГУКИ, 2008. - 24с.
2. Монд, О.-А. Анализ современных методик обучения вокалу / О.-Л. Монд // Искусство и образование. - 2009. - № 5. - С. 81-90.
3. Попова, М. В. Учет индивидуальных особенностей интеллектуальных качеств ученика в современном профессиональном обучении вокалу / М.В. Попова // Вестник МГУКИ. - 2009. - № 6. - С. 187-191.
4. Сидорова, М. Б. Некоторые вопросы методики преподавания музыкально-теоретических дисциплин в вузах культуры и искусств / М.Б. Сидорова // Музыкальная педагогика. Исполнительство: [сб. статей]. - М.: МГУКИ, 2002. - Вып. VII. - С. 174-182.
5. Сладкопевец, Р. В. Раскрытие художественно-творческого потенциала вокалистов как актуальная современная проблема вокальной школы / Р.В. Сладкопевец // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2008. - № 2. - С. 230-232.
И
Г