Научная статья на тему 'Обучение студентов технических специальностей в бакалавриате'

Обучение студентов технических специальностей в бакалавриате Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВРИАТ / ТЕХНИЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ / КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / КРЕДИТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / BACHELOR COURSE / TECHNICAL SPECIALITIES / KARAGANDA STATE TECHNICAL UNIVERSITY / CREDIT TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Газалиев Арстан Мауленович, Егоров Виктор Владимирович, Брейдо Иосиф Вульфович

Изложен опыт обучения студентов технических специальностей по программе бакалавриата на основе кредитных технологий. Выявлены основные проблемы и предложены основные направления их решения. При переходе на программы бакалавриата учтен положительный опыт подготовки инженеров, что сохранило возможность подготовки проблемно-ориентированных специалистов в области техники и технологий с учетом потребностей рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Газалиев Арстан Мауленович, Егоров Виктор Владимирович, Брейдо Иосиф Вульфович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of students of technical specialities in bachelor course

The experience of training students of technical specialities at Karaganda State Technical University under the bachelor course program on the basis of credit technologies is described. The basic problems are revealed and the basic directions of their decision are offered.

Текст научной работы на тему «Обучение студентов технических специальностей в бакалавриате»

с \

ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ

A.М. ГАЗАЛИЕВ, академик НАН Республики Казахстан, ректор

B.В. ЕГОРОВ, профессор, проректор И.В. БРЕЙДО, профессор Карагандинский государственный технический университет

Обучение студентов технических специальностей в бакалавриате

Изложен опыт обучения студентов технических специальностей по программе бакалавриата на основе кредитных технологий. Выявлены основные проблемы и предложены основные направления их решения. При переходе на программы бакалавриата учтен положительный опыт подготовки инженеров, что сохранило возможность подготовки проблемно-ориентированных специалистов в области техники и технологий с учетом потребностей рынка труда.

Ключевые слова: бакалавриат, технические специальности, Карагандинский государственный технический университет, кредитные технологии.

В связи с предстоящим вхождением Ка-

захстана во Всемирную торговую организацию в республике идет активное реформирование системы высшего образования. За основу принята англо-саксонская кредитная система обучения. При этом цель реформирования заключается в создании национальной системы образования, соответствующей современным требованиям и мировым стандартам.

Следует отметить, что в 2004 г. введены, а в 2006 г. и в 2009 г. обновлены новые государственные стандарты обучения по программам бакалавриата и магистратуры. Структура высшего профессионального образования трансформировалась в двухуровневую систему подготовки кадров, причем содержание бакалаврского образования должно обеспечивать широкую базовую профессиональную подготовку и освоение методологических основ профессиональной деятельности [1]. Образовательные программы магистратуры предполагают научно-методологическую направленность обучения и углубленную специализированную подготовку в соответствующей области знаний.

В процессе реформирования осуществлен переход от линейной технологии обучения к кредитной, ориентированной на

повышение творческой активности и мотивации в освоении знаний студентами.

При переходе на двухуровневую систему подготовки кадров наибольшей трансформации подверглось техническое образование. Так, из 33 направлений подготовки инженеров и технологов классификатора 2001 г., включавших более 160 специальностей, в стандартах 2004-2006 гг. остались 32 специальности. Такое же количество специальностей предусмотрено и в магистратуре. В итоге произошло объединение не только специальностей в рамках направлений, но и некоторых направлений подготовки. Например, на базе направлений «Электроэнергетика» и «Электромеханика и электротехническое оборудование », в состав которых входило 13 специальностей, создана специальность «Электроэнергетика». Направления «Электронная техника» и «Приборостроение», содержавшие 8 специальностей, преобразованы в специальность «Приборостроение».

Такие радикальные решения переориентировали узкую профессиональную направленность технической подготовки на широкую базовую общепрофессиональную основу и, в принципе, соответствуют апробированной идеологии обучения в бакалавриате, реализованной в англо-саксонской системе.

Образование за рубежом

139

В развитых странахспециальная профессиональная подготовка возлагается на внешние инфраструктуры, обеспечивающие доучивание выпускников. Как правило, они включают фирменные системы повышения квалификации, инновационные структуры, корпоративное обучение и т.п.

Естественно, что переход с пятилетнего на четырехлетний срок обучения потребовал принципиально нового подхода к формированию образовательных программ и учебных планов. Произошло укрупнение дисциплин и изменение их содержания. У студентов появилась возможность формирования индивидуальной образовательной траектории за счет элективных дисциплин. Значительно сократился объём лекций и увеличилось время, выделяемое на самостоятельную работу и самостоятельную работу с преподавателем. Существенно сократилось курсовое проектирование.

В 2008 г. состоялся первый выпуск бакалавров по техническим и технологическим специальностям. Накопленный техническими вузами опыт обучения по новым технологиям в рамках реформированной системы позволяет всесторонне оценить положительные моменты и выявить проблемные точки. Не останавливаясь на общеизвестных достоинствах трехуровневой системы высшего и послевузовского образования и кредитных технологий, уже проявившихся в развитых странах, проанализируем основные проблемы, возникшие в вузах Казахстана при обучении по новой системе.

Первая и главная проблема - это отсутствие в республике инфраструктуры профессиональной «доводки » выпускников бакалавриата. Только отдельные крупные зарубежные фирмы, действующие на территории Казахстана, обеспечивают фирменное доучивание, превращающее бакалавра в инженера. К ним относятся, например, транснациональные корпорации «Шлюмберже», «Бейкер Атлас» и некоторые другие. Однако в своем большинстве даже крупные работодатели не готовы создавать инфраструктуру профессио-

нального обучения выпускников бакалавриата. Средний и мелкий бизнес таких возможностей просто не имеет.

В то же время промышленность республики ощущает острый кадровый голод, все возрастающим спросом пользуются инженеры, имеющие глубокую профессиональную подготовку. Вероятно, в Казахстане в перспективе будет создана инфраструктура профессиональной подготовки бакалавров с последующим присвоением им квалификации инженеров, например, через профессиональные сообщества, как это реализовано в США. Могут быть приняты и другие модели. Но в ближайшем будущем единственной возможностью получения полноценного высшего образования по техническим специальностям является действующая система высшего образования в рамках бакалавриата.

В Карагандинском государственном техническом университете в рамках стандартов 2006 г. удалось совместить принципы широкой базовой и специализированной профессиональной подготовки, используя вузовский компонент, на который отведено 50% учебных часов. При переходе на программы бакалавриата в КарГТУ учтен положительный опыт подготовки инженеров, с тем чтобы в рамках вузовского компонента сохранить возможность обучения востребованных на рынке труда проблемно-ориентированных специалистов по траекториям, учитывающим потребности предприятий в области техники и технологий.

С этой целью в новых укрупненных специальностях введены две и более траекторий обучения, что не только дает возможность получения в бакалавриате базового образования, но и сохраняет основные элементы специальной подготовки за счет рационального построения вузовского компонента. При таком подходе выпускники бакалавриата готовы к практической деятельности и быстро проходят период адаптации на предприятиях.

Особенности обучения по техническим специальностям заключаются в том, что для

140

Высшее образование в России • № 3, 2010

получения специализированной подготовки в рамках индивидуальной траектории студент обязан выбрать определенную последовательность дисциплин, т.е. изучить минимально необходимый набор пререкви-зитов и постреквизитов. При реализации в бакалавриате профессионально ориентированной подготовки по техническим направлениям выбор свободной траектории обучения затруднен, так как в рамках специализации уже предусмотрена соответствующая последовательность пререквизи-тов и постреквизитов. Иными словами, нельзя выбрать дисциплину С1, если студент не изучил дисциплины А и В, однако теоретически он может выбрать дисциплину С2 после предварительного изучения тех же А и В. Следовательно, за студентом сохраняется некоторая свобода в выборе элективных дисциплин, но в рамках специализации. Таким образом, студент свободно выбирает траекторию обучения, для которой установлен перечень и последовательность изучения элективных дисциплин, обеспечивающих профессиональную специализацию. При этом сохраняется принцип формирования студенческих групп по свободной записи на специализации, а не на основе свободной записи студентов на любую элективную дисциплину.

Для этого пришлось внести определенные коррективы в регламентированную модель кредитной технологии, предполагающую свободный выбор студентами любых дисциплин вузовского компонента и построение на этой основе произвольных траекторий обучения. В связи с нарушением принципа логической последовательности изучения базовых и профильных дисциплин при свободном выборе студентами любой дисциплины невозможно обеспечить профессионально ориентированную подготовку. Кроме того, жесткая регламентация количества элективных дисциплин (не менее трех в каждой позиции) не мотивирована никакими объективными аргументами, кроме желания соблюсти формальные требования в ущерб содержательности.

С учетом вышеизложенного для реализации принципов профессиональной подготовки в учебном плане предусмотрено четыре типа дисциплин:

1) обязательные для данной конкретной специальности (государственный компонент);

2) обязательные для данной специальности с учетом требований работодателей и запросов рынка труда (часть вузовского компонента);

3) обязательные для выбранной траектории обучения (часть вузовского компонента);

4) элективные для свободного выбора студентов (часть вузовского компонента).

Индивидуальный учебный план имеет вид древовидной структуры. Важно, что в течение первых 4-х семестров студенты получают базовую подготовку, изучая только обязательные дисциплины специальности, входящие в состав государственного и вузовского компонентов. Отметим, кстати, что аналогичный подход при построении учебного плана реализован в бакалавриате ряда ведущих технических университетов Германии (Берлинском техническом университете, Штутгартском техническом университете и др.).

При формальном подходе к реализации кредитныхтехнологий по техническим специальностям, когда обязательным признается только государственный компонент, а все дисциплины вузовского компонента в количестве не менее трех по каждой позиции должны быть предоставлены для свободного выбора студентов, принципиально невозможно обеспечить специализированную подготовку специалистов по траекториям обучения, востребованным промышленностью.

Внесенные коррективы позволили в рамках новых специальностей бакалавриата сохранить профессионально ориентированные специализации. Например, в рабочем учебном плане новой специальности «Электроэнергетика » восстановлены в виде траекторий (специализаций)обучения спе-

Образование за рубежом

141

циальности «Электропривод и автоматизация технологических комплексов » и «Электроснабжение промышленных предприятий », а в специальности «Автоматизация и управление» - специализации «Автоматизация технологических процессов » и «Автоматика, телемеханика и связь». Аналогично структурированы учебные планы и по другим специальностям.

Следует отметить, что дополнительным фактором, ограничивающим на практике включение в учебные планы значительного количества элективных дисциплин, является недостаточность соответствующего материально-технического, учебно-методического и кадрового обеспечения, создание которого требует развития инновационной инфраструктуры технических вузов, опирающейся на технологические деревни, технопарки, малые и средние инновационные фирмы и т.п.

Следующая проблема, возникшая при переходе на кредитные технологии обучения в бакалавриате, - это планирование бюджета аудиторной и внеадиторной нагрузки студента.

Планирование учебной работы при кредитной технологии в бакалавриате основывается на том, что один кредит соответствует 45 часам общей трудоемкости за академический период и одному академическому часу аудиторной нагрузки обучающегося в неделю на протяжении 15-недельного семестра. Каждый академический час сопровождается 2 часами самостоятельной работы студента (СРС), из них 1 час отводится на самостоятельную работу обучаемого с преподавателем (СРСП). Академический час приравнивается к одному контактному часу (50 мин.) лекционныхи практических занятий и к двум контактным часам (100 мин.) лабораторных занятий.

СРСП является аудиторной формой обучения, в рамках которой проводятся консультации, выдаются задания на семестровые и курсовые работы и контролируется их выполнение [1]. Если для технических специальностей, где традиционно пред-

полагается значительная доля лабораторных практикумов, применить вышеизложенные соотношения между академическими и контактными часами, с учетом аудиторной СРСП, то фактическое время аудиторных занятий студентов при кредитных технологиях существенно возрастает по сравнению с линейными технологиями.

Рассмотрим это на конкретном примере. С учетом того, что минимальный объем теоретического обучения за 4 года составляет 128 кредитов, в среднем в одном семестре изучается шесть 3-кредитных дисциплин или семь-восемь 2- и 3-кредитных.

С целью усиления практической составляющей обучения в дисциплинах базового и профильного циклов инженерной подготовки традиционно предполагается проведение лабораторных занятий. Таким образом, 3-кредитная базовая и профильная дисциплина может содержать 2 академических часа лекций и 1 академический час лабораторных занятий, что в пересчете на контактные часы с учетом СРСП составит 7 контактных часов (по 50 минут в каждом) в неделю.

При шести 3-кредитных дисциплинах в семестр время аудиторных занятий студента, включая СРСП, составляет 42 часа в неделю, а общая нагрузка с учетом внеаудиторной СРС - 60 часов. При обучении по инженерным специальностям средняя аудиторная нагрузка студентов равнялась 3234 часам в неделю. Так как продолжительность академического контактного часа увеличивается по сравнению с принятой в настоящее время на 25%, а с учетом СРСП -еще на 25-30%, то в результате общая продолжительность аудиторных занятий в течение учебного дня возрастает в 1,5-1,6 раза. При пятидневной учебной неделе это составит 4-5 пар по 100 мин. каждая в день. Время для самостоятельной внеаудиторной работы студентов при этом сокращается, а такое значительное увеличение объема аудиторных занятий требует существенного расширения учебных площадей.

В технических вузах при расчете времени аудиторных занятий студентов фор-

142

Высшее образование в России • № 3, 2010

мально действует подход, принятый для экономических и юридических специальностей, где лабораторные практикумы фактически отсутствуют. Отсюда возник эффект «вымывания» лабораторных практикумов и курсового проектирования, являющихся важнейшими элементами профессиональной подготовки инженера.

Снижение объема аудиторной работы студентов до разумного возможно, если СРСП будет сопровождать только лекционные курсы в соотношении 1:1, а один академический час лабораторных занятий принять равным 50 минутам. Тогда для рассмотренного примера аудиторная нагрузка составит 30 часов в неделю, а освободившееся время можно отвести на внеаудиторную работу студентов, включив в нее в том числе курсовое проектирование по основным дисциплинам специализаций. В этом случае у студентов появится реальная возможность изучения элективных дисциплин других специальностей или специализаций.

И наконец, важнейшая проблема, требующая своего разрешения при переходе на кредитные технологии профессионально ориентированного обучения в бакалавриате, это комплексное решение задач материального, организационного, учебно-методического и учебно-лабораторного обеспечения СРС.

Обычно когда речь идет об обучении по кредитным технологиям, то под материальным обеспечением СРС понимаются затраты на компьютерную и печатно-множи-тельную технику, расходные материалы, бумагу и т.п. Требуются также дополнительные учебные площади. Все это, безусловно, имеет место, так как каждый студент должен быть обеспечен аудиторной площадью, соответствующими раздаточ-

ными материалами и учебно-методической документацией, иметь свободный доступ к компьютерам и учебной литературе. Учебно-методический комплекс дисциплин и информационный пакет студента также предусматривают методические указания по выполнению СРС и организации СРСП, в которых подробно прописаны технологии проведения этих видов учебных работ. Однако содержательная часть СРС и СРСП в техническом образовании требует принципиально новых методов и технологий. Прежде всего речь идет о создании электронных обучающих ресурсов: электронных учебников, в том числе их Интернет-версий, слайд- и видеолекций, мультимедийных презентаций и учебно-лабораторной базы на основе комплексных программно-аппаратных и виртуальных учебных средств. Необходимо также внедрение электронных технологий обучения.

Таким образом, для Казахстана, где еще практически не создана инфраструктура фирменного доучивания, обеспечивающая практическую подготовку выпускников, реализация указанных принципов является в ближайшем будущем единственной возможностью получения полноценного высшего образования по техническим специальностям. Предложенные направления решения вышеизложенных проблем обеспечат системную профессиональную практическую подготовку специалистов по специальностям техники и технологий в рамках бакалавриата.

Литература

1. Основы кредитной системы обучения в Казахстане / С.Б. Абдыгаппарова и др. Ал-маты: Казак университет^ 2004. 198 с.

GAZALIEVA, EGOROVV, BREIDO J. TRAINING OF STUDENTS OF TECHNICAL SPECIALITIES IN BACHELOR COURSE

The experience of training students of technical specialities at Karaganda State Technical University under the bachelor course program on the basis of credit technologies is described. The basic problems are revealed and the basic directions of their decision are offered.

Keywords: Bachelor course, technical specialities, Karaganda State Technical University, credit technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.