ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ Алиева У.Х.
Алиева Улмас Хасановна - старший преподаватель немецкого языка, кафедра обучения языкам, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается использование информационных компьютерных технологий и активных методов обучения иностранному языку и предлагают методику, направленную на развитие иноязычной коммуникативной компетенции студентов. С целью формирования всех составляющих иноязычной коммуникативной компетенции автор разработал формы работы и комплекс заданий, основывающихся на привлечении интернет-ресурсов в процессе проектной, самостоятельной, поисковой деятельности на занятиях по иностранному языку. Ключевые слова: ИКТ, активные методы обучения, интернет-технологии, иноязычная коммуникативная компетенция, активизация.
На современном этапе новые информационно-коммуникативные, телекоммуникационные технологии (дистанционное обучение, Интернет, мультимедиа, электронные средства связи, программно-тестовое обучение, компьютерное обучение и др.) являются наиболее популярными в учебном процессе профессионально -образовательных учреждений. Сегодня они развиваются настолько интенсивно, заменяя практически все другие традиционные средства, что изменяют стереотипные представления даже о понятии «средство обучения». Почему в настоящее время так активно внедряются в обучающий процесс компьютерные технологии, и принцип наглядности становится одним из ведущих? Использование ИКТ в процессе изучения иностранного языка обеспечивает предоставление большого объёма информации; комплексное воздействие на различные каналы восприятия путём использования текста, графики, звука, мультипликации, видео; многократное обращение к заданиям; предоставление обратной связи; адаптивность, нелинейность предоставления информации; высокую включенность студентов в учебный процесс [1; 2;]. В работе с информационно-коммуникативными технологиями в процессе обучения немецкому языку на неязыковых факультетах важна ориентация на коммуникативность, которая, как я считаю, задает динамику учебно-познавательной деятельности студентов. Важным также представляется вопрос предъявления заданий и упражнений, выполняемых посредством информационно-коммуникативных технологий, а также требования по их выполнению. Как строить такие занятия? При подготовке к занятию с использованием информационно компьютерных технологий преподаватель не должен забывать, что это занятие, а значит, составлять план занятия исходя из его целей. При отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: системности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. [1]. При этом компьютер не заменяет преподавателя, а только дополняет его. Изучение иностранного языка должно быть не самоцелью, а средством достижения цели повышения уровня образованности, эрудиции в рамках своей узкой специальности. Учёт специфики профилирующих специальностей должен проводиться по следующим направлениям: работа над специальными текстами; изучение специальных тем для развития устной речи; изучение словаря-минимума по соответствующей специальности; создание преподавателями пособий для активизации грамматического и лексического материала обучающихся. Методически правильное использование проектной деятельности с использованием ИКТ позволяет изменить сам процесс обучения, выдвигая на передний план не заучивание текста, а его осмысление в процессе реализации проекта [2]. В зависимости от уровня языковой обученности
студентов возможно проведение тематических конференций, дебатов, ролевых игр и т. д. Моделей и сценариев использования учебных интернет-материалов в обучении иностранному языку можно предложить великое множество. Однако, принимая во внимание характеристики исключительно своей группы студентов, каждый преподаватель может сам решить, какие из них он будет использовать в учебном процессе и в какой степени. Естественно, сложность материала и его объём должны варьироваться соответствовать уровню развития коммуникативных умений студентов на каждом этапе обучения. Для формирования дискурсивной компетенции, т. е. умения логично и последовательно строить высказывание, студенты учатся составлять электронные письма, письма личного и делового характера, резюме для трудоустройства, передавать чужие высказывания, делать презентации по той или иной тематике. Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на занятиях, преподаватель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам. Чтобы этого не случилось, занятие должно стать осмысленным цельным продуктом, а не случайным набором слайдов. Занятие не должно быть данью новомодным увлечениям, оно должно соответствовать поставленным образовательной системой целям и задачам. Технологии обучения с использованием ИКТ позволяют значительно повысить степень осмысленности учебного материала за счёт использования не только абстрактных моделей, но и понятных каждому студенту наглядных зрительных образов. Информационно-коммуникационными технологиями нужно пользоваться во всём многообразии представляемых ими возможностей, поскольку они позволяют как нельзя лучше реализовать на практике идею активного обучения на деятельностной основе. Дальнейшее направление работы преподавателей иностранных языков нашей кафедры нам видится в разработке новых учебных интернет-материалов, направленных на комплексное формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции во всём многообразии её компонентов; коммуникативно-когнитивных умений, позволяющих осуществлять поиск и отбор, производить обобщение, классификацию, анализ и синтез полученной информации; коммуникативных умений, позволяющих представлять и обсуждать результаты работы с ресурсами сети Интернет; умений использовать ресурсы сети Интернет для образования и самообразования.
Процесс обучения - это не автоматическое вложение учебного материала в голову студента. Он требует напряженной умственной работы студента и его активного участия в этом процессе. Преподаватель достигнет успеха только тогда на своих занятиях, когда поймет, что студентам нравится все новое и интересное. Преподаватели должны помнить, что одна и та же модель проведения занятий, не дает возможности студентам раскрыть себя полностью, останавливает развитие творческого потенциала обучения [3].
Список литературы
1. Полат Е.С. [и др.] Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров; под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2002. 272 с.
2. Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: учеб. пособие. М.: Филомантис, 2010. 188 с.
3. Денисова И.И. Инновационные образовательные технологии в изучении английского языка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/statya-innovacionnie-obrazovatelnietehnologiivizucheniiangliyskogo-yazika-1613499.html/ (дата обращения 16.12.2018).