Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ НЕФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ НЕФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационное обучение / процесс / формирование навыков / мотивация / образовательные технологии. / innovative teaching / process / skill formation / motivation / educational technologies.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Бабаджанова Т.Б.

В статье рассматривается вопрос повышения эффективности обучения русскому языку в нефилологических вузах, также описываются инновационные методы и подходы преподавания на русском языке во время курса. Возможности расширить полномочия профессоров и учителей в отношении современных методов обучения, определены ключевые компоненты, необходимые для реализации этой модели обучения студентов русскому языку как иностранному языку в условиях университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING STUDENTS OF NON-PHILOLOGICAL UNIVERSITIES RUSSIAN LANGUAGE IN CONDITIONS OF INNOVATIVE EDUCATION

Russian language teaching in non-philological universities is considered in the article, as well as innovative methods and approaches of teaching in Russian during the course are described. Opportunities to expand the powers of professors and teachers in relation to modern teaching methods, the key components necessary for the implementation of this model of teaching students Russian as a foreign language in a university environment are identified.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ НЕФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Бабаджанова Т.Б. старший преподаватель кафедра русского языка Ташкентский международный университет Кимё

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ НЕФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается вопрос повышения эффективности обучения русскому языку в нефилологических вузах, также описываются инновационные методы и подходы преподавания на русском языке во время курса. Возможности расширить полномочия профессоров и учителей в отношении современных методов обучения, определены ключевые компоненты, необходимые для реализации этой модели обучения студентов русскому языку как иностранному языку в условиях университета.

Ключевые слова: инновационное обучение, процесс, формирование навыков, мотивация, образовательные технологии.

Babajanova T.B. senior lecturer Department of the Russian Language Tashkent International University of the Chemistry

TEACHING STUDENTS OF NON-PHILOLOGICAL UNIVERSITIES

RUSSIAN LANGUAGE IN CONDITIONS OF INNOVATIVE

EDUCATION

Annotation. Russian language teaching in non-philological universities is considered in the article, as well as innovative methods and approaches of teaching in Russian during the course are described. Opportunities to expand the powers of professors and teachers in relation to modern teaching methods, the key components necessary for the implementation of this model of teaching students Russian as a foreign language in a university environment are identified.

Keywords: innovative teaching, process, skill formation, motivation, educational technologies.

В сегодняшней быстро развивающейся цифровой экономике одна из проблем в подготовке высокообразованных специалистов в системе высшего образования - это иметь другой уровень знания иностранного

языка, например, русского языка. Данная ситуация объясняется тем, что формирование навыков владения русским языком носит индивидуальный характер, это зависит от особенностей психофизиологической природы студента, в том числе памяти, внимания, индивидуального темпа обучения и т. д., а также уровня речевой культуры, словарный запас, общие коммуникативные навыки, уровень интереса и мотивации к изучению русского языка. В результате на уроках русского языка преподаватель вуза сталкивается с наличием в группе сильных студентов, студентов среднего уровня, а также слабых студентов, знающих только простой русский язык. В связи с этим профессорско-преподавательский состав часто сталкивается со сложной проблемой эффективной организации учебного процесса в аудитории: если преподаватель работает с упором на слабых, это может привести к тому, что средние и сильные студенты не примут новые знания. В результате отсутствует прогресс в обучении, что приводит к снижению их мотивации к изучению русского языка. Если учитель делает упор на сильных студентов, слабые и средние студенты не смогут осмыслить сложный для них материал, они также не будут продвигаться вперед и, соответственно, их мотивация к чтению снизится. Такая ситуация, в свою очередь, приводит к снижению эффективности, то есть качества обучения, которое в нашей работе определяется как уровень сформированности владения русским языком по видам речевой деятельности (речь, речевая деятельность). Анализ соответствующей литературы. Сегодня образовательные технологии являются средством достижения предметных и метапредметных результатов, а также индивидуальных результатов учащихся [1]. Система работы учителя по обеспечению результатов обучения русскому языку должна включать в себя реализацию следующих технологий: коммуникативная технология обучения, технология понимания коммуникативного значения текста, игровая технология, технология совместного обучения, проектная технология и другие. При этом А. В. Воловин констатирует, что «... языку вообще нельзя научить, язык можно только выучить» [2]. Очевидно, что основную роль при таком подходе играет личность студента, его мотивация, способности и цели. Массовое развитие Интернета расширило круг информационных ресурсов.

Большинство информационных ресурсов в настоящее время доступны в Интернете на русском языке, и без их ведома пользователи сети ограничивают себя и не могут получить доступ к большим объемам данных [3]. Новые информационные технологии, используемые в образовании, разработаны таким образом, что с их помощью можно выполнять обычные виды учебной работы (лекции и практические занятия, консультации, тесты и т. Д.) Только на высоком техническом уровне [4]. Столкнувшись с такими реалиями, студенты понимают, что изучаемый иностранный язык, особенно русский, является не только средством общения, но и средством познания, саморазвития, расширения кругозора и интересов, удовлетворения личных

потребностей. На наш взгляд, самое сложное в преподавании русского языка на неспециализированных факультетах вузов — это принцип комплексности, принцип вербальной основы и речевого развития, личностная направленность обучения и деятельностный характер. Анализ метода и результаты Проблема в том, что не всегда удается разделить студентов-неспециалистов на небольшие группы. Он состоит из развития навыков посредством инновационного образования и самообразования. Фундаментализм, вместе с его ориентацией на честность и преследование индивидуальных интересов, создает ключевые особенности новой образовательной парадигмы. «Фундаментальное научное и гуманитарное образование должно давать целостное представление о современном природном и научном ландшафте мира, создавать научную основу для оценки результатов профессиональной деятельности, способствовать творческому развитию и правильному выбору индивидуальной жизненной программы. Следует отметить, что уже давно изучение русского языка не сводится к пассивному запоминанию новых слов и словосочетаний. Единообразие, утомительная проверка грамматических правил и способность перевести русскую фразу в лучшем случае на узбекский язык

— вот пределы мастерства в овладении иностранными средствами общения. Хотя в мире давно известно множество подходов к изучению иностранных (русский) языков и методик, настоящая революция в методологии преподавания русского языка в нашей стране произошла только в конце 20

— начале 21 века [5]. Изменились подходы и цели. Сегодня все изучают русский язык. Количество техник также увеличилось пропорционально количеству людей. Однако у каждого из приемов есть свои плюсы и минусы. Принципы старой школы подвергаются резкой критике, хотя их нынешнее применение принесло свои плоды. Возникает вопрос — какой ценой можно было достичь этих результатов? Как правило, чтобы овладеть языком, нужно было много времени уделять переводу, чтению текстов, запоминанию новых слов, выполнению различных упражнений и обзору книг, уделяя время пересказу. Для смены вида деятельности предлагалось написать сочинение или диктовку. Одна из самых старых техник — классическая или фундаментальная. Цель классической методики — не только изучить, но и понять тонкости и детали принципов русского языка. Основная задача классической методологии — формирование грамматической базы переводимого языка [6]. Эта методика хорошо знакома тем, кто только начинает изучать русский в школе. Примечательно, что его выбирают многие языковые вузы, как в Узбекистане, так и в других странах Центральной Азии. Один из таких методов называется лингвистическим социокультурным методом. Сторонники вышеуказанного стиля утверждали, что современный русский язык не должен быть набором грамматических правил. И наоборот, отсутствие неязыковых факторов делает изучение русского скучным и бесцельным. Сторонники лингво-

социокультурного стиля поднимают русский язык до уровня коммуникативной среды, которая не только помогает человеку говорить, но и дает ему возможность самовыражения. Следуя принципам лингво-социокультурного метода, можно с уверенностью сказать, что русский язык — это уникальное зеркало, отражающее образ жизни, обычаи, культуру и историю языка. Однако одним из самых популярных методов обучения иностранным языкам в последнее время является коммуникативный метод, который занимает первое место в статистических рейтингах и расчетах.

Этот метод хорошо зарекомендовал себя в Америке и Европе [7]. Продолжая покорять мир, к нам пришла коммуникативная методика, используемая в ведущих языковых вузах нашей республики. Методика основана на сочетании двух основных методов обучения русскому языку: традиционного и современного. Как следует из названия, общение играет важную роль в общении. Основная цель этой методики — преодоление языкового барьера [8]. Самое главное, это освобождает человека от страха перед иностранным языком, от страха говорить на русском языке, и в то же время развивает другие языковые навыки, в частности, говорение и письмо, чтение, аудирование и так далее. Следует отметить, что грамматика изучается в процессе разговора и общения на русском языке. По этому принципу студенты сначала запоминают и запоминают языковые формулы, фразы и только потом анализируют грамматические ошибки, обнаруженные в заученных фразах. Само название говорит об особом месте коммуникативной практики в коммуникативной методологии. Дидактические материалы — сборники задач, диктантов, упражнений, а также примеров рефератов и сочинений, представленных в электронном виде, обычно в виде простого набора текстовых файлов в форматах^^^ и.Ш. Неудобство этого, почти традиционного, контроля знаний состоит в том, что все равно приходится самостоятельно проверять рукописные работы учащихся и выставлять за них балл и оценку. [9] Кроме того, у студентов неязыкового вуза надо развивать умения навыков по изучению словарей. Систематическое накопление и расширение словарного запаса является одной из главнейших задач при обучении русскому языку. Сложно общаться без знания грамматики, но без знания слов общаться невозможно, нельзя ни высказать, ни понять самых элементарных фраз. От объёма словарного запаса зависит успешность общения с окружающими людьми, решение конкретных задач. [8] Коммуникативные техники направлены на развитие навыков и компетенций говорения на русском языке. Следует отметить, что применение методики напрямую влияет на структуру урока. На уроках часто бывает необходимо разработать задания на умение использовать игровые ситуации, проводить групповую работу, находить ошибки и сравнивать. Как правило, такая деятельность не только заставляет память активно функционировать, но и логическое мышление, которое позволяет развивать навыки аналитического и образного мышления и

поощряет выражение идей. Игры также являются сложной задачей для учителя в процессе преподавания и обучения русскому языку. Играйте в игры через класс, индивидуальную, парную и групповую работу возможный. Группирование, объединение в пары и четыре типа групповой работы очень важны, если у каждого студента есть устная практика в использовании языка. [9] Заключение Сегодня развитие современных информационных и коммуникационных технологий создает новейшие интерактивные ресурсы для изучения русского языка, включая компьютеры последнего поколения, Интернет, телевизионные программы, газеты и журналы. Очень важно применить все вышеперечисленное на практике. Это помогает пробудить интерес студентов к стране истории, культуры, обычаев переводимого языка и помогает сформировать навыки, которые понадобятся им в будущем. Образование — это активное взаимодействие преподавателя и студентов, и оно не может быть односторонним. Это зависит от того, насколько успешен процесс обучения для преподавателя. Видно, что каждый преподаватель в выборе методов работы руководствуется своим личным опытом. Однако по результатам экспериментальной и практической работы можно отметить, что использование различных приемов в рамках коммуникативных, индуктивных, дедуктивных методов дает положительный результат и, несомненно, способствует повышению эффективности обучения.

Использованные источники:

1. Беседы об уроке иностранного языка: пособие для студентов педагогич. интов / Е. И. Пассов [и др.]. — Л.: Просвещение, 1975. — 176 с.

2.Бим И. Л. Основные направления организации обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы // Иностранные языки в школе. 2002. № 5. С.

3. Бим, И. Л. К вопросу о методах обучения иностранным языкам / И. Л. Бим // ИЯШ. -1974. — № 2. — С. 19-32.

4.Воловин, А. В. Коммуникативный подход к изучению иностранных языков в методических системах Великобритании и США / А. В. Воловин // Коммуникативный подход к изучению иностранных языков: сб. на-уч. трудов. — Вып. 275. — М., 1985. — С. 19-32

5. Введение в коммуникативную методику обучения английскому языку: пособие для учителей России. — Oxford: Oxford University Press, 1997. — 48 с.

6. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н. Д. Гальскова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: АРКТИ, 2003. 192 с.

7.Ли, Б. Турсунов И., Авлокулов А. O'quv maqsadlarini rivojlantirishda o'yinlarning roli («Роль игр с целью развитии обучении») Стр.66. - 69. Материалы Республиканской научно-практической on-line конференции с участием международных экспертов. 27 мая 2020 года. Ташкентский

государственный экономический университет. www.tsue.uz t.me/tsueuzofficial.

6. Методические рекомендации по организации исследовательской работы студентов в педагогическом колледже / под ред. Л. С. Ощепкова, Е. А. Шистерова. — Пермь, 2002. — 43 с.

7. Насирова.Б. Некоторые проблемы преподавания русского языка на факультетах физической культуры. Материалы международной конференции («Проблемы и перспективы развития современной науки в странах Европы и Азии»). 31 января. Переяслав -2021 г. Украина. Стр.6365. http : //conferences.neasmo .org.ua.

8. Пассов Е. И. Содержание иноязычного образования как методическая категория // ИЯШ, 2007. № 6. C. 13-23

9. Туйчиева С. М., Шукуржонова С. А., Махмудбекова Г. У. Инновационные методы и современные педагогические технологии в процессе обучении.333-338 стр.

10. Ways of science development in modern crisis conditions: abstracts of the 1st International Scientific and Practical Internet Conference, May 28-29, 2020. — Dnipro, 2020. Т.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.