ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ НАВЫКАМ ОФОРМЛЕНИЯ ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ ПАЦИЕНТА В ОТДЕЛЕНИЯХ ХИРУРГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ, КАК ВАЖНЫЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ БУДУЩЕГО ВРАЧА
Кашурникова Мария Анатольевна ассистент Воронежской государственной медицинской академии им.
Н.Н. Бурденко, РФ, г. Воронеж E-mail: Kachurnicova@bk. ru Шлыков Олег Алексеевич канд. мед. наук, ассистент Воронежской государственной медицинской
академии им. Н.Н. Бурденко, РФ, г. Воронеж E-mail: oleg.proctolog@ya. ru
TEACHING STUDENTS TO FILL PATIENT MEDICAL RECORDS IN SURGICAL PROFILE UNITS AS AN IMPORTANT STAGE OF FUTURE DOCTOR'S PROFESSIONAL SKILLS FORMATION
Maria Kashurnikova
assistant of Voronezh State Medical Academy named after N.N. Burdenko, Russia,
Voronezh Oleg Shlikov
candidate of Medical Sciences, Assistant of Voronezh State Medical Academy named
after N.N. Burdenko, Russia, Voronezh
АННОТАЦИЯ
В работе отражены особенности обучения студентов навыкам оформления истории болезни пациентов хирургического профиля. Выделены профессиональные качества будущего врача, формированию которых способствует работа над историей болезни.
ABSTRACT
The article deals with the peculiarities of teaching students to fill patient medical records. Professional competencies of future doctor are identified, formation of which the work on medical record contributes.
Ключевые слова: студенты; история болезни; профессиональные качества. Keywords: students; medical record; professional skills.
Согласно современным представлениям, при подготовке будущего специалиста — медика важнейшая роль отводится формированию у студентов
created by free version of
DociFreezer
профессиональных умений и навыков. Сейчас медицинское образование ориентировано на активную деятельность самого обучаемого при решении профессиональных задач. Согласно такому подходу, теоретические знания усваиваются одновременно с освоением основ практической деятельности [2]. С приходом студентов на клиническую кафедру обучение основам оформления истории болезни становится неотъемлемой частью его будущего профессионального роста. Это логично, так как грамотное ведение медицинской документации отражает профессиональную компетентность врача.
На кафедре факультетской хирургии обучению студентов навыкам оформления истории болезни традиционно уделяется большое внимание. История болезни — основной и важнейший медицинский документ, имеющий лечебное, научное, а также юридическое и финансово-отчетное значение. Необходимость осознания данной информации обязательно доводится до обучаемых студентов во время преподавания клинических дисциплин. Мы считаем, что в процессе обследования пациента хирургического профиля и оформления учебной истории болезни формируются следующие важные профессиональные качества будущего врача: коммуникативные способности, наблюдательность, умение грамотно выразить свои мысли, умение правильно и эффективно распределять время, способность к аналитическому мышлению и прогнозированию. Самостоятельное написание медицинских карт студентами на практических занятиях, во время летней производственной практики и дежурствах обязательно контролируется и рецензируется преподавателями. Сотрудники кафедры четко понимают, что данный вид обучения следует рассматривать, как одно из дидактических средств, обеспечивающих движение субъекта обучения(студента) к заданным целям(профессиональной компетенции) [1; 3].
Остановимся на особенностях истории болезни у пациента хирургического стационара. В клинической практике принято различать жалобы, анамнез заболевания и анамнез жизни больного. Куратору работы студента необходимо объяснить обучаемому необходимость выявления основных жалоб, относящихся
created by free version of
DociFreezer
к хирургическому заболеванию, по поводу которого он обратился за медицинской помощью. Для этого следует акцентировать внимание обучаемого на некоторых ключевых вопросах, которые будут способствовать получению более точной информации от пациента. Например, вопрос: «Что Вас больше всего беспокоит в настоящее время?», просит пациента подробно перечислить именно жалобы, относящиеся к его основному заболеванию. Другие жалобы больного несомненно имеют значение, но чаще могут объяснять наличие у него других, сопутствующих патологических состояний. Преподаватель всегда должен уделить внимание правильному сбору и анализу данных анамнеза заболевания, который за короткий промежуток времени (10—15 минут) может дать информации для постановки правильного диагноза больше, чем последующее многодневное обследование. В анамнезе жизни у хирургических пациентов обязательно необходимо отмечать такие неблагоприятно влияющие на течение и исход заболевания факторы, как вредные привычки (курение, злоупотребление алкоголем и наркотиками), наличие контагиозных инфекционных заболеваний, тяжелой сопутствующей патологии, сведения об аллергических реакциях. Не последнее значение имеют сведения о ранее перенесенных оперативных вмешательствах, гемотрансфузиях и их переносимости.
При описании клинических данных, полученных обучаемым у постели больного под руководством педагога-врача, важно уделить внимание тому, что грамотное их изложение в тексте истории болезни, в разделах "Status praesens communis" и "Status localis", должно способствовать обоснованию поставленного в дальнейшем диагноза. В следующем разделе обучаемый обычно проводит план дополнительного обследования пациента. Необходимо отметить, что алгоритм лабораторных и специальных инструментальных методов должен соответствовать современным стандартам диагностики предполагаемой патологии. При написании данного раздела «академической истории болезни», целесообразно требовать от обучающихся короткие выводы о наличии, либо отсутствии, той или иной патологии по результатам проведенного обследования.
w created by free version of
i) DociFreezer
На основании этого преподавателю будет легче сделать вывод о готовности студента применять ранее приобретенные им теоретические знания в условиях клинической практики. Следует отметить, что дальнейшее формулирование заключительного диагноза в истории болезни должно быть логично обоснованным и подтвержденным фактами, характеризующими клиническую картину заболевания, которые уже изложены в тексте медицинского документа.
При написании раздела о лечении больного, преподавателю следует сделать акцент на том, что каждый пациент является, прежде всего, уникальной личностью со своими характерными особенностями. Поэтому, назначение определенной схемы лечения должно учитывать не только требования современных стандартов ведения больного с конкретной патологией, но и индивидуальные его особенности. Студентам следует помнить, что алгоритм лечения строится с учетом всех имеющихся патологических синдромов. При этом дозировка препаратов, кратность и способ введения должны обеспечить оптимальный результат.
При отработке навыков написания регулярных дневников наблюдения за больным, оформления эпикризов и проводимых консилиумов, следует обучать будущего врача последовательному изложению своих мыслей. Так, например, грамотный вывод о тяжести состояния больного в дневнике наблюдения сопровождается соответствующим описанием соматического статуса и завершается суждением врача о целесообразности проведения лечебных и диагностических процедур (операции, манипуляции, обследования и т. д.). В некоторых случаях течения болезни будущим врачом должна быть изложена вероятная прогностическая оценка развития клинической ситуации.
С учетом вышеизложенного, обучение студента умениям оформления медицинской документации является творческим процессом. Позитивная мотивация, направленная на излечение пациента от болезни, позволяет привить будущему специалисту-медику способность к активному изучению больного, самостоятельным занятиям с учебной литературой, а также к анализу и обобщению полученной информации. Таким образом, обучение особенностям
created by free version of
DociFreezer
оформления истории болезни при преподавании хирургических дисциплин
направлено на всестороннее развитие будущего врача.
Список литературы:
1. Околелов О.П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития / О.П. Околелов // Высшее образование в России. — 1994. — № 2. — С. 45—46.
2. Педагогика в медицине: учеб. пособие для студ. высш. мед. учеб. заведений / под ред. Н.В. Кудрявой. М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 320 с.
3. Чередников Е.Ф. Психолого-педагогические проблемы организации учебного процесса по ФГОС-3 и пути их решения по результатам анкетирования студентов: по результатам анкетирования / Е.Ф. Чередников, Г.В. Полубкова, И.Е. Плотникова // Личность семья и общество: вопросы педагогики и психологии. — 2014. — № 38. — С. 68—73.
^ сгеа1ес1 Ьу ^ее уетоп
д ОоаРгеетег