ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ИНФОРМАЦИОННОМ КУЛЬТУРЕ В БИБЛИОТЕКЕ ТЕХНИКУМА
А. В. Черкасова, педагог-библиотекарь ГПОУ «Кемеровский техникум индустрии питания и сферы услуг»
Одним из ведущих структурных подразделений техникума является библиотека, главная цель работы которой — полное и оперативное библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание обучающихся, педагогических работников техникума. Библиотека играет в образовательном пространстве большую роль. Написание курсовых и дипломных работ требует от обучающихся большой самостоятельной работы, основанной на изучении документальных источников.
Образовательный процесс сопровождается информационным обеспечением пользователей на абонементе:
1) оформление книжных выставок;
2) проведение библиографических обзоров;
3) подбор литературы, интернет-источников для написания рефератов, докладов, курсовых работ и т. д.;
4) помощь при составлении списка источников информации.
С целью изучения ИКТ-компетентности обучающихся проведен опрос в форме анкетирования. Прежде всего нас интересовало, насколько современный студент хорошо знаком с информационными технологиями, используемыми в учебном процессе.
Например, на вопрос «Для чего Вы используете компьютер?» были получены ответы:
- пользуюсь сетью Интернет — 48 % опрошенных;
- смотрю видеофильмы — 25 %%;
- играю в игры — 27 %
На вопрос «С какой целью Вы пользуетесь сетью Интернет?» были получены следующие ответы:
- общаюсь в социальных сетях — 53 %% опрошенных;
- скачиваю музыку, фильмы — 27 %%;
- ищу информацию в поисковых системах—20%
На первом месте у обучающихся — использование компьютера и сети Интернет в развлекательных целях. Определенное «ограничение» связано с низким уровнем информационной культуры. Информационная культура обучающегося способствует повышению уровня учебной готовности, социальному самоопределению. Установку на использование ИКТ в учебных целях необходимо формировать. Библиоте-
ка техникума располагает достаточным спектром ресурсов для того, чтобы взять на себя функцию обучения ИКТ-компетентности.
В связи с этим на библиотеку было возложено оказание дополнительных образовательных услуг: проведение занятий по программе «Библиотечно-информационные технологии».
Цель программы: создание условий для обучения студентов основам информационной культуры в соответствии с профилем техникума, образовательными программами.
Задачи:
1) познакомить обучающихся с различными источниками информации как традиционными, так и нетрадиционными;
2) содействовать освоению рациональных приемов и способов самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами;
3) способствовать изучению и практическому использованию технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной работы.
Тематика рефератов, докладов, заданий максимально приближена к профессии/специальности обучающихся.
В результате освоения программы обучающийся должен демонстрировать следующие результаты:
Знать:
- понятийно-терминологический аппарат в сфере информационной культуры;
- основные типы информационных запросов и технологии их выполнения;
- структуру и назначение системы каталогов и картотек библиотеки;
уметь:
- использовать справочно-библиографиче-ский аппарат библиотек, справочно-поисковый аппарат информационных изданий и т. п.;
- вести поиск информации по адресным, тематическим и фактографическим запросам, вла-
деть навыками информационного самообслуживания;
- применять информацию: выражать информацию новыми способами, создавать информационные объекты по инструкции и собственному замыслу.
После окончания курса обучения был проведен опрос обучающихся с целью выявления усвоения знаний и навыков. На вопрос «Чему новому Вы научились в работе с компьютером?» получены ответы:
- составлять презентации, разрабатывать проекты;
- пользоваться справочно-поисковым аппаратом библиотеки;
- оформлять реферат, доклад, список источников информации.
На вопрос «С какой целью Вы пользуетесь сетью Интернет?» были получены следующие ответы: поиск учебников и художественных книг в электронной библиотечной системе; полезных ссылок по профессии/специальности; фотографий и картинок для оформления презентаций.
До начала освоения программы «Библио-течно-информационные технологии» на вопрос «Используете ли Вы сеть Интернет для поиска информации, связанной с учебной деятельностью?» 28 % опрошенных ответили «да, использую», 72 %% — «нет».
После освоения программы при повторном анкетировании на тот же вопрос были получены ответы:
- «да, использую» — 92 %% обучающихся;
- «нет» — 8 % обучающихся.
Таким образом, обучающиеся 1-го курса получили начальные навыки использования сети Интернет, освоили работу с электронной почтой, электронными библиотечными системами. Кроме того, в рамках программы обучающиеся по-
1 «ЫГ9Е,
1 "
знакомились с различными поисковыми системами и получили возможность поиска информации и использования ее в учебном процессе: для реферата, доклада, учебного проекта.
В ходе работы они научились методам анализа информации, с помощью которых удаляется косвенная информация и выделяются данные, непосредственно связанные с темой поиска. В этом случае обучающиеся максимально ясно понимают поставленные задачи, так как самостоятельно определяют их по ключевым словам и анализируют их в данной области исследования.
После прохождения курса обучающиеся успешно выполняют практические задания по написанию реферата, доклада, оформлению списка источников информации, работе в электронных библиотечных системах. Для них уже не проблема найти нужную информацию в поисковых системах, каталогах, создать презентацию по профессии/специальности. Можно сделать вывод, что занятия по формированию основ информационной культуры необходимы для обучающихся техникума.
Проведение библиографического обзора На абонементе организован открытый доступ
пользователям к книжному фонду