УДК 378.14
ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ: ИССЛЕДОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ
И.П. Медянкина
Сибирский институт - филиал РАНХиГС при Президенте Российской Федерации E-mail: [email protected]
Представлены результаты исследования информационных потребностей студентов трех новосибирских университетов. Исследование предусматривало анкетный опрос студентов, обучающихся дистанционно.
Оценены возможности доступа студентов к информации, их предпочтения в части видов информационных изданий и технологий предоставления информации, а также выявлены существующие ограничения и препятствия. Определен перечень мер по повышению качества информационного обеспечения и выделены основные направления совершенствования информационно-библиотечной деятельности библиотек вузов, реализующих дистанционные технологии обучения.
Ключевые слова: информационные потребности, анализ, дистанционное обучение, библиотеки.
distance learning technologies: the research of students' information needs
I.P. Medyankina
Siberian Institute - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration E-mail: [email protected]
The article presents the results of the research of the students' information needs at three Novosibirsk universities. The research includes the survey of the students of the distance education.
Opportunities of students' access to information, their preferences regarding types of information editions and technologies of supplying information are evaluated. Existing restrictions and obstacles are revealed. The list of measures of improvement of the quality of the information support is defined. Basic directions of improvement of libraries activities of the higher educational institutions using distant learning technologies of training are defined.
Key words: information needs, analysis, distance learning, libraries.
Интернационализация образования и Болонское движение стали побудительным импульсом к развитию международных образовательных программ, активно использующих элементы дистанционного обучения [2]. Эти процессы протекают на фоне уже сложившейся мировой индустрии онлайновых баз данных [3] и дискуссий по поводу трансформации библиотек [1] в условиях проблем, переживаемых книжным рынком [5]. Развитие дистанционных образовательных технологий в России явилось побудительной причиной появления разнообразных информационных продуктов и услуг, предлагаемых студентам за плату через сеть Интернет. Однако качество этих продуктов и услуг в большинстве весьма сомнительно, и их использование студентами зачастую приводит к снижению успеваемости. В этих условиях остро встает вопрос о
© Медянкина И.П., 2012
роли и месте вузовской библиотеки как генератора новых информационных продуктов и услуг, релевантных целям образовательного процесса [4, 6].
Важным этапом, предшествующим логико-структурному анализу проблем развития информационно-библиотечных продуктов и услуг [7], является изучение требований и запросов пользователей к информации, их точки зрения на направления развития библиотек в условиях дистанционных технологий обучения.
Без сбора достоверной информации невозможно в полной мере проанализировать степень соответствия ресурсов вузовской библиотеки специфике технологий дистанционного обучения и предпочтительные формы ее участия в образовательном процессе. Исходя из этого в трех вузах г Новосибирска были проведены анкетные опросы, обобщение результатов которых позволило оценить степень востребованности конкретных информационных ресурсов и услуг, предоставляемых библиотеками соответствующих вузов.
В Сибирской академии государственной службы (СибАГС) анкеты были предложены выпускникам, заканчивающим обучение с применением дистанционной технологии. Из 863 человек, посетивших вуз для защиты выпускной квалификационной работы, было опрошено 260, что составило 30% от генеральной совокупности.
В Новосибирском государственном педагогическом университете (НГПУ) и Новосибирском государственном техническом университете (НГТУ) возможность ответить на вопросы анкеты была предоставлена всем студентам, обучающимся с применением дистанционных технологий - анкеты рассылались по электронной почте каждому из них. В НГПУ из 103 обучающихся с применением дистанционных технологий вернули заполненную анкету около половины - 51 студент, в НГТУ заполненные анкеты были получены от 95 из 896 студентов, что составило 10,6%.
Территориальное распределение студентов, обучающихся по дистанционным технологиям, позволяет констатировать, что в анкетах представлено большинство регионов России, отдельные страны ближнего и дальнего зарубежья. Однако значительное количество студентов проживает в Новосибирской области: 61% студентов, обучающихся в НГПУ 37,60% студентов СибАГС и 43% НГТУ.
Данные опроса показали, что большинство студентов, обучающихся в СибАГС и НГТУ, проживает в городах областного или республиканского значения, в НГПУ - в центрах субъектов Российской Федерации. Около 18% студентов НГПУ живет в селе. 9% студентов технического университета, которые в анкете на этот вопрос ответили «другое», указали, что проживают в поселках или рабочих поселках. Полную картину распределения иллюстрирует рис. 1.
Более 70% участников данного опроса получают в СибАГС, НГПУ и НГТУ первое высшее образование на базе среднего профессионального, соответственно 18, 22 и 21% - второе высшее (рис. 2). Таким образом, основная категория респондентов - студенты, получающие первое высшее образование на базе среднего профессионального.
Сибирская академия государственной службы и Новосибирский государственный педагогический университет представлены в опросе гуманитарными специальностями, в Новосибирском государственном техническом универ-
1НГТУ : 31,00% ; 46,00% ; 9,00%
Рис. 1. Распределение студентов по категориям мест проживания
Рис. 2. Распределение студентов по видам образовательных программ
ситете на вопросы ответили также студенты, получающие образование и по пяти техническим специальностям.
Преимущественно в СибАГС первое и второе высшее образование получают студенты, обучающиеся по специальностям «Финансы и кредит» и «Юриспруденция». При этом более 30% выпускников, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление», проходят в СибАГС профессиональную переподготовку. В педагогическом университете 40% студентов, получающих первое высшее образование, выбрали специальность «Юриспруденция», и 64% студентов, получающих второе высшее образование, предпочли специальность «Психология». В Новосибирском государственном техническом университете в основном студенты получают первое высшее образование по специальностям «Антикризисное управление», «Финансы и кредит» и «Экономика и управление на предприятиях машиностроения», второе высшее - по специальности «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем».
Анкета, предложенная студентам, состояла из восемнадцати вопросов, которые условно можно разделить на три части: оценка возможностей доступа студентов к информации, определение их информационных потребностей и анализ мер, способствующих, по мнению студентов, повышению качества информационного обеспечения учебного процесса.
В первую очередь рассмотрим возможность доступа студентов к информации и попытаемся выделить проблемы, препятствующие этому доступу.
Оценка возможностей доступа студентов к информации предполагала ответы на вопросы: «Имеете ли Вы доступ к персональному компьютеру?» и «Имеете ли Вы регулярный доступ в Интернет?». Согласно ответам студентов, около 90% обучающихся каждого вуза имеют компьютер дома. Более 75% студентов СибАГС обладают доступом в Интернет с домашнего компьютера, в НГПУ и НГТУ эти цифры соответственно составили 94 и 93% (табл.1).
Таблица 1
Доступ к персональному компьютеру и Интернет, %
Варианты Имеете ли Вы доступ к персональному компьютеру? Имеете ли Вы регулярный доступ в Интернет?
СибАГС НГПУ НГТУ СибАГС НГПУ НГТУ
Имею дома (доступ с домашнего компьютера) 86,40 94,00 97,00 75,60 94,00 93,00
На рабочем месте 35,60 35,00 24,00 25,60 29,00 21,00
Имею возможность 3,20 0 3,00 10,00 0 7,00
пользоваться
эпизодически
Не имею доступа 1,20 0 0 3,60 0 0
Ответы студентов на вопрос: «Какими ресурсами для получения информации в процессе обучения Вы пользуетесь?» показали, что в НГПУ и НГТУ студенты отдают приоритет электронным (сетевым) изданиям вуза, любой соответствующей информации из Интернета и электронным ресурсам, размещенным на Web-сайтах других библиотек. В СибАГС студенты всех специаль-
ностей в первую очередь используют в процессе обучения учебные издания вуза в печатном виде, электронные (в том числе сетевые) учебные издания СибАГС и любую соответствующую информацию из Интернета. Электронными ресурсами, ссылки на которые представлены на страничке библиотеки вуза, пользуется лишь около 22% студентов НГТУ и СибАГС и 31% студентов НГПУ (табл. 2).
Таблица 2
Ресурсные предпочтения студентов, %
Ресурсы, используемые студентами для получения информации СибАГС НГПУ НГТУ
Учебные издания вуза в печатном виде 72,80 24,00 22,00
Электронные (сетевые) учебные издания вуза 47,20 75,00 33,00
Любая соответствующая информация из Интернета 46,80 75,00 63,00
Ресурсы других библиотек в печатном виде 28,00 20,00 20,00
Электронные ресурсы, размещенные на Web-сайтах других библиотек 23,20 47,00 36,00
Учебные пособия на CD, DVD 23,20 29,00 8,00
Электронные ресурсы, ссылки на которые представлены на Web-сайте библиотеки вуза 22,80 31,00 22,00
Консультант Плюс 2,00 0,00 0,00
Табл. 3 характеризует ответы студентов на вопросы, касающиеся наличия библиотек в местах проживания студентов и степени использования их фондов.
Таблица 3
Использование ресурсов местных библиотек, %
Возможность доступа к библиотеке в населенном пункте, в котором проживает студент СибАГС НГПУ НГТУ
Есть, но там нет необходимой литературы 60,80 41,00 44,00
Есть, там нахожу все, что нужно 31,60 25,00 26,00
Другое (не посещаю библиотек, нет времени на посещение) 1,20 6,00 25,00
Нет 1,20 4,00 3,00
Нет ответа 1,60 2,00 1,00
Согласно ответам на вопрос: «Каковы источники получения Вами информации о документах, используемых в учебной деятельности?», основную информацию об изданиях, используемых в процессе обучения, студенты получают из списков литературы, рекомендованных преподавателями, списков, содержащихся в электронных учебных пособиях, а также из Интернета. При этом не более 14% обучающихся при поиске литературы используют каталоги и базы данных библиотек своих вузов, несмотря на то, что комплектование вузовских библиотек осуществляется с учетом книгообеспеченности учебного процесса (рис. 3).
Основные направления исследования информационных потребностей определили круг вопросов, касающихся дефицита собственно информации, дефицита знаний при поиске информации и наиболее предпочтительной формы представления информации.
100,00% 90,00% 80,00% 70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00% 4-
2,00%
ОСибАГС
ВНГПУ ПНГТУ
Списки лит-ры, рекоменд. препод.
50,40%
41,00% 61,00%
Списки лит-ры из учебников
32,80%
61,00% 52,00%
Каталоги
и БД библиотек
12,80%
14,00% 7,00%
Ресурсы других библиотек
20,00%
24,00% 11,00%
Интернет
46,40%
88,00% 49,00%
Другое
0,80%
0,00% 2,00%
Рис. 3. Источники получения студентами информации об изданиях, используемых в учебной деятельности
Анализ ответов на вопрос: «В каких видах учебной деятельности Вы ощущаете недостаток информации?» свидетельствует о том, что основную потребность в информации студенты СибАГС испытывают при подготовке к итоговому государственному экзамену и подготовке к итоговому тестированию. В то же время в НГПУ 47% опрошенных ощущают недостаток информации при подготовке выпускных квалификационных и аттестационных работ, и у 27% возникает дефицит информации на этапе подготовки лабораторных и практических работ. Поскольку выпускников, обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий, в НГПУ еще не было, студенты не смогли оценить потребность информации для этой позиции. В НГТУ опрос студентов показал, что основной дефицит информации они испытывают при написании контрольных и курсовых работ, а также при подготовке к экзаменационному тестированию.
На вопрос: «В каких видах изданий Вы испытываете наибольшую потребность при подготовке к занятиям?» большинство студентов ответили, что испытывают наибольшую потребность в учебниках и учебных пособиях, в нормативных актах и соответствующих комментированных изданиях, а также, но в меньшей степени - в научных трудах и энциклопедических изданиях (рис. 4).
Ответы участников опроса свидетельствуют о том, что более 35% студентов хотели бы иметь возможность регулярного доступа к ресурсам вузовской библиотеки, а более 45% считают, что доступ к ресурсам вузовской библиотеки им необходим время от времени (табл. 4).
Рис. 4. Степень востребованности изданий
Таблица 4
Потребность студентов в доступе к ресурсам библиотеки своего вуза, %
Варианты ответов СибАГС НГПУ НГТУ
Да, мне это необходимо 35,60 41,00 38,00
Да, время от времени 48,40 47,00 49,00
Нет, мне это не нужно 10,00 4,00 4,00
Мне все равно 4,40 4,00 3,00
Анализ ответов на вопрос: «Назовите наиболее предпочтительную для Вас форму представления учебных и научных изданий» показал, что более 40% студентов, участвующих в опросе, считают, что для них одинаково удобно работать как с печатными, так с электронными изданиями. Соответственно 41 и 36% студентов НГПУ и НГТУ отдали предпочтение электронным изданиям. В то же время около 30% выпускников СибАГС хотели бы работать преимущественно с изданиями, традиционно представленными в бумажном виде (рис. 5).
Несмотря на то, что более 45% студентов утверждают, что знают и умеют искать необходимую информацию, при ответе на вопрос: «Недостаток каких знаний Вы испытываете при поиске информации?», от 30 (СибАГС) до 39% (НГПУ) обучающихся признали, что им не известны адреса сайтов с достоверной информацией, которую можно использовать в образовательном процессе, а более 5% не умеют работать в электронных каталогах библиотек. От 6 до 13% студентов не умеют работать в электронных каталогах и базах данных библиотек своих вузов (рис. 6).
□ СибАГС и НГПУ 0 НГТУ
Рис. 5. Предпочтения студентов относительно форм представления изданий
Знаю и умею искать необходимую информацию
Не знаю сайтов, где можно получить достоверную информацию
Не умею работать в электронных каталогах библиотек
Не умею работать в каталогах и базах данных библиотеки своего вуза
Не очень хорошо владею компьютером
0,00 10,00 20,00 30,00 40,00 50,00 60,00
В СибАГС 0 НГПУ 0 НГТУ
Рис. 6. Недостаток знаний при поиске информации
^^^^ 31,00%
6,00% ] 10,40%
13,00%
3,00% 4,00% I 4,80%
6,00% 8,00%
54,00%
30,00%
45,00%
47,60% 39,00%
Приведенные выше результаты обработки анкет явно указывают направления совершенствования информационно-библиотечного сопровождения в системе дистанционного образования. Ответы по поводу мер, способствующих, по мнению студентов, повышению качества информационного обеспечения учебного процесса, позволяют определить приоритетные направления в деятельности библиотек для достижения желаемого результата. Студентам были предложены различные варианты возможных видов дополнительных услуг, которые смогли бы положительно повлиять на информационно-библиотечное сопровождение учебного процесса.
Проведенный опрос показал, что 92% студентов нуждаются в методических материалах, которые позволили бы им повысить эффективность работы с информацией в процессе обучения.
При ответе на вопрос: «Какие, по Вашему мнению, из перечисленных ниже услуг необходимо внедрить в деятельность вузовской библиотеки?» наибольшее количество студентов отдали предпочтение созданию электронной библиотеки основной и дополнительной литературы, содействию в доступе и навигации по сайтам - ресурсам открытого доступа, релевантным изучаемым дисциплинам, а также организации абонемента дистанционного обслуживания. Более 30% студентов желали бы получить свободный доступ к внешним ресурсам, работа с которыми (согласно договорам с правообладателями) возможна только на территории филиалов. Свыше трети опрошенных хотели бы также иметь доступ к ресурсам других библиотек (табл. 5).
Таблица 5
Предпочтения студентов, касающиеся информационно-библиотечного
сопровождения, %
Услуги библиотеки вуза СибАГС НГПУ НГТУ
Создание электронной библиотеки 36,00 71,00 65,00
Обеспечение доступа к ресурсам других библиотек 34,40 33,00 35,00
Обеспечение доступа к внешним ресурсам (официальным сайтам, доступ к которым предоставляется только на территории филиалов) 32,80 33,00 36,00
Содействие в доступе и навигация по сайтам -ресурсам открытого доступа, релевантным изучаемым дисциплинам 32,40 53,00 55,00
Доступ к электронным журналам 27,60 45,00 35,00
Организация абонемента дистанционного обслуживания 23,20 45,00 41,00
Прикрепление аннотаций и оглавлений к изданиям, представленным в электронном каталоге 14,00 20,00 16,00
Нет ответа 1,60 0,00 2,00
Резюмируя результаты проведенного опроса, можно отметить следующее:
• в процессе обучения студенты прежде всего используют учебные издания вуза, опубликованные в печатном либо электронном виде;
• большинство студентов имеют домашние компьютеры и доступ в Интернет;
• около половины опрошенных имеют доступ к ресурсам местных библиотек, однако этих ресурсов явно недостаточно для удовлетворения их информационных потребностей;
• информационные потребности студентов зачастую имеют пиковый характер, что связано с подготовкой к итоговому государственному экзамену, подготовкой выпускных квалификационных работ и экзаменационными сессиями;
• охотнее всего студенты используют вузовские учебники и учебные пособия, при этом для 40% форма представления материалов не играет решающей роли;
• несмотря на то, что более 45% студентов утверждают, что знают и умеют искать необходимую информацию, около 90% респондентов нуждаются в методических материалах, которые позволили бы им повысить эффективность работы с информационными ресурсами в процессе обучения;
• с точки зрения студентов, актуальной задачей является создание электронной библиотеки вуза и абонемента дистанционного обслуживания.
Проведенное исследование позволяет выделить основные направления совершенствования информационно-библиотечной деятельности библиотек вузов, реализующих дистанционные технологии обучения:
1) активизация процессов создания в вузах электронных библиотек основной и дополнительной литературы, начиная с изданий, авторские права на которые принадлежат вузу;
2) улучшение комплектования фондов библиотек в форме подключения к внешним информационным ресурсам, с акцентом на полнотекстовые источники информации;
3) расширение практики использования системы электронной доставки документов и межбиблиотечного абонемента для студентов, имеющих библиотеки в населенных пунктах, где они проживают;
4) разработка методических материалов, позволяющих студентам, обучающимся дистанционно, грамотно ориентироваться в информационных ресурсах и эффективно работать с информацией.
В то же время при принятии решения библиотекой вуза о том, какие из перечисленных мер следует использовать более активно, необходимо учитывать уровень развития библиотеки в части компьютеризации информационных и библиотечных процессов, информационные потребности студентов и технологии дистанционного обучения, применяемые в образовательном учреждении.
Литература
1. Антипов I.A., Гузнер И.А., Донских О.А., Ермоленко С.М. и др. Круглый стол. «Библиотека без книг - неизбежность будущего?» // Идеи и идеалы. 2011. № 2 (8). С. 2-22.
2. Бобров Л.К. Интернационализация образования и международные образовательные программы НГУЭУ // Высшее образование в России. 2009. № 10. С. 49-56.
3. Бобров Л.К. Мировая индустрия онлайновых баз данных // Вычислительные технологии. 1997. Т. 2, № 3. C. 7-24.
4. Бобров Л.К. Стратегическое управление информационной деятельностью библиотек в условиях рынка. Новосибирск: НГАЭиУ 2003. 239 с.
5. Глинский В.В. Российский книжный бизнес: проблемы и перспективы // Вестник НГУЭУ. 2008. № 1. С. 191-199.
6. Гусев Ю.В., Бобров Л.К. Вузовская библиотека как генератор новых информационных продуктов и услуг // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: Труды 8-й Междунар. конф. «Крым-2001». М.: ГПНТБ России, 2001. Т. 2. С. 1004-1005.
7 Медянкина И.П., Бобров Л.К. Вузовская библиотека в системе дистанционного образования: использование элементов логико-структурного анализа // Научная и техническая библиотеки. 2009. № 12. С. 5-11.
Bibliography
1. Antipov G.A., Guzner I.A., Donskih O.A., Ermolenko S.M. i dr. Kruglyj stol. «Biblioteka bez knig - neizbezhnost' buduwego?» // Idei i idealy. 2011. № 2 (8). P 2-22.
2. Bobrov L.K. Internacionalizacija obrazovanija i mezhdunarodnye obrazovatel'nye programmy NGUJeU // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2009. № 10. P 49-56.
3. Bobrov L.K. Mirovaja industrija onlajnovyh baz dannyh // Vychislitel'nye tehnologii. 1997. T. 2, № 3. P 7-24.
4. Bobrov L.K. Strategicheskoe upravlenie informacionnoj dejatel'nost'ju bibliotek v uslovijah rynka. Novosibirsk, NGAjeiU, 2003. 239 p.
5. Glinskij VV. Rossijskij knizhnyj biznes: problemy i perspektivy // Vestnik NGUJeU. 2008. № 1. P 191-199.
6. Gusev Ju.V, Bobrov L.K. Vuzovskaja biblioteka kak generator novyh informacionnyh produktov i uslug // Biblioteki i associacii v menjajuwemsja mire: novye tehnologii i novye formy sotrudnichestva: Trudy 8-j Mezhdunar. konf. «Krym-2001». M., GPNTB Rossii, 2001. T. 2. P 1004-1005.
7 Medjankina I.P., Bobrov L.K. Vuzovskaja biblioteka v sisteme distancionnogo obrazovanija: ispol'zovanie jelementov logiko-strukturnogo analiza // Nauchnaja i tehnicheskaja biblioteki. 2009. № 12. P. 5-11.