Научная статья на тему 'Обучение специальной лексике в образовательных организациях МВД России'

Обучение специальной лексике в образовательных организациях МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА / SPECIAL VOCABULARY / ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ / LEXICAL ITEMS / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ / PROFESSIONAL SKILLS AND ABILITIES / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калашникова С. В.

В статье раскрываются особенности обучения специальной лексике в образовательных организациях МВД России, которые заключаются в отработке лексических единиц во всех характерных для него формах с одной стороны, с другой стороны в типичных и свободных сочетаниях, которые являются ценными с точки зрения профессионального общения. Автор определяет понятие «специальная лексика», которое включает общеупотребительные термины, специальные термины процессуального права и юридические термины. Репродуктивный пласт лексики необходим для активного овладения устной речью, и рецептивный слой реализуется при чтении профессионально ориентированных текстов. Автор исследует различие в формировании активного и пассивного запаса слов, обращая внимание на явления многозначности и синонимии, а также на словопроизводство, которое представлено суффиксальными и префиксальными типами. Представленный в статье материал позволит преподавателю не только эффективно организовать образовательный процесс, но и способствовать формированию профессиональных умений и навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калашникова С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEARNING SPECIAL VOCABULARY IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

In the article some specifics of training special vocabulary in the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia are presented by the means of training lexical items in all specific forms on one hand and in all typical and free word combinations which are valuable for the professional communication on the other hand. The author determines a term “special vocabulary”, which includes general terms, special technical terms of procedure law and judicial terms. The reproductive layer of the vocabulary is necessary for active possession of oral speech and the receptive level is realized in reading professionally oriented texts. The work examines the difference of formation active and passive vocabulary taking into consideration polysemy and synonymy, and wordbuilding, which is presented by suffix and prefix types. The material given in the paper helps the teacher not only to organize the educational process, but also to contribute to the creation of trainers’ professional skills and abilities.

Текст научной работы на тему «Обучение специальной лексике в образовательных организациях МВД России»

Библиографический список

1. Стенографический отчёт о совместном заседании Государственного совета и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 31 августа 2010 года. Президент России. Available at: http://президент.рф/transcripts/8786

2. Никитин А. В., Романкова Л.И. Квалификационные характеристики специалистов с высшим образованием. Москва, 1981.

3. Гшиянц Р.Э. Подготовка учителя технологии и предпринимательства в контексте открытого образования. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Майкоп, 2007.

4. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). Москва, 2014.

References

1. Stenograficheskij otchet o sovmestnom zasedanii Gosudarstvennogo soveta i Komissii po modernizacii i tehnologicheskomu razvitiyu 'ekonomiki Rossii 31 avgusta 2010 goda. Prezident Rossii. Available at: http://prezident.rf/transcripts/8786

2. Nikitin A. V., Romankova L.I. Kvalifikacionnye harakteristikispecialistovs vysshim obrazovaniem. Moskva, 1981.

3. Gshiyanc R.'E. Podgotovka uchitelya tehnologii i predprinimatel'stva v kontekste otkrytogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Majkop, 2007.

4. Robert I.V. Teoriya i metodika informatizacii obrazovaniya (psihologo-pedagogicheskij i tehnologicheskij aspekty). Moskva, 2014.

Статья поступила в редакцию 20.04.18

УДК 811.111:378.634

Kalashnikova S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs

of Russia (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

LEARNING SPECIAL VOCABULARY IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA. In the article some specifics of training special vocabulary in the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia are presented by the means of training lexical items in all specific forms on one hand and in all typical and free word combinations which are valuable for the professional communication on the other hand. The author determines a term "special vocabulary", which includes general terms, special technical terms of procedure law and judicial terms. The reproductive layer of the vocabulary is necessary for active possession of oral speech and the receptive level is realized in reading professionally oriented texts. The work examines the difference of formation active and passive vocabulary taking into consideration polysemy and synonymy, and wordbuilding, which is presented by suffix and prefix types. The material given in the paper helps the teacher not only to organize the educational process, but also to contribute to the creation of trainers' professional skills and abilities.

Kew words: special vocabulary, lexical items, professional skills and abilities, educational process.

С.В. Калашникова, канд. пед. наук, доц., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул,

E-mail: [email protected]

ОБУЧЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛЕКСИКЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

В статье раскрываются особенности обучения специальной лексике в образовательных организациях МВД России, которые заключаются в отработке лексических единиц во всех характерных для него формах с одной стороны, с другой стороны - в типичных и свободных сочетаниях, которые являются ценными с точки зрения профессионального общения. Автор определяет понятие «специальная лексика», которое включает общеупотребительные термины, специальные термины процессуального права и юридические термины. Репродуктивный пласт лексики необходим для активного овладения устной речью, и рецептивный слой реализуется при чтении профессионально ориентированных текстов. Автор исследует различие в формировании активного и пассивного запаса слов, обращая внимание на явления многозначности и синонимии, а также на словопроизводство, которое представлено суффиксальными и префиксальными типами. Представленный в статье материал позволит преподавателю не только эффективно организовать образовательный процесс, но и способствовать формированию профессиональных умений и навыков.

Ключевые слова: специальная лексика, лексические единицы, профессиональные умения и навыки, образовательный процесс.

Процесс межличностной коммуникации связан с большинством областей профессиональной деятельности, в которых будущему специалисту предстоит самореализовываться, проявлять свою субъектность не только через предметную деятельность, но и через общение. В настоящее время востребован специалист с широким кругозором, способный мыслить творчески, выдавать неординарные идеи, владеющий речью, умеющий аргументировано убеждать. При изучении иностранного языка обучающимся приходится читать специальную литературу, извлекать ценную в практическом отношении информацию, выполнять устные и письменные задания, излагать собственные мысли на иностранном языке. Языковая компетенция приобретает важное значение в процессе совершенствования лингвистического кругозора обучающихся, она охватывает такие аспекты как количество лексических единиц, правильность использования вербальных средств в соответствии с функционально-стилистической направленностью.

Обучению специальной лексике уделяется первостепенное значение в процессе изучения иностранного языка в образовательных организациях МВД России. Специальная лексика включает общеупотребительные термины (наименования предметов, действий, явлений, которые используются в научно-популярной,

научной литературе, в деловых документах, в законодательстве и др.); специальные технические термины процессуального закона, специальные юридические термины, удельный вес которых в оригинальных юридических текстах составляет от 10% до 60%. Словарный запас обучающихся состоит из репродуктивного и рецептивного пластов лексики. Репродуктивный слой (активный запас) должен охватывать лексику, которая необходима для активного овладения устной речью, и рецептивный слой (пассивный запас) реализуется при чтении профессионально ориентированных текстов. При обучении лексике следует учитывать различие в формировании активного и пассивного запаса слов.

При первом предъявлении как активных, так и пассивных лексических единиц происходит соотнесение иностранного слова со словом русского языка. В силу многозначности слов подобные соотношения носят сложный характер, т. к. совпадают некоторые значения, другие расходятся. Расхождения в несовпадающих значениях создают трудности при усвоении лексики. Для преодоления интерферирующего влияния русского языка объем значения слова из активного словаря должен быть сведен к однозначности. Чтобы исключить появление у обучающихся ошибок при употреблении многозначного слова в речи, звуковая форма должна быть соотнесена со строго ограниченным значением.

Связь между значением и графическим образом устанавливается быстрее и более прочно, если отсутствуют дополнительные ассоциации, а также осуществляется интенсивная тренировка на практических занятиях и в процессе самостоятельной подготовки обучающихся. При введении специальной лексики пассивного запаса указанные ограничения являются нецелесообразными. Употребление лексических единиц уточняется контекстом, соотнесение объемов значений русского и иностранного слова расширяет словарный запас обучающихся, помогает установить новые, неизученные значения слов, способствует развитию навыков самостоятельной работы со словом.

Следующая особенность, которая отличает обучение активной лексике от пассивной, состоит в том, что при введении специальной лексики преподавателю необходимо объяснять особенности сочетаемости с другими словами, входящими в репродуктивный слой лексики. Объясняя значение слова crime следует указать не только на его основную сочетаемость: white-collar crime / «беловоротничковое преступление», computer crime / компьютерная преступность, но и указать случаи интерферирующей сочетаемости: crime laboratory / криминалистическая лаборатория, crime responsibility / уголовная ответственность и др. Указанные ограничения отсутствуют при введении пассивной лексики, потому что, читая тексты по специальности, обучающиеся встречаются с готовыми словосочетаниями. Если английские словосочетания совпадают с семантикой соответствующего сочетания в русском языке (crime instrument / орудие преступления; petty crime / мелкое преступление), они легко понимаются и не требуют специального объяснения. Особое внимание следует обращать на словосочетания пассивного запаса, которые отличаются по семантической структуре и не могут быть поняты по соотношению значений составляющих их компонентов (crime wave / динамика преступности, crime scene / место совершения преступления).

В связи с проблемой обучения специальной лексике следует остановиться на употреблении синонимов в профессионально ориентированном общении, т.е. явление, при котором одно и то же понятие (предмет) может обозначаться разными словами: penalty / punishment / наказание; offender / criminal / преступник и др. Синонимия противоречит природе функционирования и предназначению термина, который характеризуется точностью семантики. Наличие термина в юридическом тексте не допускает неверного его толкования. Раскрытие значения специальной языковой единицы требует от обучающихся умения разобраться в переводимом тексте, осуществить его структурно-смысловой анализ. При обучении активной лексике целесообразно ограничиться одним из синонимов, имеющим наиболее широкое значение, сочетающимся с большим количеством слов и являющимся нейтральным в отношении стилевой характеристики.

На практических занятиях по иностранному языку большое внимание уделяется словопроизводству, которое представлено суффиксальным и префиксальным словообразовательными типами. Преподаватель уточняет продуктивные суффиксы глаголов (- fy / identify; - ize,ise / organize и др), одушевленных и неодушевленных имен существительных (- er, -or / investigator; - al / criminal; - ant, ent / defendant; - ment / enforcement и др.), имен прилагательных (-ant, - ent / evident; - ive / preventive), причастий и наречий (- ing / investigating; - ly / regularly). Префиксальный способ словообразования включает приставки, придающие слову отрицательное значение (- ir / irresponsible, - il / illegal и др.), и приставки, обозначающие повторность действия (- re / rebuild). Согласно исследованию к наиболее употребительным суффик-

Библиографический список

сам относятся: -tion/- sion / deprivation - 20,6%; - ent/ - ant; -er / -or / assassinator - 16,3%; - y / burglary - 13,5%, - al / betrayal /предательство - 10,6%. К менее продуктивным относятся 15 суффиксов (- ance, - ence, - ment, -ist, - ive и др.) и представляют 36% от выборки. Префиксы (mis / misrepresentation), участвующие в создании новых терминов, составляют - 3% [1]. Анализ учебников по английскому языку позволил установить следующие виды упражнений, направленных на закрепление словообразовательных типов: переведите словообразовательные цепочки; прочитайте и переведите на русский язык слова, обращая внимание на суффиксы; переведите, обращая внимание на образование существительных и прилагательных; дополните правильным суффиксом следующие слова; употребите слово в соответствии с контекстом и др. [2; 3]. Указанные тренировочные задания позволяют не только закрепить способы образования специальных лексических единиц, но и развить навык самостоятельной работы обучающихся со словом, расширить активный и пассивный словарь по иностранному языку.

Специальная лексика включает определенный набор лексических единиц (слов, устойчивых словосочетаний), необходимых для решения речевых задач в профессиональной сфере. Образовательный процесс обучения лексике имеет две линии научения. С одной стороны, преподаватель стремиться к максимальной отработке каждого нового слова во всех характерных для него формах и конструкциях до полной автоматизации их употребления, к развитию интереса к морфологическим и синтаксическим особенностям изучаемых слов на аудиторных занятиях и во время самостоятельной подготовки. С другой стороны, изучение специальной лексики предполагает ее усвоение в наиболее типичных сочетаниях как «готовый» материал для речи, а также в свободных сочетаниях, которые являются ценными с точки зрения профессионального общения.

На практических занятиях по иностранному языку преподаватель должен организовать работу над лексикой таким образом, чтобы семантическое поле обучающихся, которым они владеют, могло расширяться. К распространенным способам се-мантизации лексики относятся: использование наглядности, се-мантизация с помощью синонимов / антонимов; семантизация с использованием способов словообразования; перевод-толкование слова; поиск в словаре; перевод с использованием языковой догадки через контекст [4]. Последний способ вызывает затруднение у обучающихся, преподавателю необходимо соблюсти принцип понятности и однозначности контекста употребления слова. Методически оправдано ведение обучающимися индивидуального словаря, который состоит из разделов, включающих синонимы, словосочетания и предложения, что позволит запомнить не только коннотацию, но и управление в предложении, типичные сочетания слова с другими словами.

Важно, чтобы обучающиеся осознали, что их деятельность по усвоению и закреплению лексики изучаемого иностранного языка не только помогает понимать язык, но и формирует такие профессиональные умения и навыки как наблюдательность, способность к концентрации внимания, способность сопоставлять явления и логически мыслить. В процессе обучения иностранному языку тренируется мнемотехника, т. е. разные приемы запоминания лексических единиц, а именно: произвольные и непроизвольные, механические и логические, непосредственные и опосредованные (через опорные сигналы) [5]. При организации работы со специальной лексикой можно успешно использовать мультимедийные технологии, которые повышают наглядность обучения, способствуют увеличению доли самостоятельной работы каждого обучаемого.

1. Калашникова С.В. Характеристика лексики английского языка для профессионалов правоприменительной деятельности. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016; 4: 96 - 98.

2. Байбурина РЗ., Галиева Д.А., Петрова Е.А. Английский язык для курсантов образовательных учреждений МВД России. Москва: ДГСК МВД России, 2011.

3. English for Law student (Английский язык для юристов). Москва: ЦОКР МВД России, 2009.

4. Васкина Е.А. Профессиональная направленность обучения иностранному языку в рамках компетентностного подхода. Сборник материалов межвузовского круглого стола. Орел: ОЮИ МВД России, 2012: 180 - 182.

5. Гайдукова М.А. Мнемотехника как интенсивный метод преподавания авиационного иностранного языка в вузе. Вопросы методики преподавания в вузе. 2016; 5: 251 - 260.

References

1. Kalashnikova S.V. Harakteristika leksiki anglijskogo yazyka dlya professionalov pravoprimenitel'noj deyatel'nosti. Filologicheskie nauki. Voprosy teoriiipraktiki. 2016; 4: 96 - 98.

2. Bajburina R.Z., Galieva D.A., Petrova E.A. Anglijskijyazyk dlya kursantov obrazovatel'nyh uchrezhdenij MVD Rossii. Moskva: DGSK MVD Rossii, 2011.

3. English for Law student (Anglijskij yazyk dlya yuristov). Moskva: COKR MVD Rossii, 2009.

4. Vaskina E.A. Professional'naya napravlennost' obucheniya inostrannomu yazyku v ramkah kompetentnostnogo podhoda. Sbornik materialov mezhvuzovskogo kruglogo stola. Orel: OYuI MVD Rossii, 2012: 180 - 182.

5. Gajdukova M.A. Mnemotehnika kak intensivnyj metod prepodavaniya aviacionnogo inostrannogo yazyka v vuze. Voprosy metodiki prepodavaniya v vuze. 2016; 5: 251 - 260.

Статья поступила в редакцию 09.04.18

УДК 371

Kasumova B.S.-A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Methods of Primary Education, Chechen State

Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]

THE USE OF DIFFERENT FORMS OF WORK AT LESSONS OF MATHEMATICS IN ELEMENTARY SCHOOL. The article deals with the issues related to the organization of various forms of work in mathematics lessons in primary school. In the early school years lay the basis for mathematics education. In this regard, primary school pays great attention to issues related to the process of learning mathematics, which is one of the main tasks in the educational process. Mathematics provides the study of related subjects, develops the will and mental abilities, requires full concentration and expands the students' horizons and, thereby, develops a personality. The author concludes that the choice of a certain form depends on the planned educational tasks, on the volume and complexity of the educational material, on the level of abilities of students.

Key words: primary school students, teaching mathematics, forms of work in the classroom of mathematics.

Б.С.-А. Касумова, канд. пед. наук, доц. каф. методик начального образования, Чеченский государственный

педагогический университет, г. Грозный, E-mail: [email protected]

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ РАБОТЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассмотрены вопросы, связанные с организацией различных форм работы на уроках математики в начальной школе. В младшем школьном возрасте закладывается базис математического образования. В связи с этим, начальная школа большое внимание уделяет вопросам, связанным с процессом обучения математики, который является одним из основных в образовательном процессе. Математика обеспечивает изучение смежных предметов, развивает волю и умственные способности, требует полной концентрации внимания и расширяет кругозор учащегося и, тем самым, развивает личность. Автор делает вывод о том, что выбор определённой формы зависит от запланированных учебно-воспитательных задач, от объёма и сложности учебного материала, от уровня способностей учащихся.

Ключевые слова: учащиеся начальных классов, преподавание математики, формы работы на уроках математики.

Современный этап развития общества определяется рядом особенностей, предъявляющих новые условия школьному образованию.

Поурочная система в классе предусматривает разнообразные виды организации учебно-воспитательного процесса: домашняя учебная работа, экскурсии, практические занятия, внеклассная учебная работа, факультативы, консультации. Но основной формой в организации обучения школы является урок [1].

На данный момент большое внимание уделяется проблеме преподавания математикив начальной школе. Это связано с интенсивными процессами во всех сферах общественной жизни. Поэтому перед современным обществом стоит сложная задача, которая состоит в том, чтобы уметь мыслить теоретически, проявлять находчивость в принятии и выполнении принципиально новых задач, ориентироваться в огромном потоке научной информации, адаптироваться к постоянно меняющимся условиям обучения.

Математика - это интеграция наук, которая изучает величины, количественные отношения, а также формы пространства. Основа математической грамотности закладывается в школе.

К основным требованиям в процессе обучения математике в младшем школьном возрасте относят:

1) чёткость и целенаправленность урока;

2) соответствующее организационное и материальное обеспечение урока;

3) оптимальный психологический порядок урока;

4) оптимальный темп и ритм работы на уроке;

5) систематическая последовательность и преемственность в учебных ситуациях;

6) логическая завершенность операций;

7) экономия времени на уроке;

8) неустанный контроль и самоконтроль;

9) закрепление и усовершенствование знаний и умений;

10) постоянное совершенствование учебного процесса [2, с. 64].

Согласно ФГОС НОО основной задачей предмета математики является развитие математической речи, логического и алго-

ритмического мышления, воображения, обеспечение начальных представлений о компьютерной грамотности [3].

Основные положения, характеризующие урок, заложены еще в XVI - XIX веках в трудах Я.А. Коменского, И.Ф. Гербарта, А. Дистервега, К.Д. Ушинского.

Эффективность и успех проведения урочного занятия во многом зависит от применения индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы. Рекомендуется смешивать эти формы обучения. С помощью их сочетания можно узнать, как учащиеся усвоили теоретические и практические умения и навыки, которые используются в математике. Здесь особое значение имеет позиция учителя, от которого зависит правильность и корректность выбора того или иного вида деятельности, раскрытие возможности в индивидуальной, групповой и фронтальной формах работы на уроках математики, определения их влияния на развитие личности ребенка.

Известно, что основной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися является урок. Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века. Эта педагогическая форма очень жизнеспособна - в наше время урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе [4].

В педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой урок обозначается, как организационная форма обучения, при помощи которой учитель ведет занятия в классе со всеми учащимися, которые владеют ориентировочно одинаковым уровнем физического и умственного развития, по установленному расписанию и порядку. Автор, со своей стороны, обозначает урок, как форму организации учебно-воспитательного процесса, которая динамична и разнообразна. Этот процесс идет в точно определенных границах времени, в ходе которого учитель занимается со всем классом по выверенному распорядку, при этом применяя разнообразные методы и средства обучения, решая поставленные задачи образования, развития и воспитания [5].

Обозначив все выше перечисленные термины урока, мы заключили, что урок-это целостная и законченная часть образовательного процесса, которая представляет собой систему

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.