Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРИЕМАМ СИЛОВОГО ЗАДЕРЖАНИЯ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ'

ОБУЧЕНИЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРИЕМАМ СИЛОВОГО ЗАДЕРЖАНИЯ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
55
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИКИ ОВД / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ / СИЛОВЫЕ ПРИЕМЫ ЗАДЕРЖАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хажироков Валерий Ахиедович

В статье анализируются особенности обучения сотрудников органов внутренних дел приемам силового задержания правонарушителя. Отмечается, что насильственные приемы задержания, применяемые сотрудниками органов внутренних дел, представляют собой ряд действий, которые направлены на обезвреживание преступника путем использования боевых приемов борьбы и дальнейшее его доставление в территориальный отдел. Применение приемов силового задержания мотивировано лишь в ситуациях, когда задерживаемый оказывает сопротивление и неподчинение сотрудникам полиции. Тактика применения боевых приемов является важнейшим направлением при подготовке сотрудников органов внутренних дел к задержанию преступников. Такая подготовка в полной мере осуществляется в образовательных организациях МВД России и ее необходимо продолжать в подразделениях органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хажироков Валерий Ахиедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES IN METHODS OF FORCIBLE DETENTION OF AN OFFENDER

The article analyzes the features of training employees of internal affairs bodies in the methods of forceful detention of an offender. It is noted that the violent methods of detention used by employees of the internal affairs bodies are a series of actions that are aimed at neutralizing the criminal by using combat methods of struggle and his further delivery to the territorial department. The use of methods of forceful detention is motivated only in situations where the detainee resists and disobeys police officers. The tactics of using combat techniques is the most important direction in the preparation of employees of the internal affairs bodies to detain criminals. Such training is fully carried out in the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia and it must be continued in the departments of the internal affairs bodies.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРИЕМАМ СИЛОВОГО ЗАДЕРЖАНИЯ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ»

DOI 10.47576/2949-1878_2023_5_122 УДК 378.6

ОБУЧЕНИЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

ПРИЕМАМ СИЛОВОГО ЗАДЕРЖАНИЯ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ

Хажироков Валерий Ахиедович,

кандидат юридических наук, начальник кафедры физической подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик, Россия, e-mail: amv_1978@mail.ru

В статье анализируются особенности обучения сотрудников органов внутренних дел приемам силового задержания правонарушителя. Отмечается, что насильственные приемы задержания, применяемые сотрудниками органов внутренних дел, представляют собой ряд действий, которые направлены на обезвреживание преступника путем использования боевых приемов борьбы и дальнейшее его доставление в территориальный отдел. Применение приемов силового задержания мотивировано лишь в ситуациях, когда задерживаемый оказывает сопротивление и неподчинение сотрудникам полиции. Тактика применения боевых приемов является важнейшим направлением при подготовке сотрудников органов внутренних дел к задержанию преступников. Такая подготовка в полной мере осуществляется в образовательных организациях МВД России и ее необходимо продолжать в подразделениях органов внутренних дел.

Ключевые слова: сотрудники ОВД; физическая подготовка; боевые приемы борьбы; силовые приемы задержания.

UDC 378.6

TRAINING EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES IN METHODS OF FORCIBLE DETENTION OF AN OFFENDER

Khazhirokov Valery Akhiedovich,

PhD in Law, Head of the Department of Physical Training, North Caucasian Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, e-mail: amv_1978@mail.ru

The article analyzes the features of training employees of internal affairs bodies in the methods of forceful detention of an offender. It is noted that the violent methods of detention used by employees of the internal affairs bodies are a series of actions that are aimed at neutralizing the criminal by using combat methods of struggle and his further delivery to the territorial department. The use of methods of forceful detention is motivated only in situations where the detainee resists and disobeys police officers. The tactics of using combat techniques is the most important direction in the preparation of employees of the internal affairs bodies to detain criminals. Such training is fully carried out in the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia and it must be continued in the departments of the internal affairs bodies.

Keywords: police officers; physical training; fighting techniques; forceful methods of detention.

Прежде чем перейти непосредственно к процессу обучения слушателей определенным приемам силового задержания, необходимо определить, для чего предназначены эти приемы и какова основная цель их использования. Будучи сотрудником органов внутренних дел, слушателям приходится в процессе реализации правоохранительной

деятельности взаимодействовать с абсолютно разным контингентом правоохранителей. И в случаях столкновения с правонарушителем всегда есть вероятность опасности для жизни и здоровья сотрудника. Возникают различные экстремальные ситуации, в которых для выполнения своей работы сотрудникам приходится прибегать к использованию

Педагогические исследования

различных приемов, в том числе и силового задержания.

По результатам аналитического обзора, где рассмотрены случаи чрезвычайных происшествий, связанных с гибелью, ранениями и получением телесных повреждений сотрудниками полиции в процессе выполнения служебных обязанностей, выявлено, что наибольшее количество травм было получены сотрудниками при задержании правонарушителей, оказывающих нападение или активное сопротивление [2; 5; 9].

Насильственные приемы задержания, применяемые сотрудниками органов внутренних дел, представляют собой ряд действий, которые направлены на обезвреживание преступника путем использования боевых приемов борьбы и дальнейшее его доставление в территориальный отдел. Применение приемов силового задержания мотивировано лишь в ситуациях, когда задерживаемый оказывает всяческое сопротивление и неподчинение сотрудникам полиции и предназначено в первую очередь обезопасить самого сотрудника и возможно присутствующих граждан при задержании. Приемы используются для подавления воли правонарушителя и могут нанести вред его физическому здоровью, но он редко будет серьезным, однако нанесение ущерба не является первостепенной задачей сотрудника.

Прохождение специального обучения для сотрудников органов внутренних дел направлено на подготовку их к дальнейшей службе. В процессе подготовки они осваивают различные дисциплины, каждая из которых направлена на формирование тех или иных знаний, умений и навыков. Приемы силового задержания входят в состав физической подготовки, которая, помимо прочего, занимается повышением силовых, скоростных и других показателей сотрудников органов внутренних дел - слушателей курсов первоначальной подготовки, переподготовки и повышения квалификации образовательных организаций МВД России.

В процессе освоения приемов силового задержания наблюдается ряд проблем, с которыми сталкиваются слушатели образовательных организаций МВД России. Основная проблема - психологического характера. Говоря в целом о службе в органах внутренних дел, следует отметить, что психологическая

составляющая индивида важна и во многом именно она определяет эффективность службы конкретного сотрудника. Однако это распространяется и на учебно-тренировочный процесс, осуществляемый в образовательных организациях МВД России [1; 8; 9].

Психологическая готовность очень важна, и в процессе обучения ей уделяется особое внимание. Преподаватели должны обеспечить моральную подготовку слушателей как к учебному процессу, так и дальнейшей службе. Говоря о проблемах психологического характера, ученые и практики подразумевают чувство страха. Часть слушателей боится, используя приемы силового задержания, причинить боль другому человеку, даже несмотря на то что его жизни и здоровью будет угрожать опасность. Есть слушатели, которые боятся испытать боль как в процессе тренировок, так и в профессиональной деятельности - экстремальной ситуации. Есть еще одна группа слушателей, которые, наоборот, склоны к чрезмерному применению приемов силового задержания. Со всеми тремя группами необходимо работать, и они должны в равной мере освоить все приемы силового задержания и уметь их использовать. Однако страх - это чувство, присущее всему живому, он затуманивает разум и берет верх над эмоциями и здравым смыслом. Загнанный в угол человек зачастую самый опасный. Именно эта черта страха и является самой опасной для сотрудников органов внутренних дел, так как, поддавшись ему, они могут перестать трезво мыслить, неадекватно оценить складывающуюся оперативную обстановку, в результате не смогут использовать свои знания и навыки для защиты себя и окружающих. А условия, при которых возникает необходимость силового задержания, практически всегда экстремальны. Поэтому в процессе освоения приемов слушателям приходится попадать в спроектированные преподавателем экстремальные ситуации, при которых им предстоит осуществить задержание условного преступника. Такие упражнения позволяют адаптировать психику человека к экстремальным ситуациям, а также позволяют научиться использовать освоенные приемы на практике, в условиях, копирующих настоящие. Такого рода постановки предполагают задействование группы лиц. Один человек учится проводить

силовое задержание, а второй оказывается на месте задерживаемого и сопротивляется, при этом задерживаемый может поставить себя на место преступника, что в будущем дает ему возможность предугадывать действия преступников при реальном задержании на службе [3; 7].

В процессе изучения приемов и их отработки как преподаватель, так и слушатели могут совместно моделировать различные ситуации, при которых возникает необходимость использования этих приемов, а это в первую очередь незаменимый опыт, который получают слушатели, и в дальнейшем при несении службы будет гораздо меньше вероятность возникновения ситуаций, к которым слушатели окажутся неготовыми.

Второй наиболее значимой проблемой является освоение техники выполнения приемов силового задержания. Успешность применения того или иного приема зависит от техники его выполнения. Существует правильная и неправильная техники выполнения каждого из приемов, только правильная техника всего одна, а неправильных гораздо больше. Учитывая специфику всех приемов, допущение ошибок при их выполнении очень высоко, а слушатели в свою очередь не обладают достаточным опытом и знаниями, чтобы самостоятельно осваивать эти приемы или отмечать правильность их выполнения. На начальном этапе обучения на это способен только преподаватель, который может сразу увидеть ошибки, допускаемые отдельным слушателем, и откорректировать их. Для этого преподаватель должен обладать навыками индивидуальной работы со слушателями, так как на его плечи ложится задача на наиболее доступном языке и доступными примерами показать каждому слушателю его ошибку и исправить ее.

Третья проблема, с которой сталкиваются преподаватели и слушатели, - это недоста-

точная физическая подготовка последних для выполнения приемов силового задержания. Приемы силового задержания подразумевают использование физической силы для их применения и подчинения преступника воле правоохранителя. Проходя обучение, никогда нельзя наперед угадать, какие приемы будут необходимы, а какие нет, так же как и на каком преступнике придется их использовать. Может возникнуть ситуация, при которой преступник будет больше или сильнее полицейского, но это никак не должно отразиться на задержании преступника. Полицейскому, несмотря ни на что, необходимо произвести задержание, и физическая подготовленность при этом играет далеко не последнюю роль.

Готовясь к действиям, связанным с применением физической силы, сотрудники полиции должны знать, что нереально предвидеть все возможные ситуации и вероятные действия преступника. Поэтому в таких случаях сотрудники органов внутренних дел должны максимально проявлять находчивость и смекалку, тактически грамотно используя навыки боевых приемов борьбы. Успешное задержание преступника во многом зависит от оптимизации прилагаемых усилий по всем направлениям и целесообразного соотношения своих возможностей с возможностями противника. Выполнение этих действий не представляется возможным без совершенствования тактических приемов задержания в учебно-тренировочном процессе [4; 6].

Таким образом, тактика применения боевых приемов является важнейшим направлением при подготовке сотрудников органов внутренних дел к задержанию преступников. Такая подготовка в полной мере осуществля -ется в образовательных организациях МВД России и ее необходимо продолжать в подразделениях органов внутренних дел.

Список литературы _

1. Афов А. Х. Актуальные вопросы обучения сотрудников органов внутренних дел тактическим особенностям силового задержания правонарушителей // Пробелы в российском законодательстве. 2022. Т. 15. № 4. С. 69-73.

2. Ильин Ю. И. О подготовке полицейских к задержанию вооруженного преступника // Е^сю. 2021. № 12 (63). С. 546-552.

3. Мешев И. Х. Пути повышения эффективности противодействия преступности на современном этапе // Евразийский юридический журнал. 2022. № 9 (172). С. 470-471.

Педагогические исследования

4. Мешев И. Х. Формирование у сотрудников органов внутренних дел тактической и психологической готовности к применению боевых приемов борьбы // Пробелы в российском законодательстве. 2022. Т. 15. № 4. С. 59-63.

5. Мешев И. Х. Формирование у сотрудников ОВД тактических навыков силового задержания правонарушителей // Культура физическая и здоровье. 2022. № 3 (83). С. 29-32.

6. Хажироков В. А. Внедрение борцовских и рукопашных поединков в учебно-тренировочный процесс сотрудников органов внутренних дел, обучающихся по программам профессионального обучения // Пробелы в российском законодательстве. 2022. Т. 15. № 3. С. 31-35.

7. Хажироков В. А. Обучение сотрудников органов внутренних дел тактическим основам силового задержания правонарушителей // Вопросы совершенствования физической, тактико-специальной и огневой подготовки сотрудников полиции к оперативно-служебной деятельности : материалы всероссийской научно-практический конференции. Волгоград, 2022. С. 223-228.

8. Черкесов Р. М. Тактические особенности применения боевых приемов борьбы сотрудниками органов внутренних дел РФ // Культура физическая и здоровье. 2022. № 1 (81). С. 269-271.

9. Шашурина Я. А. К проблемам повышения готовности сотрудников полиции к применению физической силы // Молодежь - Барнаулу : материалы XXIII городской научно-практической конференции молодых ученых / гл. ред. В. В. Гудков. Барнаул, 2022. С. 640-642.

References_

1. Afov A. H. Actual issues of training of employees of internal affairs bodies in tactical features of forcible detention of offenders. Gaps in Russian legislation. 2022. Vol. 15. No. 4. Pp. 69-73.

2. Ilyin Yu. I. On the preparation of police officers for the detention of an armed criminal. E-Scio. 2021. No. 12 (63). Pp. 546-552.

3. Meshev I. H. Ways to increase the effectiveness of combating crime at the present stage. Eurasian Legal Journal. 2022. No. 9 (172). Pp. 470-471.

4. Meshev I. H. Formation of tactical and psychological readiness for the use of combat fighting techniques among employees of internal affairs bodies. Gaps in Russian legislation. 2022. Vol. 15. No. 4. Pp. 59-63.

5. Meshev I. H. Formation of tactical skills of forcible detention of offenders among police officers. Physical culture and health. 2022. No. 3 (83). Pp. 29-32.

6. Khazhirokov V. A. Introduction of wrestling and hand-to-hand duels into the educational and training process of employees of internal affairs bodies studying under professional training programs. Gaps in Russian legislation. 2022. Vol. 15. No. 3. Pp. 31-35.

7. Khazhirokov V. A. Training of law enforcement officers in the tactical basics of forcible detention of offenders. Issues of improving the physical, tactical, special and fire training of police officers for operational and service activities: materials of the All-Russian scientific and practical conference. Volgograd, 2022. Pp. 223-228.

8. Cherkesov R. M. Tactical features of the use of combat fighting techniques by employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation. Physical culture and health. 2022. No. 1 (81). Pp. 269-271.

9. Shashurina Ya. A. To the problems of increasing the readiness of police officers to use physical force. Youth -Barnaul: materials of the XXIII city scientific and practical conference of young scientists / ch. ed. V. V. Gudkov. Barnaul, 2022. Pp. 640-642.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.