Научная статья на тему 'Обучение служением в России: становление предметного поля'

Обучение служением в России: становление предметного поля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучение служением / высшее образование / экспериментальное обучение / обзор предметного поля / service learning / higher education / experiential learning / scoping review

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никольский Владимир Святославович

Последние несколько лет подход «Обучение служением» (Service Learning) всё активнее внедряется в практику российских высших учебных заведений. Вслед за этим растёт интерес исследователей к этой теме и число публикаций, посвящённых обучению служением в российских условиях. На наших глазах происходит становление нового направления образовательных исследований в нашей стране. В сложившихся условиях необходимо оценить успехи в научном познании, определить имеющиеся пробелы и разработать программу дальнейших исследований обучения служением в нашей стране. Это обстоятельство обусловило наш интерес к данной теме и выбор методологии в пользу систематического обзора предметного поля. В результате нам удалось выявить массив релевантных публикаций, провести реконструкцию предметного поля и выявить семь основных тем, имеющих ключевое значение для понимания обучения служением: 1) специфика подхода, 2) развитие гражданственности, 3) применение рефлексивных практик, 4) использование доказательного подхода, 5) концептуализация, 6) внешние партнёры, 7) роль преподавателя. Содержательный анализ материалов позволил определить основные характеристики публикационного массива, выявить лакуны и предложить направления дальнейших исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Service Learning in Russia: Scoping Review

Over the past few years, the Service Learning approach has been increasingly introduced into the practice of Russian higher education institutions. Thereby researchers begin to take an active interest in this topic, and number of publications on service learning in the Russian context is growing. We are witnessing the emergence of a new area of educational research in our country. Under these circumstances, it is necessary to evaluate the successes in scientific knowledge, identify the existing gaps, and develop a programme for further research on service learning in our country. This circumstance determined the author’s interest in this topic and the choice of methodology in favour of a systematic review of the subject field. As a result, the author was able to identify an array of relevant publications, reconstruct the subject field, and identify seven main themes that have been covered to varying degrees in the literature: 1) specificity of the approach; 2) civicism formation; 3) application of reflective practices; 4) use of an evidence-based approach; 5) conceptualization; 6) external partners; and 7) the role of the teacher. The content analysis of the materials made it possible to identify the main characteristics of the publication array, identify lacunas and propose a programme of further research.

Текст научной работы на тему «Обучение служением в России: становление предметного поля»

Высшее образование в России

Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia

ISSN 0869-3617 (Print), ISSN 2072-0459 (Online)

http://vovr.elpub.ru

Обучение служением в России: становление предметного поля

Научная статья

DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-12-9-28

Никольский Владимир Святославович - д-р филос. наук, проф., гл. редактор журнала «Высшее образование в России», SPIN-code: 7196-8065, ORCID: 0000-0002-4290-1443, v.s.nikolskij@mospolytech.ru

Московский политехнический университет, г. Москва, Россия Адрес: 107023, г. Москва, ул. Б. Семёновская, 38

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва, Россия

Адрес: 109028, г. Москва, Покровский б-р., 11

Аннотация. Последние несколько лет подход «Обучение служением» (Service Learning) всё активнее внедряется в практику российских высших учебных заведений. Вслед за этим растёт интерес исследователей к этой теме и число публикаций, посвящённых обучению служением в российских условиях. На наших глазах происходит становление нового направления образовательных исследований в нашей стране. В сложившихся условиях необходимо оценить успехи в научном познании, определить имеющиеся пробелы и разработать программу дальнейших исследований обучения служением в нашей стране. Это обстоятельство обусловило наш интерес к данной теме и выбор методологии в пользу систематического обзора предметного поля. В результате нам удалось выявить массив релевантных публикаций, провести реконструкцию предметного поля и выявить семь основных тем, имеющих ключевое значение для понимания обучения служением: 1) специфика подхода, 2) развитие гражданственности, 3) применение рефлексивных практик, 4) использование доказательного подхода, 5) концептуализация, 6) внешние партнёры, 7) роль преподавателя. Содержательный анализ материалов позволил определить основные характеристики публикационного массива, выявить лакуны и предложить направления дальнейших исследований.

Ключевые слова: обучение служением, высшее образование, экспериментальное обучение, обзор предметного поля

Для цитирования:НикольскийВ.С. Обучение служением в России: становление предметного поля // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 12. С. 9-28. DOI: 10.31992/08693617-2023-32-12-9-28

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License. © Никольский В.С., 2023.

(cc)

Service Learning in Russia: Scoping Review

Original article

DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-12-9-28

Vladimir S. Nikolskiy - Dr. Sci. (Philosophy), Prof., Chief Editor of the Journal of "Higher Education in Russia", SPIN-code: 7196-8065, ORCID: 0000-0002-4290-1443, v.s.nikolskij@mospolytech.ru

Moscow State Polytechnic University, Moscow, Russian Federation Address: 38, B. Semenovskaya str., Moscow, 107023, Russian Federation HSE University, Moscow, Russian Federation Address: 11 Pokrovsky bulvar, 109028, Moscow, Russia

Abstract. Over the past few years, the Service Learning approach has been increasingly introduced into the practice of Russian higher education institutions. Thereby researchers begin to take an active interest in this topic, and number of publications on service learning in the Russian context is growing. We are witnessing the emergence of a new area of educational research in our country. Under these circumstances, it is necessary to evaluate the successes in scientific knowledge, identify the existing gaps, and develop a programme for further research on service learning in our country. This circumstance determined the author's interest in this topic and the choice of methodology in favour of a systematic review of the subject field. As a result, the author was able to identify an array of relevant publications, reconstruct the subject field, and identify seven main themes that have been covered to varying degrees in the literature: 1) specificity of the approach; 2) civicism formation; 3) application of reflective practices; 4) use of an evidence-based approach; 5) conceptualization; 6) external partners; and 7) the role of the teacher. The content analysis of the materials made it possible to identify the main characteristics of the publication array, identify lacunas and propose a programme of further research.

Keywords: service learning, higher education, experiential learning, scoping review Cite as: Nikolskiy, V.S. (2023). Service Learning in Russia: Scoping Review. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 32, no. 12, pp. 9-28, doi: 10.31992/0869-3617-2023-3212-9-28 (In Russ., abstract in Eng.).

Введение

Обучение служением (Service Learning) -это новая область педагогической практики в российском высшем образовании и новая область в отечественных образовательных исследованиях. Мы будем использовать термин «обучение служением» для обозначения соответствующей практики, педагогического подхода и предметной области исследований. Первое упоминание этого подхода в отечественных публикациях встречается

ещё в 2006 году в сборнике методических материалов [1].

К настоящему времени накоплен внушительный массив зарубежных публикаций, содержащий теоретические основы, эмпирические доказательства эффективности [2], а также обобщение полученных результатов в виде систематических обзоров [3]. Под обучением служением принято понимать особый педагогический подход, сочетающий академическое образование и решение

обучающимися социально значимых задач, то есть достижение целей образовательной программы за счёт включения студентов в решение реальных общественных проблем [4]. При этом обучение служением признается в качестве особого типа экспериментального обучения, отличного от волонтёрства и стажировки [3], вернее его располагают на некотором континууме, где крайними точками являются волонтёрство как добровольное служение обществу и стажировка как приобретение профессиональный навыков [5].

Обучение служением как предметное поле научных исследований предоставляет, по выражению Элизабет Холландер, «безопасное пространство» [6], в котором ставятся вопросы не только о целях и результатах этого подхода, но и о его ограничениях и пределах применимости [7]. В настоящее время, когда обучение служением широко внедряется в практику российского высшего образования1, исследовательское сообщество, по нашему убеждению, может сформировать доказательную базу, которая позволит критически отнестись к нему в целях совершенствования и развития.

В этой связи встают вопросы, на которые следует ответить в самом начале нашей статьи. Если есть обширная иностранная литература, то зачем проводить отечественные исследования и почему нельзя довериться зарубежным научным данным? На эти вопросы есть несколько ответов.

Во-первых, имеющиеся в литературе данные получены в иных культурных и исторических условиях, которые существенно отличаются от российских. Базовые теоретические публикации датируются 90-ми годами XX века, а эмпирические - началом 2000-х. Нетрудно заметить, что социальный контекст США, Испании, ЮАР или Китая в разные десятилетия имеет собственную

специфику, которая может оказать весомое влияние на результат. В чём может заключаться такая специфика? Прежде всего в том, что обучение служением предполагает взаимодействие университетов с так называемым третьим сектором экономики - различными некоммерческими организациями, решающими те или иные социальные задачи, а степень развитости третьего сектора отличается в разных странах.

Во-вторых, системы высшего образования в разных странах имеют заметные отличия как в управлении, так и в содержании образования, и в используемых педагогических подходах. В этой связи внедрение подхода в таких разных условиях может иметь разные результаты.

В-третьих, у основных действующих лиц в разных культурах формируется разный образовательный опыт. Это различие может быть связано, например, с культурой письма, культурой высказывания своих мыслей и переживаний вслух при групповом обсуждении. Для обучения служением письменная или устная рефлексия опыта считается ключевым фактором, влияющим на результат.

Наконец, в-четвёртых, обучение служением тесно связано с проектным подходом в образовании и добровольческим движением. И то, и другое лишь в последнее десятилетие достигло заметного влияния у нас в стране на сферу высшего образования и общество в целом.

Таким образом, несмотря на то, что многочисленные исследования подтверждают результаты практики обучения служением [8], отсутствуют соответствующие доказательства в российском национальном и культурном контексте.

В настоящее время мы являемся свидетелями становления нового предметного поля в российских образовательных исследованиях. Начинает формироваться массив публи-

1 Внедрение модуля «Обучение служением» началось в виде пилотного проекта в 126 вузах Российской Федерации в сентябре 2023 года в ответ на Поручение Президента РФ. См. Перечень поручений по итогам заседания Госсовета от 29 января 2023 г. Пр-173ГС, п. 8 [Электронный ресурс]. URL: http:// kremlin.ru/acts/assignments/orders/70421 (дата обращения 01.12.2023).

каций, получены первые результаты, но для того, чтобы двигаться дальше, необходимо подвести промежуточные итоги, оценить разработанность данной тематики, выявить пробелы в отечественной литературе и построить программу дальнейших исследований.

Таким образом, цель нашего исследования заключается в том, чтобы установить, что известно об обучении служением в российском контексте, выявить и детально проанализировать пробелы в академических публикациях, и предложить направления будущих научных исследований.

Материал организован следующим образом. Сначала идёт раздел «Методология», в котором представлена теоретическая рамка исследования и отражена использованная исследовательская стратегия. Затем следует раздел «Результаты», в котором в соответствии с выделенными тематическими областями представлены основные характеристики публикационного массива. Разделы обсуждения, выводов и рекомендаций объединены в одну часть, в которой показано, как проведённое исследование вписано в научный дискурс, как оно способствует развитию научного знания, а также делаются общие выводы и предлагаются исследовательские вопросы для будущих научных изысканий.

Методология

Теоретическая рамка

Большинство исследователей обучения служением в качестве теоретической основы называют философию образования Джона Дьюи и теорию экспериментального обучения Дэвида Колба [9]. Кроме этого, необходимо принять во внимание культурно-историческую теорию Льва Выготского и влияние на обучение служением идей социального конструктивизма [10]. Так или иначе, полученные исследовательские данные требуют интерпретации, которую можно выполнить только в рамках той или иной теории. Для обучения служением критически важно представление о том, что практический опыт

является основой для обучения, а различные формы общественно полезной деятельности используются в качестве экспериментальной основы для такого обучения. Кроме этого, опыт сам по себе не является гарантией обучения. Опыт становится частью личности, её достоянием в результате специфической процедуры осмысления - рефлексии. Таким образом, для правильного понимания обучения служением мы должны принять в качестве теоретического контекста то, что знания социально обусловлены, опыт является основой развития при условии его рефлексивного присвоения.

Обзор предметного поля

Для достижения цели исследования была выбрана методология обзора предметного поля (Scoping Review). Первое методологическое руководство для обзоров такого рода было опубликовано Хиллари Аркси и Лизой О'Мэлли в 2005 году [11]. Обзоры предметного поля проводят для определения ключевых концепций, теорий, источников фактических данных и пробелов в исследованиях. Как правило, методологию Scoping Review применяют в том случае, когда массив литературы сложеен и неоднороден [12]. В этом случае исследователи могут ориентироваться на такие обзоры и соответствующим образом планировать свои исследования, а эксперты могут использовать обзоры для оценки исследовательский программ при принятии решения о выделении грантов. Однако мы находимся в специфической ситуации становления исследований обучения служением в России, когда массив публикаций не отличается высокой сложностью. Тем не менее применение методологии обзора предметного поля позволило нам получить необходимые результаты для целей нашего исследовния.

Преимуществом данной методологии мы считаем воспроизводимость результатов исследования, что является одной из важнейших особенностей научных изысканий. И, хотя в настоящее время развивается дискуссия о кризисе воспроизводимости в социальных науках [13], принцип доказательно-

сти продолжает руководить большинством учёных.

Несмотря на то, что некоторые авторы указывают на отсутствие консенсуса относительно того, как проводить обзор предметного поля и последовательности в использовании терминологии [14], за последние несколько лет появился ряд публикаций, предлагающих согласованную методологию. Мы использовали пересмотренное руководство для проведения обзоров предметного поля [12], которое соответствует стандарту PRISMA-ScR [15]. Надо отдать должное отечественным авторам, которые своевременно перевели PRISMA-ScR на русский язык [16].

Стратегия поиска и отбора

Поиск литературы осуществлялся в таких базах научных публикаций как научная электронная библиотека (elibrary.ru), Киберленинка (cyberleninka.ru) и Google Scholar (scholar.google.ru). В силу того, что на русском языке обзорных исследований в отношении обучения служением ранее не проводилось, мы не стали ограничивать поиск релевантной литературы временными рамками. По этой же причине мы не стали ограничивать наш поиск публикациями, по-свящёнными высшему образованию, включив все уровни образования.

Поиск предполагал, что источники должны содержать слова «обучение служением», «Service Learning», «Service-Learning» в названии либо в ключевых словах публикации. Опубликованный материал должен быть посвящён обучению служением (Service Learning) в России.

Всего на платформе elibrary.ru было обнаружено 209 публикаций. 162 из них посвящены обучению служением (Service Learning) за рубежом, т. е. не имеют отношения к теме обучения служением в России, и были исключены из обзора. При непосредственном изучении оставшихся 47 публикаций 6 были

исключены по причине несоответствия теме. Поиск в Киберленинке, Google Scholar и в списках литературы отобранных публикаций позволил включить в исследование ещё 4 статьи. Таким образом, для последующей работы были отобраны 45 публикаций.

Внимательное изучение отобранного массива показало, что материалы, опубликованные в различных сборниках, в том числе конференций, носят описательный, а не исследовательский характер, как правило, не претендуют на научную новизну и впоследствии включаются авторами в содержание более развёрнутых статей в рецензируемых журналах. По всей видимости, публикации в сборниках являются наиболее быстрым способом поделиться своими размышлениями, находками и опытом, не требующим длительной редакционной работы, в том числе рецензирования. По этой причине в окончательный список была включена только 21 статья, опубликованная в научных журналах.

Результаты исследования

Публикационная активность

Первая обнаруженная нами академическая публикация, в которой упоминается реализация в России подхода обучения служением, датирована 2011 годом [17]. Это короткая заметка, в которой автор рассказывает о своём опыте стажировки в школах США, знакомстве с методикой, а также о социальных проектах как части собственной педагогической практики в российских условиях. До 2020 года появлялись одна-две статьи в год, в 2020 опубликовано 3 работы, но основная часть пришлась на 2023 год, в котором было опубликовано 11 статей. Наиболее вероятно, что это связано с поручением Президента Российской Федерации2, с употреблением в этом документе понятия «обучение служением» и началом масштабного внедрения этого подхода в российских вузах. Ниже мы обратимся к вопросу кон-

2 Перечень поручений по итогам заседания Госсовета от 29 января 2023 г. Пр-173ГС, п. 8 [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/70421 (дата обращения 01.12.2023).

цептуализации и увидим, какие понятия использовали авторы в разные годы.

Отдельно можно выделить публикации в жанре учебно-методических пособий. Они не являются исследовательскими по своему содержанию и не всегда отражают реализацию обучения служением в России. Однако мы надеемся, что читателям нашего журнала будет интересно получить максимально полный на данный момент перечень публикаций, стремящихся системно раскрыть подход обучения служением с точки зрения того, как его воплотить на практике [1; 18-23].

Тематическая реконструкция

Для достижения поставленной цели и ответа на исследовательские вопросы мы провели тематическую реконструкцию предметного поля, т. е. выделили наиболее значимые темы для понимания того в каких направлениях развиваются отечественные исследования и какие темы получили освещение. В результате были выделены темы связанные со 1) спецификой подхода, 2) развитием гражданственности 3) применением рефлексивных практик, 4) использованием доказательного подхода, 5) концептуализацией, 6) связью с социальными партнёрами и 7) ролью преподавателя.

1) Специфика подхода. Надо признать, что в литературе нет одной единственной трактовки подхода обучения служением, дискуссии продолжаются уже многие годы, но некоторые универсальные аспекты всё же можно выделить. Первый аспект заключается в том, что под служением понимается решение социально значимых задач. Второй аспект выражается в том, что обучение должно быть связано с образовательной программой [24].

На первый взгляд, само словосочетание «обучение служением» даёт нам ключ к пониманию подхода. Но это только кажущаяся очевидность. Как только мы начинаем разбираться, что означает решать задачи, насколько и для кого эти задачи значимы и т. п., то мы понимаем, что до однозначной трактовки здесь очень далеко. Что касается связи

с образовательной программой, то здесь многообразие трактовок связано с неопределённостью по отношению к тому, кто должен решать социальные задачи - проектная команда или отдельный студент; должна ли команда включать преподавателя или у него иная роль; какой должна быть взаимосвязь с образовательной программой - обучение служением должно иметь отношение к конкретной дисциплине, к будущей профессии в целом или достаточно, чтобы оно способствовало развитию мягких навыков, которые имеют значение для подавляющего большинства направлений подготовки? А также кто обладает потенциалом конструктивных социальных изменений в университете? [25; 26] Тем не менее два этих пункта - решение социально значимых задач и связь с образовательной программой - можно признать фундаментальными для подхода обучения служением.

Теперь обратимся к тому, как специфика подхода отражена в отечественном массиве публикаций. Пожалуй, больше всего согласия российские авторы проявили в трактовке решения социально значимых задач. В большинстве статей (N=17) выделяется это требование в качестве основного. Однако отдельные авторы предлагают проводить мероприятия без указания на конкретные заинтересованные в решении стороны. Это приводит к тому, что задачи оказываются учебными по своему содержанию, например, работа школьников в музее [27] или патриотическая конференция учащихся [28]. Что касается связи с образовательными программами, то в явном виде об этом свидетельствует значительно меньше публикаций (N=9). И только в трёх из них называются конкретные направления подготовки [29-31].

2) Развитие гражданственности. Развитие гражданственности считается одним из важнейших результатов в программах обучения служением [32]. Участие студентов связано с непосредственным решением проблем конкретных людей, что позволяет студентам лично увидеть вызовы, с кото-

рыми сталкиваются люди, и по-новому посмотреть на свою гражданскую ответственность [33]. Практики обучения служением, ориентированные на решение конкретных социальных проблем, способствуют активной гражданской позиции и практическому участию в социальных изменениях [34; 35].

Наше исследование показало, что в большинстве публикаций (N=15) развитие гражданственности указывается в качестве одной из целей обучения служением. При этом встречаются статьи, в которых делается акцент на развитие только профессиональных компетенций без учёта гражданственности [36; 37]. Однако доказательств достижения подобных результатов в российских условиях нами не обнаружено. Приходится констатировать, что интерес исследователей пока не сфокусировался на изучении влияния программ обучения служением на развитие гражданственности.

3) Применение рефлексивных практик. В программах обучения служением особое значение придаётся рефлексии как способу присвоения опыта и развития студентов [38]. Рефлексивные практики представляют собой ключевой компонент программ обучения служением, который способствует осознанию полученного опыта, развитию критического мышления, профессиональному и личностному росту студентов [39]. За счёт углубления понимания служения обществу рефлексия развивает гражданскую ответственность и социальную активность молодёжи. В исследованиях, посвящённых рефлексии, оценивается эффективность применения рефлексивных практик в различных условиях, а также выявляется, каким конкретно образом рефлексивные практики способствуют развитию студентов [40].

В статьях нашего обзора (N=10) утверждается, что в программах обучения служением рефлексия углубляет понимание служения обществу, развивает важные навыки обучения, критического мышления, личностные качества и гражданскую ответственность, содействуя формированию го-

товности студентов к активному участию в общественной жизни. В некоторых материалах рефлексия понимается как финальная оценка [41] или подведение итогов [30]. Вместе с тем в относительно большом числе статей (N=11) рефлексия не упоминается вовсе.

Некоторые авторы указывают рефлексию в качестве одного из этапов обучения служением, не объясняя её сути [42; 43] либо ссылаясь на то, что «повышается синергети-ческий эффект методики обучения служением» [44, с. 277] или отмечая то, что «эффект сервисного обучения в значительной степени зависит от размышлений над получаемым опытом» [45, с. 30]. Лишь в одной публикации рефлексия была раскрыта более подробно [46]. Во-первых, была приведена предлагаемая форма рефлексии - рефлексивный журнал, во-вторых, были раскрыты темы для рефлексии в рамках обучения служением - эффективность способов деятельности, развитие проектных навыков, ценность гражданской позиции и личностный смысл гражданской деятельности. В остальных публикациях применение рефлексивных практик не было сколько-нибудь подробно представлено и тем более исследовано.

4) Использование доказательного подхода. Доказательный подход в образовательных исследованиях [47] представляет собой методологическую стратегию, направленную на систематический анализ и измерение воздействия программ обучения служением на различные заинтересованные стороны - студентов, общественные группы, преподавателей, некоммерческие организации и т. п. Основная цель доказательного подхода заключается в получении объективных и надёжных данных о влиянии программ обучения служением на образовательные и социальные результаты, а также выявлении эффективных методов и практик [48].

Для получения комплексной картины используются качественные, количественные и смешанные методы исследования. Доказательный подход предполагает также проведение лонгитюдных исследований с целью

получения данных о долгосрочном воздействии программ, например, на студентов после завершения обучения. Важным условием является использование стандартизированных тестов и инструментов для измерения специфических факторов воздействия обучения служением.

Отдельное внимание в нашем исследовании обращено на наличие в материалах эмпирических данных, подтверждающих полученные результаты или обосновывающих выдвинутые тезисы.

Ряд статей (N=6) имеют эмпирические данные в том или ином виде. Оценивание профессиональных компетенций представлено в трёх статьях [31; 36; 37]. В одной статье автор пытается ответить на вопрос о мотивации и удовлетворённости студентов, используя анкетирование на выборке из 6 студентов и 15 школьников в качестве бла-гополучателей [49]. Одна статья представляет фокус-групповое исследование опыта волонтёрской деятельности 26 человек. К сожалению, представленные в этой статье данные не имеют прямого отношения к обучению служением. И, наконец, ещё одно исследование приводит данные проведения рефлексии [46]. Однако условия проведения и использованная методология не описаны должным образом, что снижает ценность полученных данных.

5) Концептуализация. Развитие предметного поля обучения служением протекает, в том числе, и в области концептуализации [50]. Процесс формирования языка, с помощью которого академическое сообщество старается описать новую социальную реальность, не прекращается [51]. Это касается прежде всего основного понятия, обозначающего подход. В разных странах этот процесс протекает по-разному, и нам интересно выявить специфику концептуализации в отечественных условиях.

Кроме различных вариантов перевода на национальные языки - Aprendizaje-Servicio (испанский), —tfXy—(японский), Service Civique (французский), суще-

ствует некоторое количество англоязычных версий - Community Service in Education, Community-Engaged Learning.

В русском языке соответствующее понятие ещё не устоялось, и нам было интересно посмотреть как протекает концептуализация в русскоязычной академической среде.

В некоторых ранних публикациях понятие Service Learning не переводилось на русский язык [29; 52], но в большинстве материалов можно обнаружить разнообразные и порой весьма оригинальные наименования: «обучение действием» [41], «обучение через волонтёрство» [53], «обучение через служение обществу» [17], «служение обществу» [43]. Встречаются и простые переводы-кальки - «служебное обучение» [54], «сервисное обучение» [45]. В учебно-методических публикациях, не вошедших в наш обзор, можно найти и некоторые другие варианты, например, «обучение заботой» [18], однако преобладает всё же «обучение служением».

6) Социальные партнёры. Решение реально существующих социально значимых задач требует взаимодействия с внешними для университета партнёрами [55]. В мировой практике при реализации программ обучения служением университеты сотрудничают с различными внешними партнёрами для обеспечения поставленных целей. Среди них местные некоммерческие организации, общественные группы, образовательные учреждения, государственные агентства, органы местного самоуправления, местные предприятия и международные организации. В этой связи нам было важно разобраться, как опыт взаимодействия с внешними партнёрами осмыслен в научных публикациях.

Прежде всего необходимо сказать, что в отечественном массиве отсутствуют статьи, непосредственно посвящённые взаимодействию с внешними партнёрами. В некоторых публикациях можно увидеть упоминание о том, что обучение служением должно осуществляться с партнёрами [43; 54; 56] и приводятся конкретные примеры [30]. О специфике такого взаимодействия ничего

не известно. Среди реальных партнёров мы нашли местные общественные организации [30], музей [27] и школу [36]. При этом установление взаимоотношений с социально ориентированными НКО признается в качестве одного из основных этапов реализации обучения служением [30].

7) Роль преподавателя. Отдельное направление исследований связано с ролью, которую принимают на себя преподаватели в практиках обучения служением. Здесь ключевые вопросы связаны с влиянием преподавателя на результаты обучения служением [57], ролью преподавателей во взаимодействии с внешними партнёрами и сообществами граждан [58], мотивацией преподавателей к участию в практиках обучения служением и влиянию на них этого опыта [59]. Особый интерес для нас вызывают исследования, посвящённые проблемам внедрения обучения служением в национальных контекстах [60], а также сравнительные исследования воздействия обучения служением на опыт студентов, преподавателей и сообществ граждан [61].

В нашем обзоре мы решили обратить внимание на подобные исследования и трактовку роли преподавателя у нас в стране. Можнно признать, что роль преподавателя в обучении служением пока не заинтересовала отечественных исследователей. Мы не встретили ни одной статьи, непосредственно посвящённой этой теме. Вместе с тем в некоторых статьях всё же упомянута некая новая роль преподавателя [56; 62].

Однако тема роли преподавателя требует особого внимания. От того, как преподаватели понимают и реализуют свои функции и какими компетенциями обладают, во многом зависит достижение целей обучения служением.

Обсуждение и выводы

В настоящее время в мировом исследовательском сообществе растёт интерес к различным формам экспериментального образования, в том числе к обучению служением. Существуют специальные исследования, по-

свящённые национальной специфике реализации обучения служением [63; 64]. Вместе с тем до настоящего времени отсутствовали публикации, посвящённые обучению служением в России как предметной области исследований. Таким образом, мы выполнили первое систематическое обзорное исследование нового для российских образовательных исследований предметного поля.

Ниже мы приводим ключевые выводы по результатам исследования, которые можно разделить на две части. Одна часть относятся к характеристикам уже имеющегося массива публикаций, а вторая - к рекомендациям по формированию предметного поля исследований в будущем.

1. Обучение служением как педагогический подход уже больше 10 лет практикуется в российском образовании. Судя по публикациям, обучение служением реализуется прежде всего на уровне высшего образования, а школьный уровень затронут незначительно. Интересно здесь то, что первоначально внедрение этого подхода не связано с инициативой государства. Только в 2023 году Министерство науки и высшего образования запустило пилотный проект в ситуации, когда в некоторых вузах эта практика уже активно использовалась. В этой связи интересно посмотреть, как происходило становление обучения служением в нашей стране на этом начальном этапе.

2. Сложившейся к настоящему времени массив публикаций носит описательный и даже реферативный характер. В этой связи можно констатировать, что пройден начальный этап восприятия соответствующей концепции и её апробации в российских условиях. Отдельные элементы подхода были известны в российской высшей школе и развивались одновременно с появлением обучения служением в России - проектный подход, направленный на решение реальных задач; добровольческое движение молодёжи; взаимодействие вузов с внешними партнёрами в контексте реализации третьей миссии университета и т. д.

3. Эмпирические исследования требуют совершенствования методологии и расширения охвата выборки. Кроме этого, принцип доказательности требует разработки и апробации специфических исследовательских инструментов для более глубокого понимания специфики воздействия обучения служением и для совершенствования механизмов его реализации.

4. Отдельное внимание необходимо уделить исследованию специфики реализации обучения служением в условиях различных направлений подготовки, от социальных и гуманитарных до технических и естественно-научных. В настоящее время критически важно получить научно обоснованные данные о влиянии обучения служением на студентов различных специальностей.

5. Фокус внимания на развитие студентов должен быть дополнен систематическими исследованиями других участников практик обучения служением - сообществ граждан, представителей партнёрских организаций, преподавателей и других работников вузов.

6. Наконец, необходимо продолжить теоретические и концептуальные исследования, продвигающие наше понимание обучения служением и формирующие научный понятийный аппарат для исследования социальной реальности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Будущие исследования

Научные статьи принято завершать планами будущих исследований. В нашем случаем мы предлагаем ряд исследовательских вопросов, которые, как мы надеемся, помогут коллегам сфокусироваться на конкретных темах и построить дизайн собственных исследований. При этом приведённый перечень вопросов, конечно, нельзя рассматривать в качестве исчерпывающего. Мы предлагаем сосредоточиться на влиянии, которое оказывают практики реализации обучения служением на различные стороны - студентов, преподавателей, социальных партнёров и сами университеты. В качестве социальных партнёров практик обучения служением мо-

гут выступать некоммерческие организации, общественные группы, неформальные сообщества и т. п.

Студенты

• Как опыт обучения служением влияет на ценности, взгляды, убеждения студентов?

• Как опыт обучения служением влияет на восприятие студентами своей профессиональной карьеры? Какую связь видят студенты между своим участием в обучении служением и будущей профессией?

• Каким образом опыт обучения служением влияет на навыки проектной работы, работы в команде, коммуникации?

• Какое влияние оказывает обучение служением на академические успехи студентов?

• Как и за счёт чего обучение служением влияет на вовлечённость студентов в учебный процесс?

• Каким образом обучение служением влияет на восприятие студентами себя как гражданина своей страны?

• Какие факторы влияют на результаты обучения служением (направление подготовки студентов, возраст, участие в волонтёрском движении и т. п.)?

• Какова мотивация студентов к участию в программах обучения служением?

• Способствует ли обучение служением просоциальным отношениям и поведению?

• Какое влияние оказывает на студентов обучение служением в долгосрочной перспективе?

Преподаватели

• Какое влияние оказало участие в программе обучения служением на преподавателей? Как воспринимают преподаватели полученный опыт?

• Какова мотивация преподавателей к участию в программах обучения служением?

• Как преподаватели понимают свою роль в программах обучения служением?

• Какие стратегии используют преподаватели во время реализации программы обучения служением? К каким результатам и в каких конкретно условиях приводит использование этих стратегий?

• Какие методики проведения рефлексии применяют преподаватели? От каких факторов зависит успешность проведения рефлексии?

• Как меняется академическая культура преподавателей в целом? Кто или что находится в центре их внимания? Как преподаватели формулируют цели своей деятельности?

• Существуют ли различия в восприятии опыта участия в обучении служением между преподавателями разного возраста или разных научных направлений?

Социальные партнёры

• Как социальные партнёры воспринимают обучение служением и что они знают об этом подходе?

• Каковы ожидания социальных партнёров от участия в программах обучения служением?

• В какой мере партнёрские организации разделяют цели программ обучения служением?

• Какое влияние оказала на социальных партнёров реализация программы обучения служением? В чём выражаются результаты этого влияния? Как оценить воздействие практик обучения служением на социальных партнёров?

• В чём выражается партнёрство вуза и внешних организаций и неформальных сообществ?

• Как и за счёт чего развиваются партнёрские отношения между университетом и неформальными сообществами, общественными группами, некоммерческими организациями?

Университет

• Какое влияние оказывает внедрение программ обучения служением на университет в целом? Меняется ли понимание миссии университета?

• Как трансформируется инфраструктура университета? Какие инструменты, институциональные механизмы созданы в вузе для совершенствования программ обучения служением?

• Какую роль играет университет в партнёрских отношениях с внешними организациями и неформальными сообществами?

• Какую поддержку оказывает университет студентам и преподавателям?

• Какие стратегии мотивации используют вузы и согласуются ли они с мотивами студентов и преподавателей?

• Какие индикаторы позволяют оценить вовлечённость университета в реализацию программ обучения служением?

Ограничения исследования

Как и многие другие, наше исследование также имеет некоторые ограничения. В данный обзор не вошли публикации, частично относящиеся в теме обучения служением, например, исследования, посвящённые социальным проектам в рамках проектного обучения в вузах, или публикации на тему добровольчества вне его связи с образовательными программами. Кроме того, из-за ограниченного объёма мы не предложили каких-либо методических рекомендаций для практической реализации обучения служением. Для этого необходимы дополнительные исследования передового опыта, выходящего за пределы русскоязычной науки.

Заключение

Развитие научного знания требует время от времени подводить черту под пройденным этапом, фиксировать достижения и лакуны. Это позволяет науке поступательно развиваться, а соответствующей практике совершенствоваться. В случае обучения служением мы находимся на начальной стадии, когда стихийная практика внедрения привела к несистемному осмыслению данного феномена в академической печати. В этой связи потребовалось выявить и проанализировать сложившейся массив публикаций и на основе этого предложить дальнейшие шаги для развития этого предметного поля.

Таким образом, проведённое исследование подвело промежуточный итог в исследованиях обучения служением. Мы устано-

вили, что в российских вузах данный педагогический подход активно используется, но научные исследования находятся пока в зачаточном состоянии. Тематическая реконструкция предметного поля и полнотекстовый анализ материалов позволили конкретизировать имеющиеся пробелы, сформулировать выводы и предложить исследовательские вопросы для будущей научной работы.

Литература

1. Бодренкова Г.П, Захаров И.Г, Захарова Е.А., Попова А.А. Service Learning - Обучение действием. М.: Фонд «Созидание», ЗАО «Компания «Ассистент», 2006. 166 с. ISBN: 5-9900813-1-6 (978-5-9900813-1-4).

2. Butin D.W. Service-Learning in Theory and Practice. Palgrave Macmillan, New York. 2010. DOI: 10.1057/9780230106154

3. Salam M, Awang Iskandar, D.N, Ibrahim, D.H.A. et al. Service learning in higher education: a systematic literature review // Asia Pacific Education Review. 2019. Vol. 20. No. 4. P. 573-593. DOI: 10.1007/s12564-019-09580-6

4. Resch K, Schrittesser I. Using the Service-Learning approach to bridge the gap between theory and practice in teacher education // International Journal of Inclusive Education. 2023. Vol. 27. No. 10. P. 1118-1132. DOI: 10.1080/ 13603116.2021.1882053

5. Ferrari J.R, Chapman J.G. Educating students to make a difference: Community-based service learning. New York: Routledge. 2014. 172 p. DOI: 10.4324/9781315827674

6. HollanderE.L. Foreword // D.W. Butin Service-Learning in Theory and Practice. The Future of Community Engagement in Higher Education. Palgrave Macmillan New York. 2010. XI. DOI: 10.1057/9780230106154

7. Butin D.W.W. The Limits of Service-Learning in Higher Education // The Review of Higher Education. 2006. Vol. 29. No. 4. P. 473-498. DOI: 10.1353/rhe.2006.0025

8. Земцов Д.И, Метелев А.П, Яшина А.В. Обучение служением: ключевые результаты исследования зарубежного опыта: Доклад к XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2023 г. М.: Национальный исследовательский уни-

верситет «Высшая школа экономики». 2023. 24 с. ISBN: 978-5-7598-2788-7. EDN: QIPQVB.

9. Giles Jr.D.E, Eyler J. The Theoretical Roots of Service-Learning in John Dewey: Toward a Theory of Service-Learning // Michigan Journal of Community Service Learning, 1994. Vol. 1. No. 1. P. 77-85. URL: https://digitalcommons.unomaha. edu/slceslgen/150 (дата обращения 26.11.2023).

10. Whitley M.A. A Draft conceptual framework of relevant theories to inform future rigorous research on student service-learning outcomes // Michigan Journal of Community Service Learning. 2014. Vol. 20. No. 2. P. 19-40. URL: http:// hdl.handle.net/2027/spo.3239521.0020.202 (дата обращения 26.11.2023).

11. Arksey H, O'Malley L. Scoping studies: towards a methodological framework // International Journal of Social Research Methodology. 2005. Vol. 8. No. 1. P. 19-32. DOI: 10.1080/1364557032000119616

12. Peters M.D.J, Marnie C, Tricco A.C, Pol-lock D. at al. Updated methodological guidance for the conduct of scoping reviews // JBI Evidence Synthesis. 2020, October. Vol. 18. No. 10. P. 2119-2126. DOI: 10.11124/JBIES-20-00167

13. Девятко И.Ф. Новые данные, новая статистика: от кризиса воспроизводимости к новым требованиям к анализу и представлению данных в социальных науках // Социологические исследования. 2018. № 12. C. 30-38. DOI: 10.31857/S013216250003163-2

14. Colquhoun H.L, Levac D, O'Brien K.K. et al. Scoping reviews: time for clarity in definition, methods, and reporting // Journal of Clinical Epidemiology. 2014. Vol. 67. No. 12. P. 1291 -1294. DOI: 10.1016/j.jclinepi.2014.03.013

15. Tricco A.C, Lillie E, Zarin W, O'Brien K.K. at al. PRISMA Extension for Scoping Reviews (PRISMA-ScR): Checklist and Explanation. Ann Intern Med. 2018, October. Vol. 169. No, 7. P. 467-473. DOI: 10.7326/M18-0850

16. Кулакова Е.Н, Настаушева Т.Л, Кондратьева И.В. Систематическое обзорное исследование литературы по методологии scoping review: история, теория и практика // Вопросы современной педиатрии. 2021. № 20(3): C. 210-222. DOI: 10.15690/vsp.v20i3/2271

17. Тарловская Е.А. Обучение через служение обществу как средство формирования активной гражданской позиции современных подростков // Педагогический поиск. 2011. № 11-12. С. 20-22. EDN ZIBWZN.

18. Методические материалы курса «Обучение заботой»: программа совмещения процесса образования и общественно полезной деятельности / Сборник материалов. М., 2013. 138 с. URL: http://oash.info/download/ documents/documents-1669.pdf (дата обращения 26.11.2023).

19. Обучение действием: внедрение инновационных моделей просоциального и толерантного поведения детей и молодёжи в местном сообществе / Сборник материалов. М., 2015. 208 с. URL: https://www.codolc.com/books/Obuchenie_ deystviyam.pdf?ysclid= lq97wds62d385167471 (дата обращения 26.11.2023).

20. Обучение служением: Методическое пособие / Под ред. О.В. Решетникова, С.В. Те-терского. М.: АВЦ, 2020. 216 с. URL: https:// www.minobrnauki.gov.ru/files/Metodicheskoe_ posobie_Obuchenie_sluzheniem.pdf (дата обращения 26.11.2023).

21. Таете Сепулведа М.А. Обучение служением через проектно-прикладную деятельность. Методические рекомендации для университетов. М.: Грифон, 2022. 90 с. ISBN: 978-5-98862745-6.

22. Кисляков П.А, Феофанов В.Н, Шмелева Е.А. Обучение служением - Service Learning в подготовке специального психолога: Учебно-методическое пособие. ООО «ПресСто», Российский государственный социальный университет. Иваново: ПресСто, 2023. 160 с. ISBN 978-5-6049032-5-4. EDN ORECER.

23. Самыгин С.И, Столяренко Л.Д., Суржиков М.А. Обучение служением. ООО «Издательство "КноРус"». 2023. 444 с. ISBN 978-5-40612152-8. EDN RCMRHI.

24. BringleR.G, HatcherJ.A. Implementing Service Learning in Higher Education // The Journal of Higher Education. 1996. Vol. 67. No. 2. P. 221239, DOI: 10.1080/00221546.1996.11780257

25. Земцов Д.И. Сообщества практик будущего в российских университетах: фаблабы, ЦМИ-Ты, кружки // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 5. С. 36-55. DOI: 10.31992/08693617-2023-32-5-36-55

26. Земцов Д.И, Хукаленко Ю.С. Выпускниче-ский капитал: стратегии взаимодействия с выпускниками университета // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 1. С. 35-50. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-1-35-50

27. Тань И. Взаимодействие музейного пространства и художественного образова-

ния: современные тенденции и перспективы развития // Научное мнение. 2020. № 12. С. 136-146. EDN VSNGVQ. DOI: 10.25807/ PBH.22224378. 2020.12.136.146

28. Михайлова А.Г. Модель обучения служением (на примере патриотической конференции) // Образовательные ресурсы и технологии. 2023. № 3(44). С. 58-65. EDN POEROM. DOI: 10.21777/2500-2112-2023-3-58-65

29. Горбуль Ю.А, Юрьева Л.А «Service-learning» как технология профессионально-правовой подготовки студентов на базе юридических клиник вузов // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019. № 4. DOI: 10.30853/pedagogy.2019.4.26

30. Кулькова В.Ю, Кулькова П.С, Хаертдино-ва Л.А. Реализация технологии «обучение служением» в проектах для сферы здравоохранения в достижении целей устойчивого развития // Современные проблемы науки и образования. 2023. №4. С. 38. EDN RIOGLG. DOI: 10.17513/spno.32796

31. Демченко Н.А. Программа подготовки студентов к обеспечению психологической безопасности школьников с ограниченными возможностями здоровья // Научный поиск: личность, образование, культура. 2023. № 1 (47). С. 20-27. EDN AXBKGH. DOI: 10.54348/ SciS.2023.1.3

32. Kahne J., Westheimer J., Rogers B. Service learning and citizenship in higher education // Michigan Journal of Community Service Learning. 2000. Vol. 7. No. 1. P. 42-51. URL: http:// hdl.handle.net/2027/spo.3239521.spec.106 (дата обращения 26.11.2023).

33. Huda M,, Mat Teh K.S, Nor Muhamad N.H, Mohd Nasir B. Transmitting leadership based civic responsibility: insights from service learning // International Journal of Ethics and Systems. 2018. Vol. 34 No. 1. P. 20-31. DOI: 10.1108/ IJOES-05-2017-0079

34. Jerome L. Service learning and active citizenship education in England // Education, Citizenship and Social Justice, 2012. Vol. 7. No. 1. P. 59-70. DOI:10.1177/1746197911432594

35. Birdwell J., Scott R, Horley E. Active citizenship, education and service learning // Education, Citizenship and Social Justice. 2013. Vol. 8. No. 2. P. 185-199. DOI: 10.1177/1746197913483683

36. Демченко Н.А. Формирование готовности студентов к обеспечению психологической безопасности детей с ограниченными воз-

можностями здоровья // Вестник Шадрин-ского государственного педагогического университета. 2023. № 1 (57). С. 127-133. EDN OYEIZI. DOI: 10.52772/25420291_2023_1_127

37. Демченко Н.А, Шмелева Е.А., Кисляков П.А. Service Learning в подготовке студентов к обеспечению психологической безопасности школьников // Russian Journal of Education and Psychology. 2023. Т. 14, № 1. С. 145-172. EDN GMTIMW. DOI: 10.12731/2658-40342023-14-1-145-172

38. Bringle R.G, Hatcher J.A. Reflection in Service Learning: Making Meaning or Experience // Educational HORIZONS. 1999. No. 23. P. 179-185. URL: https://digitalcommons.unomaha.edu/ slceeval/23 (дата обращения 26.11.2023).

39. Sanders M.J, Van Oss T, McGeary S. Analyzing Reflections in Service Learning to Promote Personal Growth and Community Self-Efficacy // Journal of Experiential Education. 2016. Vol. 39. No. 1. P. 73-88. DOI: 10.1177/1053825915608872

40. Hatcher J.A, Bringle, R..G, Muthiah, R.. Designing Effective Reflection: What Matters to Service-Learning? // Michigan Journal of Community Service Learning. 2004. Vol. 11. No. 1. P. 38-46. http://hdl.handle.net/2027/spo.3239521.0011.104 (дата обращения 26.11.2023).

41. Горлова Н.И, Троска З.А. «Service-learning» как эффективная технология организации учебного процесса через волонтёрскую практику и социальную активность в современном образовательном учреждении: история и современность // Учёные записки Российского государственного социального университета. 2016. Т. 15. № 1 (134). С. 128-135. EDN VZGRXR. DOI: 10.17922/2071-5323-2016-15-1128-135

42. Горлова Н.И, Старовойтова Л.И. «Обучение служением (действием)» как эффективная методика организации учебного процесса через социально-полезную деятельность в современном образовательном учреждении // ЦИТИСЭ. 2023. № 2 (36). С. 226-235. EDN BGRKII. DOI: 10.15350/2409-7616.2023.2.19

43. Буякова К.И, Малкова И.Ю. Волонтёрство как форма организации образовательной деятельности в контексте «третьей миссии» университета // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 8-9. С. 69-79. EDN GBQZDB. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-69-79

44. Суржиков М.А, Усенко А.М, Самыгин С.И. Курс «обучение служением» как инновацион-

ная Российская образовательная методика // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. 2023. Т. 16. № 2. С. 275-283. EDN BYRRDQ. DOI: 10.17213/2075-2067-2023-2-275-283

45. Купцова В.В. Сервисное обучение (service-learning) как образовательный формат обучения через социально-активное взаимодействие // Гуманитарный научный вестник. 2020. № 8. С. 29-33. EDN WNKOQA. DOI: 10.5281/zenodo.4020854

46. Денисова А.В. Кросс-культурный подход в социальных проектах: анализ опыта межкультурной коммуникации студентов ЮФУ // Научная мысль Кавказа. 2015. № 3 (83). С. 165-170. EDN UXUFTR. DOI: 10.18522/ 2072-0181-2015-165-170

47. Clegg S. Evidence-based practice in educational research: a critical realist critique of systematic review // British Journal of Sociology of Education. 2005. Vol. 26. No. 3. P. 415-428. DOI: 10.1080/01425690500128932

48. Balakas K, Sparks L. Teaching research and evidence-based practice using a service-learning approach // The Journal of Nursing Education. 2010 December. Vol. 49. No, 12. P. 691-695. DOI: 10.3928/01484834-20100831-07

49. Купцова В.В. Привлечение студентов к проведению развивающих и творческих мероприятий со школьниками // Гуманитарный научный вестник. 2023. № 1. С. 1-5. EDN WOFPFJ. DOI: 10.5281/zenodo.7546719

50. Butin D.W. Conceptualizing Service-Learning // Service-Learning in Theory and Practice. Palgrave Macmillan. New York. 2010. P. 3-22. DOI: 10.1057/9780230106154_1

51. Lypka A.E. Reconceptualizing Service-Learning in Higher Education // The TESOL Encyclopedia of English Language Teaching (eds J.I. Li-ontas, T. International Association and M. Del-liCarpini). 2023. DOI: 10.1002/9781118784235. eelt0963

52. Шарахина Л.В. Service Learning в формировании гражданской позиции и социальной ответственности профессиональных коммуникаторов // Российская школа связей с общественностью. 2017. № 10. С. 160-166. EDN ZEHAXF.

53. Линович М.В. Внедрение образовательной практики "Обучение через волонтёрство" в систему академического образования в Рос-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сии // Волонтёр. 2012. № 1-2 (1-2). С. 34-36. EDN SQJTZH.

54. Купцова В.В, Чудакова С.А, Сапожникова С.М. Теоретические основы и организация сервисного обучения (Service-Learning // Гуманитарный научный вестник. 2020. № 9. С. 46-50. EDN GGBJHQ. DOI: 10.5281/ zenodo.4081345

55. Bringle R.G, Clayton P.H, Price, M. Partnerships in service learning and civic engagement // Partnerships: A Journal of Service Learning and Civic Engagement. 2009. Vol. 1. No. 1. P. 1-20. DOI: 10.7253/PARTJ.V1I1.415

56. Печегина Т., Яшина А. «Обучение служением». Мировой тренд приходит в Россию // Позитивные изменения. 2023. Т. 3. № 3. С. 1525. EDN FIIPKE. DOI: 10.55140/2782-5817-20233-3-15-25

57. Harkins D.A, Grenier L.I, Irizarry C. at al. Building Relationships for Critical Service-Learning // Michigan Journal of Community Service Learning. 2020. Vol. 26. No. 2. P. 21-38. DOI: 10.3998/mjcsloa.3239521.0026.202

58. Borkoski C, Prosser S.K. Engaging faculty in service-learning: opportunities and barriers to promoting our public mission // Tertiary Education and Management. 2020. Vol. 26. No. 1. P. 39-55 DOI: 10.1007/s11233-019-09033-0

59. CooperJ.R. Ten Years in the Trenches: Faculty Perspectives on Sustaining Service-Learning // Journal of Experiential Education. 2014. Vol. 37. No. 4. P. 415-428. DOI: 10.1177/1053825913513721

60. Yusof N, Tengku Ariffin T.F, Awang Hashim R, Nordin H, Kaur A. Challenges of Service Learning Practices: Student and Faculty Perspectives from Malaysia // Malaysian Journal of Learning and Instruction. 2020. Vol. 17. No. 2. P. 279-309. DOI: 10.32890/mjli2020.17.2.10

61. George-Paschal L, Hawkins A., Graybeal L. Investigating the Overlapping Experiences and Impacts of Service-Learning: Juxtaposing Perspectives of Students, Faculty, and Community Partners // Michigan Journal of Community Service Learning. 2019. Vol. 25. No. 2. P. 43-62. DOI: 10.3998/mjcsloa.3239521.0025.203

62. Ковров В.В, Беликова Н.Ю, Очирова Т.С. Социальное служение как фундамент гражданского общества // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2023. № 5. С. 23-27. EDN ZEOWNX. DOI: 10.23672/SAE.2023.43.77.001

63. Van Styvendale N, McDonald J., Buhler S. Community service-learning in Canada: Emerging conversations// Engaged Scholar Journal: Community-Engaged Research, Teaching, and Learning. 2018. Vol. 4. No. 1. I-XIII. DOI: 10.15402/esj.v4i1.303

64. Mouton J., Wildschut L. Service learning in South Africa: Lessons learnt through systematic evaluation // Acta Academica, 2005. P. 116-150. URL: https://hdl.handle.net/10520/EJC87390 (дата обращения 26.11.2023).

Статья поступила в редакцию 27.11.2023 Принята к публикации 19.12.2023

References

1. Bodrenkova, G.P., Zaharov, I.G., Zaharova, E.A., Popova A.A. (2006). Service Learning - Obu-chenie dejstviem. [Service Learning as Action Learning]. Moscow: Fond "Sozidanie", LLC Kom-paniya "Assistant", 2006. 166 p. ISBN: 5-9900813-1-6 (978-5-9900813-1-4). (In Russ.).

2. Butin, D.W. (2010). Service-Learning in Theory and Practice. Palgrave Macmillan, New York. Doi: 10.1057/9780230106154

3. Salam, M., Awang Iskandar, D.N., Ibrahim, D.H.A. et al. (2019). Service Learning in Higher Education: a Systematic Literature Review. Asia Pacific Education Review. Vol. 20, no. 4, pp. 573593, doi: 10.1007/s12564-019-09580-6

4. Resch K., Schrittesser I. (2023). Using the Service-Learning approach to bridge the gap between theory and practice in teacher education. International Journal of Inclusive Education. Vol. 27, no. 10, pp. 1118-1132, doi: 10.1080/13603116.2021.1882053

5. Ferrari, J.R., Chapman, J.G. (2014). Educating students to make a difference: Community-based service learning. New York: Routledge. 172 p. Doi: 10.4324/9781315827674

6. Hollander, E.L. (2010). Foreword. In: D.W. Butin Service-Learning in Theory and Practice. The Future of Community Engagement in Higher Education. Palgrave Macmillan New York. XI, doi: 10.1057/9780230106154

7. Butin, D.W.W. (2006). The Limits of Service-Learning in Higher Education. The Review of Higher Education. Vol. 29, no. 4, pp. 473-498, doi: 10.1353/rhe.2006.0025

8. Zemtsov, D.I., Metelev, A.P., Yashina, A.V. (2023). [Service-learning: Key Findings from a Study of Overseas Experiences]. Report to the XXIV Yasinsk (April) International Scientific Conference on Problems of Economic and Social Development. Moscow, 2023. Moscow: National Research University Higher School of Economics. 24 p. ISBN: 978-5-7598-2788-7. (In Russ.).

9. Giles Jr., D.E. Eyler, J. (1994). The Theoretical Roots of Service-Learning in John Dewey: Toward a Theory of Service-Learning. Service Learning, General. Vol. 1, no. 1, pp. 77-85. Available at: https://digitalcommons.unomaha.edu/slceslgen/l50 (accessed: 26.11.2023).

10. Whitley, M. A. (2014). A Draft Conceptual Framework of Relevant Theories to Inform Future Rigorous Research on Student Service-Learning Outcomes. Michigan Journal of Community Service Learning. Vol. 20, no. 2, pp. 19-40. Available at: http://hdl.handle.net/2027/ spo.3239521.0020.202 (accessed: 26.11.2023).

11. Arksey, H., O'Malley, L. (2005). Scoping Studies: Towards a Methodological Framework. International Journal of Social Research Methodology. Vol. 8, no. 1, pp. 19-32, doi: 10.1080/1364557032000119616

12. Peters, M.D.J., Marnie, C., Tricco, A.C., Pollock, D. et al. (2020). Updated methodological guidance for the conduct of scoping reviews. JBI Evidence Synthesis. October. Vol. 18, no. 10, pp. 2119-2126, doi: 10.11124/JBIES-20-00167

13. Deviatko, I. (2018). New Data, New Statistics: from Reproducibility Crisis toward New Requirements to Data Analysis and Presentation in Social Scences [Novye dannye, novaya statistika: ot krizisa vosproizvodimosti k novym trebovaniyam k analizu i predstavleniyu dannyh v social'nyh naukah]. Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological Research. No. 12, pp. 30-38, doi: 10.31857/S013216250003163-2

14. Colquhoun, H.L., Levac, D., O'Brien, K.K. et al. (2014). Scoping Reviews: Time for Clarity in Definition, Methods, and Reporting. Journal of Clinical Epidemiology. Vol. 67, no. 12, pp. 12911294, doi: 10.1016/j.jclinepi.2014.03.013

15. Tricco, A.C., Lillie, E., Zarin, W., O'Brien, K.K. et al. (2018). PRISMA Extension for Scoping Reviews (PRISMA-ScR): Checklist and Explanation. Ann Intern Med. October, 2. Vol. 169, no. 7, pp. 467-473, doi: 10.7326/M18-0850

16. Kulakova, E.N., Nastausheva, T.L., Kondrat'eva, I.V. (2021). Sistematicheskoe obzornoe issle-dovanie literatury po metodologii scoping review: istoriya, teoriya i praktika [Scoping Review Methodology: History, Theory and Practice]. Voprosy sovremennojpediatrii [Issues of Modern Pediatrics]. No. 20 (3), pp. 210-222, doi: 10.15690/vsp.v20i3/2271 (In Russ., abstract in Eng.).

17. Tarlovskaya, E.A. (2011). [Education Through Service to Society as a Means of Developing an Active Citizenship Position for Modern Teenagers]. Pedagogicheskij poisk [Pedagogical Search]. No. 11-12, pp. 20-22. Available at: https://elibrary.ru/download/eli-brary_30072332_32951486.pdf(accessed: 26.11.2023). (In Russ.).

18. Metodicheskie materialy kursa "Obuchenie zabotoj": programma sovmeshcheniya processa obrazovaniya i obshchestvenno poleznoj deyatel'nosti [Methodological Materials for the Course "Teaching By Caring": A Program for Combining the Educational Process and Socially Useful Activities]. (2013). In: Sbornik materialov [Materials Collection]. Moscow. 138 p. Available at: http://oash.info/download/documents/documents-1669.pdf (accessed: 26.11.2023). (In Russ.).

19. Obuchenie dejstviem: vnedrenie innovacionnyh modelej prosocial'nogo i tolerantnogo pov-edeniya detej i molodezhi v mestnom soobshchestve [Action Learning: Introducing Innovative

Models of Prosocial and Tolerant Behavior of Children and Youth in the Local Community]. (2015). In: Sbornik materialov [Materials Collection]. Moscow. 208 p. Available at: https:// www.codolc.com/books/Obuchenie_deystviyam.pdf?ysclid=lq97wds62d385167471 (accessed: 26.11.2023). (In Russ.).

20. Obuchenie sluzheniem: Metodicheskoe pospbie [Service Learning: Handbook]. (2020). Eds. O.V. Reshetnikova, S.V. Teterskiy. Moscow: AVC. 216 p. URL: https://www.minobrnauki.gov. ru/files/Metodicheskoe_posobie_Obuchenie_sluzheniem.pdf (дата обращения ???). (In Russ.).

21. Gaete Sepulveda, M.A. (2022). [Service Learning Through Project-Based and Applied Activities. Guidelines for Universities]. Moscow: Grifon. 90 p. ISBN: 978-5-98862-745-6. (In Russ.).

22. Kislyakov, P.A., Feofanov, V.N., Shmeleva, Ye,A. (2023). [Service Learning in the Preparation of a Special Psychologist: Educational and Methodological Manual]. LLC "PreSto", Russian State Social University. Ivanovo: PreSto. 160 p. ISBN 978-5-6049032-5-4. (In Russ.).

23. Samygin, S.I., Stolyarenko, L.D., Surzhikov, M.A. (2023). Service Learning. Moscow: LLC "Publishing house KnoRus" 2023. 444 p. ISBN 978-5-406-12152-8. (In Russ.).

24. Bringle, R.G., Hatcher, J.A. (1996). Implementing Service Learning in Higher Education, The Journal of Higher Education, Vol. 67, no. 2, pp. 221-239, doi: 10.1080/00221546.1996.11780257

25. Zemtsov, D.I. (2023). Communities of Practice of the Future in Russian Universities: Fablabs, Centers for Youth Innovative Creativity, Kruzhoks.Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 32, no. 5, pp. 36-55, doi: 10.31992/0869-3617-2023-32-5-3655 (In Russ., abstract in Eng.).

26. Zemtsov, D.I., Khukalenko, I.S. (2023). Alumni Capital: University Alumni Relations strategy. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 32, no. 1, pp. 35-50, doi: 10.31992/0869-3617-2023-32-1-35-50 (In Russ., abstract in Eng.).

27. Tan, Y. (2020). Museum Space as an Educational Environment for Art Students: Current Trends and Prospects. Nauchnoye mneniye = The Sciantific Opinion. No. 1, pp. 136-146, doi: 10.25807/ PBH.22224378.2020.12.136.146 (In Russ., abstract in Eng.).

28. Mikhaylova, A.G. (2023). Serving Learning Model (On the Example of the Patriotic Conference). Obrazovatel'nye resursy i tekhnologii [Educational Resources and Technologies]. No. 3 (44), pp. 58-65, doi: 10.21777/2500-2112-2023-3-58-65 (In Russ., abstract in Eng.).

29. Gorbul', Yu.A., Yur'eva, L.A. (2019). Service-Learning as a Technology of Professional Legal Training on the Basis of Higher School Juridical Clinics. Pedagogika. Voprosy teorii i praktici [Pedagogy. Questions of Theory and Practice]. No. 4, doi: 10.30853/pedagogy.2019.4.26 (In Russ., abstract in Eng.).

30. Kulikova, V.Yu., Kulikova, P.S., Khaertdinova, L.A. (2023). The Implementation of "Service Learning" Technologyin Healthcare Projects to Achieve Sustainable Development Goals. Sovre-mennye problem nauki i obrazovaniya = Modern Problems of Science and Education.. No. 4, p. 38, doi: 10.17513/spno.32796 (In Russ., abstract in Eng.).

31. Demchenko, N.A. (2023). The Program of Preparation of Students to Ensure the Psychological Safety of Schoolchildren with Disabilities. Nauchnyi poisk: lichnost', obrazovaniye, ku'ltura [Scientific Search: Personality, Education, Culture]. No. 1 (47), pp. 20-27, doi: 10.54348/ SciS.2023.1.3 (In Russ., abstract in Eng.).

32. Kahne, J., Westheimer, J., Rogers, B. (2000). Service Learning and Citizenship in Higher Education. Michigan Journal of Community Service Learning. Vol. 7, no. 1, pp. 42-51. Available at: http://hdl.handle.net/2027/spo.3239521.spec.106 (accessed: 26.11.2023).

33. Huda, M., Mat Teh, K.S., Nor Muhamad, N.H., Mohd Nasir, B. (2018), Transmitting leadership based civic responsibility: insights from service learning. International Journal of Ethics and Systems. Vol. 34, no. 1, pp. 20-31, doi: 10.1108/IJOES-05-2017-0079

34. Jerome, L. (2012). Service Learning and Active Citizenship Education in England. Education, Citizenship and Social Justice. Vol. 7, no. 1, pp. 59-70, doi:10.1177/l746197911432594

35. Birdwell, J., Scott, R., Horley, E. (2013). Active Citizenship, Education and Service Learning. Education, Citizenship and Social Justice. Vol. 8, no. 2, pp. 185-199, doi: 10.1177/1746197913483683

36. Demchenko, N.A. (2023). Formation of Students' Readiness to Ensure the Psychological Safety of Children with Disabilities. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of Shadrinsk State Pedagogical University]. No. 1 (57), pp. 127-133, doi: 10.52772/25420291_2023_1_127 (In Russ., abstract in Eng.)

37. Demchenko, N.A., Shmeleva, Ye.A., Kislyakov, P.A. (2023). Service Learning in Preparing Students to Ensure the Psychological Safety of Schoolchildren. Russian Journal of Education and Psychology. Vol. 14, no. 1, pp. 145-172, doi: 10.12731/2658-4034-2023-14-1-145-172 (In Russ., abstract in Eng.)

38. Bringle, R.G., Hatcher, J.A., (1999). Reflection in Service Learning: Making Meaning or Experience. Educational HORIZONS. No. 23, pp. 179-185. Available at: https://digitalcommons. unomaha.edu/slceeval/23 (accessed: 26.11.2023).

39. Sanders, M. J., Van Oss, T., McGeary, S. (2016). Analyzing Reflections in Service Learning to Promote Personal Growth and Community Self-Efficacy. Journal of Experiential Education. Vol. 39, no. 1, pp. 73-88, doi: 10.1177/1053825915608872

40. Hatcher, J.A., Bringle, R.G., Muthiah, R. (2004). Designing Effective Reflection: What Matters to Service-Learning? Michigan Journal of Community Service Learning. Vol. 11, no. 1, pp. 38-46. Available at: http://hdl.handle.net/2027/spo.3239521.0011.104 (accessed: 26.11.2023).

41. Gorlova, N.I., Troska, Z.A. (2016). "Service-Learning" as an Effective Technology for the Educational Process Through the Practice of Volunteering and Social Activity in Modern Educational Institution: History and Modernity. Uchyonye zapiski Rossiyskogo gosudarstvennogo sotsial'nogo universiteta = Scientific Notes of the Russian State Social University. Vol. 15, no. 1 (134). pp. 128-135, doi: 10.17922/2071-5323-2016-15-1-128-135 (In Russ., abstract in Eng.)

42. Gorlova, N.I., Starovoytova, L.I. (2023). "Service Learning" as an Effective Method of Organizing the Educational Process Through Socially Useful Activities in a Modern Educational Institution. Tsentr innovatsionnykh tekhnologiy i social'noy ekspertizy [Center for Innovative Technologies and Social Expertise]. No. 2 (36), pp. 226-235, doi: 10.15350/2409-7616.2023.2.19 (In Russ., abstract in Eng.)

43. Buyakova, K.I., Malkova, I.Yu. (2021). Volunteering as a Form of Students' Educational Activities in the Context of the University's Third Mission. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 30, no. 8-9, pp. 69-79, doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-69-79 (In Russ., abstract in Eng.)..

44. Surzhikov, M.A., Usenko, A.M., Samygin, S.I. (2023). [Service-Learning Course as an Innovative Russian Educational Methodology]. Vestnik Yuzhno-Rossiyskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta (NPI). Seriya: Social'no-ekonomicheskiye nauki [Bulletin of the South Russian State Technical University (NPI). Series: Socio-Economic Sciences]. Vol. 16, no. 2, pp. 275-283, doi: 10.17213/2075-2067-2023-2-275-283

45. Kuptsova, V.V. (2020). Service-Learning as an Educational Format of Training Through Socially Active Interaction. Gumanitarny nauchny vastnik = Humanitarian Scientific Bulletin. No. 8, pp. 29-33, doi: 10.5281/zenodo.4020854 (In Russ., abstract in Eng.).

46. Denisova, A.V. (2015). Cross-Cultural Approach in Social Projects: Analyzing the Experience of Intercultural Communication of Southern Federal University Students. Nauchnaya mysl' Kavkaza = Scientific Thought of Caucasus . No. 3 (83), pp. 165-170, doi: 10.18522/2072-01812015-165-170 (In Russ., abstract in Eng.).

47. Clegg, S. (2005). Evidence Based Practice in Educational Research: A Critical Realist Critique of Systematic Review. British Journal of Sociology of Education. Vol. 26, no. 3, pp. 415-428, doi: 10.1080/01425690500128932

48. Balakas, K, Sparks, L. (2010). Teaching research and evidence-based practice using a service-learning approach. The Journal of Nursing Education. Vol. 49, no. 12, pp. 691-695, doi: 10.3928/01484834-20100831-07

49. Kuptsova, V.V. (2023). Attracting Students to Conduct Educational and Creative Activities with Schoolchildren. Gumanitarny nauchny vastnik = Humanitarian Scientific Bulletin. No. 1, pp. 1-5, doi: 10.5281/zenodo.7546719 (In Russ., abstract in Eng.).

50. Butin, D.W. (2010). Conceptualizing Service-Learning. In: Service-Learning in Theory and Practice. Palgrave Macmillan, New York. Pp. 3-22, doi: 10.1057/9780230106154_1

51. Lypka, A.E. (2023). Reconceptualizing Service-Learning in Higher Education. In: The TESOL Encyclopedia of English Language Teaching (eds J.I. Liontas, T. International Association and M. DelliCarpini). doi: 10.1002/9781118784235.eelt0963

52. Sharakhina, L.V. (2017). Service Learning in Forming Civil Thinking and Social Resposibility of Professional Communicators. Rossiyskaya shkola svyazey s obshchestvennost'yu [Russian School of Public Relations]. No. 10, pp. 160-166. Available at: https://elibrary.ru/download/ elibrary_29898594_59826791.pdf(accessed: 26.11.2023). (In Russ., abstract in Eng.).

53. Linovich, M.V. (2012). [Introduction of Educational Practice "Learning Through Volunteering" into the Academic Education System in Russia]. Volontyor [Volunteer]. No. 1-2(1-2), pp. 34-36. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=22134807 (accessed: 26.11.2023). (In Russ.).

54. Kuptsova, V.V., Chudakova, S.A. Sapozhnikova, S.M. (2020). Theoretical Foundations and Organization of Service-Learning. Gumanitarny nauchny vastnik = Humanitarian Scientific Bulletin,. No. 9.,pp. 46-50, doi: 10.5281/zenodo.4081345 (In Russ., abstract in Eng.).

55. Bringle, R.G., Clayton, P.H., Price, M. (2009). Partnerships in Service Learning and Civic Engagement. Partnerships: A Journal of Service Learning & Civic Engagement. Vol. 1, no. 1, pp. 1-20, doi: 10.7253/PARTJ.V1I1.415

56. Pechegina, T. Yashina, A. (2023). Service Learning: Global Trend Comes to Russia. Pozitivnye izmeneniya = Pozitive Changes. Vol. 3, no. 3, pp. 15-25, doi: 10.55140/2782-58172023-3-3-15-25

57. Harkins, D.A., Grenier, L.I., Irizarry, C. et al. (2020). Building Relationships for Critical Service-Learning. Michigan Journal of Community Service Learning. Vol. 26, no. 2, pp. 21-38, doi: 10.3998/mjcsloa.3239521.0026.202

58. Borkoski, C., Prosser, S.K. (2020). Engaging Faculty in Service-Learning: Opportunities and Barriers To Promoting Our Public Mission. Tert Educ Manag. Vol. 26, no. 1, pp. 39-55, doi: 10.1007/ s11233-019-09033-0

59. Cooper, J.R. (2014). Ten Years in the Trenches: Faculty Perspectives on Sustaining Service-Learning. Journal of Experiential Education. Vol. 37, no. 4, pp. 415-428, doi: 10.1177/1053825913513721

60. Yusof, N., Tengku Ariffin, T.F., Awang Hashim, R., Nordin, H., Kaur, A. (2020). Challenges of Service Learning Practices: Student and Faculty Perspectives from Malaysia. Malaysian Journal of Learning and Instruction. Vol. 17, no. 2, pp. 279-309, doi: 10.32890/mjli2020.17.2.10

61. George-Paschal, L., Hawkins, A., Graybeal, L. (2019). Investigating the Overlapping Experiences and Impacts of Service-Learning: Juxtaposing Perspectives of Students, Faculty, and Community Partners. Michigan Journal of Community Service Learning. Vol. 25, no. 2, pp. 43-62, doi: 10.3998/mjcsloa.3239521.0025.203

62. Kovrov, V.V., Belikova, N.Yu., Ochirova,T.S. (2023). Service-learning as the Foundation of Civil Society. Gumanitarnye, social'no-economicheskiye i obshchestvennye nauki = Humanities, Socio-economic and Social Sciences . No. 5, pp. 23-27, doi: 10.23672/SAE.2023.43.77.001

63. Van Styvendale, N., McDonald, J., Buhler, S. (2018). Community Service-learning in Canada: Emerging Conversations. Engaged Scholar Journal: Community-Engaged Research, Teaching, and Learning. Vol. 4, no. 1, I-XIII, doi: 10.15402/esj.v4i1.303

64. Mouton, J., Wildschut, L. (2005). Service Learning in South Africa: Lessons Learnt Through Systematic Evaluation. Acta Academica. Pp. 116-150. Available at: https://hdl.handle.net/l0520/ EJC87390 (accessed: 26.11.2023).

The paper was submitted 27.11.2023 Accepted for publication 19.12.2023

(cc)

Пятилетний импакт-фактор РИНЦ-2022, без самоцитирования

вопросы образования

3,686 2,668 2,415 2,302 1,678 1,544 1,329 0,623 0,609 0,470 0,229 0,005

Образование и наука

Психологическая наука и образование

Высшее образование в России

Университетское управление: практика и анализ

Интеграция образования

Социологические исследования

Вопросы философии

Эпистемология и философия науки

Высшее образование сегодня

Аьма Матер (Вестник высшей школы)

Педагогика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.