= ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА =
КАЛМЫКОВ Залим Юрьевич,
подполковник полиции, старший преподаватель кафедры физической подготовки Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России,
e-mail: [email protected]
ОБУЧЕНИЕ СЛУШАТЕЛЕЙ ВУЗОВ МВД РОССИИ ТАКТИКЕ СИЛОВОГО ЗАДЕРЖАНИЯ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ
Аннотация. Основными аспектами тактики применения силового задержания являются оценка уровня опасности, использование минимальной необходимой силы, законность, использование специального снаряжения, минимизация риска. Важно помнить, что силовое задержание должно быть последним средством и применяться только в случае необходимости для предотвращения угрозы для общества и сотрудников. При этом необходимо соблюдать законодательство и процедуры, чтобы избежать негативных последствий. Навыки силового задержания формируются на занятиях по физической подготовке, а именно в процессе освоения и отработки боевых приемов борьбы. Отметим, что важно создавать наибольшую приближённость к реальному силовому задержанию в учебном процессе. Достичь этого можно путем моделирования различных ситуаций, а также в процессе учебно-тренировочного боя. Тактика силового задержания является достаточно специфичной в том плане, что мы на занятиях слушателю не могут дать определенную теорию включающую в себя и технику боевых приемов борьбы, обучить его их применению на макете или живом человеке несколько раз и надеяться, что он действительно в совершенстве овладел ими и в процессе несения службы, при необходимости, он сможет нейтрализовать правонарушителя. К сожалению, в реальном мире все гораздо сложней. Зачастую, когда полицейским приходится прибегать к крайним мерам, они не могут точно на 100% сказать какую реальную опасность представляет правонарушитель. Им необходимо уметь эффективно применять боевые приемы борьбы и обладать соответствующим уровнем развития профессионально значимых психофизических качеств и способностей чтобы достаточно надежно сковать правонарушителя, обеспечив правомерность решений и личную безопасность.
Ключевые слова: боевые приемы борьбы, физическая подготовка, силовое задержание, тактические характеристики, сопротивление правонарушителя.
KALMYKOV Zalim Yuryevich,
police lieutenant colonel, senior lecturer of the physical training department North Caucasian institute of professional development (branch) Krasnodar university Ministry of Internal Affairs
of the Russian Federation
TRAINING STUDENTS OF UNIVERSITIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA IN TACTICS OF FORCEFUL DETENTION OF OFFENDERS
Annotation. The main aspects of the tactics of using forceful detention are the assessment of the level of danger, the use of the minimum necessary force, legality, the use of special equipment, and the minimization of risk. It is important to remember that forceful detention should be the last resort and should be used only if necessary to prevent a threat to society and employees. At the same time, it is necessary to comply with the law and procedures in order to avoid negative consequences. Forceful detention skills are formed in physical training classes, namely in the process of mastering and practicing combat techniques. It should be noted that it is important to create the
greatest proximity to a real forceful detention in the educational process. This can be achieved by modeling various situations, as well as in the process of training combat. Forceful detention tactics are quite specific in the sense that we cannot give a student a specific theory during classes, including the technique of combat techniques, teach him to use them on a model or a living person several times and hope that he has really mastered them perfectly and, if necessary, will be able to neutralize an offender during his service. Unfortunately, in the real world, everything is much more complicated. Often, when police officers have to resort to extreme measures, they cannot say 100% exactly what kind of real danger the offender poses. They need to be able to effectively use combat techniques and have the appropriate level of development of professionally significant psychophys-ical qualities and abilities in order to sufficiently securely restrain the offender, ensuring the legality of decisions and personal safety.
Key words; combat techniques, physical training, forceful detention, tactical characteristics, offender resistance.
Постановка проблемы. На законодательном уровне полицейским предоставляется право на использование различных приемов силового задержания или огнестрельного оружия в случаях, когда для выполнения поставленных перед сотрудником задач, невозможно без применения специальных мер. Однако, особенности применения специальных мер предполагают четкое следование действующему законодательству и в случае превышения своих полномочий, сотруднику придется держать ответ перед законом.
Основными аспектами тактики применения силового задержания являются оценка уровня опасности, использование минимальной необходимой силы, законность, использование специального снаряжения, минимизация риска. Рассмотрим каждый из аспектов детальнее [1; 3; 8].
Методология исследования. Самым важным аспектом силового задержания с точки зрения закона является обоснованность применения силы. Для начала разберемся что такое обоснованность применения силы. Обоснованность, иными словами, значит правомерность, допустимость, достаточные основания. Таким образом, обоснованность в нашем конкретном случае подразумевает неизбежную необходимость применения силы против правонарушителя.
Вторым аспектом является оценка уровня опасности. Это подразумевает необходимость мониторинга степени риска, которую представляет правонарушитель, тем самым отталкиваясь от этого, избирать меры, которые следует применять в адрес правонарушителя.
Третьим аспектом является необходимость использования минимальной необходимой силы. Сотрудники правоохранительных органов должны использовать только ту силу, которая достаточна для разрешения ситуации, избегая излишнего насилия в отношении правонарушителя.
Следующим аспектом следует выделить законность. При применении силы необходимо соблюдать законодательство и правила процедуры. Незаконное применение силы может при-
вести к негативным последствиям для сотрудников.
Далее отметим использование средств специального снаряжения. В некоторых случаях может потребоваться применение специального снаряжения, такого как наручники, дубинка или газовое оружие. Однако их использование должно быть обоснованным и пропорциональным уровню опасности.
И последним аспектом выделим минимизацию риска. Данный аспект подразумевает необходимость использования специальных средств и приемов борьбы, таким образом, чтобы их использование не привело к необоснованным жертвам среди гражданских, а также минимизировать травмы, наносимые правонарушителя и травмы, которые может получить сотрудник, производящий задержание [3; 4; 9].
Важно помнить, что силовое задержание должно быть последним средством и применяться только в случае необходимости для предотвращения угрозы для общества и сотрудников. При этом необходимо соблюдать законодательство и процедуры, чтобы избежать негативных последствий.
Сама тактика силового задержания формируется на занятиях по физической подготовке, а именно в процессе освоения и отработки боевых приемов борьбы. Отметим, что важно создавать наибольшую приближённость к реальному силовому задержанию в учебном процессе. Достичь этого можно путем моделирования различных ситуаций, а также в процессе учебно-тренировочного боя. В данном вопросе все зависит от технической оснащенности и фантазии конкретного преподавателя, задачей которого является придумать и разработать множество различны сценариев, в которых один слушатель - полицейский, второй - правонарушитель, где первому слушателю необходимо силовым способом осуществить задержание второго. Условия приближенные к реальному бою - задержанию дают четкое понимание слушателю каким аспектам подготовки ему необходимо уделить больше внимания,
научиться противостоянию настоящему сопернику, который просто так не готов сдаваться.
Существенным минусом такой методики подготовки является то, что в процессе, слушатели ввиду своей неосторожности или неопытности могут получить травмы, которые не позволят выкладываться на полную на остальном отрезке прохождение дисциплины. В результате, формируется достаточно эффективная методика, которая максимально приближена к условиям реального боя и позволяет ощутить, что такое оказывающий отчаянное сопротивление правонарушитель, но в то же время очень травматичная, которая в некоторых случаях может поставить крест на всей карьере слушателя в правоохранительных органах. Для минимизации рисков и максимизации пользы от данной методики, необходимо соблюдение нескольких аспектов:
1. Сдержанность и максимально бережное обращение слушателей, участвующих в бою между собой. Важно донести до слушателей мысль о том, что необходимо стараться не прибегать к использованию 100% силы во время боя, важно суметь вовремя остановиться, не войти в кураж. Стоит постоянно напоминать, что эти занятия направлены на оттачивание своих приемов и помощь в оттачивании приемов своим одно-группникам, а не для выяснения отношений или самоутверждения.
2. Тотальный контроль и внимательность со стороны преподавателя во время проведения учебных поединков. Преподаватель в данном случае выступает в роли и судьи, и тренера. С одной стороны он может давать советы, подсказки и установки, с другой же стороны он должен контролировать весь процесс, не позволять ему перерастать в простую драку. Важно вовремя заметить, когда один из слушателей уже переходит грань или больше не может продолжать бой, и остановить их пока они не нанесли ущерб здоровью друг друга [2; 7]. Тактика силового задержания является
достаточно специфичной в том плане, что преподаватели не могут дать слушателю определенную теорию включающую в себя и технику боевых приемов борьбы, обучить его их применению на макете или живом человеке несколько раз и надеяться, что он действительно в совершенстве овладел ими и в процессе несения службы, при необходимости, он сможет нейтрализовать правонарушителя. К сожалению, в реальном мире все гораздо сложней. Зачастую, когда полицейским приходится прибегать к крайним мерам, они не могут точно на 100% сказать какую реальную опасность представляет правонарушитель.
Попросту не хватает вводных данных. Рассмотрим самый частый случай - пьяный мужчина оказывает сопротивление полицейским, которые пытаются сопроводить его в участок. И как же полицейским понять перед ними среднестатистический пьяный мужчина или выпивший мастер спорта по боксу, самбо и т.д.? В том то и заключается вся сложность, что никак, и именно к этому надо быть готовым сегодняшним слушателям, которые завтра могут оказаться в подобной ситуации. Этот пример подводит нас к следующему немаловажному аспекту - психологическому.
Психологический аспект в целом играет немаловажную роль в процессе обучения слушателей, однако в нашем частном случае нас интересует каким образом психология связана с тактикой силового задержания, какова ее роль.
Все дело заключается в том, что мозг человека устроен таким, образом, что, когда он видит или чувствует опасность, его инстинкты говорят ему избегать соприкосновения с источником этой опасности, что напрямую противоречит прямой обязанности полицейского - обеспечению порядка. Правоохранители по долгу службы не могут игнорировать и избегать источник опасности, они, наоборот, обязаны его нейтрализовать. Что подводит к главной мысли, силовое задержание - это всегда преодоление себя, внутренняя борьба со своими страхами, опасениями и инстинктом самосохранения. К счастью или сожалению, в отличии от животного мира, человек достаточно слабое существо по своей натуре. В этой связи важно уделять внимание и время на тренировку психики слушателей, которым рано или поздно придется оказаться в такой ситуации. И цель педагогического состава кафедр физической культуры заключается в том, чтобы слушатели могли перебороть себя и свои страхи, в нужный момент смогли запечатать и абстрагироваться от своих эмоций и сломить дух сопротивляющегося, несмотря ни на что. Их не должны пугать или останавливать габариты соперника, его мастерство и регалии, когда стоит четкая цель - задержание. Этому нельзя научится за один день или рассчитывать, что человек уже обладает этими качествами, раз он пошел на службу в правоохранительные органы. Поэтому, важно обращать на это внимание на протяжении всего процесса обучения. Необходимо снова и снова возвращаться к мотивации, тренировке психологической гибкости устойчивости слушателей [2; 6; 10].
Психологическая подготовка во многом также может осуществляться во время тренировочных боев-спаррингов. Когда у слушателя нет возможности избежать этого боя, в первые разы он будет все также бояться, но пытаться оказать
сопротивление своему визави, и со временем, это станет для обыденности, таким же простым действием как прием пищи, посещение занятий и т.д. Во многом страх слушателей связан с непониманием что их ждет в бою, или же страх может быть вызван возможной болью, которую слушатель может испытать. И именно в описанном ранее процессе предоставляется возможность преодолеть себя, свои страхи. Страх присущ каждому человеку и является в некоторых случаях положительным, так как страх зачастую и толкает нас на действия, которые мы бы в другой ситуации не совершили.
Другое чувство, которое испытывает человек прежде, чем вступить в бой - это волнение. Волнение возникает всегда, даже когда перед нами человек, который по нашей первичной оценке нам не соперник, но в какой-то момент возникает волнение и мысли, а что, если я проиграю или буду побит и так далее. Важно уметь отличать страх от волнения, так как есть один очень важный критерий - контролируемость. Мы можем контролировать наши мысли, поведение, эмоции, но мы не можем контролировать страх как явление, а вот волнение в свою очередь поддается контролю. Многие именитые спортсмены и тренеры в один голос утверждают - волнение в 90% случаев является положительной эмоцией, которая позволяет сдерживаться до определённого момента, тем самым экономя силы, и потом включиться на полную мощность. Страх же, наоборот полностью блокирует мозг человека, тем самым направляя мысли не на решение проблемы, а на борьбу с чувством страха [5; 9].
Выводы. Приведенный краткий обзор ситуаций, возникающих в службе сотрудников полиции, позволяет говорить о том, что сотруднику необходимо уметь эффективно применять боевые приемы борьбы, специальные средства, огнестрельное оружие и иметь соответствующий уровень развития профессионально значимых психофизических качеств и способностей, а предложенные выше варианты тактических действий позволят ему достаточно надежно сковать правонарушителя, обеспечив правомерность решений и личную безопасность.
Список литературы:
[1] Алдошин А.В. Применение физической силы и боевых приемов борьбы сотрудниками органов внутренних дел для обеспечения личной безопасности // Автономия личности. 2022. № 1 (27). С. 6-11.
[2] Афов А.Х. Актуальные вопросы обучения сотрудников органов внутренних дел тактическим особенностям силового задержания правонарушителей // Пробелы в российском законодательстве. 2022. Т. 15. № 4. С. 69-73.
[3] Бельский А.Е. О некоторых аспектах моделирования типовых тактических ситуаций служебной деятельности в профессиональной подготовке сотрудников полиции // Дневник науки. 2020. № 9 (45). С. 2.
[4] Еремин Р.В. К вопросу о формировании личной безопасности сотрудника полиции в ситуациях защитно-атакующих действий // Автономия личности. 2023. № 1 (29). С. 13-20.
[5] Замятин А.В., Федоричев Е.А. Тактические особенности применения боевых приёмов борьбы сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации // В сборнике: Физическая культура и спорт в профессиональной деятельности: современные направления и образовательные технологии. Материалы IX международной научно-практической конференции. Хабаровск, 2022. С. 207-211.
[6] Крупин В.А. Особенности практики применения физической силы сотрудниками органов внутренних дел // Дневник науки. 2022. № 2 (62).
[7] Мешев И.Х. Формирование у сотрудников ОВД тактических навыков силового задержания правонарушителей // Культура физическая и здоровье. 2022. № 3 (83). С. 29-32.
[8] Хажироков В.А. Обучение сотрудников органов внутренних дел приемам силового задержания правонарушителя // Журнал прикладных исследований. 2023. № 5. С. 122-125.
[9] Хажироков В.А. Обучение сотрудников органов внутренних дел тактическим основам силового задержания правонарушителей // В сборнике: Вопросы совершенствования физической, тактико-специальной и огневой подготовки сотрудников полиции к оперативно-служебной деятельности. Материалы Всероссийской научно-практический конференции. Волгоград, 2022. С. 223-228.
[10] Чигоряев Е.А., Мухин И.А. Тактика применения боевых приемов борьбы сотрудником полиции при задержании правонарушителей // В сборнике: Физическая культура в системе профессионального образования: идеи, технологии и перспективы. Материалы VII Всероссийской межвузовской научно-практической конференции. Омск, 2022. С. 114-122.
Spisok literatury:
[1] Aldoshin A.V. Primenenie fizicheskoj sily i boevyh priemov bor'by sotrudnikami organov vnu-trennih del dlya obespecheniya lichnoj bezopasnosti // Avtonomiya lichnosti. 2022. № 1 (27). S. 6-11.
[2] Afov A.H. Aktual'nye voprosy obucheniya sotrudnikov organov vnutrennih del takticheskim osobennostyam silovogo zaderzhaniya pravonarush-itelej // Probely v rossijskom zakonodatel'stve. 2022. T. 15. № 4. S. 69-73.
[3] Bel'skij A.E. O nekotoryh aspektah mode-lirovaniya tipovyh takticheskih situacij sluzhebnoj deyatel'nosti v professional'noj podgotovke sotrud-nikov policii // Dnevnik nauki. 2020. № 9 (45). S. 2.
[4] Eremin R.V. K voprosu o formirovanii lichnoj bezopasnosti sotrudnika policii v situaciyah zash-chitno-atakuyushchih dejstvij // Avtonomiya lich-nosti. 2023. № 1 (29). S. 13-20.
[5] Zamyatin A.V., Fedorichev E.A. Takticheskie osobennosti primeneniya boevyh priyomov bor'by sotrudnikami organov vnutrennih del Rossijskoj Fed-eracii // V sbornike: Fizicheskaya kul'tura i sport v professional'noj deyatel'nosti: sovremennye naprav-leniya i obrazovatel'nye tekhnologii. Materialy IX mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Habarovsk, 2022. S. 207-211.
[6] Krupin V.A. Osobennosti praktiki primeneniya fizicheskoj sily sotrudnikami organov vnutrennih del // Dnevnik nauki. 2022. № 2 (62).
[7] Meshev I.H. Formirovanie u sotrudnikov OVD takticheskih navykov silovogo zaderzhaniya
pravonarushitelej // Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e. 2022. № 3 (83). S. 29-32.
[8] Hazhirokov V.A. Obuchenie sotrudnikov organov vnutrennih del priemam silovogo zaderzhaniya pravonarushitelya // ZHurnal prikladnyh issledovanij. 2023. № 5. S. 122-125.
[9] Hazhirokov V.A. Obuchenie sotrudnikov organov vnutrennih del takticheskim osnovam silovogo zaderzhaniya pravonarushitelej // V sbornike: Voprosy sovershenstvovaniya fizicheskoj, tak-tiko-special'noj i ognevoj podgotovki sotrudnikov policii k operativno-sluzhebnoj deyatel'nosti. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskij konferencii. Volgograd, 2022. S. 223-228.
[10] CHigoryaev E.A., Muhin I.A. Taktika primeneniya boevyh priemov bor'by sotrudnikom policii pri zaderzhanii pravonarushitelej // V sbornike: Fizicheskaya kul'tura v sisteme professional'nogo obra-zovaniya: idei, tekhnologii i perspektivy. Materialy VII Vserossijskoj mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Omsk, 2022. S. 114-122.