ОБУЧЕНИЕ СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕМУ (САНОГЕННОМУ) ПОВЕДЕНИЮ
Спивак Игорь Маратович
канд. психол. наук, старший научный сотрудник Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Научный центр
здоровья детей», РФ, г. Москва E-mail: spivak. write@gmail. com Бирюкова Елена Геннадьевна
канд. мед. наук, заведующая отделом организации сестринского дела в педиатрии Федерального государственного бюджетного научного учреждения
«Научный центр здоровья детей», РФ, г. Москва Артамонова Ирина Леонидовна старшая медицинская сестра консультативного отделения клинико-диагностического центра Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Научный центр здоровья детей», РФ, г. Москва
HEALTH PROMOTION (SANOGENIC) BEHAVIOR TRAINING
FOR NURSING STAFF
Igor Spivak
PhD in Psychology, Senior Researcher Scientific Center of Children's Health Federal State Budgetary Scientific Institution, Russia, Moscow
Yelena Biryukova
PhD in Medicine, Head of Pediatric Nursing Management Department Scientific
Center of Children's Health FSBSI, Russia, Moscow
Irina Artamonova
senior Nurse at the Consultation Department, Diagnostic and Treatment Center Scientific Center of Children's Health FSBSI, Russia, Moscow
АННОТАЦИЯ
Высокий уровень профессионального стресса в работе медицинских сестер требует их обучения здоровьесберегающему поведению. Обучение сестринского персонала теории и практике управления своим психоэмоциональным состоянием по модели социально-психологического тренинга позволяет им в доступной форме и эмоционально комфортных условиях овладевать знаниями и умениями в соответствии с их индивидуальными запросами, повышать их мотивацию на сохранение собственного психологического здоровья.
ABSTRACT
Nurses have to experience a lot of work stress, so they need some training on health promotion behavior. Therefore, both the theory and practice of using the social and psychological training model to control one's psycho-emotional state will give the nursing staff emotionally comfortable environment to acquire simple knowledge and skills which meet their personal demands, and to enhance their motivation to conserve their own psychological health.
Ключевые слова: обучение персонала; тренинг; здоровьесберегающее поведение; профессиональный стресс; медицинские сестры.
Keywords: staff training; training session; health promotion behavior; work stress; nurses.
Анализ факторов стресса, снижающих эффективность профессиональной деятельности сестринского персонала, указывает на ряд имеющихся у медицинских сестер трудностей: недостаток психических и физических ресурсов, дефицит коммуникативных умений, высокую напряженность рабочей смены [14]. Все это приводит к нестабильности психоэмоционального состояния медсестры, негативно отражается на ее общении с пациентами и качестве выполняемых медицинских манипуляций. Действенной помощью медицинской сестре в направлении профилактики стресса и повышения качества профессиональной деятельности является обучение ее навыкам управления своим психологическим состоянием, здоровьесберегающему (саногенному) поведению.
Цель научно-практического исследования — определение содержания, модели и эффективности обучения сестринского персонала навыкам психической саморегуляции.
Контингент испытуемых составили медицинские сестры, проходившие обучение в рамках курса усовершенствования сестринского персонала, проводимого ФГБНУ «Научный центр здоровья детей». В исследовании приняли участие 17 медицинских сестер из различных регионов Российской
Федерации (Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Краснодар, Томск, Чебоксары).
Были использованы следующие методы сбора и обработки данных: анализ релевантной литературы, анкетирование, шкалирование, самоотчеты обучающихся, контент-анализ, семантический анализ текстов.
Исследование проходило в несколько этапов. На этапе определения содержания обучения сестринского персонала навыкам психической саморегуляции была проанализирована релевантная литература [1; 3; 4; 5; 8]. В результате анализа литературных источников мы определили необходимые для медицинских сестер знания, которые были включены в обучающую программу:
• уровни проявления эмоций;
• стадии формирования адаптационного синдрома;
• симптомы эмоционального выгорания;
• модальности и способы психофизиологического воздействия для снижения эмоциональной напряженности и оптимизации психоэмоционального состояния специалиста.
В ходе обучения у слушателей формировались умения использовать различные способы регуляции психологического состояния — техники дыхания и мышечной релаксации.
На втором этапе научно-практического исследования выбиралась модель обучения сестринского персонала. В настоящее время выделяют несколько моделей обучения взрослых здоровьесберегающему (саногенному) поведению, различающихся по роли учебного процесса в совокупной работе с конкретной целевой аудиторией, по характеру самой аудитории обучающихся, по целям обучения и др.:
1. Модель профессионального обучения и переобучения;
2. Социально-психологический тренинг как модель обучения, основанная на активных методах групповой работы;
3. Модель восстановительного обучения, основанная на принципе деятельностного опосредствования;
4. Модель обучения по форме школы здоровья [12].
При выборе модели обучения мы исходили из принципов развития личности обучающихся, их активности и мотивационной готовности к обучению, важности диалога и позитивного настроя во взаимоотношениях между обучающим и обучающимися, наличия связи обучения с повседневной жизнью обучающихся, учёта индивидуально-личностных особенностей и опоры на опыт обучающихся, психологической поддержки личности обучающихся [13].
Анализ литературных источников показал, что все эти принципы в полной мере реализует модель социально-психологического тренинга (СПТ) [2; 6; 7; 9; 10; 13; 15].
Охарактеризуем процесс обучения на основе этой модели полнее.
СПТ включает в себя широкий спектр активных групповых методов: групповую дискуссию, ролевую игру, анализ конкретных ситуаций и т. д., что позволяет поддерживать внимание и активность слушателей на высоком уровне в течение всего времени занятий [2; 6; 15; 16].
Организационными принципами модели СПТ являются: 1) активность участников; 2) исследовательская позиция в процессе работы в группе; 3) объективация поведения; 4) партнёрское общение [15].
Эмоциональную включенность обучающихся в тренинговый процесс обеспечивает такая подача информационного материала, которая аффективно окрашена, наглядно и доступно представлена, способствует возникновению «проблемной ситуации» [6].
Пространственная организация участников группового взаимодействия в ходе тренинга предполагает расположение лицом друг к другу, кругом или полукругом, что нивелирует статусное неравенство членов группы и создаёт доверительную атмосферу [6].
В процессе обучения на основе модели СПТ задействуют дополнительные факторы, которые усиливают воздействие группы на личность с целью ее развития: хорошо организованная обратная связь; усилия, которые необходимо
приложить, чтобы стать участником группы; дефицит времени; мастерство ведущего [7]. Диалогическое общение создаёт условия для получения каждым слушателем группы обратной связи как от тренера, так и от других членов группы. От усилий, которые затратил слушатель для попадания в группу, зависит продуктивность её работы в целом. Эти усилия должны быть значительными. Дефицит времени позволяет слушателям быстрее освободиться от влияния защитных механизмов, ускорить и улучшить результаты обучения. Важным остаётся умение тренера «присоединиться» к каждому слушателю группы так, чтобы тот не чувствовал различия между собой и тренером, благодаря чему между ними выстраиваются партнёрские отношения.
Психологическая поддержка личности обучающегося достигается созданием в тренинговой группе условий безопасности. Безопасность каждого слушателя поддерживается добровольным участием в выполнении упражнений, отсутствием оценочного отношения к различным сторонам индивидуальности каждого, взаимным принятием друг друга [6].
При обучении посредством тренинга существенно возрастает ответственность тренера, поскольку выражено влияние его личности на участников группы и групповые процессы. Одним из требований к личности ведущего тренинга является его искренность, способность быть образцом конгруэнтного поведения [9], что указывает на высокую степень сформированности его навыков психической регуляции.
Указанные выше факты определили выбор социально-психологического тренинга как модели обучения сестринского персонала навыкам психической саморегуляции.
Непосредственное обучение сестринского персонала осуществлялось на третьем этапе научно-практического исследования.
Важно заметить, что для попадания в тренинговую группу ее потенциальные участники откладывали решение своих производственных и личных вопросов, оформляли краткосрочные командировки, что свидетельствует о приложении медицинскими сестрами усилий для участия в
планируемом мероприятии, высокой значимости и ценности для них данного события.
Тренинг проходил в течение двух дней. Первый день (основной) был посвящен теории и практике регуляции психологического состояния специалиста. Обучение проходило в просторном помещении, оборудованном системой мультимедиа. Рассадка участников была организована полукругом. Подача информационного материала осуществлялась преимущественно в форме диалога (беседы). Формирование знаний и умений, предусмотренных программой тренинга, обеспечивали такие методы активного и проблемного обучения, как ситуационные задачи, тренинговые задания и упражнения, дискуссии, самоисследования, ролевые игры, разбор трудных ситуаций.
Во второй день проходили мастер-классы в подгруппах по 5—7 человек. С целью демонстрации обучающимся возможностей различных техник саморегуляции и приобретения ими личного опыта их применения в каждой подгруппе медицинских сестер проводился сеанс гармонизации психоэмоционального состояния на основе техник дыхания, самомассажа, мышечной релаксации и мысленной визуализации. Сеансы проводились в условиях сенсорной комнаты с использованием аудиовизуального комплекса. Обучающимся была предложена релаксационная направленность сеанса. Для усиления эффекта расслабления осуществлялось аромавоздействие методом ингаляции с применением эфирного масла лаванды. Каждый сеанс продолжался 40 минут.
Продолжительность обучения для каждого участника составила 11 акад. часов: 10 акад. часов в 1-й день и 3 акад. часа — во 2-й день. Общая продолжительность тренинга — 13 акад. часов. Краткосрочность тренинговой программы обеспечивала дефицит времени, необходимого для ускорения и улучшения результатов обучения.
Эффективность обучения сестринского персонала навыкам психической саморегуляции определялась на четвертом этапе исследования. По итогам тренинга было проведено анонимное анкетирование медицинских сестер.
Разработанная нами анкета состояла из шести пунктов. В первом пункте анкеты медицинских сестер просили оценить по 6-балльной шкале (от 0 до 5 баллов) степень удовлетворенности содержанием тренинга, где «0» означал «полностью не удовлетворена», «5» — «полностью удовлетворена». Во втором пункте анкеты слушатели оценивали по 6-балльной шкале уровень своего эмоционального комфорта в ходе тренинга, где «0» отражал «полный дискомфорт», «5» — «полный эмоциональный комфорт». Определение эффективности обучения по субъективным оценкам слушателей мы считаем обоснованным, т. к. имеются научные данные, говорящие о том, что взрослые обучающиеся оценивают полученные знания соответственно своим практическим запросам [11]. Уровень эмоционального комфорта слушателей в ходе обучения рассматривался нами как косвенный показатель эффективности обучения, который при высоких значениях свидетельствует о принятии обучающимися на эмоциональном уровне содержания обучения и их мотивационной готовности к применению полученных знаний и умений в профессиональной сфере [6].
Следующие четыре пункта анкеты содержали открытые вопросы. Медицинские сестры указывали знания (п. 3) и умения (п. 4), которые они приобрели в ходе тренинга. Дополнительно участников тренинга просили в свободной форме оставить свои предложения (п. 5) и отзывы (п. 6). Ответы на пункты 3—4 анкеты обрабатывались с использованием метода контент-анализа, на пункты 5—6 анкеты — методом семантического анализа текстов.
Результаты анкетирования показали:
Все медицинские сестры в значительной степени удовлетворены содержанием обучения (ср. балл — 4,9).
Из предложенного обучающимся спектра теоретических знаний 69 % сестринского персонала указывают на приобретение ими в ходе тренинга знаний по профилактике стресса и профессионального выгорания.
56 % медицинских сестер отмечают значимость для них знаний по психологии эмоций и регуляции эмоционального напряжения.
25 % опрошенных считают полезным получение информации о способах комплексного (видео -, аудио -, арома - и др.) воздействия с целью оптимизации психоэмоционального состояния специалиста.
Приведенные данные демонстрируют различия в степени обобщения и форме описания слушателями по сути единых знаний, связанных с регуляцией эмоциональных состояний, и наглядно отражают индивидуальность запросов обучающихся.
13 % слушателей констатируют получение знаний по профессиональному общению. Следует отметить, что вопросы межличностного взаимодействия в профессиональной сфере не входили в содержание нашего обучения. Отмеченный факт указывает на взаимосвязь эмоционального состояния медицинской сестры и качества ее коммуникации. Применение на практике методов психической саморегуляции уменьшает уровень эмоциональной напряженности и снижает риск возникновения конфликтных взаимоотношений с коллегами и пациентами. На наш взгляд, именно такую взаимосвязь отмечают обучающиеся в этой части ответов.
69 % опрошенных медицинских сестер указывают на усвоение навыков управления своими психологическими состояниями. Из арсенала навыков психической саморегуляции, предложенных обучающимся, усвоение техник дыхания отмечают 44 %, техник мышечной релаксации — 31 % участников тренинга. 50 % сестринского персонала показывают усвоение двух-трех умений оптимизировать свою эмоциональное состояние. Относительно навыков саморегуляции также прослеживаются различия в степени обобщения и форме их описания слушателями.
Все обучающиеся в ходе тренинга отмечают состояние полного эмоционального комфорта (ср. балл — 5,0), что свидетельствует о достижении условий безопасности и поддерживающих отношений в тренинговой группе.
Семантический анализ текстов предложений и отзывов, оставленных медсестрами, позволил нам выделить ряд устойчивых ассоциаций, связанных с
процессом обучения, которые мы распределили по категориям: «интересно», «полезно», «доступно», «комфортно».
В категорию «интересно» вошли прямые ассоциации («интересно») и описание «важная информация».
В категорию «полезно» были включены прямые слова-ассоциации («полезно») и словосочетания, схожей семантики: «для работы и дома», «профилактика конфликтных ситуаций», «актуализирует потребность в создании психологических служб», «помогает понять проблему и найти выход из ситуации» и другие.
В категорию «доступно» вошли прямые ассоциации («доступно») и следующие описания: «легко», «понятно», «наглядно».
Категорию «комфортно» составили слова/словосочетания: «удовлетворение», «покой», «возможность выразить свои чувства», «примирение с собой», «психологический комфорт», «дружная, спокойная атмосфера», «без давления» и другие.
Частота упоминания указанных ассоциаций по категориям распределилась следующим образом: ассоциация «интересно» встречается в 50 %, ассоциация «полезно» — в 44 %, ассоциация «доступно» — в 38 % и ассоциация «комфортно» — в 19 % случаев.
В 88 % текстов отмечается одна из ассоциаций, в 56 % ответов сочетаются две-три различных ассоциации.
Результаты семантического анализа текстов предложений и отзывов испытуемых наглядно демонстрируют позитивно-конструктивное восприятие ими содержания и процесса обучения на основе модели СПТ, формирование у них внутренней мотивации на изменение своего эмоционального поведения.
Высокий показатель психологического комфорта у обучающихся свидетельствует о принятии ими на эмоциональном уровне содержания обучения и их мотивационной готовности к применению полученных знаний и умений в профессиональной сфере.
Результаты научно-практического исследования дают основание для следующих выводов:
Отбор содержания обучения, расширяющего психологическую компетентность сестринского персонала в вопросах управления своим психологическим состоянием, отвечает их индивидуальным запросам.
Выбор модели обучения здоровьесберегающему (саногенному) поведению на основе социально-психологического тренинга способствует усвоению медицинскими сестрами профессионально важных знаний и умений, необходимых им для управления своим психологическим состоянием.
Реализация психолого-педагогических и организационных возможностей модели социально-психологического тренинга позволяет в ходе обучения обеспечивать у сестринского персонала высокую познавательную активность, эмоциональный комфорт и формировать мотивационную готовность для следования здоровьесберегающему (саногенному) поведению.
Список литературы:
1. Акопов Г.В., Макеева Л.В., Тихонов О.И. и др. Эмоциональная саморегуляция: теоретические основы и прикладные аспекты. Методическое пособие. Самара: СамИКП, 2002. — 168 с.
2. Базарова Г.Т. Социально-психологический тренинг как метод развития компетентности в общении руководителя // Психология общения: тренинг человечности: Тезисы международной научно-практической конференции, посвящённой 70-летию со дна рождения Л. А. Петровской (Москва, 15—17 ноября 2007 г.). М.: Смысл, 2007. — С. 112—113.
3. Бирюкова Е.Г. Роль медицинских сестер в модернизации педиатрической помощи (Итоги работы II Форума детских медицинских сестер России) // Педиатрическая фармакология. — 2012. — Т. 9. — № 2. — С. 156—158.
4. Бирюкова Е.Г., Варфоломеева Е.Ю. Инновационные технологии подготовки сестринского персонала на примере дневного стационара
клиники высоких технологий // Педиатрическая фармакология. — 2012. — Т. 9. — № 4. — С. 103—105.
5. Водопьянова Н.Е. Профилактика и коррекция синдрома выгорания: методология, теория, практика. СПб: Изд-во СПБ ун-та, 2011. — 160 с.
6. Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности. М.: Академия, 2002. — 208 с.
7. Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб: OMS, 1994. — 192 с.
8. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психологические технологии управления состоянием человека. М.: Смысл, 2007. — 331 с.
9. Лойшен Ш. Психологический тренинг умений. Школа Вирджинии Сатир. СПБ.: Питер, 2001. — 160 с.
10. Петровская Л.А. Общение-компетентность-тренинг: Избранные труды. М.: Смысл, 2007. — 687 с.
11. Сандреева С.Х. Психолого-педагогические особенности подготовки сестёр общей врачебной практики // Первый Всероссийский съезд врачей общей практики. Сборник тезисов и статей. Самара: ГП Перспектива, 2000. — С. 239—241.
12. Спивак И.М. Психологические особенности обучения взрослых саногенному поведению: Дисс. ... канд. психол. наук. Курск: КГУ, 2011. — 162 с.
13. Спивак И.М. Обучение специалистов коммуникативных профессий саногенному поведению. Методические рекомендации. М.: МОСА, 2009. — 23 с.
14. Спивак И.М., Бирюкова Е.Г. Повышение коммуникативной компетентности старших медицинских сестер как основа формирования здоровьесберегающей среды в педиатрическом стационаре // Педиатрическая фармакология. — 2014. — Т. 11. — № 2. — С. 98—101.
15. Хрящёва Н.Ю. Тренинг социально-психологический / Социальная психология. Словарь / Под ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический
лексикон. Энциклопедический словарь в 6-ти томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2005. — С. 169—170.
16. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. М.: ВЛАДОС, 1995. — 544 с.