Научная статья на тему 'Обучение решению задач прикладного характера как средство активизации урока математики'

Обучение решению задач прикладного характера как средство активизации урока математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
292
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ / TEACHING MATHEMATICS / ПРИКЛАДНЫЕ ЗАДАЧИ / APPLIED PROBLEMS / ACTIVE COGNATION / АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шукурзод Т. А., Комили А. Ш., Гулов Х. М.

В статье рассматривается влияние использования задач с практическим содержанием на создание заинтересованности учащихся, сознательное усвоение изучаемого материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING APPLIED MATHEMATICS PROBLEMS AS A MEANS OF ENHANCING ACTIVE LEARNING

The article examines the impact of using maths problems of practical application on the students interest level, as well as more conscious learning.

Текст научной работы на тему «Обучение решению задач прикладного характера как средство активизации урока математики»

#

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

При этом, если уровень сформированности умений самостоятельной работы учащихся группы углубленного изучения предмета достаточно высок, то это уменьшение может составлять половину или менее половины количества всех дополнительных часов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зайкин М. И., Фролов И. В., Шкильменская Н. А. Технологии дифференцированного обучения в современной сельской школе: Моногр. - Арзамас: АГПИ, 2008.

2. Алексеева С. В., Зайкин М. И. Сельская малочис-

ленная: уровень базовый и повышенный // Народное образование. - 1999. - № 7-8.

3. Зайкин М. И. Сельская малокомплектная: уровень базовый и повышенный // Народное образование. - 1997. - № 9.

4. Зайкин М. И., Алексеева С. В., Шкильмен-ская Н. А. Технология углубленного изучения математики на основе внутриклассной дифференциации. 8-9 классы. - Арзамас: Изд-во АГПИ, 2000.

5. Шкильменская Н. А., Зайкин М. И. Сельская малочисленная школа: уровень базовый и повышенный // Сельская школа, 2003. - № 5.

ОБУЧЕНИЕ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПРИКЛАДНОГО ХАРАКТЕРА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УРОКА МАТЕМАТИКИ

TEACHING APPLIED MATHEMATICS PROBLEMS AS A MEANS OF ENHANCING ACTIVE LEARNING

Т. А. Шукурзод, А. Ш. Комили, Х. М. Гулов

В статье рассматривается влияние использования задач с практическим содержанием на создание заинтересованности учащихся, сознательное усвоение изучаемого материала.

T. A. Shukurzod, A. S. Komili, H. M. Gulov

The article examines the impact of using maths problems of practical application on the students' interest level, as well as more conscious learning.

#

Ключевые слова: обучение математике, прикладные задачи, активизация познавательной деятельности.

Keywords: teaching mathematics, applied problems, active cognation.

Известно, что в процессе обучения каждой теме курса математики средней школы предложена такая система задач, решение которых должно способствовать глубокому усвоению изучаемого теоретического материала.

В процессе этой деятельности возникают многочисленные и разнообразные психологические и педагогические проблемы, главной из которых, по нашему мнению, является проблема активизации познавательной деятельности учащихся. Она обусловлена рядом взаимосвязанных факторов: уровень внимания учащихся, наличие положительных эмоций, любознательность, заинтересованность (личная или коллективная) и т. д.

Возникает вопрос: какими же средствами можно обеспечить активное обучение, как психологически настроить учащихся на сознательное усвоение изучаемого материала?

Экспериментальные работы показывают, что эффективным методом активизации обучения математике являются

ознакомление учащихся с элементами прикладной математики и обсуждение и решение задач прикладного характера.

Следует отметить, что большинство учащихся оценивает предмет математики, в основном, с точки зрения полезности и необходимости применения математических методов в различных областях деятельности человека, что дает ему возможность с легкостью познавать окружающий мир. Поскольку вся деятельность человека происходит в реальном мире и он своей работой пытается приспособить последний к интересам общества и к своим интересам, для реализации этого человек должен решать многочисленные практические задачи. Отсюда следует, что для реализации учебного процесса будет естественным опираться на средства обсуждения и решения практических задач.

Основной целью изучения математики в школе, в конечном счете, является обеспечение развития абстрактного мышления, повышение математической культуры учащихся, следовательно, изучение практических задач, в первую оче-

73

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

редь, должно повышать психологическую настроенность, активность учащихся в сознательном усвоении предлагаемого теоретического материала. Если данная психологическая настроенность присутствует, то обсуждение практических задач до изложения нового материала будет не к месту. В таком случае обсуждение решения практических задач можно и нужно проводить после изложения теоретического материала как объекта применения этого материала. Итак, обсуждение и решение практических задач должно способствовать повышению активности учащихся, появлению положительных эмоций, сознательному усвоению нового материала, а также укреплению связи теоретического материала и практики.

Особое внимание надо уделить содержанию практических задач, чтобы они не были составлены искусственно, что не только не повышает активность учащихся, но и порождает у них отрицательные эмоции и не способствует эффективности процесса обучения.

Любая практическая задача должна отражать тот или иной объективный элемент реального окружения учеников, и в то же время она должна быть интересной и доступной. При составлении практической задачи нужно, в первую очередь, уяснить, какую психологическую ассоциацию может вызвать в сознании учеников содержание задачи, возникнет ли у них желание решать ее, и повысит ли решение этой задачи математическую культуру учащихся. Задачи практического характера являются лучшим способом закрепления теоретического материала.

Современная направленность научно-технической революции, высокий уровень развития производительных сил, в первую очередь, обусловлены широким применением методов математики. Почти во всех областях деятельности человека, особенно в последние десятилетия, используются новые разделы математической науки со своими методами, на основе которых получила бурное развитие вычислительная техника, созданы мощные ЭВМ, которые эффективно применяются во всех областях народного хозяйства. Математика является одной из древнейших наук, в основном выступавшей для удовлетворения практических нужд человека. На основе ее логической системы возникли новые математические теории, которые дали эффективные методы для решения многочисленных сложных задач, появляющихся в практической деятельности человека.

Естественно, что отдельные разделы математики получили несравненно большее развитие и применение в практической деятельности человека, чем другие. В связи с этим постепенно появилось деление на прикладную и «чистую» математику. В отдельных случаях прикладной математикой считаются те разделы математики, которые непосредственно применяются в процессе решения конкретных задач.

Если рассматривать вопрос с этой точки зрения, то можно сказать, что вся математика является прикладной, поскольку почти все ее разделы применяются в различных областях науки и техники. И если даже какой-либо раздел математики на сегодня не применяется непосредственно при решении практических задач или применяется мало, то это отнюдь не значит, что в будущем этот раздел не получит большего применения, чем другие разделы, использующиеся сейчас шире.

74

Следовательно, трудно четко отделить прикладную математику от неприкладной. Но поскольку термин «прикладная математика» получил «гражданские права», мы будем включать в него в основном те разделы математики, которые полностью или в большом объеме применяются при решении практических задач, а также те разделы, которые появились при решении отдельных классов практических задач.

Уже почти два десятилетия назад произошла перестройка курса математики в школе, вследствие чего в него были введены такие вопросы и задачи отдельных разделов математики, которые имели определенную практическую прикладную направленность. В частности, в курс школьной математики ввели отдельные вопросы дифференциального и интегрального исчисления, векторного исчисления, линейного программирования и др.

Следует отметить, что один из путей обучения решению любых задач, не только математических, - это применение теории и практики игр. Введение элементов математической теории игр также естественно и доступно для учащихся. Заметим, что пропедевтические интуитивные знания о теории игр у учащихся имеются уже с дошкольного возраста. Ученикам известны такие понятия, как победа или проигыш в игре, правила игры, определенная очередность шагов в игре, выбор оптимального плана игры, оценка результата игры, участие в конфликтной ситуации и т. д. Все эти знания носят стихийный характер, без понимания научного смысла данных терминов. Но интуитивные знания являются хорошей основой для развития нового уровня определения этих терминов и понимания данных явлений. В учебниках средней школы, особенно для 4-6-х классов, предложено достаточное количество математических игр, о методе решения которых ничего не сказано, тогда как было бы правильным сначала обучить учащихся методам решения задач отдельных классов, в которые входят предложенные в учебниках задачи.

Процесс обучения является психолого-педагогической целенаправленной совместной деятельностью учителя и ученика. Решение прикладных задач по математике позволяет акивизировать учащихся, вызвать заинтересованность, повысить эффективность обучения.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адайкина Е. Ф. Прикладная направленность в преподавании математики // Проблемы развития математических способностей школьников. - Саранск, 1996.

2. Артемев А. К., Тихонов Н. Б. Основы методического мастерства учителя в обучении математике младших школьников. - Самара, 1999.

3. Гнеденко Б. В. Математика и математическое образование в современном мире. - М.: Просвещение, 1985.

4. Фройденталь Г. Математика как педагогическая задача. - Ч.И. - М.: Просвещение, 1983.

5. Яновская С. А. Методологические проблемы науки. - М.: Мысль, 1972.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.