Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ РАННЕМУ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ МЕТОДОМ Г. ДОМАНА: ЗА И ПРОТИВ'

ОБУЧЕНИЕ РАННЕМУ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ МЕТОДОМ Г. ДОМАНА: ЗА И ПРОТИВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
185
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННЕЕ ЧТЕНИЕ / МЕТОД Г. ДОМАНА / ТРАДИЦИОННЫЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ / EARLY READING / G. DOMAN’S METHOD / TRADITIONAL DOMESTIC METHODS OF TEACHING READING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Портянко Виктория Юрьевна

Описаны наблюдения автора об эффективности применения метода Г. Домана при обучении детей раннему чтению. Анализируются условия использования дидактических средств с позиции сравнения изучаемых показателей на детях с ретроспективной оценкой. Приводятся аргументы «за» и «против» использования данного метода при обучении детей чтению, а также обсуждаются возможности традиционных отечественных методов и эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING EARLY READING TO PRESCHOOLERS BY THE METHOD OF G. DOMAN: PROS AND CONS

The author’s observations on the effectiveness of the G. Doman method in teaching children early reading are described. The conditions of the use of didactic tools are analyzed from the standpoint of comparing the studied indicators on children with a retrospective assessment. The arguments “for” and “against” the use of this method in teaching children to read are given, as well as the possibilities of traditional domestic methods and effectiveness are discussed.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ РАННЕМУ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ МЕТОДОМ Г. ДОМАНА: ЗА И ПРОТИВ»

УДК 373.21

В. Ю. Портянко

ОБУЧЕНИЕ РАННЕМУ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ МЕТОДОМ Г. ДОМАНА: ЗА И ПРОТИВ

Каждая мама считает своего малыша «самым-самым» и стремится предоставить ребёнку широкие возможности. В этой публикации хотелось бы поделиться скромным опытом обучения чтению детей по методу Глена Домана1. Суть метода состоит в том, чтобы, применяя сти-мульный материал (картинки, слова и пр.), активизировать умственную деятельность больных детей через обучение. По теории Домана2, карточки являлись раздражителями, которые стимулируют резервные здоровые клетки мозга. В результате длительной работы, после многомесячных повторов, у детей наступает улучшение, наблюдается более успешное психическое развитие.

Наше знакомство с данным методом относится к периоду 1998 года. В то время стало появляться много развивающих методик, выпускаться

1 Гленн Доман (англ. Glenn Doman; 26 августа 1919, Филадельфия, США - 18 мая 2013) - американский врач-физиотерапевт, автор восстанавливающих методик для детей с поражениями нервной системы и обучающих методик для всех детей (метод Домана) [1].

2 Метод Домана - серия реабилитационных и развивающих методик для детей с задержками развития и для детей с полноценным развитием [2].

книг, на которые просто невозможно было не обратить внимание. Книга «Как научить ребёнка читать» [3] манила и дразнила меня огромными перспективами успешного будущего малыша. Воодушевившись идеей автора раннего развития детей, я начала обучение двух дочерей: Веры, двух лет, и Ани, шести месяцев. Подкупило то, что сразу могу заниматься с двумя детьми.

Немного расскажу о методике. Независимо от того, с какого возраста начинать заниматься по данной методике, предстоит пройти пять основных этапов:

1. Отдельные слова.

Техника обучения чтению состоит в демонстрации карточек со словами, написанными на них красным цветом печатными буквами высотой 7,5 см и толщиной шрифта 1,5 см. Размер карточки 10 х 50 см. Первые дни занятий включают 3 сеанса показа по 15 слов. Слова подбираются хорошо знакомые ребёнку. Затем количество сеансов наращивается до 9. Время просмотра карточки ребёнком 1-2 секунды, требуется избегать каких-либо дополнительных комментариев к написанному и не давать карточки в руки ребёнку.

По словам автора, уже на первом этапе ребёнок с помощью взрослого

совершит две чрезвычайно важные вещи:

• разовьет свой зрительный аппарат и, что еще более важно, научит свой мозг отличать один письменный знак от другого;

• справится с самой важной абстракцией, с которой когда-либо имел дело в своей жизни - сумеет прочитать слова.

2. Словосочетания.

Из выученных слов составляются комбинации. Причём некоторые из них придется видоизменить, чтобы получились осмысленные сочетания. Они должны быть тесно связаны с его повседневной жизнью: «большая ложка», «маленькая ложка», «желтый банан» и др.

3. Простые предложения.

На третьем этапе на основе словосочетаний составляются простые предложения. На этой стадии уменьшается размер шрифта, чтобы на карточке поместилось предложение.

4. Распространённые предложения.

На этом этапе изготавливаются

карточки с предлогами и наречиями, но в их изучение не углубляются. При переходе к более длинным предложениям становятся малы размеры карточек, поэтому уменьшается размер шрифта и меняется цвет букв с красного на черный.

5. Книги.

Книгу придется сделать самим, так как требуемый размер шрифта от 2,5 до 5 см. Её словарный запас должен составлять от 50 до 100 слов.

Требования к изготовлению текстового материала книги следующие:

1) книга должна содержать слова и предложения уже знакомые ребёнку;

2) в ней должно быть не более одного предложения на страницу;

3) высота печатного шрифта должна составлять не менее одного сантиметра;

4) текст должен предшествовать иллюстрациям и идти отдельно от них.

В данной публикации не будем останавливаться на описании множества нюансов, связанных с этой методикой. Этих деталей очень много, хотя, на первый взгляд, метод кажется очень простым в практическом применении.

Хотелось бы обозначить главные ошибки, с которыми может столкнуться педагог в начале обучения ребёнка.

Мне, маме двух детей и студентке педагогического института, так хотелось стать новатором или первопроходцем и одновременно принести огромную пользу своим малышам, что я решила ускорить процесс обучения. Вместо 3-9 обозначенных показов детям, я решила увеличить их количество, прикрепив все карточки на дверь. И когда мы выходили из комнаты, «читали» карточки. И...это оказалось ошибкой. Бабушка, играя с младшей внучкой, задала вопрос: «Где мама?». И каково было моё изумление -ребёнок не искал меня, а повернул голову в сторону двери с карточками. Со старшей двухлетней дочерью таких проблем не было. Радовало только то, что методика «работает» и моя младшая малышка запоминала карточки. Я вернулась к самому началу и больше не экспериментировала.

Итак, обсудим тезисно результаты применения метода, а также уделим

внимание трудностям, с которыми пришлось столкнуться.

1. В методике предъявляются особые требования к помещению и настрою ребёнка, и их сложно соблюсти.

Со слов Г. Домана, «благоприятным стартом для процесса обучения может быть хорошее настроение вашего чада. Ориентируйтесь на то время суток, когда малыш полон энергии и восприимчив. Помещение для проведения занятий должно быть тихим и уютным, без отвлекающих зрительное внимание ярких предметов или картин».

С настроением малыша - согласна, а вот отдельное помещение без отвлекающих предметов сложно найти в небольшой квартире. Занятия на кухне отменились сразу же, так как малышам там вовсе не заниматься хотелось, а кушать. Найденное решение - мы сидели на ковре около окна, за спиной у детей комната. Так дети видели только меня с карточками.

2. И обнаружилась следующая проблема. Сложно усадить полугодовалого малыша на месте и просто показывать ему карточки, пусть даже демонстрация составляет около 3040 секунд. Малышка все время норовила уползти, залезть на меня, вообще не сидела на месте. И мне приходилось быть затейником, чтобы удержать ее внимание. Требования к помещению именно с ней я не соблюдала. Выход мной был найден -демонстрация карточек проходила в любом месте, как только я видела хорошее ее настроение, и она сама

стремилась со мной общаться: и в кроватке, и на полу, и у меня на коленках, и на книжных полках. Поэтому изготовленные карточки были разложены по всей квартире для мгновенного реагирования. Постепенно развлечение вошло в привычку, и с каждым месяцем ребёнок становился старше и появлялись новые реакции. Сначала младшая дочь с удовольствием реагировала на показ, воспринимая это как игру, больше реагируя на меня, чем на карточки. Потом я заметила, что к 10 месяцам она стала внимательно всматриваться в изображения. Спустя некоторое время ребёнок при показе определенных картинок начинал улыбаться, как будто бы узнавая то, что там написано (или мне так казалось, что узнаёт).

Старшая же дочь с удовольствием откликалась на показы. И потом с каждым показом вместе со мной озвучивала карточки. Бывали моменты, когда девочка находила разложенные карточки и самостоятельно их перебирала, называя слова. Можно сказать, что я таким образом отслеживала результаты своей работы.

3. Прошу заметить, что обучение обеих дочерей началось одинаково с первого этапа, но у них была разница в возрасте в полтора года. Постепенно обучение стало различным: со старшей дочерью мы двигались быстрее. Это связано с тем, что я имела обратную связь, видела, что мы усвоили и можем идти дальше.

А вот с младшей дочерью результат был всегда один - почему-то она

не хотела демонстрировать свои «успехи». По ее реакциям (улыбке, лепету) я не понимала, можем ли мы двигаться далее или нет.

4. Несколько раз за наш период обучения, а длился он два года, дети теряли интерес к карточкам, начинали заниматься неохотно. Я делала перерывы, иногда они длились до пары недель. Потом я изготавливала новый комплект карточек, а на старые изученные слова наклеивала или рисовала картинки (по мнению автора, это делать нельзя). По моему мнению, детям в этом возрасте скорее нужны не буквы-знаки, а картинки.

Перерывы в занятиях случались и по другим причинам. Во время болезни занятия прекращались. И повседневные заботы тоже вносили свою лепту. Я не успевала порой изготовить новый материал для обучения.

5. Отмечу, что данный метод является очень трудоёмким и достаточно затратным. В то время готовые комплекты карточек не продавались, и их приходилось изготавливать самим. На это уходило много времени. Я покупала листы ватмана, которые разрезала на карточки размером 10х50 см. Слова рисовала красной тушью (акварели одного цвета слишком малое количество в одной коробке, гуашь пачкала руки, никакой фломастер не справится с таким количеством слов). Обычный альбом для карточек не подходил из-за размеров.

Сейчас, в нашем современном времени, продаются готовые комплекты, но они отнюдь не дешёвые. В интернет-магазинах предлагаются

наборы из 20-30 слов стоимость около 300-400 рублей. Этого набора хватит на пару-тройку недель. И размер карточек 22,5 х 9,8 см), хотя стандартные карточки Домана имеют большую длину.

6. Хранение готового материала для обучения было очень неудобным из-за его размеров. Через два года накопились две большие коробки с карточками и отдельные книги-альбомы в количестве 19 штук.

7. Рассмотрим подробнее пять этапов обучения.

Первый этап - слова.

Со старшей дочерью мы достаточно быстро двигались вперёд, потому что она оречевляла показ карточек. Она действительно запоминала слова достаточно быстро.

У меня было два комплекта карточек: просто написанные слова и слова плюс картинка к ним. Картинка простая, наклеивалась к конкретным словам (фрукты, овощи, цвета и пр.). Комплект с картинками нужен был для поддержания интереса и привнесения новизны в обучение. Но его использование было не всегда эффективным. Если наклеить изображение лимона к слову яблоко, то ребёнок ориентируется на картинку и «читает» ЛИМОН.

К сожалению, всегда использовать карточки со словами - это скучно, теряется интерес к занятиям. И сам процесс занятий тоже далёк от игры, так нужной детям в таком возрасте. Малыш не может пассивно сидеть и запоминать написание слов. Автор методики говорит о том, что

комментировать во время демонстрации ничего нельзя. А ребёнку нужен диалог.

Карточки с картинками вызывали большой интерес у младшей дочери. Постепенно я заметила, что она тоже пытается произнести слова на том уровне, как умеет: «СОБАКА (с картинкой) - «ва». И я стала показывать сначала слово с картинкой. Потом тут же слово без неё. Через некоторое время я услышала «ва» и на написанное слово «СОБАКА» (без картинки).

Второй этап - словосочетания.

Трудности состояли в том, что приходилось изготовлять множество карточек, так как слово-признак согласуется со словом-предметом в определённом роде и имеет определённое окончание: «жёлтЫЙ банан, жёлтОЕ яблоко, жёлтАЯ груша». Чтобы сэкономить своё время, я написала отдельно окончания и на скрепку прикрепляла к основной карточке-прилагательному. Это давало возможность для больших комбинаций сочетаний слов.

При наблюдении за процессом «чтения» хотелось посмотреть, насколько оно осмысленно. Если не менять окончание в сочетании «ЖЁЛТЫЙ ЯБЛОКО», ребёнок «прочитает» слова с правильным согласованием -«жёлтое яблоко». Это касалось старшей двухлетней дочери, потому что, как я говорила ранее, она сопровождала речью весь процесс обучения. Я этой активности не мешала. Младшей дочери я показывала и называла согласованные сочетания. Ре-

акции были разные - от интереса до его отсутствия.

Третий этап - простые предложения.

В основном это были предложения типа «Мяч прыгает», «Девочка ест», «Мама гуляет» и пр. Размер шрифта уменьшился, и мне пришлось снова делать карточки в огромных количествах. И каково было моё удивление - слова, написанные уменьшенным шрифтом, воспринимались как незнакомые. И на этом этапе нам пришлось вернуться в начало и снова запоминать только уже не слова, а предложения.

Ещё одна особенность. Я использовала глаголы в настоящем времени. Когда я их меняла на глаголы в прошедшем времени, старшая дочь этого не замечала: «мама читаЕТ» -«мама читАЛА» - одинаково озвучивалось ребёнком как «мама читает», то есть в той форме, в которой запоминала изначально. Младшая дочь - показывала пальчиком на карточку и говорила свои простые слова: «мама» («Мама гуляет»), «ва» («Собака ест») и т. д.

Далее автор предлагает сделать простую книжку с фотографиями своего ребёнка, где он выполняет то или иное действие. Я её сделала из альбома для рисования, оформила разворот так: сначала текст, потом фото. «Вера играет», «Вера ест», «Вера спит», «Вера читает», «Вера пьёт». Такой же альбом-книжку я сделала для маленькой Ани. Умолчу про свои трудозатраты при изготовлении данных пособий, начиная от

фотографирования детей и заканчивая их оформлением. Эти книжки вызвали восторг у обеих девочек. Чтения, как такового, не было. Девочки запомнили предложения и связали в памяти его с фотографиями. Листая эти книги, Вера без проблем воспроизводила текст по памяти, порой даже не смотря на текст. Аня, просматривая книги, только радостно восклицала, показывая на фото: «Лея!» (так называла сестрёнку) или «Ня!». При этом с маленькой дочкой мы дошли только до второго этапа обучения (словосочетания).

Четвертый этап - распространённые предложения.

На этом этапе буквы поменяли свой размер на меньший и стали чёрного цвета: «Мама варит кашу», «Вера играет с мячом», «Девочка высоко прыгает» и пр. Сложности начались сразу же. Как будто бы и не было предыдущих этапов! Всё заново. Тут наступило разочарование. Мы снова запоминали, но уже большие предложения. Все мои попытки совместить уже знакомые слова, написанные красным цветом, с аналогичными словами в распространенных предложениях были тщетными. Более того, если изменять последние слова в предложении, то Вера «прочитывала» предложение так, как запомнила первоначально, не обращая внимание на изменение слов, по догадке: «Девочка прыгает на скакалке» и «Девочка прыгает с мячом» («с мячом» - не замечала).

Я попробовала при запоминании показывать каждое слово рукой, но

это не помогло. Иногда я пропускала предлог или переставляла его в другое место - предложение «читалось» в первоначальном варианте с предлогом. При переставлении слов в разном порядке - старшая девочка воспринимала как новое незнакомое предложение.

Более того изменение одного и того же слова приводили к тому, что ребёнок не ориентировался в них: «мама» - «мамой» - «маму» - три разных слова. Приходилось заучивать (да, да, заучивать!). Вот именно на этом этапе я поняла, что мы именно заучиваем, зубрим слова, словосочетания, предложения.

Хочу сказать, что с младшей дочерью мы так и не дошли до этого этапа.

Пятый этап - книги.

Получилось так, что этот этап шёл практически параллельно с предыдущим. Книжки рисовала по сказкам «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка» и писала простые истории про животных и самих девочек. И, в принципе, результат был такой же, что и с прошлыми альбомами-книгами на третьем этапе. Дети ориентировались на картинки, а не на написанный текст. То же произошло с вариантом без картинок. У девочек была поразительная способность воспроизводить текст наизусть, просто листая книжку.

И на этом этапе у старшей дочери, которой было уже 4 года, появился интерес к буквам: «Мама, а какая это буква? А эта?». С этого момента я решила отказаться от методики Г. Домана и перейти к традиционной

методике обучения чтению, потому что у меня не получилось обучить читать целыми словами. Но именно целые слова помогли мне прийти к буквам, а позже к их произношению и наглядному соотношению между буквами и группами букв. Постепенно мы подошли к чтению слогов и слов. Обе мои дочери научились читать в 5 лет. И при этом я отталкивалась от их интереса, они были активными участниками процесса.

Считается, что постижение звуко-буквенных соответствий не сулит быстрых успехов и довольно скучное занятие. Я бы так не сказала, обучение чтению с помощью традиционного метода было таким же увлекательным. Ведь любое общение с детьми это всегда счастье! И если ты видишь, как твои дети достигают успеха в каком-либо деле -это ещё большее счастье!

Поделюсь своими выводами, которые были извлечены из опыта применения обучения чтению по методике Глена Домана.

1. Механический показ карточек ведёт к тому, что ребёнок в процессе обучения занимает пассивную роль, занятие сводится к односторонней подаче материала, не предусмотрена «обратная связь».

Малыш легче усваивает тот материал, который можно потрогать, пощупать, услышать и увидеть одновременно, и поиграть с ним. Больший эффект даст методика, когда ребёнок вообще не будет знать, что идет занятие, а будет думать, что играет.

2. Это не чтение, а запоминание. Работает только зрительная система,

охватывая ту информацию, которая расположена на карточках. Активно развивается только зрительная память.

3. Я не считаю, что рассматриваемую методику можно отнести к числу развивающих мышление методов. Хотя автор и говорит, что со временем малыш на основании собственного опыта поймет законы, по которым письмо передает устную речь. Но на практике дети не уловили связь между заученными словами и звучащей речью, и их всё равно пришлось учить читать.

В современной методике принят звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Само название его говорит о том, что в основе обучения лежат анализ и синтез звуковой стороны языка и речи, при этом активно развиваются не только память и внимание, но и мышление.

4. При этой методике не уделяется внимание звукобуквенному соотношению. И в дальнейшем при обучении в школе могут возникнуть проблемы, ведь основа обучения в современной школе - звуковой метод.

Считаю, обучение чтению должно быть основано на твёрдом понимании букв и звуков. Знание букв и знание звуков помогает обращать внимание ребёнка на напечатанный текст.

Русское письмо - звуко-буквен-ное. В результате многолетних исканий специалистов был определен путь обучения грамоте: путь от изучения звуковых значений к буквам; путь анализа и синтеза звуковой стороны речи.

Создателем звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте является К. Д. Ушинский [4]. Метод называется звуковым, так как, обучаясь грамоте, дети знакомятся с основными звуками русского языка, учатся выделять их из речи и обозначать буквами. Он называется анали-тико-синтетическим, поскольку изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы.

В основе традиционного метода лежит позиционный принцип чтения, то есть произнесение согласной фонемы при чтении должно производиться с учетом позиции следующей за ней гласной фонемы. Например, в словах мал, мел, мял, мыл, мул согласный звук м произносится всякий раз по-разному в зависимости от того, какой звук за ним следует. При обучении грамоте это проявляется в том, что дети учатся: 1) различать четко все гласные и согласные фонемы; 2) находить гласные фонемы в словах; 3) ориентироваться на гласную букву и определять твердость или мягкость предшествующей согласной фонемы; 4) усваивать согласные фонемы в сочетании со всеми гласными.

С помощью этого метода дети приобретают широкую ориентировку в звуковой стороне речи. Развивается фонематический слух, при котором дети могут расчленять поток речи, слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, то есть производить анализ звуковой структуры слова. Также развивается аналитико-синтетиче-

ская деятельность, поскольку уже первоначальный этап овладения навыками чтения и письма требует умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала.

Преимущества звукового метода обучения чтению до школы:

1. Так будет соблюдаться преемственность. Ведь в школах обучают именно по этому методу. Ребёнку будет легко выполнять задания учителя: различать гласные и согласные буквы, делить слово на слоги и пр.

2. Звуковой метод помогает избавляться от дефектов речи, так как развивается фонематический слух ребёнка, который позволяет слышать и выделять звуки в словах, что способствует их правильному произношению.

3. Существует множество игр и упражнений для обучения, большинство из них не требуют особой подготовки, можно учиться даже на улице. Подготовительной работы - минимум, иногда достаточно карандаша и листочка бумаги.

4. Звуковой метод прошёл проверку временем. Все школьники, занимаясь по этой методике, начинают читать. Также метод дает хорошие результаты в работе с детьми с ОВЗ.

Повлиял ли двухлетний опыт обучения чтению по методике Г. Дома-на на развитие моих дочерей и успешность обучения их в школе?

Мои девочки были довольно успешны в школе и на сегодняшний момент обе получили высшее образование. С третьим ребёнком я не занималась подобными методиками, учила читать с помощью нашего род-

ного традиционного метода. И к 5,5 годам третья дочь тоже уже читала. И в школе она столь же успешна.

Испробовав различные методы обучения с детьми, для себя пришла к выводу, что всему своё время. В раннем возрасте нужно рисовать, лепить, петь песенки, читать книж-

ки, рассматривать картинки, наблюдать, играть, но никак не нагружать интеллектуальным развитием, стремясь сделать из своего чада «супергения».

Оптимальным методом обучения чтению считаю традиционный зву-кобуквенный метод.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Доман Г. // URL: https://ru.wikipedia. о^^Ы/Доман,_Гленн (дата обращения: 04.05.2018).

2. Метод Домана // URL: https://ru. wikipedia.org/wiki/Метод_Домана (дата обращения: 04.05.2018).

3. Доман Г., Доман Д. Как научить ребёнка читать: [перевод с английского] /

Глен Доман, Дженет Доман. М.: Аквариум, 1999. 349 с.

4. Ушинский К. Д. Родное слово. Новосибирск: Мангазея, Детская литература, Сибирское отделение, 1997. 449 с.

REFERENCES

1. Doman G. // URL: https://ru.wikipe-dia.org/wiki/Doman,Glenn (date of application: 04.05.2018).

2. Doman's method // URL: https://ru. wikipedia.org/wiki/Method_Domana (date of application: 04.05.2018).

3. Doman G., Doman D. How to teach a child to read: [translated from English] /

Glen Doman, Janet Doman. M.: Akvarium, 1999. 349 p.

4. Ushinsky K. D. Native word. Novosibirsk: Mangazeya, Detskaya literatura, Sibirskoe otdelenie, 1997. 449 p.

Поступила в редакцию 04.02.2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.