УДК 61:796
ОБУЧЕНИЕ ПРОИЗВОЛЬНЫМ ДВИЖЕНИЯМ В РЕЗИДУАЛЬНОЙ СТАДИИ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА
Кандидат медицинских наук, доцент Б.И.Мугерман, старший преподаватель Д.Б. Парамонова, Камский государственный институт физической культуры
г. Набережные Челны
OPTIONAL MOVEMENTS TEACHING AT RESIDUAL STAGE OF CHILDREN CEREBRAL PARALYSIS
D.B. Paramonova, senior teacher Kama State Institute Of Physical Culture, Naberezhnye Chelny
Ключевые слова: произвольные движения, резидуальная стадия, детский церебральный паралич, синергия, двигательные действия, стадии обучения, средства лечебной физической культуры, специальные физические упражнения
Key words: optional movements, residual stage, children cerebral paralysis, synergy, motor activity, teaching stage, medicinal Physical culture devices, special physical exercises
Аннотация. В статье рассматривается проблема обучения детей произвольным движениям в резидуальной стадии детского церебрального паралича, симптомы болезни на данной стадии. Приводятся методы и стадии обучения разных авторов. Авторами предлагается комплекс специальных физических упражнений.
Summary: the article tells about the problem of optional movements at residual stage of children cerebral paralysis and sickness symptoms on the stage. There are also different authors methods of treating. Authors offer special complex of physical exercises.
В работах И.М.Гельфанда и соавторов [2] отмечено, что обучение новому движению состоит в выработке простого способа управления движением и сводится к поиску и коррекции подходящей синергии или группы синергий. Синергии при этом рассматриваются как «словарь движений», а «буквами» языка являются усилия мышц. Авторы исходят из высказывания Н.А.Бернштейна [1] о топологической характеристике отдельных классов двигательной вариативности, где цель инвариантна, а путь к достижению цели может зна-
чительно варьировать.
Обучение произвольным движениям в резидуальной стадии детского церебрального паралича (ДЦП) весьма непростая задача. Во-первых, у многих таких детей сохраняются нарушения нейрофизиологических процессов, обеспечивающих приспособительное поведение в окружающей среде, имеется недостаточность механизмов опережающего предвиденья, неполноценность осознанно-управляющих и осознанно-следящих систем. Во-вторых, у таких детей существенно увеличивается доля осознанных механизмов управления движением, т.е. больные при выполнении простых движений довольно часто не могут обходиться без «костылей» сознания (недостаточность автоматизма движений). В-третьих, обучению произвольным движениям могут мешать гиперкинезы, патологические синкинезии, нередко выявляемые у больных ДЦП. В-четвертых, в резидуальной стадии ДЦП, как правило, имеются фиброзные изменения мягких тканей суставов и мышц, ограничивающих движение.
В свете современных представлений о механизмах формирования двигательных умений и навыков, составляющих фонд жизненно важных двигательных действий, процесс обучения необходимо рассматривать как целостную педагогическую систему. В этой связи целесообразно привести рекомендации В.А.Руднева [3] для поэтапного обучения произвольным движениям больных с органическим поражением ЦНС. Автор выделяет три стадии обучения:
- стадия обучения под контролем дистантных афферентов и осознаваемых компара-торных систем мозга;
- стадия частичного обучения: здесь автоматическому выполнению двигательной операции препятствует рассеянность внимания, легкая отвлекаемость, быстрая утомляемость;
- стадия автоматизации: ее основу составляет прочно закрепленный в неспецифических системах мозга автоматический подсознательный компонент.
До этапа начального изучения двигательного действия у больных ДЦП необходимо устранить или минимизировать имеющиеся биомеханические нарушения. На этом этапе больным детям производят клинико-биомеханическое исследование двигательного аппарата с целью выявления мышечного дисбаланса, активной и пассивной недостаточности мышц, гипермобильности и контрактур суставов, структурных изменений капсульно-связочного аппарата суставов, вторичных подвывихов и вывихов сустава, деформаций конечностей, связанных с нарушением торсионного развития.
При выраженных структурных изменениях, безусловно, необходимо оперативное вмешательство: миотенотомия, деторсионная варизирующая остеотомия и т.д.
Функциональные ограничения (или избыточность) движений требуют избирательного воздействия на отдельные мышечные группы. Здесь уместны тепловые процедуры (парафиновые аппликации, грязелечение), фиксации части конечности для более удобного действия свободными от фиксации звеньями в положении сидя, стоя или при ходьбе, «облегчающие» укладки, основанные на сближении точек прикрепления мышц, укладки с коррекцией для исправления порочных поз.
Из средств ЛФК наиболее эффективными признаны специальные физические упражнения, выполняемые в уступающем режиме, направленные на расслабление и растяжение мышц [4]. Применение ЛФК осуществляется в три этапа.
На первом этапе после устранения или уменьшения выраженности механических препятствий движению - контрактур - начинают формировать общее представление о закономерностях изучаемого движения, обучают частям техники двигательного действия.
На втором этапе концентрируют внимание испытуемых на биомеханических закономерностях двигательных действий, уточняют технику движений по пространственно-временным и динамическим характеристикам.
На третьем этапе закрепляют навык изучаемого движения, расширяют диапазон вариативного проявления техники двигательного действия.
Мы предлагали нашим детям комплекс специальных физических упражнений:
Упражнение 1. «Разгибание головы»
Основная цель: укрепить разгибатели спины и шеи, подавить патологический лабиринтный тонический рефлекс.
Исходное положение на животе. Руки согнуты в локтевых суставах, опираются ладонями в пол.
Задание: максимально разогнуть голову, и удерживать ее в этом положении 3-10 сек., опираясь на ладони, затем возвратиться в исходное положение. Количество повторений: 5-7 раз.
Методические указания: при разучивании движения возможна поддержка головы.
Упражнение 2. «Разгибание головы и туловища в упоре на прямые руки».
Основная цель: улучшение одновременного выпрямления головы и туловища, опорной функции рук, подавление шейных тонических рефлексов.
Исходное положение на животе, руки согнуты в локтях, опираются ладонями в пол.
Задание: максимально разогнуть голову и туловище, удерживая такое положение в течение 3-8 сек с помощью выпрямленных в упоре на ладони рук, затем возвратиться в исходное положение.
Количество повторений: 7-8 раз.
Методические указания: методист плавно разгибает корпус ребенка, оказывая давление на грудь.
Упражнение 3. «Лодочка».
Цель упражнения: подавление сгибательной синергии, укрепление выпрямителей шеи и туловища.
Исходное положение: лежа на животе, руки вдоль туловища.
Задание: одновременно поднять голову и прямые ноги до их максимального разгибания.
Количество повторений: 6-8 раз.
Методические указания: методист придерживает таз ребенка одной рукой, а другой помогает поднять ноги.
Упражнение 4. «Корзиночка».
Цель упражнения: растянуть спазмированные мышцы груди, живота, конечностей; устранить контрактуры суставов.
Исходное положение: лежа на животе.
Задание: захватив ноги в области лодыжек максимально разогнуть туловище, бедра и голову.
Количество повторений: 4-5 раз.
Методические указания: при захвате голеней методист придерживает руки ребенка.
Упражнение 5. «Сесть-сложиться».
Цель упражнения: расслабить разгибатели спины и мышцы живота, нормализовать реакцию выпрямления, укрепить мышцы спины и живота.
Исходное положение: лежа на спине.
Задание: попытаться сесть с помощью инструктора и максимально согнувшись лечь на прямые ноги.
Количество повторений: 6-8 раз.
Методические указания: движения совершаются плавно, без рывков.
Упражнение 6. «Часики».
Цель упражнения: снижение тонуса и укрепление косых мышц живота.
Исходное положение: лежа на спине, ноги согнуты под прямым углом в тазобедренных и коленных суставах, руки в положении отведения прижаты к полу.
Задание: поворачивать ноги вправо и влево до упора, не отрывая лопаток от пола.
Количество повторений: 10-12 раз.
Методические указания: методист фиксирует плечевой пояс ребенка.
Упражнение 7. «Полумост».
Цель упражнения: снижение тонуса и растяжение мышц груди и живота.
Исходное положение: стоя на коленях, руки вдоль туловища.
Задание: медленно прогнуться назад (на счет 1-4), достать пальцами пятки. После паузы в 3-4 сек выпрямиться в исходное положение.
Количество повторений: 6-8 раз.
Методические указания: прогиб осуществляется за счет пояснично-грудного отдела позвоночника в медленном темпе.
Упражнение 8. «Сгибание-разгибание ног».
Цель упражнения. Расслабить мышцы ног и туловища.
Исходное положение: лежа на спине.
Задание: согнуть прямые ноги, разогнуть прямые ноги.
Количество повторений 10-12 раз.
Методические указания: движения выполнять в быстром темпе с помощью методиста.
Упражнение 9. «Рыбка»
Цель упражнения: расслабить мышцы живота, четырехглавые и подвздошно-поясничные мышцы.
Исходное положение: сидя на коленях.
Задание: прогнуться назад до касания затылком пола, удержать положение в течение 2 сек, возвратиться в исходное положение.
Количество повторений: 6-8 раз.
Методические указания: методист придерживает колени, поддерживает спину. Движения плавные.
Упражнение 10. «Наездник»
Цель упражнения: тренировка реакций равновесия и выпрямления; уменьшение выраженности контрактур.
Исходное положение: стоя у гладкой стены.
Задание: скользя спиной по стене, опуститься до сгибания ног под прямым углом, вернуться в исходное положение.
Количество повторений: 10-12 раз.
Методические указания: упражнение выполнять в медленном темпе, не нарушая симметрию положения головы, конечностей, туловища.
Оценка эффективности восстановления произвольных движений осуществляется с учетом особенностей развития таких детей. Необходимо иметь в виду, что с ускорением
роста в период возрастного спурта существенно усиливаются явления мышечного дисбаланса. Появляются новые нарушения позы и ходьбы, обусловленные декомпенсацией биомеханических саногенетических реакций больных ДЦП. В этой связи важно выделить лишь те изменения статодинамических функций, которые были достигнуты с помощью средств физической реабилитации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А.Берштейн.- М.: Медицина, 1966.- 349 с.
2. Некоторые вопросы исследования движений / И.М.Гельфанд, В.С.Гурфинкель, М.Л.Цетлин, М.Л.Шик // Модели структурно-функциональной организации некоторых биологических систем. -М.: Наука, 1966.- С. 9-27.
3. Руднев, В. А. Функциональная диагностика и восстановление произвольных движений при патологии центральной нервной системы / В.А.Руднев. - Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1982. -160 с.
4. Шаргородский, В.С. Кинезитерапия детского церебрального паралича / В.С.Шаргородский, А.Г.Смолянинов // ЛФК и массаж. - 2003. - №1 (4).- С. 39-58.
Glossary:
1 Bernshtein, N.A. Physiology of motor and activity essays / Bernshtein, N.A. - М.: Medicine, 1966. - 349 p.
2 Some questions of motor research / Gelfand 1.М., Gurfinkel V.S., Tsetlin МХ., Shik МХ. // Structural and functional organization models of some biological systems. - М.: Science, 1966. - P. 9-27.
3 Rudnev, VA. Functional diagnostics and optional movements reducing under central nervous system pathology / Rudnev VA. - Krasnoiarsk: Publicity of Krasnoiarsk University, 1982. - 160 p.
4 Shargorodsky, V.S. Children cerebral paralysis kinesitherapy / Shargorodsky V.S., Smolianinov AG. // LFK and massage. 2003. - № 1 (4). - P. 39-58.