УДК 4(07):378 ББК 81. 2-9:74.480
Ткаченко Елена Евгеньевна
аспирант
кафедра иностранных языков в области экономики и управления Уральский федеральный университет имени первого Президента России
Б.Н. Ельцина г. Екатеринбург Tkachenko Yelena Yevgenyevna Post-graduate
Chair of Foreign Languages in the Sphere of Economics and Management Urals Federal University named after the First President of Russia B.N.Yeltsin
Yekaterinburg
Обучение профессиональному иностранному языку студентов направления «Связи с общественностью» на основе метода проектов Teaching a Professional Foreign Language for Public Relations Students on the
Basis of Project Work
В статье описана авторская методика обучения студентов направления «Связи с общественностью» профессиональному иностранному языку на основе метода проектов c целью формирования профессионально ориентированной иноязычной компетенции.
The article describes the author's methodology for teaching professional English to Public Relations students on the basis of project work. The aim of this kind of teaching is to develop professional communicative competence.
Ключевые слова: профессионально ориентированная иноязычная
компетенция, профессиональный иностранный язык, обучение, метод проектов.
Key words: professional communicative competence, professional language, teaching, project work.
Процессы международной глобализации и интеграции современного мира, экономического, социального и культурного сотрудничества неизбежно приводят к изменению форм и характера общения, выявлению языка коммуникации. В настоящее время несомненное лидерство принадлежит английскому языку, особенно в условиях глобального распространения компьютерных информационных технологий. Такое положение неизбежно вызывает изменения в процессе образования, что подразумевает переосмысление актуальных задач, стоящих перед образовательной системой. Этим задачам соответствует новый образовательный стандарт третьего поколения, где на уровне общекультурных компетенций обозначена необходимость «свободно пользоваться русским и иностранным языками как
средством делового общения», а также «самостоятельно работать на международном уровне» [2].
В связи с выше отмеченным, следует обратить внимание на увеличивающуюся важность и значимость такого предмета, как «Иностранный язык в профессиональной сфере». Его преподавание в рамках учебного плана любого направления подготовки помогает студентам соответствовать современным требованиям рынка труда. Мы считаем это особенно актуальным для тех направлений, которые очень популярны в обществе и востребованы в современной России. Одним из таких направлений и являются «Связи с общественностью».
В настоящее время цель обучения профессиональному иностранному языку данного направления следует понимать как формирование личности обучающегося, способной и желающей участвовать в профессиональном общении (опосредованном и непосредственном) на межкультурном уровне, как формирование у студентов профессионально ориентированной иноязычной компетенции. В конце периода обучения профессиональному иностранному языку специалист по связям с общественностью должен уметь общаться с коллегами из разных стран на профессионально значимые темы, устанавливать с ними контакт, уметь составлять, организовывать и проводить презентации, пресс-конференции, связанные с его сферой деятельности, составлять РЯ-документы, такие как пресс-релизы, информационные письма и т.д.
Обучение профессиональному иностранному языку направления «Связи с общественностью» должно осуществляться на основе таких подходов, которые способствуют приобретению специальных профессиональных навыков и развитию личностных качеств студентов, - деятельностно-ориентированного, компетентностного, личностно-ориентированного, коммуникативного и модульно-контекстного.
Процесс обучения профессиональному иностранному языку строится исходя из содержания квалификационной характеристики выпускника. На основании данной характеристики создаётся и программа обучения профессиональному иностранному языку направления «Связи с общественностью». При разработке программы обучения мы опирались на государственный образовательный стандарт.
Для студентов направления «Связи с общественностью» Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина была разработана программа по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной сфере», рассчитанная на 1182 часа, шесть семестров обучения. Программа составлена таким образом, что студенты осваивают все необходимые для изучения темы постепенно, переходя от простого к сложному.
При обучении профессиональному иностранному языку преподавателями университета был сделан акцент на обучение на основе метода проектов, так как данный метод является одним из активных методов обучения.
В наши дни педагоги из различных стран мира применяют метод проектов в процессе обучения главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания обучающихся из разных областей при решении проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом все новые и новые идеи. По мнению различных авторов, метод проектов в обучении иностранному языку способствует:
• установлению контакта с реальным миром, что требует привлечения имеющихся знаний и умений студентов [3, с.3; 5, с.4];
• существенному повышению интереса и мотивации студентов к обучению [3, с.3];
• раскрытию различных граней талантов обучающихся; это дает возможность проявить себя даже тем, кто не силен в иностранном языке [3, с.3];
• интеграции всех аспектов языка и видов речевой деятельности, что позволяет в дальнейшем использовать язык в реальных ситуациях общения, восполнить пробел между изучением языка и его реальным применением [3, с.3; 6, с.2];
• созданию необходимого баланса между беглостью речи и грамотностью использования языка [3, с.3];
• возникновению своеобразного перерыва в обычной, повседневной рутине [3, с.3];
• созданию условий для самостоятельного изучения студентами
интересующих их тем, что усиливает их личную ответственность за обучение, независимость и автономию [6, c.2];
• развитию интеллектуальных, творческих и коммуникативных умений [4, с.5].
Для достижения цели обучения профессиональному иностранному языку направления «Связи с общественностью» на основе метода проектов в процесс подготовки внедряется один из ведущих видов профессиональной деятельности в этой сфере - организация и проведение пресс-конференций. Во время этой деятельности специалист осуществляет общение, в процессе которого имеет место речевое воздействие на собеседника с помощью определенных прагмалингвистических языковых средств и правильное понимание аналогичных средств, которые использует собеседник. Обучение профессиональному иностранному языку будущих специалистов по связям с общественностью требует специального внимания к данным средствам иностранного языка.
В процесс обучения вводится и освоение таких необходимых для специалиста в сфере связей с общественностью видов деятельности, как написание пресс-релизов, различных видов статей (колонка читателя, письмо редактору, письмо с предложением своих услуг и др.), организация и отслеживание освещения деятельности компаний в газетах и журналах (press-clipping), создание пресс-китов (информационный пакет для прессы), организация и проведение презентаций, создание PR-проекта.
Все эти вышеперечисленные виды деятельности в рамках метода проектов необходимы для становления компетентного специалиста по связям с общественностью. В процессе обучения профессиональному иностранному языку для закрепления пройденного материала и демонстрации приобретенных компетенций студенты каждый семестр на протяжении всего курса изучения получают семестровое задание, заключающееся в создании и представлении проекта, позволяющего продемонстрировать уровень развития профессионально-ориентированной иноязычной компетенции. Студентам предлагаются такие виды проектов, как написание пресс-релизов и других видов статей; организация и проведение презентации, создание пресс-кита,
подбор и анализ англоязычных и русскоязычных интернет-статей на актуальную тему, создание РЯ-проекта.
Обучение профессиональному иностранному языку студентов направления «Связи с общественностью» ставит своей целью формирование и развитие профессионально ориентированной иноязычной компетенции. Исходя из вышеизложенного, задания для семестровых проектов формулируются таким образом, чтобы в процессе их выполнения у студентов могла сформироваться и развиться профессионально ориентированная иноязычная компетенция. При создании творческих проектов мы добиваемся, чтобы у студентов возникла необходимость использования личного опыта, ключевых квалификаций и профессиональных компетенций, которыми они уже в той или иной мере овладели.
Рассмотрим, как формируется и развивается профессионально ориентированная иноязычная компетенция на примере проекта «Создание пресс-кита» для второго курса. Так как пресс-кит - это сборник нескольких РЯ-документов, обычно раздаваемый журналистам во время различных РЯ-мероприятий: выставок, пресс-конференций, пресс-туров, презентаций,
собраний акционеров и т. д., то для его создания студент применяет такие ключевые квалификации, как психомоторные умения (способность к концентрации внимания, скорость реакции), познавательные способности (самостоятельность мышления, креативность, оценочные способности), личностно-ориентированные способности (точность, надёжность, добросовестность, самостоятельность). Кроме того, студенты используют свой профессиональный опыт, так как многие из них уже работают в данной сфере и имеют возможность создавать этот вид РЯ-документа. При публичной защите проекта обучающиеся пользуются такими профессиональными компетенциями, как методическая (для логического и последовательного выстраивания всех своих действий при осуществлении коммуникации), коммуникативная.
На каждом курсе студенты обучаются по специально созданной программе, причём программа каждого последующего курса строится с учётом предыдущего. Кроме того, при составлении программы учитывается и то, какие профессионально ориентированные учебные дисциплины изучаются
студентами в данный период. Параллельное изучение профессионально значимых разделов поможет обучающимся глубже и лучше усвоить предложенный материал.
Обучение студентов на втором курсе ведётся по созданному автором данной статьи методическому пособию «РЯ: история и современные
тенденции»[1], в котором охвачены основные вопросы: что такое связи с общественностью, какова история данного предмета, отличие его от рекламы, основные письменные документы, которые должен уметь писать специалист по связям с общественностью, что такое пресс-конференция и как её организовать и т. д.
При изучении каждой темы ведётся работа с профессионально ориентированным текстом, кроме того, развиваются навыки устной и письменной речи при помощи специально разработанных по данной теме коммуникативно-направленных и профессионально ориентированных упражнений, содержащих в себе профессиональную лексику.
На протяжении всего курса обучения данному предмету самые важные, на наш взгляд, темы выносятся в качестве семестровых проектов с целью закрепления пройденного материала и возможности их воплощения. Выполнение всех творческих проектов на каждом курсе проводится по схеме, представляющей стадии работы над творческим заданием: 1) подготовка, 2) планирование, 3) исследование, 4) результаты и выводы, 5) представление, 6) оценка результатов и процессов. Наполнение каждого пункта данной схемы будет отличаться в зависимости от семестра обучения.
На этапе подготовки студенты получают задание и знакомятся с ним. Задача преподавателя заключается в том, чтобы ясно и понятно объяснить обучающимся содержание работы..
На этапе планирования перед студентами требуется составить план действий: что нужно будет сделать для достижения цели, распределить задания для каждого участника, задействованного в создании проекта (если это проект является групповым). Например, на втором курсе при создании пресс-кита студенты выбирают компанию, для которой они будут создавать его, определяют, из каких частей он будет состоять, кто, что будет делать.
На этапе исследования обучающиеся осуществляют всю запланированную ими работу. Например, при создании пресс-кита студенты создают факт-лист (информационный материал для прессы, который содержит справочные данные об организации, её товарах и услугах), находят информацию об основных моментах биографии ключевых лиц в организации, осуществляют подборку ссылок на средства информации, которыми освещалась деятельность выбранной организации. Далее пишется пресс-релиз, сообщающий детально о событии или действии, в связи с которым создаваемый пресс-кит будет рассылаться, а также подбираются все фотографии, логотипы, эмблемы, изображение продукции и т.д.
На следующем этапе студенты подводят итоги проделанной работы, делают выводы. Например, при создании пресс-кита, на данном этапе обучающиеся оформляют папку, куда входят все подобранные и созданные материалы.
Этап представления является, на наш взгляд, самым важным этапом, так как от того, как выполненный проект будет представлен, во многом зависит и финальная оценка за выполненный проект. При создании пресс-кита, на данном этапе студенты представляют свой пресс-кит в устной форме и рассказывают не только о нём, но и о выбранной компании. Кроме того, обучающиеся и преподаватель оценивают проект по специально разработанному оценочному листу, что дает возможность всем принять участие в процессе оценивания работы.
На этапе оценки результатов преподаватель выставляет итоговые оценки за выполнение проектов и комментирует их, выделяя самые лучшие работы, указывая на сильные и слабые стороны каждого проекта.
Проекты, которые будут созданы студентами в рамках творческих заданий, - это то, что им придётся делать в будущей профессиональной деятельности, т.е. будут профессионально ориентированными, что является одним из основных принципов обучения в высшей школе. В процессе выполнения творческих проектных заданий моделируется ситуация профессиональной деятельности и профессионального общения (при публичной защите). Обучающиеся, зная о том, что создавать такие проекты им
придётся в профессиональной деятельности, будут иметь мотивацию к их созданию. Также при работе над творческими проектами студенты будут развивать профессионально ориентированную иноязычную компетенцию в соответствии с целью обучения. Отработанная практика применения метода проектов в процессе обучения профессиональному иностранному языку на протяжении нескольких лет дает нам возможность говорить об эффективности его использования для достижения поставленной цели.
Библиографический список
1. Ткаченко, Е.Е., Кузнецова, Н.В. PR: история и современные тенденции: учебное пособие / Н.В. Кузнецова, Е.Е.Ткаченко. Екатеринбург: издательство “Третья столица”, 2009. - 68 с.
2. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Высшего Профессионального Образования по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью» Квалификация (степень) Бакалавр. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/prm221-1.pdf
3. Fried-Booth D.L. Project work. - Oxford: Oxford University Press, 1986.
4. Fried-Booth D.L. Project work with advanced classes // ELT Journal. - 1982. -Vol.36/2.
5. Harris Thomas L. The marketer’s guide to public relations. - New York: Holt, Rinehart, and Winston, 1999.- 175p.
6. Hutchinson T. and Waters A. English for Specific Purposes: A leaning-centered approach.- Cambridge: Cambridge University Press, 1987- 435 p.
Bibliography
1. Fried-Booth, D.L. Project Work / D.L. Fried-Booth. - Oxford: Oxford University Press,
1986.
2. Fried-Booth, D.L. Project Work With Advanced Classes / D.L. Fried-Booth // ELT Journal. - 1982. - Vol. 36/2.
3. Harris, Thomas L. The Marketer’s Guide to Public Relations / Thomas L. Harris. - New York: Holt, Rinehart, and Winston, 1999 - 175 p.
4. Hutchinson, T., Waters, A. English for Specific Purposes: A Leaning-Centered Approach / T. Hutchinson, A. Waters. - Cambridge: Cambridge University Press, 1987.- 435 p.
5. National Educational Standard of Higher Vocational Education. “Advertising and Public Relations”. Qualification (Degree): Bachelor [Electronic Resource]. - Access Mode: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/prm221-1.pdf
6. Tkachenko Ye.Ye., Kuznetsova, N.V. PR: History and Modern Tendencies: Workbook / N.V. Kuznetsova, Ye.Ye.Tkachenko. - Yekaterinburg: “Tretya Stolitsa”, 2009. - 68 p.