Научная статья на тему 'Обучение профессионально ориентированному чтению на иностранном языке в вузе'

Обучение профессионально ориентированному чтению на иностранном языке в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ЧТЕНИЕ / PROFESSIONAL READING / КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / МЕТОДЫ И СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ / METHODS AND STRATEGIES OF TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванкина Г.А.

В статье рассматривается аргументация, позволяющая убедить коллег включить умения профессионально ориентированного чтения в число общепрофессиональных компетенций. В работе также рассматриваются современные методы, которые делают обучение профессионально ориентированному чтению эффективным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teaching university students professional reading in a foreign language

The research looks at argumentation that can help convince educationalists to look at professional reading skills as academic competences. This paper also gives an overview of up-to-date techniques that make professional reading efficient.

Текст научной работы на тему «Обучение профессионально ориентированному чтению на иностранном языке в вузе»

УДК 811.111 Г. А. Иванкина

доцент кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации в области зарубежного регионоведения ИМО и СПН МГЛУ e-mail: galina_ivan@mail.ru

ОБУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМУ ЧТЕНИЮ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ В ВУЗЕ

В статье рассматривается аргументация, позволяющая убедить коллег включить умения профессионально ориентированного чтения в число общепрофессиональных компетенций. В работе также рассматриваются современные методы, которые делают обучение профессионально ориентированному чтению эффективным.

Ключевые слова: профессионально ориентированное чтение; компетенция; методы и стратегии обучения.

G. A. Ivankina

Ph.D., Associate Professor, Department of Linguistics and Communication in Area Studies, Institute of International Relations and Social and Political Sciences, Associate Professor, MSLU e-mail: galina_ivan@mail.ru

TEACHING UNIVERSITY STUDENTS PROFESSIONAL READING IN A FOREIGN LANGUAGE

The research looks at argumentation that can help convince educationalists to look at professional reading skills as academic competences. This paper also gives an overview of up-to-date techniques that make professional reading efficient.

Key words: professional reading; competence; methods and strategies of teaching.

Важность обучения студентов профессионально ориентированному чтению на иностранном языке в вузе не подвергается сомнению. Однако тщательное изучение стандартов высшего образования России и образовательного проекта Европы [5] показало, что профессионально ориентированное чтение как особый вид речевой деятельности и интеллектуальный навык не представлены эксплицитно в списке целевых профессиональных компетенций, составляющих содержание выпускных квалификационных требований. Ни один нормативный документ не выделяет его как таковую. Хотя, конечно, профессионально ориентированное чтение упоминается как средство

и способ приобретения других компетенций. Здесь налицо явное противоречие, которому можно предложить два объяснения.

Во-первых, составители стандартов могли посчитать, что чтение является самоорганизующимся процессом, которому не нужно специально обучать. Однако такое предположение является чисто гипотетическим. Другой возможной причиной представляется то, что составители стандартов рассматривают чтение в качестве основного умения, приобретаемого обучающимися на предыдущих уровнях образования, и в условиях университета подразумевается, что все студенты им уже обладают, и его не нужно развивать и совершенствовать.

Однако в научной литературе неоднократно доказывалось, что в условиях университета базового уровня этого умения оказывается недостаточно, и он должен быть повышен, потому что профессионально ориентированное чтение обладает новыми характеристиками, которым необходимо дополнительно обучать [2; 3]. Нынешний статус профессионального чтения в университетах не может считаться удовлетворительным, поскольку он не обеспечивает надлежащую подготовку необходимых профессиональных навыков, и вся учебная система подготовки специалистов в целом остается неэффективной.

Каковы же характеристики профессионально ориентированного чтения, отличающие его от чтения базового уровня? Предлагаемое здесь определение профессионально ориентированного чтения опирается, главным образом, на исследования таких известных российских ученых, как И. А. Зимняя, Т. С. Серова и Н. Н. Сметанникова [1; 3; 4]. По их мнению, профессиональное чтение является многоуровневым явлением, сложным видом речевой деятельности, охватывающим ряд навыков, служащих конкретным целям, достигаемым при помощи специальных стратегий и методов.

Профессионально ориентированное чтение отличается от базового иным набором целевых установок:

- чтение для получения профессиональных знаний и его применение в профессиональной сфере (преодоление ограничений индивидуального опыта, профессиональное саморазвитие и переподготовка на базе ранее приобретенных знаний);

- чтение для приобретения осведомленности о новых тенденциях в профессиональной сфере (средство изменения и адаптации в быстро меняющемся мире в соответствии с новой профессиональной

действительностью, техническими инновациями, научными достижениями, новым социальным контекстом, когда старые знания становятся неуместными, абсолютно новые знания приобретаются посредством чтения; обучение посредством чтения в течение всей жизни);

- чтение для создания, генерирования новых знаний (ни интуиция, ни талант не могут существовать без предварительных базовых знаний, приобретенных посредством чтения).

Для классификации навыков, характерных для профессионально ориентированного чтения, предлагается упрощенная схема, которая может быть легко использована университетским преподавателем в практической работе.

К оперативным навыкам относятся следующие умения:

- организовать чтение (создание условий, планирование, расчет времени, контроль);

- оценить себя как читателя (сильные и слабые стороны, эффективные способы преодоления препятствий, предпочтительные индивидуальные стили, предпочтительный носитель - электронный или бумажный);

- находить источники соответствующей информации в ограниченные сроки (жанры профессиональных изданий, списки соответствующих авторов в конкретной сфере, типы текстовых фреймов в профессиональных изданиях, поисковый библиографической алгоритм);

- гибко переключаться с одного режима чтения на другой в соответствии с целью и ситуацией;

- психологическое умение целенаправленного и селективного внимания.

К когнитивным навыкам можно отнести следующие

перед чтением:

- умение понимать цель и предмет чтения;

- умение планировать, расставлять приоритеты, осуществлять прогноз / проекцию / гипотезу.

в процессе чтения:

- умение читать критически и оценить качество информации (является ли она достаточно полной и достаточно актуальной для решения задачи, правдива ли она, лжива или является чьим-то мнением);

- умение обрабатывать текстовую информацию (запоминание полностью или частично, преобразование текста в схему, конспектирование, заметки на полях и т. д.).

после прочтения:

- умение обобщать, анализировать, оценивать материал с точки зрения его пригодности для решения задач профессионального характера.

Все перечисленные навыки составляют содержание компетенции профессионально ориентированного чтения, которой в настоящей статье предлагается овладевать в университете. Чтобы выполнить эту задачу, рекомендуются эффективные стратегии, технологии и методы обучения для использования в учебной практике. О них речь пойдет ниже.

В реальной ситуации обучения содержание компетенции профессионально ориентированного чтения конкретизируется и уточняется. Навыки чтения, которым в настоящее время в университетах в основном обучают бессистемно или вообще специально не обучают, должны приобретаться в систематической и логической последовательности. При этом следует отметить, что различные элементы этого пакета могут быть сопряжены и преподаваться вместе.

Например, различные профессиональные текстовые фреймы (информационный, описательный, полемический) должны быть целенаправленно согласованы с четырьмя режимами чтения (изучающее, просмотровое, поисковое, ознакомительное чтение) в схеме обучения, направленного на освоение гибкости в переключении с одного режима на другой в соответствии с заданием.

Другой пример. Стратегии обработки текстового материала должны охватывать такие операции, как конспектирование, подчеркивание, заметки на полях, составление интеллектуальных карт памяти, составление схем / диаграмм, составление глоссария, составление тематического портфолио и т. д. Различные текстовые фреймы должны быть согласованы с наиболее выгодными стратегиями обработки текстового материала.

Таким образом, ясно, что сопряженным навыкам профессионального чтения необходимо обучать одновременно. Преподаватель должен иметь в виду задачи и стратегии обучения и быть в состоянии успешно сочетать их. Это интенсифицирует процесс обучения и делает его более сложным.

Одной из наиболее эффективных форм преподавания профессионального чтения, которую я предлагаю ввести в ИМО и СПН нашего вуза, является групповой исследовательский проект. Данный вид работы может предлагаться студентам старших курсов и магистрантам. Он проходит через следующие этапы: организация и планирование -обсуждение путей решения проблемы - работа над решением проблемы - написание отчета - устные презентации найденных решений проблемы - обсуждение презентаций - написание отзывов об обсуждении презентаций.

На всех этапах преподаватель является активным участником и инструктором. Во время работы над проектом студенты изучают и осваивают все пять видов речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение, письмо, перевод. Они развивают навыки в устном и письменном общении, способность к совместной работе, критическое мышление, способность к творчеству.

Что касается обсуждаемого в статье профессионально ориентированного чтения, то исследовательский проект развивает такие навыки и умения, как:

- поиск библиографии и соответствующих материалов;

- анализ больших объемов текстов, отражающих профессиональную тематику;

- фиксация найденных материалов в различных форматах;

- обоснование выбора источников материалов из всей сферы доступной информации;

- отбор и сортировка основных информационных материалов;

- составление глоссария профессиональной терминологии;

- составление и структурирование текста в качестве основы для презентации;

- составление визуального ряда презентации;

- подготовка аргументов для обоснования личной позиции;

- изготовление письменных и устных обзоров проектов других команд.

Можно заметить, данный список в основном совпадает либо конкретизирует перечисленные выше умения и навыки, характеризующие профессионально ориентированное чтение как компетенцию.

Предполагается, что команды состоят из четырех или трех человек, число проектов зависит от числа групп, которые принимают участие

в данном виде работы. В качестве примера можно привести такие проекты, как «Роль британских женщин-монархов в истории Великобритании»; «Корни британских династий»; «История референдумов за независимость Шотландии»; «Первый и второй сроки президентства Барака Обамы: успехи или неудачи»; «Агрессивные действия ИГИЛ в 2014-2016 гг.» и т. д.

Студенты и магистранты сами могут предложить темы для исследовательских проектов. Это может быть либо связано с областью профессиональных интересов (история, география, культура, политика, законодательство), либо с любым важным событием или ситуацией современной международной жизни региона специализации.

Во время различных стадий проектов необходимо уделять серьезное внимание развитию навыков критического чтения студентов. С одной стороны, все предлагаемые темы предполагают наличие спорного вопроса / дискуссионной проблемы, которую не так легко разрешить. С другой - студенты должны понимать, являются ли материалы, которые они находят, заслуживающими доверия или нет, т. е. представляют ли они реальные факты, вымысел или субъективные мнения. Подобная задача чрезвычайно сложна и даже, возможно, нерешаема для студентов. Но в процессе работы над ней они учатся находить аргументы, чтобы выработать собственную точку зрения и доказать ее. Для этих целей необходимо обучать студентов всех специальностей элементам контекстного и лингвистического анализа, которые помогают им понять, как вербально могут быть представлены факты, в отличие от мнений и предположений. Студенты также должны научиться понимать, что иногда утверждение может включать в себя как факт, так и мнение. Кроме того, некоторые мнения могут быть представлены так, как если бы они были фактами. Таким образом, мы должны научить студентов читать критически, чтобы они могли оценивать найденные информационные материалы как достоверные факты либо как авторскую позицию. Это очень интересно и важно.

В заключение хотелось бы выразить надежду, что представленное рассуждение вызовет интерес коллег, что позволило бы организовать более широкое обсуждение данного вопроса с тем, чтобы профессионально ориентированному чтению мог быть присвоен статус профессиональной компетенции в образовательных стандартах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зимняя И. А. Компетенция и компетентность в контексте компетентност-ного подхода в образовании // Иностранные языки в школе. - 2012. -№ 6. - С. 3-8.

2. Мазаева И. А. Некоторые аспекты исследования профессионального чтения как компетентности // Человек читающий: Homo legens-6 : сб. докладов и статей. - М. : Русская ассоциация чтения, «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2013. - 232 с.

3. Серова Т. С. Обучение гибкому иноязычному профессионально ориентированному чтению в условиях деловой межкультурной коммуникации: монография. - Пермь : Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2009. - 242 с.

4. Сметанникова Н. Н. Стратегиальный подход к обучению чтению (междисциплинарные проблемы чтения и грамотности). - М. : Школьная библиотека, 2005. - 512 с.

5. TUNING Educational Structures in Europe. Tuning Methodology [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www/unideusto.org/tuningeu/images/ stories/archivos/TUNING%20METH0D0L0GY%20PARA%20LA%20 WEB.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.