Научная статья на тему 'Обучение приемам самолечения лиц старших возрастных групп'

Обучение приемам самолечения лиц старших возрастных групп Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
349
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРИЕМЫ САМОЛЕЧЕНИЯ / ПОЖИЛОЙ ВОЗРАСТ / METHODS OF SELF-TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Трубникова И.А., Конев Ю.В., Ли Елена Дениновна

Рассмотрены приемы самолечения лиц старших возрастных групп в условиях ограничении финансовых ресурсов при возрастающей стоимости лечения, что способствует более эффективному лечению хронических больных с множественной патологией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF SELF-TREATMENT OF OLDER PERSONS

Considered methods of self-treatment of older age groups in terms of the limited financial resources with increasing cost of treatment that promotes a more effective treatment of patients with multiple chronic diseases.

Текст научной работы на тему «Обучение приемам самолечения лиц старших возрастных групп»

УДК 316.48(075.8)

ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ САМОЛЕЧЕНИЯ ЛИЦ СТАРШИХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП

И.А. Трубникова, Ю.В. Конев, Е.Д. Ли1

1 Ли Елена Дениновна, д-р мед. наук, профессор кафедры поликлинической терапии МГМСУ. Тел.: 8(495) 609-67-00. E-mail: msmsu@msmsu.ru.

Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова

Рассмотрены приемы самолечения лиц старших возрастных групп в условиях ограничении финансовых ресурсов при возрастающей стоимости лечения, что способствует более эффективному лечению хронических больных с множественной патологией.

Ключевые слова: приемы самолечения, пожилой возраст

TRAINING OF SELF-TREATMENT OF OLDER PERSONS I.A. Trubnikova, Y.V. Konev, E.D. Li 1

1 Li Elena Deninovna, MD, Professor of the Department of outpatient therapy MGMSU. Tel.: 8(495) 609-67-00. E-mail: msmsu@msmsu.ru.

Moscow State University of Medicine and Dentistry named after A.I. Evdokimov

Considered methods of self-treatment of older age groups in terms of the limited financial resources with increasing cost of treatment that promotes a more effective treatment of patients with multiple chronic diseases.

Key words: methods of self-training

Во многих развитых странах национальная концепция здоровья ориентирована на повышение ответственности граждан за собственное сохранение его.

Причина этого и в определенном ограничении финансовых ресурсов при возрастающей стоимости лечения, и в отражении мировой тенденции, выражающей инициативу и стремление граждан самостоятельно выбирать и принимать лекарственные средства.

Приводим характеристику самолечения в совместном заявлении Международной Фармацевтической Федерации (Р№) и Всемирной Индустрии Самолечения (WSMI)

1. Самолечение, включая самостоятельный выбор и прием лекарств, является важной составной частью системы здравоохранения.

2. В настоящее время люди предпочитают брать на себя большую персональную ответст-

венность за поддержание своего здоровья, что требует большего объема достоверной информации для принятия правильного решения.

3. Правительства многих стран, государственные и негосударственные страховые организации всячески поддерживают ответственное самолечение, включая самостоятельный выбор и прием лекарственных средств, так как это существенно сдерживает рост затрат на поддержание здоровья.

4. Фармацевты являются ведущими консультантами для населения в ежедневном поддержании здоровья и ключевыми фигурами в обеспечении лекарственными средствами. Их базовое образование и непрерывное обучение должно позволять им консультирование по рациональному применению лекарственных средств.

5. Фармацевты и производители безрецептурных лекарственных средств разделяют проблему

обеспечения высококачественного обслуживания населения и ответственного использования медикаментов. Это может быть реализовано через качественное обеспечение лекарственных препаратов сопутствующей письменной информацией и предоставление потребителю грамотной дополнительной информации.

6. Реклама, являясь важным инструментом информирования населения о безрецептурных лекарственных средствах, должна быть всегда ответственной и не препятствовать получению дополнительной информации от врача или фармацевта.

Осознанное грамотное самолечение под контролем медика играет положительную роль для общества — таково в целом мнение как самих людей, выбирающих для себя путь самостоятельного лечения, так и специалистов в области здравоохранения.

Самолечение необходимо как для пациента, который должен иметь возможность быстро получить средства для лечения легкого недомогания, так и для снижения загруженности врачей-консультантов. Вопрос в том, как сделать самолечение, по возможности, безопасным.

Большинство специалистов сходятся во мнении, что самолечение получает дальнейшее распространение. Этому способствует ряд факторов:

Возрастает просвещенность населения.

Все больше подвергаются сомнению мнения авторитетов.

Потребители сами занимаются сбором информации и предпочитают принимать самостоятельные решения.

Возрастает интерес к проблемам здоровья у населения и у средств массовой информации, например, увеличение объема информации по здравоохранению в компьютерной сети Интернет.

Стоимость услуг системы здравоохранения растет, поэтому для ее снижения правительства поощряют самолечение.

Старение населения увеличивает нагрузку на систему здравоохранения, в связи с этим врачи будут вынуждены уделять меньше времени лечению пациентов с незначительной патологией.

Все большее число лекарств, отпускаемых по рецепту, разрешается к продаже без рецепта.

В развитых странах считается, что пациенты, занимающиеся самодиагностикой и самолечением с помощью безрецептурных лекарственных

средств, должны осознавать всю важность возлагаемой на них ответственности.

Недавно опубликованы результаты четырехлетнего независимого клинического исследования экономической эффективности самолечения больных без медицинского образования, но получивших специальную подготовку и вспомогательные материалы под руководством опытных врачей. В исследование были включены больные с: бронхиальной астмой, сахарным диабетом, ОРЗ, остео- и ревматическим артритом, хронической болью, незначительными функциональными расстройствами и здоровые беременные женщины.

Было показано, что успех самолечения во многом определяется не повышением уровня знаний и даже не положительными изменениями в поведении пациента, а субъективным ощущением своей власти над болезнью.

Все пациенты отмечали большое чувство удовлетворения из-за отсутствия необходимости регулярного обращения к врачу, осуществляющему диспансерное наблюдение.

В группе больных, обученных самолечению, количество жалоб на боль было на 19%, а количество обращений к врачу — на 43% ниже, чем у больных, постоянно наблюдавшихся врачом. У больных бронхиальной астмой самостоятельно принятые меры при внезапном приступе привели к сокращению количества обращений в отделения неотложной помощи на 79%, а количества госпитализаций — на 86%!

Экономическая отдача этой программы составила в среднем 10 долларов экономии на медицинских расходах с одного вложенного доллара (например, в 12 раз по ревматоидному артриту, в 3,5 раза по остеоартриту и т.д.).

Исследователи не отметили ни одного случая ухудшения течения заболевания, т.к. обученные пациенты тщательно контролировали свое состояние и проводили адекватную коррекцию лечения, обращаясь за врачебной помощью только в заранее оговоренных ситуациях.

Во многих западных странах (Великобритания, Швеция) многовековые традиции вообще основаны на самолечении, обращении за врачебной помощью только в крайних ситуациях, но в то же время больным тамошнее коренное население не считается, многие социальные и инфекционные болезни практически ликвидированы и носят завозной характер, а продолжительность

жизни отличается недостижимым в других странах уровнем.

Российские пожилые люди очень часто либо не обращают внимания на ухудшающееся самочувствие, либо следуют советам знакомых, соседей, родственников. Посему нередки случаи обращаемости по поводу запущенных форм, в том числе и конечных стадий онкологических заболеваний. Зачастую рядом оказываются советчики в лице самоучек и всезнаек — ведущих телевизионных программ, знахарей, экстрасенсов и др., умеющих дать радикальный совет на все случаи жизни.

К сожалению, приходится сталкиваться с ситуациями, когда пожилые больные боятся или стесняются обратиться к врачу. У каждого из нас среди больных есть «отрицатели» антигипертен-зивных препаратов, неприятных методов обследования ( гастро-, колоноскопия, осмотр урологом и др.).

Обучение пожилого человека самолечению — научить его правильному применению назначенных врачом лекарственных средств (порядок и время приема) в различных лекарственных формах.

Можно привести курьезные случаи из лечебной практики. Врач спрашивает пожилого больного: «Ну как, свечи помогают? — Помогают, сынок, — следует ответ, но уж больно они невкусные». Или сюжет из видеоролика, посвященного обучению пациента использованию спрея при бронхоспазме. «Доктор, Ваше лекарство мне не помогает, одышка остается. — А Вы правильно его применяете? — Задает вопрос врач. — Что, я не знаю, как пользоваться спреем?» И начинает опрыскивать шею, как это делают женщины, опрыскивая себя парфюмерией.

Международные рекомендации по обучению методам самолечения рекомендуют первым делом научить пациентов отличать действительно тревожные симптомы от незначительных.

Известно, что до 90% симптомов вполне позволяют обойтись без врачебного осмотра и отложить визит к врачу до более серьезной ситуации.

Обучение пациентов грамотной самопомощи при правильной самооценке симптоматики хронического заболевания приводит к значительному сокращению потребления медицинских услуг.

Еще важнее научить пациентов и их родственников распознавать симптомы серьезных

заболеваний, требующих неотложного медицинского вмешательства. В гериатрической практике, когда больной имеет несколько заболеваний, крайне важно обучить его и его близких распознавать симптомы резкого ухудшения состояния.

Несмотря на то что международный опыт, касающийся более людей среднего возраста с монопатологией, говорит о том, что своевременное распознавание обученными больными серьезных симптомов позволило значительно снизить уровень смертности от острого инфаркта миокарда и внезапной остановки сердца, мы придерживаемся мнения, что пожилому человеку медицинский работник бывает нужен чаще вследствие инвертированности клинической картины, стертости симптомов, нетипичного обострения основного заболевания. Поэтому следующий этап обучения самолечению именно пожилых людей — научить их своевременно распознавать осложнения и в ряде случаев корригировать медикаментозное лечение, чаще увеличивая дозу лекарства или добавляя другой, рекомендованный врачом препарат.

Следует помнить, что у пожилых людей чувствительность к лекарственным препаратам может быть повышена, и поэтому больной должен быть обучен признакам передозировки. Он должен понимать, что необходимо отменить препарат и обязательно обратиться к врачу.

Особого внимания и определенного опыта требует процесс обучения пожилого человека правильному приему лекарств, контролю их эффективности и самолечению. Необходимо учитывать, что у пожилых людей зрение и слух снижены, запоминание ослаблено, внимание может быть рассеянным, понимание замедленным. Поэтому, завершая осмотр больного и растолковывая назначения, нужно прежде всего подвести итог и коротко, понятными терминами изложить суть заболевания. Хорошо бы еще дипломатично спросить больного, что его интересует в его болезни, тогда результат беседы будет более продуктивным.

Начинать назначения нужно с распорядка дня, объема и характера занятий, количества часов сна, прогулок на свежем воздухе, режима и характера питания, особенностей потребления продуктов.

Когда доктор переходит к назначению лекарств, то, объясняя характер приема, показания («от давления», «от одышки», «от склероза»,

«для сна», «мочегонное», «успокаивающее», «от боли» и т.д.), лучше показывать коробочку с лекарствами, чтобы больной смог ее узнать среди прочего большого количества других хранящихся у него в тумбочке коробочек. Нужно также показать таблетки, охарактеризовав их размер («маленькие», «побольше», «большие»), форму («круглые», «продолговатые», «ромбиком» и т.п.) и цвет («белые», «розовые», «голубые») и т.п.). Опыт показывает, что такие характеристики хорошо запоминаются больными и помогают им сориентироваться. Кроме того, нужно учитывать, что некоторые больные используют собственную версию наименования лекарственного препарата, более им понятную или более легко запоминаемую (напр. «ножка» вместо «но-шпа»).

Наименование препарата нужно написать на упаковке, пометив крупными буквами кратность приема в день, а также связь с приемом пищи (до или после еды). Кроме того, больной под диктовку врача должен подробно записать своим почерком все оговоренные назначения.

Многие больные внимательно изучают листок-вкладыш, у них возникает масса вопросов, на которые врач должен дать внятные разъяснения. Порой больные хотят «подловить» врача на кажущихся противоречиях врачебных назначений и текста листка-вкладыша.

К примеру, врач назначает ингибиторы АПФ, больной возражает — «Доктор, а тут написано, что это лекарство противопоказано при почечной недостаточности, а у меня лейкоциты в моче». Приходится разъяснять, что лейкоцитурия — проявление воспаления в нижних мочевых путях, и что почечной недостаточности нет. При этом крайне важно не уйти в излишние профессиональные подробности: пациент тут же все инвертирует в поиск у себя новых симптомов.

В то же время, объективно оценивая ситуацию, врач должен акцентировать внимание пациента на конечной цели достижения эффекта от лечения, симптомах заболевания, которые должны по мере лечения исчезнуть или ослабеть. Необходимо еще раз повторить сведения о возможных побочных эффектах, изложенные в листке-вкладыше.

Для объективизации самоконтроля весьма целесообразно предложить пациенту вести дневник самонаблюдения, иногда в графической форме, где он излагал бы свои ощущения и динамику

симптомов, нежелательные ощущения, обстоятельства, с которыми их связывает, вносил бы в дневник основные показатели (артериальное давление, частота пульса, количество выпитой и выделенной жидкости и т.п.)

Одним из примеров может служить Визуальная Аналоговая Шкала болевых ощущений (ВАШ), позволяющая в весьма демонстративной форме передавать и силу испытываемого человеком страдания.

Визуальная аналоговая шкала (ВАШ) представляет собой прямую линию длиной 10 см, начало которой соответствует отсутствию боли — «боли нет». Конечная точка на шкале отражает мучительную невыносимую боль — «нестерпимая боль». Линия может быть как горизонтальной, так и вертикальной. Пациенту предлагается сделать на этой линии отметку, соответствующую интенсивности испытываемой им в данный момент боли. Расстояние между началом линии («нет боли») и сделанной больным отметкой измеряют в сантиметрах и округляют до целого. Каждый сантиметр на визуальной аналоговой шкале соответствует 1 баллу. Как правило, все пациенты, в том числе и дети старше 5 лет, легко усваивают визуальную аналоговую шкалу и правильно пользуются ею.

Весьма важной является возможность дистанционной связи с медицинским работником, когда пациент может передать и получать индивидуальную информацию.

Некоторые страны с небольшим количеством населения снабдили каждого жителя мобильным телефоном с одним номером, по которому человек может сообщить об ухудшении своего самочувствия.

В последние годы разработаны и внедрены теледатчики, укрепляемые на теле пациента, мгновенно передающие в центр наблюдений информацию о резких отклонениях в показателях жизнедеятельности подопечного, что позволяет предупредить грозные осложнения.

Таким образом, обучение приемам самолечения лиц старших возрастных групп в условиях ограничении финансовых ресурсов при возрастающей стоимости лечения является отражением мировых тенденций и способствует более эффективному лечению пациентов с хронической множественной патологией.

Поступила 12.12.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.