№3-2015
K.B. KURMANGALIEVA, D.S. DILMAGAMBETOV, S.S. KURMANGALIEVA, O.M. ALIEV, N.U. ALEKENOVA
ZKGMU Marat Ospanov, Aktobe Kazakhstan
IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILLS OF STUDENTS BY THE «STANDARDIZED PATIENT»
Resume: Technique "standardized patient" is actively implemented in the educational process Marat Ospanov ZKGMU. This gameplay featuring "doctor" and "patient" allows, on the one hand, to develop a practical and communicative skills, on the other - a comprehensive assessment of knowledge and skills of the trainee. The advantage of this technique is that a student can realistically assess their skills, identify gaps in knowledge and skills, and in time to make an attempt to eliminate them.
Annotation. The article discusses the health-educational technology, having the aim of protecting the health of students in the educational process and further their professional activities.
The introduction of health-technology in the educational process of medical educational institutions - the problem of constant current required. The definition formulated by the Charter of the World Health Organization concerning health: "Health - is not the absence of the disease itself or infirmity, but a state of complete physical, mental and social well-being." Therefore, the main goal of health-educational technologies is to ensure conditions for the physical, mental, social and spiritual comfort, contributing to the preservation and strengthening of health of students, formation of their productive teaching and learning and practice. The system of health-educational technologies aimed at forming a creative personality and preparing her physically, mentally and spiritually for the upcoming professional activities, in constantly changing conditions of society.
One of the components of health-educational technology system - teaching, management of educational activity of students in the classroom in the study of the various disciplines. The clinic is not always carried out a full analysis of each patient and comprehensive control over the fulfillment of the objective examination of the patient. The lack of 100% security of students real patients and the possible difficulty in matters of communication "student-patient" for various things, including the reluctance of the patient to open before the students are making an additional contribution to the problem of mental discomfort of students and the result of this problem of imperfect possession of practical skills.
One way to address this important issue directly related to the question of the quality of the vocational education in higher medical institution. In the educational process ZKGMU named Marat Ospanov actively implemented method "standardized patient" (SP). The methodology used in the clinical departments of the University, starting with 3 courses on specialty "General Medicine". The purpose of the introduction of methods - to improve the professional competence of students. In the educational process ZKGMU Marat Ospanov actively implemented method of «standardized patient».This gameplay invowing «doctor» and «patient» allows,on the one hand, to clevelep practical and communicative skills,on the other hand,a comprehensive assessment of knowledge and skills of the trainel.The aclvantage of ths tecdnique is that a student can realistically assess thrir skilis, identify gaps in knowlege and skill,and in time to make an attempt to eliminate them.
Keywords: Health-saving technologies medical education, «standardized patient» technique
ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ БИОБЕЗОПАСНОСТИ И БИОЗАЩИТЕ ОТ ОСОБО ОПАСНЫХ ИНФЕКЦИЙ В ПЕРЕДВИЖНЫХ МЕДИЦИНСКИХ КОМПЛЕКСАХ
Н.Т. ДЖАЙНАКБАЕВ1, А.Т. МАНШАРИПОВА1, Г.В. ШОКАРЕВА 1, П.Н. ДЕРЯБИН2, Б.Б. АТШАБАР2 , Л.Е. НЕКРАСОВА2
1Казахстанско-Российский медицинский университет, г. Алматы.
2Казахский научный центр карантинных и зоонозных инфекций им. М. Айкимбаева, г. Алматы
УДК 616.91/98:350.08.
Учитывая обширность территории и низкую плотность населения используются передвижные медицинские комплексы для оказания квалифицированной медицинской помощи населению отдаленных районов. Целью работы было обучение правилам биобезопасности и биозащите от особо опасных инфекций при работе в передвижных медицинских комплексах. В результате работы нами обучено и протестировано 142 врачей передвижных медицинских комплексов правилам биобезопасности, расчетам биорисков, выпущено руководство.
Ключевые слова: биобезопасность, передвижные медицинские комплексы, обучение.
Территория Республики Казахстан обширна и, несмотря, на усилия специалистов в области организации здравоохранения, остается актуальной проблема доступа населения отдаленных населенных пунктов к качественному медицинскому обслуживанию с применением современного лечебного и диагностического оборудования, а также с использованием новейших методик и подходов к профилактике и лечению различных заболеваний. Значительная доля сельского населения проживает в условиях неразвитых транспортных коммуникаций, в отсутствии современных средств связи,
что во многом объясняет низкий уровень обращаемости сельского населения в лечебно-профилактические учреждения. Обращаемость жителей села в учреждения здравоохранения в 2,5 раза ниже, чем городских, в результате чего медицинское обслуживание сельского населения имеет специфику форм и методов организации медицинской помощи. Одним из вариантов решения этих проблем является использование передвижных медицинских комплексов. Учитывая обширность территории и низкую плотность населения, Министерство здравоохранения РК использует передвижные медицинские
(S^KaÉ^ny
№3-2015
комплексы (ПМК) для оказания квалифицированной медицинской помощи населению отдаленных районов [1]. ПМК оборудованы основным диагностическим оборудованием и укомплектованы штатом врачей (врач общей практики, хирург, акушер-гинеколог, офтальмолог, оториноларинголог, стоматолог). Опыт применения передвижных медицинских формирований позволяет существенно улучшить обеспечение сельского населения квалифицированной медицинской помощью. В тоже время специалистам ПМК приходится работать на территориях, являющихся очагами особо опасных и карантинных инфекций.Известно, что территория Республики Казахстан включает в себя активные природные очаги чумы и других опасных инфекционных болезней [2,3]. В 2010 году были зарегистрированы случаи заражения Конго-Крымской геморрагической лихорадкой и гибели медицинских сотрудников, что свидетельствует об отсутствии настороженности среди медицинских работников по особо опасным инфекциям. В связи с вышеизложенным был подписан договор между НУО «Казахстанско - Российский медицинский университет» (КРМУ) и Казахским научным центром карантинных и зоонозных инфекций им. М. Айкимбаева (КНЦКЗИ) о выполнении совместного международного проекта: «Обучение правилам биобезопасности и биозащиты специалистов передвижных медицинских комплексов, работающих в полевых условиях», выполняемого в рамках гранта МНТЦ.
Цель проекта: обучить правилам биобезопасности медицинского персонала передвижных медицинских комплексов на территориях природных очагов особо опасных инфекций. Материалы и методы.
Всего обучено 142 врача различных специальностей, работающих на ПМК с 14 регионов Республики Казахстан. Обучение было проведено в рамках утвержденной Ученым Советом организаций и выработанной сотрудниками временного научного коллектива рабочей программы и осуществлялось в виде лекций, семинаров и практических занятий. Рабочая программа была рассчитана на 54 часа. Результаты и их обсуждение.
В результате работы нами были определены биориски ПМК, составлена и разработана программа по биорискам для сотрудников ПМК, составлены тесты для определения знаний обучающихся основам расчета рисков заражения особо опасными карантийными инфекциями, диагностики и профилактики этих заболеваний. Составлена Учебная программа с учетом международных и государственных стандартов биобезопасности, Санитарных Правил РК по
особо опасным и карантинным и зоонозным инфекциям (ООиКИ) - чума, туляремия, холера, сибирская язва, конго-крымская геморрагическая лихорадка, геморрагическая лихорадка с почечным синдромом, клещевой энцефалит [4,5,6,7]. Учебная программа согласована с КНЦКЗИ. Рабочая программа была одобрена Ученым Советом КРМУ и локальным этическим комитетом.
Программа включала следующие теоретические и практические вопросы:
Биологическая безопасность- основной элемент государственной безопасности;
Патогенные биологические агенты - основной фактор биологических угроз; Реальность биологического терроризма; Природно-очаговые зоонозные инфекции в Казахстане; Эпидемиология и клиника: чума, туляремия, холера, сибирская язва, конго-крымской геморрагической лихорадки (ККГЛ), геморрагической лихорадки с почечным синдромом (ГЛПС), клещевой энцефалит. Обеспечению биологической безопасности при работе ПМК в природных очагах чумы. туляремии, сибирской язве, холеры, вирусного клещевого энцефалита, ККГЛ, ГЛПС; Первичные противоэпидемические мероприятия; Вакцинопрофилактика - важнейший элемент системы биологической защиты и безопасности при особо опасных инфекциях;
Система управления рисками. Управления рисками при работе ПМК;
Схемы оповещения при особо опасных и карантийных инфекциях (ООиКИ); Основы дезинфекционных мероприятий; Медицинские отходы, правила утилизации. Разработанная учебная программа по биобезопасности и биозащите от ООиКИ и подготовка специалистов - медиков, работающих в ПМК повышает настороженность и информированность в отношении особо опасных инфекций. Нами было обучено 142 специалиста ПМК из 14 регионов Казахстана, которые научились основным правилам биобезопасности и биозащите от ООиКИ. Издано и выпущено руководство по биорискам в ПМК, проводена работа по тестированию специалистов ПМК по биорискам в южных регионах РК.
Грантодателем проекта является Международный научно-технический центр и DEVCO (Еи).
Таким образом, нами даны основы биобезопасности и биозащиты на последипломном уровне для врачей передвижных медицинских комплексов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Инструкция по организации деятельности передвижных медицинских комплексов, утвержденная приказом Министра Здравоохранения Республики Казахстан от 11 марта 2011 года, № 128.
2 Бекенов Ж.Е. Активность природных очагов в мире и Казахстане//Мед. журнал Западного Казахстана.- Актобе: 2009. - Вып 2.- С. 65-70.
3 Бекенов Ж. Е., Алашбаев М. А., Турмагамбетова С. У. и др. О выявлении эпизоотии чумы на восточном чинке Устюрта // Карантинные и зоонозные инфекции в Казахстане. - Алматы: 2001. - Вып.3. - С. 298-299.
4 Постановление Правительства Республики Казахстан от 10 января 2012 года № 13 «Об утверждении Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к лабораториям».
5 Постановление Правительства Республики Казахстан от 17 января 2012 года № 87 «Об утверждении Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам здравоохранения».
6 Международный стандарт «Управление окружающей средой» ISO 14001;
7 Международный стандарт качества ISO 9001 (Quality systems: Model for quality assurance in design, development, production, installation and servicing).
№3-2015
Н.Т. ДЖАЙНАКБАЕВ, А.Т. МАНШАРИПОВА, Г.В. ШОКАРЕВА, П.Н. ДЕРЯБИН, Б.Б. АТШАБАР , Л.Е. НЕКРАСОВА
ТЭЛ1М-ТЭРБИЕ БИОКАУШСЩ1КТЩ НЕГЩЕР1НЩ ЖЭНЕ БИОKОРFАУFА АЙРЫКША КАУ1ПТ1 ИНФЕКЦИЯЛАРДАН
ЖЫЛЖЫМАЛЫ МЕДИЦИНАЛЬЩ КЕШЕНДЕРДЕ
ТYЙiн: Шалгай аудандарда бткп медициналы; кемек корсету Yшiн K;a3ipri уа;ытта пайдаланылатын жылжымалы медициналы; кешендер жылы . Жылжымалы медициналык кешендер жумыс iстеу кезiнде ма;саты ец ;аушт инфекциялардыц био;аушйздш жэне Биокаушйздш ережелерiн о;ыту болды . Жылжымалы медициналык кешен биокауiпсiздiк ережелерiн Бiздiц он;ытылган жэне тексерiлген 142 дэр^ерлер нэтижесiнде, биориском шыгарылган нус;аулар багалайды. ТYЙiндi свздер: биокауiпсiздiк, жылжымалы медициналы; нысандар , о;ыту.
N.T. DZHAYNAKBAEV, A.T. MANSHARIPOVA, G.V. SHOKAREVA, P.N. DERYABIN, B.B. ATSHABAR, L.E. NEKRASOVA
FUNDAMENTAL STRAINING DOCTORS BIOSAFETY WORK IN MOBILE MEDICAL COMPLEX
Resume: In the currently used mobile medical complexes to provide skilled medical care in remote areas . The goal was learning the rules of biosafety and biosecurity of the most dangerous infections when working in mobile medical complexes. As a result of our trained and tested 142 doctors of mobile medical complexes biosafety rules, estimates biorisk issued guidance. Keywords: biosafety, mobile medical facilities, training
ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ
З.М. МЕЗГИЛЬБАЕВА, А.А. САДЫКОВА, А.А. ТИЛЕМБАЕВА
Казахский Национальный медицинский университет, Кафедра иностранных языков
УДК 44:37.014.1:74.5
В связи с тем, что в стремительно меняющемся современном мире набор видов профессиональной деятельности постоянно изменяется, то перед системой образования встает задача ставить цели и формулировать результаты подготовки специалистов в комплексном и интегрированном виде. Успешная деятельность на глобальном рынке труда требует от профессионала постоянного обновления знаний, владения качественными способами работы с разными типами информации, и умением пользоваться иностранным языком как средством межкультурной коммуникации, профессионального и личностного саморазвития. Решение этого вопроса становится сегодня действительным приоритетом теории и практики иноязычного образования.
Ключевые слова: компетентностная модель, рефлексивная умственная деятельность, ориентированный подход, критическое мышление, личностно-ориентированная технология, межкультурный подход.
Актуальность темы.
В 20 веке в зарубежной литературе зарождается компетентностный подход в образовании. Для компетентностного подхода характерна фокусировка на нормах, стандартах и критериях выполнения, он позволяет моделировать результаты образования как нормы его качества, ориентируясь при этом на конкретные запросы соответствующих сфер профессиональной деятельности. В последние годы предприняты многочисленные попытки обновления содержания государственных образовательных стандартов разного уровня на основе компетентностного подхода. Так, и система иноязычного образования опирается на компетентностную модель подготовки специалистов, в рамках которой цели и результаты образовательного процесса формулируются на основе интегрированных характеристик выпускника вуза, предполагающих овладение как общими (ключевыми), так и «метапрофессиональными» концепциями и компетенциями определенной предметной области, ориентированными на предмет [1].
Концепция коммуникативной компетенции стала результатом осуществляемой с 1970-х годов попытки провести грань между когнитивными и базовыми межличностными коммуникативными умениями человека. Эта концепция в дальнейшем вылилась в развитие различных моделей данной компетенции, в качестве структурных компонентов которой выделяют лингвистическую, социолингвистическую, дискурсивную, социокультурную, стратегическую субкомпетенции. Цель работы.
Анализ влияния современной образовательной парадигмы на систему обучения иностранным языкам в неязыковом вузе показал, что изменение роли английского языка в обществе характеризуется многофокусностью целевых установок. Английский язык для профессиональных целей вышел за рамки средства иноязычной коммуникации, он становится средством профессионального саморазвития специалистов. Т. Hutchinson, А. Waters сделали предположение о том, что язык определяется спецификой той или иной области знаний (английский медицинский,