Научная статья на тему 'Обучение незрячих компьютерной грамотности'

Обучение незрячих компьютерной грамотности Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1712
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОЦЕСС РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН / ТИФЛОТЕХНОЛОГИИ / ПРОГРАММА ЭКРАННОГО ДОСТУПА / ДЕСЯТИПАЛЬЦЕВЫЙ МЕТОД / СИНТЕЗАТОР РЕЧИ / КЛАВИАТУРНЫЕ КОМБИНАЦИИ / JAWS FOR WINDOWS / INFORMATION TECHNOLOGY / REHABILITATION PROCESS OF THE DISABLED / INFORMATION EXCHANGE / TIFLOTECHNOLOGY / SCREEN READER / TEN-MANUAL METHOD / SPEECH SYNTHESIZER / KEYBOARD SHORTCUTS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Укатова Наталья Ивановна

В статье рассматривается методика обучения незрячих и слабовидящих пользователей компьютерной грамотности при помощи различных устройств: клавиатуры для ввода и динамика для вывода информации и при помощи программных средств интерфейса программы экранного доступа Jaws for Windows.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Укатова Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training computer literacy to the blind

The article presents a detailed analysis of methods of teaching the blind and visually impaired users computer literacy through a variety of devices (e.g., keyboard for information input and speaker for information output using the software interface screen reader Jaws for Windows).

Текст научной работы на тему «Обучение незрячих компьютерной грамотности»

УДК 376.352; 376.32

Н. И. Укатова

ОБУЧЕНИЕ НЕЗРЯЧИХ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ

В статье рассматривается методика обучения незрячих и слабовидящих пользователей компьютерной грамотности при помощи различных устройств: клавиатуры для ввода и динамика для вывода информации и при помощи программных средств интерфейса — программы экранного доступа Jaws for Windows.

Ключевые слова: информационные технологии, процесс реабилитации инвалидов, информационный обмен, тифлотехнологии, программа экранного доступа, десятипальце-вый метод, синтезатор речи, клавиатурные комбинации, Jaws for Windows.

В условиях информатизации общества качество жизни и социальный статус индивида во многом определяются возможностью активного участия в общественном информационном обмене (оперативного доступа к необходимой информации, её обработки и представления результатов своей информационной деятельности). Для лиц с глубокими нарушениями зрения участие в процессе общественного информационного обмена осложняется несовпадением имеющихся у них возможностей восприятия и сложившейся общественной практики, ориентированной, в основном, на визуально воспринимаемые формы представления информации. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), на конец 2013 года в мире насчитывается около 45 миллионов слепых людей и 135 млн — с плохим зрением. Около 90 процентов всех слепых на планете живут в развивающихся странах [2].

Современный рынок труда требует новых знаний, умения работать на компьютере, уметь находить и применять информацию, но большинство лиц с ограниченными физическими возможностями этого не умеют делать, а имеющиеся учебные заведения нашего города не владеют соответствующей спецификой обучения. Из-за этого у инвалидов по зрению возникает чувство отдалённости от современного мира, чувство оторванности от дел и проблем общества, они ощущают свою ненужность в новых условиях жизни, беспомощность. У них возникают препятствия для получения образования на расстоянии, профессиональной самореализации, общения и т. д. [1].

Эффективным средством преодоления этих осложнений служат компьютерные тифлотехнологии, которые помогают людям с ограниченными физическими возможностями получать, перерабатывать и передавать информацию, что так необходимо в современном мире.

Эти технологии обеспечивают преобразование визуальной информации в доступные для восприятия незрячих и слабовидящих формы: Брайлевский дисплей, принтеры Брайля и др. К достоинствам этих средств относятся возможность для незрячего человека составлять образ экрана и возможность быстрого прочтения упорядоченных текстов. Современные Брайлевские принтеры позволяют выводить на печать тексты, выполненные в любом текстовом редакторе, создавая Брайлевские документы, готовые к использованию сразу после печати.

Но есть и небольшие минусы данной технологии — при использовании данных технологий незрячему пользователю необходимо владеть азбукой Брайля, а не

все люди, имеющие зрительную недостаточность, свободно владеют данной азбукой. К тому же стоимость Брайлевских дисплеев и принтеров очень высока, и не каждый незрячий пользователь сможет позволить себе иметь такую технику дома.

Программы экранного доступа обеспечивают озвучивание текстовой и графической информации, выводимой на монитор. Программы экранного доступа основаны на технологиях синтеза речи. Эти программы обеспечивают доступ к популярным приложениям Windows и всемирной сети Интернет, используя встроенный синтезатор речи и звуковую карту для вывода содержимого экрана компьютера на акустические системы или на Брайлевские дисплеи. В мире имеется несколько таких программ, но в нашей стране наибольшее распространение получила программа экранного доступа Jaws for Windows (Job Access With Speech) фирмы Freedom Scientific. Данная программа может взаимодействовать как и с Брайлевскими дисплеями, так и с обычной стандартной клавиатурой.

Но, несмотря на множество тифлотехнологий, по мнению Рощиной М. А. [2, 3] и ряда других исследователей, в России данный процесс носит скорее не систематический, а стихийный характер. И это связано, скорее всего, со следующими причинами:

• отсутствием систематической подготовки специалистов в области применения новейших компьютерных тифлотехнологий;

• небольшим количеством специалистов — практиков, имеющих представление о существовании компьютерных тифлосредств и возможностях, которые они открывают;

• небольшим количеством курсов компьютерной грамотности для слепых и низким уровнем методологической проработанности образовательных программ в этой области;

• высокой стоимостью компьютерных тифлосредств.

В то же время современному человеку, независимо от его физических возможностей и финансового положения, необходимо участие в электронном информационном обмене. Умение пользоваться офисными технологиями и интернет-общение: социальные сети, электронная почта, поисковые системы и т. д.

С учётом этих замечаний, возникла необходимость разработки методики преподавания компьютерной грамотности лицам с нарушением зрения, которая бы основывалась на базе аппаратных и программных средств, не требующих больших финансовых затрат. Разработанная методика рассчитана на людей с нарушениями зрения разных возрастных категорий и на преподавателей стандартных компьютерных курсов для зрячих.

Особенностями методики являются:

• использование специализированного программного обеспечения, преобразующего визуальную информацию в звуковую;

• ориентирование учащихся на использование клавиатуры при работе с компьютером, запоминание основных клавиатурных комбинаций (десятипальцевый метод печати);

• непосредственное взаимодействие преподавателя с учащимся на всех этапах обучения.

Данная методика рассчитана на проведение занятий в специальных аудиториях, оборудованных компьютерами, подключёнными к сети Интернет, на которых установлено программное обеспечение следующей конфигурации:

• операционная система MS Windows 7, Vista, XP и более ранние версии;

• программный комплекс Microsoft Office, Corel WordPerfect Office, IBM Lotus Notes;

• программа просмотра Интернет-документов (Web-браузер);

• русифицированная программа экранного доступа Jaws версии 9.0 с синтезатором «Катерина».

Сам курс состоит из 7 модулей, на каждый модуль отводится 12 часов, из них 4 на изучение нового материала под руководством и 8 на самостоятельную работу слушателя. Для эффективного освоения базовой части курса необходимы регулярные занятия без продолжительных перерывов. Для базовой части курса целесообразно проводить занятия не реже 2-3 раз в неделю продолжительностью 4-6 академических часов. Общая продолжительность занятий существенно зависит от индивидуальных особенностей обучаемых. Уровень усвоения материала будет выше, если занятия проводить не более чем с двумя учащимися одновременно.

Предполагается, что после обучения данному курсу учащийся имеет основные навыки при работе с компьютером:

• свободно владеет клавиатурой;

• имеет теоретические понятия о файловых системах, файлах и каталогах и имеет основные навыки работы с ними;

• умеет свободно работать с текстами (чтение, ввод, форматирование);

• имеет основные навыки работы с текстовым процессором Microsoft Office

Word;

• имеет навыки работы в сети Интернет (поиск нужной информации, общение в сети, ориентирование на сайтах и web-страницах) [6, 7].

Данный курс даёт основные начальные навыки работы на компьютере для незрячих и слабовидящих пользователей. После освоения минимальной базы курс можно расширять в зависимости от особенностей и пожеланий учащихся. При качественном усвоении базовой части, незрячий пользователь сможет продолжить самостоятельно изучать новые приложения при помощи стандартных описаний.

При наличии программного обеспечения, отличного от предложенного в данной методике, возможна быстрая адаптация курса. Само программное обеспечение может варьироваться.

Для обучения по данному курсу можно использовать:

• программы экранного доступа (NVDA, MAGIc, Code Factory (для «карманных» компьютеров) [8];

• офисные программы (LibreOffice v. 4.0.x, Apache OpenOffice v. 3.4.x, Corel Office);

• клавиатурные тренажеры (Stamina, Клавиша, Typing Reflex, СОЛО на клавиатуре);

• всевозможные браузеры (Mozilla Firefox, Opera, Internet Explorer).

Несомненно, для идеальной реализации подобных курсов необходимо создавать специализированные центры для реабилитации и обучения слепых и слабовидящих, а также на базе существующих реабилитационных центров; создавать учебные аудитории, которые будут оснащены специализированным оборудованием и программным обеспечением. Также необходимо готовить преподавателей подобных курсов, предложить методику организации специализированных аудиторий, которая объединит усилия тех, кто нуждается в помощи и тех, кто готов им помочь.

Литература

1. Центр обучения, трудоустройства и реабилитации «Взаимопомощь». Новые информационные технологии и сеть Интернет на службе реабилитации и интеграции [Электронный ресурс]: URL: http://rro.narod.ru/GRANT_RSLhtml

2. Рощина М. А. Процесс тифлокомпьютеризации как фактор социальной интеграции лиц с глубокими нарушениями зрения (социальная структура, социальные институты и процессы). Автореф. ... дис. на соиск. учён. степени канд. социолог. наук. Нижегородский ГУ им. Н. И. Лобачевского. Нижний Новгород, 2006. 29 с.

3. Рощина М. А. Как организовать рабочий процесс для незрячего пользователя персонального компьютера // Школьные технологии. 2010. № 2. С.130-140.

4. Рощина М. А. О подготовке специалистов по обучению лиц с глубокими нарушениями зрения использованию компьютерных технологий // Инклюзивное образование: методология, практика, технология: Материалы Международной научно-практической конференции (20-22 июня 2011, Москва) / Моск. гор. психол. пед. ун-т / Редкол. : С. В. Алёхина и др. М. : МГППУ, 2011. С. 198-200.

5. Швецов В. И., Рощина М. А. О подготовке преподавателей компьютерных тифлотехнологий // Информатизация образования и науки. 2011. № 2. С.127-137.

6. Бруль К. Курс лекций по освоению компьютера начинающими незрячими пользователями. [Электронный ресурс]: URL: http://www.interg.org/adt/do/brul-lec-comp/index.html

7. Кабаченко В. В. Работа в операционной системе Windows в сопровождении JAWS. Псков, 2011. 166 с.

8. Программы экранного доступа [Электронный ресурс]: URL: http://win.tiflocomp.ru/

N. Ukatova

TEACHING COMPUTER LITERACY TO THE BLIND

The article presents a detailed analysis of methods of teaching the blind and visually impaired users computer literacy through a variety of devices (e.g., keyboard for information input and speaker for information output using the software interface screen reader Jaws for Windows).

Key words: information technology, rehabilitation process of the disabled, information exchange, tiflotechnology, screen reader, ten-manual method, speech synthesizer, keyboard shortcuts, Jaws for Windows.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.