УДК 376.352; 376.32
Н. И. Укатова
ОБУЧЕНИЕ НЕЗРЯЧИХ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ
В статье рассматривается методика обучения незрячих и слабовидящих пользователей компьютерной грамотности при помощи различных устройств: клавиатуры для ввода и динамика для вывода информации и при помощи программных средств интерфейса — программы экранного доступа Jaws for Windows.
Ключевые слова: информационные технологии, процесс реабилитации инвалидов, информационный обмен, тифлотехнологии, программа экранного доступа, десятипальце-вый метод, синтезатор речи, клавиатурные комбинации, Jaws for Windows.
В условиях информатизации общества качество жизни и социальный статус индивида во многом определяются возможностью активного участия в общественном информационном обмене (оперативного доступа к необходимой информации, её обработки и представления результатов своей информационной деятельности). Для лиц с глубокими нарушениями зрения участие в процессе общественного информационного обмена осложняется несовпадением имеющихся у них возможностей восприятия и сложившейся общественной практики, ориентированной, в основном, на визуально воспринимаемые формы представления информации. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), на конец 2013 года в мире насчитывается около 45 миллионов слепых людей и 135 млн — с плохим зрением. Около 90 процентов всех слепых на планете живут в развивающихся странах [2].
Современный рынок труда требует новых знаний, умения работать на компьютере, уметь находить и применять информацию, но большинство лиц с ограниченными физическими возможностями этого не умеют делать, а имеющиеся учебные заведения нашего города не владеют соответствующей спецификой обучения. Из-за этого у инвалидов по зрению возникает чувство отдалённости от современного мира, чувство оторванности от дел и проблем общества, они ощущают свою ненужность в новых условиях жизни, беспомощность. У них возникают препятствия для получения образования на расстоянии, профессиональной самореализации, общения и т. д. [1].
Эффективным средством преодоления этих осложнений служат компьютерные тифлотехнологии, которые помогают людям с ограниченными физическими возможностями получать, перерабатывать и передавать информацию, что так необходимо в современном мире.
Эти технологии обеспечивают преобразование визуальной информации в доступные для восприятия незрячих и слабовидящих формы: Брайлевский дисплей, принтеры Брайля и др. К достоинствам этих средств относятся возможность для незрячего человека составлять образ экрана и возможность быстрого прочтения упорядоченных текстов. Современные Брайлевские принтеры позволяют выводить на печать тексты, выполненные в любом текстовом редакторе, создавая Брайлевские документы, готовые к использованию сразу после печати.
Но есть и небольшие минусы данной технологии — при использовании данных технологий незрячему пользователю необходимо владеть азбукой Брайля, а не
все люди, имеющие зрительную недостаточность, свободно владеют данной азбукой. К тому же стоимость Брайлевских дисплеев и принтеров очень высока, и не каждый незрячий пользователь сможет позволить себе иметь такую технику дома.
Программы экранного доступа обеспечивают озвучивание текстовой и графической информации, выводимой на монитор. Программы экранного доступа основаны на технологиях синтеза речи. Эти программы обеспечивают доступ к популярным приложениям Windows и всемирной сети Интернет, используя встроенный синтезатор речи и звуковую карту для вывода содержимого экрана компьютера на акустические системы или на Брайлевские дисплеи. В мире имеется несколько таких программ, но в нашей стране наибольшее распространение получила программа экранного доступа Jaws for Windows (Job Access With Speech) фирмы Freedom Scientific. Данная программа может взаимодействовать как и с Брайлевскими дисплеями, так и с обычной стандартной клавиатурой.
Но, несмотря на множество тифлотехнологий, по мнению Рощиной М. А. [2, 3] и ряда других исследователей, в России данный процесс носит скорее не систематический, а стихийный характер. И это связано, скорее всего, со следующими причинами:
• отсутствием систематической подготовки специалистов в области применения новейших компьютерных тифлотехнологий;
• небольшим количеством специалистов — практиков, имеющих представление о существовании компьютерных тифлосредств и возможностях, которые они открывают;
• небольшим количеством курсов компьютерной грамотности для слепых и низким уровнем методологической проработанности образовательных программ в этой области;
• высокой стоимостью компьютерных тифлосредств.
В то же время современному человеку, независимо от его физических возможностей и финансового положения, необходимо участие в электронном информационном обмене. Умение пользоваться офисными технологиями и интернет-общение: социальные сети, электронная почта, поисковые системы и т. д.
С учётом этих замечаний, возникла необходимость разработки методики преподавания компьютерной грамотности лицам с нарушением зрения, которая бы основывалась на базе аппаратных и программных средств, не требующих больших финансовых затрат. Разработанная методика рассчитана на людей с нарушениями зрения разных возрастных категорий и на преподавателей стандартных компьютерных курсов для зрячих.
Особенностями методики являются:
• использование специализированного программного обеспечения, преобразующего визуальную информацию в звуковую;
• ориентирование учащихся на использование клавиатуры при работе с компьютером, запоминание основных клавиатурных комбинаций (десятипальцевый метод печати);
• непосредственное взаимодействие преподавателя с учащимся на всех этапах обучения.
Данная методика рассчитана на проведение занятий в специальных аудиториях, оборудованных компьютерами, подключёнными к сети Интернет, на которых установлено программное обеспечение следующей конфигурации:
• операционная система MS Windows 7, Vista, XP и более ранние версии;
• программный комплекс Microsoft Office, Corel WordPerfect Office, IBM Lotus Notes;
• программа просмотра Интернет-документов (Web-браузер);
• русифицированная программа экранного доступа Jaws версии 9.0 с синтезатором «Катерина».
Сам курс состоит из 7 модулей, на каждый модуль отводится 12 часов, из них 4 на изучение нового материала под руководством и 8 на самостоятельную работу слушателя. Для эффективного освоения базовой части курса необходимы регулярные занятия без продолжительных перерывов. Для базовой части курса целесообразно проводить занятия не реже 2-3 раз в неделю продолжительностью 4-6 академических часов. Общая продолжительность занятий существенно зависит от индивидуальных особенностей обучаемых. Уровень усвоения материала будет выше, если занятия проводить не более чем с двумя учащимися одновременно.
Предполагается, что после обучения данному курсу учащийся имеет основные навыки при работе с компьютером:
• свободно владеет клавиатурой;
• имеет теоретические понятия о файловых системах, файлах и каталогах и имеет основные навыки работы с ними;
• умеет свободно работать с текстами (чтение, ввод, форматирование);
• имеет основные навыки работы с текстовым процессором Microsoft Office
Word;
• имеет навыки работы в сети Интернет (поиск нужной информации, общение в сети, ориентирование на сайтах и web-страницах) [6, 7].
Данный курс даёт основные начальные навыки работы на компьютере для незрячих и слабовидящих пользователей. После освоения минимальной базы курс можно расширять в зависимости от особенностей и пожеланий учащихся. При качественном усвоении базовой части, незрячий пользователь сможет продолжить самостоятельно изучать новые приложения при помощи стандартных описаний.
При наличии программного обеспечения, отличного от предложенного в данной методике, возможна быстрая адаптация курса. Само программное обеспечение может варьироваться.
Для обучения по данному курсу можно использовать:
• программы экранного доступа (NVDA, MAGIc, Code Factory (для «карманных» компьютеров) [8];
• офисные программы (LibreOffice v. 4.0.x, Apache OpenOffice v. 3.4.x, Corel Office);
• клавиатурные тренажеры (Stamina, Клавиша, Typing Reflex, СОЛО на клавиатуре);
• всевозможные браузеры (Mozilla Firefox, Opera, Internet Explorer).
Несомненно, для идеальной реализации подобных курсов необходимо создавать специализированные центры для реабилитации и обучения слепых и слабовидящих, а также на базе существующих реабилитационных центров; создавать учебные аудитории, которые будут оснащены специализированным оборудованием и программным обеспечением. Также необходимо готовить преподавателей подобных курсов, предложить методику организации специализированных аудиторий, которая объединит усилия тех, кто нуждается в помощи и тех, кто готов им помочь.
Литература
1. Центр обучения, трудоустройства и реабилитации «Взаимопомощь». Новые информационные технологии и сеть Интернет на службе реабилитации и интеграции [Электронный ресурс]: URL: http://rro.narod.ru/GRANT_RSLhtml
2. Рощина М. А. Процесс тифлокомпьютеризации как фактор социальной интеграции лиц с глубокими нарушениями зрения (социальная структура, социальные институты и процессы). Автореф. ... дис. на соиск. учён. степени канд. социолог. наук. Нижегородский ГУ им. Н. И. Лобачевского. Нижний Новгород, 2006. 29 с.
3. Рощина М. А. Как организовать рабочий процесс для незрячего пользователя персонального компьютера // Школьные технологии. 2010. № 2. С.130-140.
4. Рощина М. А. О подготовке специалистов по обучению лиц с глубокими нарушениями зрения использованию компьютерных технологий // Инклюзивное образование: методология, практика, технология: Материалы Международной научно-практической конференции (20-22 июня 2011, Москва) / Моск. гор. психол. пед. ун-т / Редкол. : С. В. Алёхина и др. М. : МГППУ, 2011. С. 198-200.
5. Швецов В. И., Рощина М. А. О подготовке преподавателей компьютерных тифлотехнологий // Информатизация образования и науки. 2011. № 2. С.127-137.
6. Бруль К. Курс лекций по освоению компьютера начинающими незрячими пользователями. [Электронный ресурс]: URL: http://www.interg.org/adt/do/brul-lec-comp/index.html
7. Кабаченко В. В. Работа в операционной системе Windows в сопровождении JAWS. Псков, 2011. 166 с.
8. Программы экранного доступа [Электронный ресурс]: URL: http://win.tiflocomp.ru/
N. Ukatova
TEACHING COMPUTER LITERACY TO THE BLIND
The article presents a detailed analysis of methods of teaching the blind and visually impaired users computer literacy through a variety of devices (e.g., keyboard for information input and speaker for information output using the software interface screen reader Jaws for Windows).
Key words: information technology, rehabilitation process of the disabled, information exchange, tiflotechnology, screen reader, ten-manual method, speech synthesizer, keyboard shortcuts, Jaws for Windows.