сти, который предполагает постепенное усложнение заданий; принципу включения операций сравнения, сопоставления, обобщения, ведущих к активизации аналитической деятельности участников; принципу включения операции переноса знаний в новую ситуацию; принципу проигрывания импровизированных театрализованных сцен по ключевым моментам задания.
Интеллектуальная игра, являясь универсальной методической оболочкой, повышает эффективность преподавания большого спектра предметов и дисциплин как школьной так и вузовской программ обучения. Интеллектуальная игра - эффективная для ее участников форма познания, а следовательно. и освоения окружающей действительности, что также дополняет спектр ее ценностно-целевых ориентиров.
Анализируя теорию и практику игровой деятельности, можно отметить, что существует многообразие подходов к использованию игры в качестве технологии, средства, условия или метода по формированию, интенсификации, развитию или активизации того или иного качества у субъектов образовательного процесса. Интеллектуальная игра, наряду с некоторыми другими видами игр, - почти универсальное педагогическое средство для решения образовательных задач, поскольку направлена на приобретение интеллектуальных, творческих, нравственных, эстетических, трудовых, правовых и многих других способностей.
Социально -педагогическое пространство интеллектуальной игры предоставляет ее участникам практически неограниченные возможности для развития, совершенствования, социализации, идентификации, адаптации, реабилитации, которые, приобретая характер «само-» протекают с удвоенной силой, развивая подростка как личность и формируя у него те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность и гармоничность его социальной роли, его отношения с окружающими людьми и самим собой.
Таким образом, интеллектуальная игра позволяет значительно повышать эффективность деятельности различных образовательных учреждений, органично включая в сферу ее влияния всех субъектов учебного процесса.
Н.Л. Андреенкова (Волгоград)
ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ В КЛАССАХ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ
Рассматривается проблема преподавания математики в классах гуманитарного профиля. Обосновывается целесообразность использования учебно-исследовательских технологий обучения математике учащихся данного профиля.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. предусматривает профильное обучение и ставит задачу создания системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы Анализ свидетельствует, что реализация профильного обучения в настоящее время сталкивается с рядом проблем как психолого-педагогического, так и методического характера. Очевидно, что налицо проблема создания новых моделей общего образования для каждого отдельного профиля и пересмотра методик обучения.
Наиболее существенные проблемы возникают при обучении математике в классах гуманитарного профиля. Курс математики в классах рассматриваемого профиля в настоящее время предполагает лишь минимальную математическую подготовку учащихся, которые полагают, что не имеют способностей к изучению математики и чья профессиональная деятельность не будет связана с математикой. Профи-лизация обучения предполагает сокращение учебного материала непрофильных предметов, изучаемых с целью завершения базовой общеобразовательной подготовки учащихся. Практика показывает, что в таких условиях имеют место ослабление интереса учащихся к математике, снижение качества предметных знаний и умений.
В соответствии со стандартом среднего (полного) общего образования по математике, изучение данного предмета в классах гуманитарного профиля предполагается на базовом уровне среднего (полного) общего образования и направлено на достижение следующих целей:
• формирование представлений об идеях и методах математики;
© Андреенкова Н. Л., 2006
• развитие логического и критического мышления на уровне, необходимом в повседневной жизни;
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки; овладение элементами алгоритмической и вычислительной культуры (6. С.72).
В настоящее время разрабатываются и предлагаются учебно-методические комплексы по математике для классов гуманитарного профиля (В.Ф. Бутузов, Ю.М. Ко-лягин, А.Л. Вернер, А.П. Карп, С.Г. Смирнов, И.М. Смирнова). Учебники для школьников-гуманитариев отличаются насыщенностью художественными фрагментами, касающимися математики, историческими экскурсами и беглыми биографическими сведениями о некоторых ученых-математиках (в основном древнего времени). Математический материал рассматривается с меньшей степенью подробности и с меньшей отработкой деталей доказательства. Варианты же программ по математике для школ и классов гуманитарного профиля не учитывают никакой «гуманитарной особенности» учащихся, создаются путем сокращения объема математической подготовки.
Специфика гуманитарного профиля определяется направленностью на воспитание элементов общей культуры, знакомство с математикой как областью человеческой деятельности, на формирование тех знаний и умений, которые необходимы для свободной ориентации в современном мире. Особое внимание должно быть направлено на показ логики построения математических теорий, универсальности математических моделей, методов рассуждений, на формирование представлений о роли математики в различных сферах человеческой деятельности, в том числе в искусстве, архитектуре, социологии, психологии, филологии.
Вместе с тем учащиеся гуманитарного профиля должны получать и определенный объем математических знаний и умений, который регламентируется обязательным минимумом содержания основных образовательных программ и требованиями к уровню подготовки выпускников, определяемыми стандартом среднего (полного) общего образования по математике.
При построении процесса обучения математике гуманитариев необходимо учитывать их психологические особенности: преимущественно «художественный» тип высшей нервной деятельности; преобладание наглядно-образного, ассоциативного мышления; направленность мышления на целостное восприятие объектов; эмоциональная память, высокая значимость стилистических и сюжетных характеристик задач; сложность восприятия формально-логических выводов, чувственное отношение к реальности.
Преподавание математики в гуманитарном профиле должно отражать современное состояния образовательного пространства, в котором осуществляется обучение. Речь идет о приоритетности концепции личностно ориентированного образования (В.В. Сериков, Н.А. Алексеев, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская и др.) как качественно нового типа педагогического процесса, ориентированного на развитие личности, которому присущи субъектная позиция учащегося, целостное восприятие учебных предметов, нацеленность на поиск смыслов в любом учебном материале (В.В. Сериков).
Таким образом, в настоящее время выявляются противоречия между:
- декларируемыми в государственном стандарте целями обучения математике учащихся классов гуманитарного профиля и средствами их достижения, не ориентированными на специфику учебно-познавательной деятельности учащихся-гу-манитариев;
- между предлагаемым содержанием математического материала в классах гуманитарного профиля и невозможностью учета при таком построении курса специфики интересов обучаемого, особенностей его мышления и восприятия.
Исследований в области обучения гуманитариев математике сегодня явно недостаточно. Возможность снятия проблем в немногих имеющихся работах исследователи видят в упрощении содержания обучения и методов контроля знаний учеников, в акцентировании внимания на общекультурных знаниях. Практически все рекомендуемые подходы не выходят за пределы «знаний». Однако профилизация школы предполагает усиление активности в процессе изучения математики самого ученика. В этом заключается одно из важных, на наш взгляд, отличий «гуманитар-
ного профиля» от «гуманитарных классов». Мы предполагаем, что использование учебно-исследовательских технологий обучения математике, учитывающих специфику гуманитарного мышления, восприятия, памяти, будет способствовать разрешению отмеченных противоречий.
Под учебно-исследовательской технологией обучения математике понимается образовательная технология, обеспечивающая учебно-исследовательскую деятельность учащихся как способ освоения действительности и средство организации образовательной деятельности. Внедрение учебно-исследовательских технологий обучения требует пересмотра дидактических принципов, наполнения их новым содержанием, отвечающим сущности исследовательской деятельности в условиях личностно ориентированного образования [5. С.99].
Выбор указанной технологии обучения математике учащихся гуманитарного профиля определяется совокупностью нескольких факторов. Во-первых, учебноисследовательская деятельность способствует формированию качеств личности, отвечающих современному социальному заказу. Современное общество характеризуется развитием технического прогресса и увеличением совокупных знаний человечества, что и объясняет рост потребности в людях, которые способны не только сосуществовать с окружающей средой, но и осваивать эту среду, ориентироваться в новом информационном пространстве. Становится наиболее значимым умение самостоятельно добывать, организовывать и применять нужные знания в конкретной ситуации. Обществу нужен выпускник, умеющий критически мыслить, способный видеть, исследовать и решать возникающие перед ним проблемы, организовывая наличные средства и ресурсы для ее решения. Исследовательская деятельность старшеклассника является связующим звеном между учебной деятельностью в школе и социальной деятельностью вне ее.
Во-вторых, потребность в исследовательской деятельности возникает как с внешней стороны (определяется социальным заказом), так и изнутри. Исследование как вид деятельности соответствует свойственному человеческой природе стремлению к познанию [3 С.87].
В-третьих, старший школьный возраст весьма благоприятен для формирования
исследовательской деятельности. Мыслительная деятельность старшего школьника характеризуется нарастающей тенденцией к причинному объяснению явлений, доказыванию истинности или ложности отдельных положений. Развивается критичность мышления. Все это является предпосылкой формирования теоретического мышления и способности к познанию общих законов окружающего мира, законов природы и общественного развития.
Изменения в характере учебной деятельности старшего школьника обусловлены также рядом трудностей, а именно неумением учиться в новых условиях, «пользоваться обобщающими понятиями в целях познания окружающей действительности, а неумение это рождается потому, что обобщающие понятия, выводы, умозаключения не формируются путем исследования явлений и фактов, а заучиваются» [1. С.134].
Основываясь на рассмотренной психологической характеристике старшего школьного возраста, мы считаем, что организация процесса обучения с использованием учебно-исследовательской деятельности в наибольшей мере соответствует возрастным особенностям умственного развития старших школьников и способствует разрешению имеющихся противоречий в учебной деятельности.
В-четвертых, такой подход позволяет проследить становление базовых математических понятий, оформление общих математических идей, проанализировать развитие каждой из «основных понятийных линий математической науки глобально, а не только на минимальном по объему уровне изучения традиционных школьных разделов элементарной математики [2. С.11]. Умения и навыки, сформированные посредством учебно-исследовательской деятельности (сбор информации, анализ результата, сравнение, обобщение, конкретизация, критическое сопоставление различных точек зрения, применение методов научного познания в ходе исследования и т.п.) на уроках математики, будут востребованы учащимися и на профильных предметах.
Таким образом, использование учебно-исследовательской технологии при обучении математике в классах гуманитарного профиля способствует более глубокому осознанию учащимися сущности математической теории, ее роли в процессе ре-
шения задач. При таком подходе повышается личностная активность ученика в учебном процессе, т. к. он сам планирует свою учебно-познавательную деятельность и может более эффективно реализовать свои способности, возможности и желания. Литература
1. Крутецкий, В.А. Основы педагогической психологии / В.А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1972.
2. Розов, Н.Х. Гуманитарная математика/ Н.Х. Розов // Математика: прил. к газ. «Первое сент.» 2004. № 21
3. Савенков, А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании / А.И. Савенков // Школьные технологии. 2004. № 4.
4. Сериков, В.В. Личностный подход в образовании: Концепция и технология: монография / В.В. Сериков. Волгоград, 1994.
5. Треплина, О.Ф. Математическое образование школьников в современных условиях: учеб.-метод. пособие / О.Ф. Треплина, А.А. Махонина. Волгоград: Перемена, 2005.
6. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Ч. II. Среднее (полное) общее образование./ М-во образования Рос. Федерации. М., 2004.
И.Ю. Горохова ( Ставрополь)
О ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Анализируются практика использования ИКТ в традиционном образовательном процессе общеобразовательной и профессиональной школы, причины, затрудняющие процесс информатизации образования. В свете принципа непрерывного образования раскрываются особенности образования взрослых, формулируются замысел, задачи, логика, модель организации работы по повышению квалификации преподавателей в области использования ИКТ в рамках деятельности образовательного учреждения.
Развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), создание на
их основе единого образовательного пространства России, включающегося в образовательный контекст Европы и всего мира, имеют исключительно важное значение для решения задач интенсификации образования. Осознание необходимости широкого внедрения в практику педагогической деятельности, в частности, в сферу среднего профессионального образования технологий XXI века, основанных на применении современных информационных и телекоммуникационных ресурсов, характерно сегодня как для научно-педагогического сообщества, так и для педагогов -практиков.
Однако развитие процесса информатизации образования сдерживается рядом факторов. Есть основания полагать, что одним из самых существенных в этом ряду является фактор отставания в подготовке педагогических кадров, готовых к использованию информационных и коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности. Информатизация образования предъявляет новые требования к профессиональным качествам и уровню подготовки преподавателей как среднего, так и высшего профессионального образования, т.е. к тем, кто станет носителем идей обновления образования на базе реализации возможностей средств ИКТ, кто будет «тиражировать» эти знания и умения в масштабах страны.
Педагоги, закончившие вузы более десяти лет назад, практически не обладают компьютерной грамотностью. В связи с этим они либо вообще не используют новые технологии в учебном процессе, либо используют эпизодически. Более того, как указывает С.В.Панюкова, отмечаются факты создания программных средств учебного назначения педагогами, не имеющими достаточной подготовки в области ИКТ и, следовательно, не способными обеспечить их должное качество.
Сегодня подготовкой педагогов в области информатизации образования занимаются самые разные учреждения — от институтов повышения квалификации до различных коммерческих организаций. Большая часть курсов ориентирована на то, чтобы привить педагогам элементарные пользовательские навыки, в отдельных случаях - навыки создания презентаций в PowerPoint и использования интер-
© Горохова И.Ю., 2006