2005
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Международная деятельность вузов
№ 94(12)
УДК 378.1
ОБУЧЕНИЕ КОНСПЕКТИРОВАНИЮ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХИМИИ
Е.В.БОРИСОВА, Л.В. МАКАРЕНКОВА
Статья представлена доктором технических наук, профессором Измайловым В.В.
Обсуждается на материале курса химии поэтапное формирование у иностранных учащихся умений и навыков конспектирования с помощью грамматических моделей, логических схем, общепринятых сокращений, различных способов свертывания информации.
Одной из главных задач подготовительного факультета (ПФ) является подготовка иностранных учащихся, способных эффективно продолжать обучение в системе вуза. Основной формой организации учебного процесса в вузе являются лекции. Восприятие лекции и особенно ведение конспекта вызывает большие трудности у иностранных студентов.
Чтение лекций на ПФ формально начинается с 6-й недели II семестра. Лекционный курс состоит из 12 лекций (24 часа).
Процесс подготовки лекции включает использование преподавателями определенных методических принципов:
- научности (показать связь науки с производством);
- системности (целостность всей информации по химии);
- проблемности обучения;
- наглядности (сочетание слухового и зрительного восприятия; использование натуральной, демонстрационной, изобразительной форм наглядности);
- доступности (язык лекции должен соответствовать требованиям единого языкового режима на ПФ).
Особое внимание должно быть обращено на методологический уровень лекций (четкую формулировку темы, логическую выдержанность плана лекции, связь с ранее изученным материалом).
Процесс подготовки студентов ПФ к записи лекций проходит в течение всего учебного года, который включает в себя систему развития умений и навыков:
- свертывать информацию на разных уровнях с переходом от записи со слуха к самостоятельной записи отдельных блоков полученной информации;
- использовать общепринятые сокращения;
- упрощать структуру предложения;
- восстанавливать конкретизирующую информацию на основе главной.
Студенты должны обладать комплексными умениями и навыками в области аудирования, мыслительной обработки информации и ее письменной фиксации. Учитывая, что в процессе записи лекции все его три составные части определенным образом накладываются друг на друга, необходимо сформировать у студентов умения переключать внимание с одного процесса на другой, хранить в памяти результаты предыдущего процесса, последовательно совмещать аудирование и мыслительную обработку информации с ее письменной фиксацией, причем навыки владения техникой письма должны быть сформированы на уровне автоматизма [1].
Обучение элементам конспектирования со слуха на кафедре русского языка на материале общелитературного стиля речи представляет словарные, фразовые, свободные диктанты, письменные ответы на вопросы; на материале научного стиля речи - задания на развитие оперативной памяти, вероятностного прогнозирования, долговременной памяти, осмысливания [2].
Научить иностранных студентов к концу II семестра записывать лекции в темпе 280 слов/мин с последующим их прочтением возможно только при совместных усилиях преподавателей-русистов и преподавателей-предметников, которые должны работать в тесном контакте, постоянно координируя свои действия [3].
Предлагается способ представления материала на занятиях по химии: на первом занятии записываются 10-12 словосочетаний, в основном это опорные слова и словосочетания, представляющие смысловую основу первой темы и 5-7 моделей типа: «что это что», «что
имеет что», «что называется чем». При предъявлении новых слов и словосочетаний используются основные способы сементизациии (словообразовательного анализа, толкования, наглядности, перевода с опорой на интернациональную лексику, международную научную символику).
С помощь этих средств вводится (описывается) информация о таблице Д.И. Менделеева. Каждое предложение после произнесения преподавателем и понимания студентами записывается на доске, затем каждое записанное предложение проговаривается 2-3 раза студентами. В конце занятия вся новая информация повторно воспроизводится в виде вопросов и ответов; записываются и осмысливаются слова и словосочетания к следующему занятию, например, на тему «вещества».
По мере усложнения тематики занятий и накопления словарного запаса подача новой информации изменяется: нарастает темп изложения, скорость записи предложений на доске, увеличивается объем повторения. Для повторения и для усвоения новой темы уже со второго занятия «состав, строение и свойства веществ» используются структурно-логические схемы (рис. 1).
Рис. 1. Вещества
Со второго занятия становится обязательным письменный контроль знаний: диктанты, упражнения на заучивания химических символов, ответы на вопросы в устной и письменной форме для расширения лексического запаса и правильного формулирования предложений. Со слуха выполняются упражнения на название и чтение химических символом и формул. К моменту написания первой контрольной работы повторение и контроль домашней работы составляет примерно половину времени двухчасового занятия. Если учащийся не выполняет контрольную работу, то на консультации сдает устный зачет по теме этой контрольной работы.
При изложении следующих тем типа «степень окисления», «валентность», «виды химических реакций» в записях на доске используются сокращения часто встречающихся слов, например, вещество записывается как «вещ-во», химическая реакция - «хим. р-ция», «закон сохранения массы» - «ЗСМ». В темах «относительная атомная масса» и
«количественные отношения в химии» закрепляются умения по свертыванию и развертыванию информации с помощью упражнений типа: что обозначает запись Аг (Ка); та (Ка); М(Н20); V (Бе) = 2 моль; Ут = М / р и др.
В теме «химические свойства неорганических веществ» тщательно отрабатывается необходимый минимум моделей типа: «при взаимодействии оксидов с водой образуются гидроксиды»; «кислоты реагируют с основаниями с образованием соли и воды»; русские названия веществ и запись их формул типа: перманганат калия - КМпО4; и с помощью структурно-логических схем (рис. 2) - химические свойства веществ. Материал этой темы изобилует международной символикой и терминами, содержит русские названия веществ, заставляет студентов вспоминать базовые знания, переосмысливать их с помощью новой лексики. И только начиная с темы «периодический закон и теория строения атома» объем записей на доске резко сокращается.
Оксид
Основание Осн.
Кислота + амф
Соль кис.
Вода
Оксид
Соль -► Соль + Н20 _► Соль + Н20
+
-► Гидроксид
Рис. 2. Химические свойства оксидов
Студенты записывают фразы со слуха, фраза произносится целиком 2-3 раза или по частям. Записи студентов проверяются по содержанию задаваемых ими вопросов или преподаватель просит зачитать написанное. План занятия, новые слова и словосочетания на доске, как опорные сигналы - обязательны. 10-15 минутная запись под диктовку сменяется записью на доске.
В дальнейшем эти виды деятельности меняются по продолжительности, т.е. увеличивается длительность самостоятельной записи и уменьшается запись на доске; нарастает темп записи, меняет характер контроль записи: студент должен повторить фразу, повторить абзац (или блок информации), найти слово, несущее главную информацию, рассказать своими словами. При контроле домашней работы вместо ответов и вопросов, организации диалогов студенты письменно в течение 5-10 мин. отвечают на вопрос, который является ключевым для всей темы. Например, докажите, что свойства простых веществ изменяются периодически; или, если в атоме всего 33 электрона, опишите состояние 17-го электрона.
Проведение семинарских занятий, которые охватывают пятиминутными докладами студентов сразу всю тему в одно занятие, учат более объемному свертыванию информации; умению выделять главное; видеть логическую связь всей темы и ее связь с ранее изученным материалом.
Заключительным этапом по подготовке студентов ПФ к конспектированию является зачетная лекция по одной из тем курса химии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Левандо Н.В., Ромаренко Т.В. Проблемы и пути совершенствования подготовки иностранных студентов подготовительных факультетов к записи лекций //Актуальные проблемы обучения иностранцев в России в современных условиях: Тезисы докладов республиканской научнопрактической конференции. - Тверь, 1994.
2. Харпалева З.Н. Аудирование как составная часть обучения иностранных студентов записи лекций на материале языка специальности //Пути и методы совершенствования учебновоспитательного процесса на подготовительных факультетах для иностранных граждан: Межвузовский научно-методический сборник. - Калинин. 1989. С. 93-97.
3. Берденко И.Н., Мирзоева В.М. Роль и место письменной речи в обучении студентов-медиков I курса //Повышение эффективности обучения иностранных студентов на основе активизации учебно-адаптационного процесса: Межвузовский сборник научно-методических трудов. -Тверь, 1994. С. 47-50.
FOREIGN STUDENTS TAUGHT ABSTRACTING AT CHEMISTRY STUDIES
Borisova E.V., Makarenkova L.V.
On the basis of the chemistry course material suggests gradual forming skills and nabits of making abstracts with the help of grammar models logical schemes. Generally accepted abbreviations and various ways of information shortening.
Сведения об авторах
Борисова Евгения Викторовна, окончила Калининский политехнический институт (1967), кандидат технических наук, доцент кафедры общенаучных дисциплин ФМАС ТГТУ, автор 29 научных работ, область научных интересов - методика преподавания химии для иностранных студентов.
Макаренкова Людмила Васильевна, окончила Калининский государственный университет (1972), старший преподаватель кафедры общенаучных дисциплин ФМАС ТГТУ, автор 29 научных работ, область научных интересов - методика преподавания химии и биологии для иностранных студентов.