Научная статья на тему 'Обучение компьютерной графике с использованием свободно распространяемого программного обеспечения'

Обучение компьютерной графике с использованием свободно распространяемого программного обеспечения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
500
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Прикладная информатика
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
LINUX / СВОБОДНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / FREE SOFTWARE / ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА / COMPUTER GRAPHICS / FACULTATIVE LESSONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панюкова А.А., Макаровских Т.А., Дударева В.И.

Описан опыт использования свободного программного обеспечения (СПО) для проведения учебных занятий по компьютерной графике (обработка рисунков и фотографий, создание анимации и потокового видео). Созданный на основе системы Linux дистрибутив, ориентированный на работу с графикой, позволил организовать обучение детей во время летних каникул в компьютерном классе на территории базы отдыха. Достигнуты значимые положительные результаты. Созданы загрузочный компакт-диск (Live CD) и установочная версия системы, содержащая все необходимое программное обеспечение, методические указания и программу курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the experience of computer graphics lessons using free software

The authors of the paper consider their experience of free software using for studying the computer graphics (photo editing, pictures editing, animation, video). The created Linux distributive is oriented on teaching and studying graphics and allows to organize some lessons for schoolchildren at their summer vacation at a summer resort. A list of software packages used for installation is determined either for user computers or for the server station. Each program is chosen due to some features of a system constructed. On the base of list for installer CD and standard lists for Live-CD the Live-CD packages were lined up. The scripts finishing off the Live-CD to its optimal functioning are created. The good studying and teaching results are achieved. The Live-CD and installer-CD are created. They consist of all necessary software, methodical materials and the summer course program. The Live-CD is a present for all participants of summer lessons. The received experience allows recommending the created materials for facultative lessons. The usage of education technologies on the base of computer and multimedia facilities rises the level of understanding the future professional activities and contributes to the success of socialization.

Текст научной работы на тему «Обучение компьютерной графике с использованием свободно распространяемого программного обеспечения»

№ 6 (54) 2014

А. А. Панюкова, учитель физики и информатики, школа №2066, г. Москва, 3meandme@gmail.com Т. А. Макаровских, канд. физ.-мат. наук, доцент Южно-Уральского государственного университета,

г. Челябинск, kwark@mail.ru

В. И. Дударева, канд. техн. наук, доцент Южно-Уральского государственного университета,

г. Челябинск, vdvd12@mail.ru

обучение компьютерной графике с использованием свободно распространяемого программного обеспечения

Описан опыт использования свободного программного обеспечения (СПО) для проведения учебных занятий по компьютерной графике (обработка рисунков и фотографий, создание анимации и потокового видео) . Созданный на основе системы Linux дистрибутив, ориентированный на работу с графикой, позволил организовать обучение детей во время летних каникул в компьютерном классе на территории базы отдыха . Достигнуты значимые положительные результаты . Созданы загрузочный компакт-диск (Live CD) и установочная версия системы, содержащая все необходимое программное обеспечение, методические указания и программу курса .

Ключевые слова: Linux, свободное программное обеспечение, факультативные занятия, компьютерная графика .

введение

В традиционной системе профессионального образования передача студентам конкретных знаний ориентирована на непосредственное использование этих знаний в дальнейшей практической работе. Однако интенсивное развитие современных технологий влечет за собой быстрое устаревание конкретных технических знаний. Поэтому умение адаптировать и самостоятельно пополнять имеющиеся знания для нужд конкретных проектов является важнейшим навыком эффективной профессиональной деятельности.

Признание принципов непрерывного образования побуждает к активному переходу к так называемой открытой образовательной системе, ориентированной не столько на передачу обучающимся некоторого

объема знаний, сколько на воспитание самообучающегося индивида, который умеет учиться и способен к эффективному взаимодействию с постоянно меняющимся окружением.

Так как цели образования имеют мало общего с идеологией коммерческого распространения программного обеспечения (ПО), вопрос выбора программных средств и методик использования их в сфере образования неоднозначен. Он зачастую определяется экономическими, юридическими и техническими аспектами.

В 2007 г. было издано распоряжение Правительства РФ от 18.10.2007 № 1447-р, согласно которому Министерством образования и науки РФ был проведен открытый конкурс на право заключения государственного контракта на выполнение работ по созданию пакета свободного программного

No. 6 (54) 2014

JOURNAL QF APPÜED INFORMATICS

обеспечения (ПСПО) и пилотному апробированию этого пакета программ в образовательных учреждениях Российской Федерации. Важно, что в данном случае речь шла не о снижении издержек на лицензирование, а об обеспечении независимости государства в сфере информационных технологий. Здесь достаточно сослаться на недавно обнародованный факт сотрудничества компании Microsoft с разведслужбами США и предоставлении им информации о пользователях [6].

В течение ряда лет одной из приоритетных программ Правительства РФ была разработка и внедрение свободного программного обеспечения на основе GNU/Linux [1]. Использование свободно распространяемого ПО неизбежно приводит к постановке и решению задачи использования существующих программных средств в разных операционных системах, мотивируя пользователей на альтернативный подход к выбору ПО. Здесь уместно отметить известные попытки создания модели дешевых портативных компьютеров для школьников (Массачусетский технологический институт США, 2005 г.), авторы конструкции и технического решения которых отказались от жесткого диска, заменив его флеш-памятью, и вместо достаточно сложной операционной системы Windows стали использовать Linux как более простую.

Linux является мощной операционной системой, которая может работать практически на любом существующем оборудовании. С точки зрения пользователя Linux — настраиваемая операционная система. Это конструктор, красивый и современный (при этом ресурсоемкий). Важно, что он может функционировать и на слабых компьютерах. Система Windows в любой из своих версий подобной гибкости не позволяет. Продукт в случае с Windows — это одна операционная система под определенные системные требования. Продукт в случае с Linux — это набор операционных систем под разные задачи и разное оборудование.

дистрибутив на основе Linux для обучения компьютерной графике

Учебными планами многих (не обязательно творческих) специальностей вузов предусмотрено обучение использованию деловой (и не только деловой) компьютерной графики с целью создания иллюстративного материала отчетов, презентаций и пр. Так, в ряде дисциплин, читаемых студентам («Пакеты прикладных программ», «Компьютерные издательские системы» и т. п.) присутствуют разделы, связанные с созданием рисунков, коллажей, обработкой фотографий, анимацией, созданием потокового видео (клипов). Несмотря на очевидную привлекательность этих разделов, имеют место некоторые трудности организации обучения. Например, преподавателю приходится приспосабливаться к значительным различиям начального уровня подготовки обучаемых, а также к различиям в знаниях, интеллекте, творческих способностях, умению самостоятельно работать и т. д.

В связи с ростом популярности свободно распространяемого программного обеспечения и необходимостью формирования уважительного отношения к требованиям лицензионных соглашений представляется целесообразным как можно раньше знакомить студентов, а еще лучше школьников, с наличием свободно распространяемых аналогов известных проприетарных программ и особенностями работы с ними.

Работа с компьютерной графикой привлекательна практически для всех пользователей, потому что в наше время она не просто полезна, но и необходима. Нередко обучение компьютерной графике воспринимается как «обучение с увлечением». Опыт проведения таких занятий показал, что они могут быть организованы даже в летних школах, оздоровительных лагерях и других местах отдыха детей, причем не только для детей младшего школьного, но и дошкольного возраста.

Летом 2006 г., когда руководством Южно-Уральского государственного универси-

№ 6 (54) 2014

тета (ЮУрГУ) была поставлена задача организации и проведения выездного обучения в компьютерном кружке на территории базы отдыха, авторы данной статьи разработали на основе операционной системы Linux первую версию дистрибутива, ориентированного на организацию учебных занятий по компьютерной графике. В те годы достаточно распространенным было мнение, что учить студентов, а тем более школьников и вообще широкого пользователя, системе Linux и ее приложениям нецелесообразно, потому что этим программным обеспечением не пользуются в домашних условиях (ни для выполнения учебных заданий, ни для личных интересов). Считалось, что Linux слишком специализированна, сложна и т. п. Тем не менее авторы статьи на своем многолетнем опыте убедились, что удобная и корректно настроенная, с точки зрения пользователя, система, организованная на основе свободно распространяемого ПО, может быть эффективно усвоена.

Со временем для проведения занятий в данном предметном кружке Университет стал направлять студентов в рамках выездной учебной практики. Студент, выполняя функцию преподавателя в процессе обучения детей, в то же время сам являлся обучаемым, находясь под постоянным кураторством организаторов кружка. Это оказалось весьма привлекательным для многих студентов. Идея была удачной. Недаром в настоящее время обсуждается возможность нового вида обучения в сети — социального обучения, которое стирает грань между учеником и учителем, основываясь на обмене знаниями, навыками и работе в группе, когда каждый из учеников одновременно и учит, и учится.

Была организована и в рабочем порядке скорректирована система (среда для работы) с четкой организацией отдельных ее элементов:

• построена система организации хранения данных и общего доступа к ним;

• сформирован «склад» исходных материалов (видео-, аудио-);

• заранее продумано и регламентировано его содержание.

Хранение созданных файлов было организовано на сервере для возможности доступа к ним с любого компьютера. С другой стороны, доступ к файлам на сервере одинаково настроен на каждом компьютере таким образом, чтобы у пользователя создавалось впечатление, что он работает с локальными файлами, так как нелегко (и нецелесообразно) объяснять архитектуру сети всем, кто пришел летом в компьютерный клуб (особенно, если обучение проводится в группах младшего возраста). Кроме того, так как практически все посетители компьютерного клуба по возвращении домой самостоятельно продолжают работать с изученными программами, для облегчения адаптации хранилище файлов организовано без использования сети.

Система дала возможность упростить взаимодействие с преподавателем и друг с другом. Например, есть возможность задать вопрос преподавателю, не выходя для этого в Интернет, послать сообщение с компьютера на другой компьютер (с помощью jabber). Система удобна для организации учебного процесса в компьютерном классе, потому что она:

• может быть установлена на любое рабочее место достаточно быстро и легко;

• удобна в администрировании и управлении классом (например, одновременное выключение компьютеров);

• контролирует состояние рабочих мест (можно убрать нежелательные изображения с обоев рабочего стола, неизбежно появляющиеся в любой учебной группе);

• позволяет по-разному настраивать пользовательские места в зависимости от типа оборудования и задач;

• позволяет организовать терминальные решения, если рабочие станции имеют ограниченный ресурс.

Авторы данной работы убедились, что СПО можно успешно использовать для обучения студентов, групп школьников (и даже дошкольников), обладающих раз-

No. 6 (54) 2014

личным уровнем компьютерной грамотности. В частности, СПО использовалось для получения навыков обработки рисунков и фотографий, построения клипов.

В данном случае не только решается вопрос юридических рисков, связанных с использованием нелицензионного ПО и прочими сопутствующими обстоятельствами, но и открывается дорога к решению ряда этических проблем, а именно воспитанию уважения к авторскому праву у массового пользователя. Это способствует решению задачи изучения информатики, которая сформулирована как воспитание ответственности и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения.

Заметим, что такой подход к изучению информатики соответствует развивающемуся в настоящее время понятию «социальная информатика», которое является одним из компонентов содержания обучения информатике.

Как показали результаты обучения, работа в построенной системе вполне реальна и достигнуты вполне значимые положительные результаты.

Содержание и методология учебных занятий были ориентированы на то, чтобы дети адекватно относились к изменяющимся условиям. Предполагалось давать такие знания, умения и навыки, которые позволили бы им успешно адаптироваться в постоянно развивающейся социальной и информационной среде.

Подбор программных продуктов, входящих в систему

Авторами проделана достаточно объемная работа по подбору наиболее подходящих программных продуктов для поставленных целей обучения.

Общеизвестно, что в ОС Windows все прикладные программы необходимо устанавливать дополнительно (в системе имеется лишь небольшой набор простейших приложений). Сборка Linux позволяет включить

в инсталлятор и установить на компьютер вместе с системой все программы, на использование которых могут быть ориентированы конкретные группы пользователей. Например, в Installer были добавлены специальные пакеты для организации рабочего пространства. В то время как в LiveCD, который позволяет загрузить операционную систему без установки на жесткий диск (отчего может позиционироваться как раздаточный материал), такие пакеты не были включены. В данном случае сделана ориентация на необходимость использования сборки, которая обеспечила бы конкретную программу проведения занятий.

Был реализован следующий порядок подбора программного обеспечения:

1) поиск программы в Интернете с учетом функций, которые она должна выполнять;

2) поиск уже собранной программы в ре-позиториях ALT Linux;

3) если сборка не была найдена — пакет собирался из исходного кода;

4) если сборка была найдена — она тестировалась, потому что на текущем уровне развития системы она могла находиться не в рабочем состоянии (если сборка оказывалась нерабочей, она корректировалась до рабочего состояния и затем тестировалась на предмет простоты и корректности работы в пределах необходимых для реализации задач);

5) если сборка не удовлетворяла поставленным требованиям или была невозможна, программа откладывалась на неопределенный срок и осуществлялся поиск другого приложения, выполняющего аналогичные функции.

Например, после ознакомления с ПО для анимации выяснилось, что в программе Synfigstudio многие команды выполняются из специальной командной строки, значения выставляются численно, что сложно для понимания (особенно для детей). В последнее время эта программа претерпела ряд доработок и приобрела графический интерфейс. Появилась также возможность

№ 6 (54) 2014

легко автоматизировать запись финальных версий файлов или переносить данный процесс на мощный удаленный компьютер.

В результате подбора программ для обучения анимации и растровой графике было решено использовать программу GIMP, которая ориентирована на создание g/7-анимации и фото-коллажей, а для векторной графики — программ XaraLX, inkscape. Следует заметить, что существуют версии этих программ, работающие и в Windows.

В качестве инструмента для создания клипов среди многообразия имеющихся продуктов была выбрана программа Menlive, так как она является полноценным редактором для нелинейного монтажа.

особенности аудитории

Построенная система явилась результатом обобщения накопленного за несколько лет опыта выездного обучения детей младшего и среднего школьного возраста в компьютерном классе на территории базы отдыха «Наука» и детского оздоровительного лагеря «Березка» Южно-Уральского государственного университета. В течение летних сезонов начиная с 2006 г. проведено несколько сотен занятий для очень «неудобной» аудитории, особенности которой включают:

1) «разношерстность» как по возрасту, так и по многим другим признакам (начальному уровню подготовки, знаниям, интеллекту и т. п.), вплоть до цели посещения;

2) свободный график присутствия на занятиях;

3) нежелание обучаться серьезно (влияние времени года и места проведения занятий);

4) неконтактность, нежелание сидеть за компьютером в паре с кем-либо;

5) слабую начальную подготовку: наличие некоторой части детей, не умеющих читать (чаще — отсутствие привычки читать); незнание английского языка; неумение набирать текст на клавиатуре (характерно даже для тех, у кого дома есть ком-

пьютер); компьютеробоязнь (отсутствие навыков управления мышкой).

«Неудобность» приводила к тому, что:

• попытка разделить детей на стабильные группы не всегда была успешной, нередко наступал день, когда они смешивались;

• молча и в меру самостоятельно дети начинали работать только через несколько дней, когда наконец отпадают вопросы «где это взять?»;

• в силу случайности состава аудитории иногда преподаватель сталкивался с глобальным непониманием. Бывают ситуации, когда часть детей попросту не готова воспринимать и перерабатывать предлагаемую им информацию, но уходить из компьютерного класса не хочет;

• каковы бы ни были объявленные правила поведения в классе, всегда найдется хотя бы один ученик, который эти правила нарушит.

Эти особенности в той или иной степени есть и у студентов.

Замечание. Не исключалось присутствие на занятиях родителей, что воспринималось ими не только как возможность контролировать «траекторию развития» своих детей, но и как шанс самим пройти обучение.

С первых занятий ведущие кружка стремились не просто обеспечить по возможности высокое качество обучения, но и сделать так, чтобы участникам кружков захотелось прийти и на следующее занятие, а также самостоятельно продолжить обучение по возвращении домой. Это способствовало решению одной из задач изучения информатики — стремлению детей к созидательной деятельности и продолжению самообразования с применением средств компьютерной техники и информационных технологий.

Персональные компьютеры являются достаточно хорошим графическим средством, которое позволяет эффективно работать с цветными и объемными изображениями, создавая компьютерные анимации, способствуя развитию процессов образного мышления, в противовес маниакальному увлече-

NO. 6 (54) 2014

нию некоторых молодых людей компьютерными играми, в которых пропагандируются жестокость и насилие.

Разная степень развития человека в информационном обществе, включая его интеллект, творческие способности и моральные качества, уже сегодня свидетельствует о проблеме информационного неравенства, обусловленной главным образом гуманитарными факторами, зависящими от личных свойств человека: лингвистической культуры личности, информационной компетентности, образованности, а также мотивации, стремления к познанию и самообучению, развитию интеллектуальных способностей.

У авторов была возможность наблюдать динамику личностного роста, так как всегда есть дети, отдыхающие более одной смены в сезон. Кроме того, наблюдалась положительная динамика и от сезона к сезону.

Тематика занятий определялась следующими разделами: создание рисунков, коллажей, обработка фотографий, анимация, создание потокового видео (клипов).

Для школьников тематика занятий ориентирована на «обучение с развлечением»:

• предметность (фото, рисунки, видео);

• немедленный результат (не надо долго учиться);

• небольшой объем начальных знаний.

Была сознательно спланирована относительная независимость тематики каждого из занятий (формат мастер-классов), планировалось отсутствие «цепных» занятий (когда на каждом следующем занятии используются навыки, полученные на предыдущих). Использовался минимум новых/неизвестных терминов (вплоть до «затушевывания» принципиальных различий Windows и Linux).

Особенности схемы организации работы сети

Во время предварительной подготовки была составлена схема организации работы в классе, учитывающая особенности оборудования, выделенного для проведения занятий в загородной зоне (файловый и jabber-

сервер на одном из рабочих компьютеров). В силу недостаточности ресурсов на сервере было решено не использовать терминальное подключение. Все пользователи должны заходить под одним логином и сохранять свои работы в специально отведенном месте, к которому открыт доступ по сети (причем к исходным материалам пользователям открыт доступ только на чтение, а в место для сохранения — на чтение и запись). Выбрана однопользовательская схема, так как многопользовательский вариант удобно реализуем только вместе с терминальным вариантом. Если ресурсы позволяют, требуется более детальное обдумывание схемы с точки зрения ее удобства для детей. Учитывалось следующее: так как любой ребенок может сидеть за любым компьютером, пользователь с его настройками должен быть виден с любого рабочего места. Кроме того, нередко на одном компьютере дети работают в группе по двое и трое и состав группы не стабилен.

Выбран оконный менеджер, благодаря которому возможна работа с имеющимися в распоряжении ресурсами (в частности, на заданном объеме памяти) и который понятен детям. Как варианты использования рассматривались Xfce, Gnome и KDE. В первой версии был выбран KDE как наиболее распространенный и наиболее хорошо из всех трех поддерживаемый разработчиками и всеми желающими. В настоящее время проводится сборка обновленной версии системы, в которой предполагается вместо KDE использовать Xfce, потому что при небольших требованиях к ресурсам и оперативной памяти она позволяет установить современные системы на слабых компьютерах.

Список дополнительных приложений

В рамках выбранной тематики занятий подобран список дополнительных приложений, которые включены для заполнения небольших пауз в работе. Например, можно было изучать звезды (KStars) или географию (KGeography). Тематическая игра

№ 6 (54) 2014

(KTuberling) позволяла делать коллажи из готовых элементов. Созданные в игре изображения по возможности использовались как исходный материал для дальнейшей работы по плану занятий. Возможность отправки сообщений обеспечивалась с помощью программы Psi.

тематическое планирование проведения занятий

Собранная система позволила реализовать следующий план занятий и основное содержание по темам «Подбор программных продуктов, входящих в систему» и «Особенности аудитории».

Занятие 1. Общеознакомительное. Оценка возможностей посетителей. Попытка начать работу с системой без особого руководства. Информация для родителей: лицензионная чистота и чем компьютер может быть полезен для ребенка. Знакомство детей между собой, примерное определение групп, в которых они будут работать. Работа с программой Psi: набор на клавиатуре, индивидуальный и групповой чат. Работа с мышью: копирование и вставка. Фотографирование посетителей и подготовка фотографий для последующей обработки. Просмотр (открытие) файлов в GIMP из программы просмотра изображений digikam. Работа с инструментом выделения форм в изображении (ножницы). Копирование/вставка в другое изображение отдельным слоем, перемещение. Поворот, масштабирование, искривление, перспектива. Инструменты прямого рисования: карандаш/кисть/перо и выбор цвета/кисти, текст. Сохранение в указанное место.

Занятие 2. Продолжение работы в GIMP. Обработка фотографий: средства выделения — контур, цвет, «волшебная палочка». Обработка выделенных фрагментов: копирование, заливка, изменение размера. Обработка фотографий: слои и прозрачность, фильтры и спецэффекты, цветокоррекция.

Занятие 3. Анимация в GIMP. Рисование по кадрам, рисование с модификацией

исходного изображения, Скрипт-Фу (набор дополнительных средств GIMP по преобразованию изображений и созданию новых графических объектов), создание нового изображения, инструмент заливки, изменение порядка слоев, объединение слоев, просмотр анимации, корректное сохранение анимации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Занятие 4. Векторная графика на примере XaraLX. Преимущества векторной графики. Изучение инструментов «карандаш», «выделение», «изменение цвета линий и заливки», «масштабирование объектов», «перемещение объектов», «поворот объектов», «ручка», «правка фигуры», «прямоугольник», «эллипс», «фигура». Попытка создания собственного изображения. Сохранение.

Занятие 5. Векторная графика на примере XaraLX. Изучение инструментов «текст», «заливка», «прозрачность», «тень», «фаска», «контур», «смешивание». Попытка создания собственного изображения.

Занятие 6. Векторная графика на примере XaraLX. Добавление рамок к созданным растровым изображениям. Импорт из растровых форматов, применение маски. Использование ранее изученных инструментов.

Занятие 7. Потоковое видео на примере kdenlive. Просмотр исходных материалов, подбор материалов для клипа. Начальные навыки составления клипов. Нарезка.

Занятие 8. Потоковое видео. Продолжение начатой работы над клипами. Попытка корректного совмещения видеопотока с аудиопотоком (смысловая и звуковая синхронизация). Добавление спецэффектов.

Занятие 9. Потоковое видео. Добавление спецэффектов и переходов между кадрами. Завершение работы над видеоклипами. Просмотр результатов.

Занятие 10. Коллективный просмотр клипов, организация и проведение выставки рисунков и фотоколлажей, награждение участников.

Замечание. Если занятия проводятся с детьми дошкольного и младшего школь-

No. 6 (54) 2014

ного возраста, план может быть скорректирован следующим образом. Как показал опыт работы с такими группами, в этом случае удобнее всего начинать знакомство с компьютером с простой программы для рисования — Tux Paint. Программа имеет простой дружественный интерфейс и не требует от пользователя умения читать. Благодаря большим коллекциям готовых изображений-штампов, забавным эффектам, которые проигрываются при выборе инструментов, программа увлекает не только младших дошкольников (3-5 лет), но и взрослых пользователей. Занятия с программой Tux Paint проводятся вместо обучения программе Xara, так как дети младшего возраста с трудом понимают особенности работы с векторной графикой.

В процессе приобретения опыта проведения подобных занятий с описанной выше специфической аудиторией авторы постепенно сформулировали и решили три задачи:

• разработать собственно курс обучения (программу и методику);

• Installer (установочную систему для конкретного курса).

Рис. 2. Изображение из TuxPaint

Рис. 1. Коллаж в GIMP

• LiveCD (компакт-диск с системой, который участники обучения могли бы взять домой с тем, чтобы самостоятельно продолжить работу, начатую летом). Следует за-

№ 6 (54) 2014

метить, что LiveCD позволяет загружать систему, не устанавливая ее на жесткий диск.

Примеры выполненных заданий

Примеры творческих работ детей приведены на рис. 1, 2. С клипами и другими материалами можно ознакомиться в группе кружка в социальной сети ВКонтакте [8].

Заключение

Результаты работы по организации технического обеспечения занятий.

1. Подобран список пакетов, который необходим для установки на компьютерах всей системы — на рядовых компьютерах и на сервере. Каждый из пакетов выбран в зависимости от оконного менеджера и особенностей организации работы. Составлен окончательный список пакетов для сборки установочной версии.

2. На основе списка для установочной версии и стандартных списков для Live CD были подобраны пакеты для сборки Live CD, позволяющего дома разворачивать систему, аналогичную той, в которой дети работали; диск раздается участникам кружка в конце смены.

3. Написаны скрипты, которые при сборке дорабатывают Live CD до состояния, обеспечивающего минимум проблем при самостоятельной работе дома без помощи преподавателя.

4. Произведена сборка и тестирование Live CD и установочной версии с корректировкой.

По итогам проведенных занятий:

1) написано методическое руководство по использованию программ в рамках обучающего курса и описана методика проведения занятий [2];

2) доработан пакет установки. Все специальные настройки и пакеты для конкретного курса совершаются автоматически или полуавтоматически, что освобождает пользователя от необходимости специальных знаний из области администрирования;

3) разработано пособие по установке системы [3];

4) сделаны доклады на научно-методических конференциях [4, 5, 7].

Приобретенный опыт применения выбранных средств информационно-компьютерных технологий позволяет авторам статьи рекомендовать разработанные ими материалы для проведения внеурочных занятий. Применение образовательных технологий на основе компьютерных и мультимедийных средств, поднимая уровень понимания смысла последующей профессиональной деятельности, способствует успешной социализации личности.

Список литературы

1. Блог проекта внедрения СПО в ОУ. URL: http:// www.freeschool.altlinux.ru.

2. Панюкова А. А. Методика проведения занятий. URL: http://heap.altlinux.org/engine/ Mex3andMe/ Summer10DayCourse/Method.

3. Панюкова А. А. Необходимый минимум для проведения занятий. URL: http://heap.altlinux. org/engine/Mex3andMe/Summer10DayCourse/ Instructions.

4. Панюкова А. А. Создание обучающего курса для детей на базе Linux / Свободное программное обеспечение в высшей школе. Тезисы докладов 3-й конференции, Переславль, 2-3 февраля 2008 г. М.: Изд-во ALT Linux, 2008. С. 61-63.

5. Панюкова А. А, Якшин М. М, Панюкова Т. А. Методика проведения занятий с использованием свободно распространяемого программного обеспечения. Роль и место самостоятельной работы студентов в образовательном процессе вуза: Юбилейная региональная научно-практическая конференция 4-6 февраля 2008 г. Т. 1. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. С. 40-42.

6. Сноуден: Америка шпионит за миром через Windows и Skype. URL: http://inotv. rt.com/2013-07-12/Snouden-Amerika-shpionit-za-mirom. 12.07.2013.

7. Panyukova T. A., Panyukova A. A., Yakshin M. M. Organization and methodics for realization of computer graphics studying using free software // The International Workshop on Computer Science and In-

No. 6 (54) 2014

formation Technologies' 2008. Proceedings of Workshop, Turkey, Antalya, September 15-17, 2008. V. 1, Ufa State Technical University, 2008. P. 238-241.

8. Группа «Кружок информатики в Непряхино». URL: http://vk.com/club19152556.

References

1. Blog proekta vnedrenija SPO v OU. URL: http:// www.freeschool.altlinux.ru.

2. Panyukova A. A. Metodika provedenija. URL: zan-jatij. /http://heap.altlinux.org/engine/ Mex3andMe/ Summer10DayCourse/Method.

3. Panyukova A. A. Neobhodimyj minimum dlja provedenija zanjatij. URL: http://heap.altlinux.org/engine/ Mex3andMe/Summer10DayCourse/Instructions.

4. Panyukova A. A. Sozdanie obuchajushhego kursa dlja detej na baze Linux. Svobodnoe programmnoe obespechenie v vysshej shkole, Tezisy dokladov 3-j konferencii, Pereslavl', 2-3 fevralja 2008 g. M.: Izd-vo ALT Linux, 2008, рр. 61-63.

5. Panyukova A. A., Jakshin M. M., Panyukova T. A. Metodika provedenija zanjatij s ispol'zovaniem svo-bodno rasprostranjaemogo programmnogo obe-spechenija. Rol'i mesto samostojatel'noj raboty stu-dentov v obrazovatel'nom processe vuza: Jubilejna-ja regional'naja nauchno-prakticheskaja konferen-cija 4-6 fevralja 2008 g., vol. 1. Cheljabinsk: Izd-vo JuUrGU, 2008, pp. 40-42.

6. Snouden: Amerika shpionit za mirom cherez Windows i Skype. URL: http://inotv.rt.com/2013-07-12/ Snouden-Amerika-shpionit-za-mirom. 12.07.2013.

7. Panyukova T. A., Panyukova A. A., Yakshin M. M. Organization and methodics for realization of computer graphics studying using free software. The International Workshop on Computer Science and Information Technologies' 2008. Proceedings of Workshop, Turkey, Antalya, September 15-17, 2008. Volume 1, Ufa State Technical University, 2008, pp. 238-241.

8. Gruppa «Kruzhok informatiki v Neprjahino». URL: http://vk.com/club19152556.

A. Panyukova, Teacher of Physics and Informatics, School No. 2066, Moscow, 3meandme@gmail.com T. Makarovskikh, PhD in Physical & Mathematic, Associated Professor, South Ural State University, Chelyabinsk, kwark@mail.ru

V. Dudareva, PhD in Technique, Associated Professor, South Ural State University, Chelyabinsk, vdvd12@mail.ru

On the experience of computer graphics lessons using free software

The authors of the paper consider their experience of free software using for studying the computer graphics (photo editing, pictures editing, animation, video). The created Linux distributive is oriented on teaching and studying graphics and allows to organize some lessons for schoolchildren at their summer vacation at a summer resort. A list of software packages used for installation is determined either for user computers or for the server station. Each program is chosen due to some features of a system constructed. On the base of list for installer CD and standard lists for Live-CD the Live-CD packages were lined up. The scripts finishing off the Live-CD to its optimal functioning are created. The good studying and teaching results are achieved. The Live-CD and installer-CD are created. They consist of all necessary software, methodical materials and the summer course program. The Live-CD is a present for all participants of summer lessons. The received experience allows recommending the created materials for facultative lessons. The usage of education technologies on the base of computer and multimedia facilities rises the level of understanding the future professional activities and contributes to the success of socialization.

Keywords: Linux, free software, facultative lessons, computer graphics. 46 .....

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.