ТТ: ВЕСТНИК ПГГПУ
Серия № 1. Психологические и педагогические науки
УДК 159.98
Теплякова Ольга Вячеславовна
доктор медицинских наук, профессор кафедры поликлинической терапии
Уральский государственный медицинский университет,
Екатеринбург, Россия, e-mail: [email protected]
ОБУЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫМ НАВЫКАМ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ПОЛИКЛИНИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ»
Olga V. Tepliakova
MD in the Medicine, Professor of the Outpatient's Department
Ural State Medical University, Ekaterinburg, Russia, e-mail: [email protected]
TEACHING COMMUNICATION SKILLS IN THE COURSE OF
OUTPATIENT THERAPY
Аннотация. Приведен обзор первого опыта преподавания коммуникативных навыков в условиях обучения студентов поликлинической терапии на VI курсе медицинского вуза. Обзор позволяет заключить, что коммуникативные навыки являются существенными для эффективной реализации деятельности врача и в то же время их можно рассматривать только совместно с успешным освоением профессиональных навыков. Наиболее сложными для реализации студентами VI курса оказались навыки зрительного контакта, убеждения, умения задавать открытые и закрытые вопросы.
Ключевые слова: коммуникативные навыки; навык убеждения; поликлинический прием
Abstract. This article reviews innovative experience of teaching communication skills to 4 th year medical students specializing in outpatient therapy. We conclude that communication skills are essential for doctor's effective activities, and at the same time they are relevant only together with the successful development of professional skills. The most challenging skills for the 4th year students turn out the skills of eye contact, persuasion, asking open-ended and closed-ended questions.
Key words: communication skills; skill of persuasion; outpatient reception.
Коммуникативные навыки в клинической медицине - это способность врача эффективно взаимодействовать с другими людьми, а именно формировать успешный альянс в сферах общения «врач-пациент», «врач-
© Теплякова О.В., 2014
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
В СИСТЕМЕ ГАРАНТИЙ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА
родственник пациента», «врач-медицинская сестра» и «врач-врач». Получение коммуникативной компетентности должно быть поэтапным: после теоретической подготовки внимание должно быть уделено получению практических навыков в ходе интерактивных мероприятий (ролевых игр, совместного обсуждения просмотренных видеоматериалов и проч.). Дальнейшая реализация обучения должна происходить в условиях реального взаимодействия студента с пациентом, но в присутствии опытного педагога для своевременной коррекции неточностей и ошибок и обсуждения эффективности использования коммуникативных навыков.
Следует признать наличие ограничений на последнем этапе обучения коммуникативным навыкам в амбулаторной практике, а именно: в современных условиях обеспечить поток амбулаторных пациентов для «студенческого приема» возможно только при наличии значимого авторитета преподавателя как врача. Другим ограничением является запрет на видеозапись процесса, в связи с чем отсутствует возможность у обучающегося пересмотреть процесс взаимодействия себя с пациентом и увидеть на экране ошибки. Конечно, следует признать, что «студенческий прием» не вписывается во временной регламент стандартного терапевтического приема в амбулаторно-поликлинических условиях.
В условиях проведения цикла по поликлинической терапии на VI курсе лечебно-профилактического факультета нами впервые была модифицирована методика проведения «студенческого приема». После получения информированного согласия пациента студент должен продемонстрировать владение профессиональными и коммуникативными навыками, а именно собрать жалобы, анамнез, провести осмотр, обсудить с пациентом рекомендации по дальнейшей тактике ведения для установления окончательного диагноза и достижения целей терапии, ответить на все заданные пациентом вопросы и оформить соответствующую медицинскую документацию. Отметим, что пациент является незнакомым и для студента, и для преподавателя. Представленные ниже результаты являются первичными, наблюдательными и требуют дальнейшего научного развития и обобщения.
1. Навык самопрезентации. Несмотря на то что создается ощущение, что данный навык является одним из самых простых для освоения, некоторым студентам VI курса оказывается достаточно сложно представить себя по имени-отчеству. Мы полагаем, что к выпускному курсу часть обучающихся продолжают ощущать себя только в качестве студента, но еще не представляют себя в роли врача. Отметим, что значительно проще реализуют навык самопрезентации студенты, совмещающие учебу с работой.
2. Навык зрительного контакта. Нами отмечена четкая взаимосвязь между наличием профессиональных навыков и реализацией данного
Т^П ВЕСТНИК ПГГПУ
Серия № 1. Психологические и педагогические науки
коммуникативного навыка. К VI курсу студенты достаточно хорошо владеют навыками сбора жалоб, анамнеза, ведения осмотра пациента, и при выполнении этой части взаимодействия с пациентом можно наблюдать активное поддержание зрительного контакта с пациентом. Однако в случае необходимости формулировки диагноза, объяснения пациенту дальнейшей тактики ведения зачастую происходит потеря зрительного контакта, которую в ходе последующего обсуждения студенты объясняют неуверенностью в своих профессиональных умениях. Отметим, что утрата зрительного контакта является невербальным знаком для пациента, сигнализирующим о некомпетентности молодого врача.
3. Навык активного слушания. При оценке вербального компонента данного навыка существенных замечаний, как правило, не возникает. С нашей точки зрения, большее внимание следует уделять невербальным знакам, а именно появлению непроизвольной усмешки, изменению мимики будущего врача, когда пациент рассказывает о собственных (нетрадиционных, народных) способах диагностики и лечения заболевания на доврачебном этапе.
4. Навык постановки закрытых и открытых вопросов. Отсутствие у студентов выпускного курса профессионального владения данным навыком связано исключительно с отсутствием собственного продолжительного клинического опыта. Не секрет, что чем старше пациент, тем более развернуто он старается ответить даже на закрытые вопросы, переводя медицинскую консультацию в ранг беседы «по душам» с доктором. Умение корректно завершить беседу, а в определенных условиях изменить тональность и громкость голоса с целью получения максимального объема полезной информации в условиях ограниченного временного промежутка - является навыком, слишком трудным для студентов и приобретаемым только в ходе длительного самостоятельного клинического опыта.
5. Навык убеждения оказывается также неразрывно связанным с профессиональными компетенциями. Мы нередко наблюдали, когда студент уверенными действиями завоевывал доверие пациента в ходе первичного этапа консультации (сбор жалоб, анамнеза), в результате пациенты спокойно соглашались раздеться перед группой для осмотра. Ив то же время, когда требовалось вынести резюме по диагнозу и тактике ведения, многие студенты терялись, а в ряде случаев даже отказывались от контакта с пациентом, отдавая инициативу преподавателю. В этом случае происходила полная потеря доверия пациента к студенту и, соответственно, возможность какого-либо убеждения со стороны студента. Наши наблюдения были сделаны в начале обучения студентов на VI курсе, поэтому еще естественна недостаточность профессиональной базы подготовки. Но в то же время нам импонировала обратная связь со студентами после окончания «студенческих приемов»:
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
В СИСТЕМЕ ГАРАНТИЙ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА
студенты указали, что осознание «перед лицом пациента» недостатка своих профессиональных знаний явилось мощнейшим стимулом для дополнительного внеаудиторного освоения теоретического материала.
6. Навыки работы с депрессивными, тревожными и конфликтными пациентами. Данные навыки также требуют приобретения длительного клинического опыта, и студенты не могут четко осознать по вербальным и невербальным знакам, что пациент относится к категории депрессивных или тревожных. Чаще всего при последующем обсуждении студенты признают, что пациент «какой-то не такой», но то, что он относится к категории пациентов с аффективными нарушениями, понимают только после объяснения преподавателя. Подобный опыт общения является очень полезным для студентов, которые имеют возможность интегрировать знания, полученные в ходе обучения на разных кафедрах, в лице одного пациента. В то же время при общении с конфликтным пациентом неожиданным оказалось сохранение абсолютного спокойствия у студентов, которое в большинстве случаев играло решающую роль в разрешении конфликта. Не исключено, что для успешной реализации данного навыка имеет значение обычный жизненный опыт.
Подводя итоги, отметим, что несмотря на то, что коммуникативные навыки нарабатываются вместе с социальным опытом человека, возникает необходимость их дополнительного изучения в теоретическом и практическом аспектах в условиях получения высшего медицинского образования. Обычного социального опыта недостаточно для успешного налаживания коммуникаций, при которых врачу необходимо соответствовать определенным параметрам, которые ожидает от него пациент или работающий совместно медицинский персонал. Следует признать, что реализация коммуникативных навыков невозможна без четкого освоения практических навыков и умений, без которых врач теряет уверенность, лидерские качестве, а вместе с тем и доверие пациента.