Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ИЗУЧАЮЩЕМУ ВИДУ ЧТЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ'

ОБУЧЕНИЕ ИЗУЧАЮЩЕМУ ВИДУ ЧТЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
359
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСМОТРОВОЕ ЧТЕНИЕ / ПОИСКОВОЕ ЧТЕНИЕ / ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ / ИЗУЧАЮЩЕЕ ЧТЕНИЕ / ЗРЕЛОЕ ЧТЕНИЕ / СМЫСЛОВАЯ ИЕРАРХИЯ ТЕКСТА / ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / VIEWING READING / SEARCH READING / INTRODUCTORY READING / LEARNING READING / MATURE READING / SEMANTIC HIERARCHY OF THE TEXT / POST-TEXT EXERCISES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Джур Елена Владимировна, Куликова Татьяна Даниловна, Сычева Галина Петровна

В статье говорится о роли чтения при обучении языку специальности иностранных учащихся. Целью чтения является получение и переработка текстовой информации. С этой точки зрения чтение относят к рецептивным видам речевой деятельности. Авторы характеризуют виды чтения в зависимости от целевой установки. Особое место в работе занимает изучающее чтение текстов по специальности, так как зрелое чтение способствует успеху при обучении устной речи, особенно если тематическим источником чтения и устной речи является один и тот же текст.The article discusses the role of reading in teaching foreign students the specialty language. The purpose of reading is to obtain and process textual information. From this point of view, reading is considered a receptive type of speech activity. The authors characterize the types of reading depending on the target setting. A special place in the work is occupied by the student reading texts in the specialty, since mature reading contributes to success in teaching oral speech, especially if the thematic source of reading and oral speech is the same text.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ИЗУЧАЮЩЕМУ ВИДУ ЧТЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ»

Регулярные ансамблевые репетиции, выступления совершенствуют у воспитанников музыкально-слуховое восприятие, музыкально-эстетический вкус, мотивируют творческую потребность в самовыражении, повышают интерес к коллективной творческой деятельности.

Выводы. Научить общению с произведениями искусств — это большая задача. Которая стоит перед педагогов - музыкантов в системе дополнительного образования. Получая обширную информацию, как правило, отсутствующую в прежнем опыте, ученик, под руководством преподавателя, сознательно применяет полученные знания на практике. С другой стороны, интенсивная познавательная деятельность ребенка превращает деятельность педагога в целенаправленный, познавательный процесс, а также способствует саморазвитию, самореализации, компетентности и непрерывному профессиональному раскрытию педагогического потенциала.

Литература:

1. Концепция развития дополнительного образования детей утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 172б-р

2. Дегтярев, А.Л. Учителя и ученики. Актуальные вопросы современного музыкального исполнительства и обучения игре на духовых инструментах / А.Л. Дегтярев. - М.: Изд-во Моск. Гуманит. унта, 2008. - С. 28

3. Дегтярев, А.Л. Учителя и ученики. Актуальные вопросы современного музыкального исполнительства и обучения игре на духовых инструментах / А.Л. Дегтярев. - М.: Изд-во Моск. Гуманит. унта, 2008. - С. 156

Педагогика

УДК 378.147-054.6

старший преподаватель Джур Елена Владимировна

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина"в г. Сызрани (г. Сызрань); преподаватель Куликова Татьяна Даниловна

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина"в г. Сызрани (г. Сызрань); преподаватель Сычева Галина Петровна

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина"в г. Сызрани (г. Сызрань)

ОБУЧЕНИЕ ИЗУЧАЮЩЕМУ ВИДУ ЧТЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК

ИНОСТРАННОМУ

Аннотация. В статье говорится о роли чтения при обучении языку специальности иностранных учащихся. Целью чтения является получение и переработка текстовой информации. С этой точки зрения чтение относят к рецептивным видам речевой деятельности. Авторы характеризуют виды чтения в зависимости от целевой установки. Особое место в работе занимает изучающее чтение текстов по специальности, так как зрелое чтение способствует успеху при обучении устной речи, особенно если тематическим источником чтения и устной речи является один и тот же текст.

Ключевые слова: просмотровое чтение, поисковое чтение, ознакомительное чтение, изучающее чтение, зрелое чтение, смысловая иерархия текста, послетекстовые упражнения.

Anmtation. The article discusses the role of reading in teaching foreign students the specialty language. The purpose of reading is to obtain and process textual information. From this point of view, reading is considered a receptive type of speech activity. The authors characterize the types of reading depending on the target setting. A special place in the work is occupied by the student reading texts in the specialty, since mature reading contributes to success in teaching oral speech, especially if the thematic source of reading and oral speech is the same text.

Keywords: viewing reading, search reading, introductory reading, learning reading, mature reading, semantic hierarchy of the text, post-text exercises.

Введение. Умение воспринимать и понимать информацию очень важно как для носителей языка, так и для иностранцев. Это особенно актуально, когда мы говорим о языковой подготовке будущих российских и иностранных специалистов. В связи с этим одной из главных задач в преподавании русского языка как иностранного является обучение студентов и слушателей такому рецептивному виду речевой деятельности, как чтение.

Чтение - это процесс декодирования графических знаков в смысл. Чтение на неродном языке - процесс декодирования чужих знаков в мысль, оформленную средствами родного языка, поэтому-то не всегда иностранец понимает то, что им прочитано. Один из авторов словаря "Термины преподавания русского языка как иностранного" Борис Алексеевич Глухов определяет чтение как вид речевой деятельности по восприятию и переработке графически зафиксированного содержания текста в смысл в соответствии с коммуникативной установкой [2, с. 1271. В методике преподавания языка различают чтение как средство обучения и чтение как цель обучения. Следуя методическому принципу коммуникативности, мы будем говорить о чтении как о средстве обучения устной речи.

Изложение основного материала статьи. Вследствие общности психологических механизмов, анализаторов в разных видах речевой деятельности чтение оказывается очень эффективным средством обучения иностранному языку [2, с. 1301, а роль чтения в формировании словарного запаса трудно переоценить, поэтому во вводно-фонетическом курсе много внимания уделяется формированию навыков чтения вслух, так как оно позволяет овладеть соответствием графической и звуковой систем языка, правилами интонационного оформления предложений. На этом этапе иностранец уподобляется ребенку, которому для овладения родным языком необходимо с первых минут жизни слышать родную речь, иностранцу же для успешного освоения изучаемого языка необходимо слышать чужую речь и повторять за носителем отдельные слова, предложения, поэтому так важно овладеть беглым чтением на начальном этапе.

Отметим, что человек, изучающий иностранный язык, уже владеет навыками чтения на родном языке, и невольно он переносит эти навыки на чтение на иностранном языке. Нередко можно встретить учащихся, которые переводят каждое слово в тексте, что необязательно, не нужно и даже вредно. Чтение на иностранном языке требует особых приемов: читающему необходимо понять текст по известным словам, контексту, используя фоновые знания. Двуязычный словарь, безусловно, нужен, но не для перевода каждого непонятного слова. С целью облегчения понимания прочитанного на предтекстовом этапе выполняются упражнения на словообразование и распознавание однокоренных слов.

Следует отметить, что умение читать складывается из техники чтения и понимания прочитанного, поэтому нельзя пренебрегать таким видом чтения, как чтение про себя. Иногда преподаватель злоупотребляет чтением вслух, неустанно работая над совершенствованием произносительных навыков, забывая о том, что читать вслух наши учащиеся не будут, так как перед ними ставятся другие задачи, а именно: из огромного потока информации найти нужную, понять инструкцию, статью по специальности, уметь провести речевую коммуникацию, поэтому чтение про себя с последующей проверкой понимания прочитанного и выходом в речь по теме текста - вот основные виды работы с научным текстом при обучении языку специальности.

Успехом в чтении является понимание прочитанного. Когда человек берет в руки текст для чтения, он должен осознавать, зачем он читает, тогда выбирается правильная тактика и достигается цель. В зависимости от целевой установки выделяют просмотровое, поисковое, ознакомительное и изучающее чтение.

Целью просмотрового чтения является получение общего представления о теме и проблеме текста. Достаточно прочесть заголовок текста, подзаголовки, первое и последнее предложения, чтобы решить, нужно ли читать данный текст.

При поисковом чтении читающий ищет конкретную информацию, о наличии которой ему стало известно из каких-либо источников (слова преподавателя, ссылки в другом тексте и т.д.). При нахождении информации чтение прекращается.

Ознакомительное чтение - это чтение, направленное на восприятие только основной информации, подробностями при этом пренебрегают. Это чтение в быстром темпе, так как читающему важно получить информацию о проблематике затронутых в тексте вопросов, ему не нужно ничего запоминать, поскольку работать с этими данными он не планирует.

Изучающее чтение предполагает длительное запоминание информации и дальнейшую работу с ней, поэтому такое чтение медленное, с повторением прочитанного, выписками. Читающему нужно не только полно понять текст, но и критически осмыслить его содержание.

В зависимости от цели чтения учащийся выбирает нужную стратегию, и от того, насколько правильно он умеет комбинировать виды чтения для обработки поступающей информации, зависит сформированность зрелого чтения.

При обучении языку специальности в рамках изучения русского языка как иностранного мы используем все выше перечисленные виды чтения, однако ведущим видом чтения на I курсе является изучающее чтение, которому отводится в I - II семестрах не менее 30% времени; меньше внимания уделяется просмотровому и ознакомительному чтению. Скорость изучающего чтения должна быть не ниже 40 - 50 слов в минуту при полноте восприятия до 90%; скорость ознакомительного чтения не ниже 100 слов в минуту при полноте восприятия до 70%.

Материалом для обучения изучающему чтению служит учебный текст профессиональной направленности. Тексты обрабатываются на занятиях на трех уровнях: на уровне слова - введение и закрепление новых слов, тренировка в произношеннии, в словообразовании, морфологии, лексической сочетаемости; на уровне предложения - анализ грамматики каждого предложения и грамматических связей между предложениями; на уровне текста - анализ структуры и типа текста.

В методике существует два подхода к заданиям для чтения: структурный и коммуникативный. Мы, имея дело с научным текстом, не отдаем предпочтения какому-то одному подходу, а используем их в комплексе, исходя из принципа: от простого - к сложному, от слова - к предложению, от предложения - к тексту. Поэтому если в предтекстовых упражнениях мы следуем структурному подходу, то в послетекстовых -коммуникативному, так как учебный текст в обучении РКИ - это не самоцель, а лишь средство для обучения успешной профессиональной коммуникации.

На изучение текстов по специальности обычно отводится три занятия, на которых формируются и совершенствуются умения во всех видах речевой деятельности.

Первое занятие посвящено введению новых лексических единиц, отработке произношения и закреплению навыка их употребления в лексико-грамматических упражнениях. На первом этапе работы с текстом большое внимание уделяется технике чтения, так как нередко слушатели переносят свое внимание с содержания текста к форме выражения, если читают недостаточно хорошо на изучаемом языке.

Второе и третье занятия посвящены работе с текстом. Используются такие виды чтения, как просмотровое и изучающее, выполняются притекстовые и послетекстовые упражнения.

Для обучения просмотровому чтению можно использовать следующие упражнения:

- прочитайте название текста, определите содержание по заголовку;

- прочитайте первое предложение, скажите, о чем в нем говорится;

- прочитайте последнее предложение, скажите, о чем в нем говорится;

- прочитайте заголовки, скажите, какова проблематика данного текста.

Уровень понимания содержания текста проверяется с помощью послетекстовых упражнений:

- из ряда предложений найдите в тексте соответствующее им по смыслу;

- из нескольких предложений выберите одно, удовлетворяющее содержанию текста;

- выберите из ряда готовых ответов наиболее полный и соответствующий содержанию;

- разделите текст на смысловые части, озаглавьте каждую их них;

- назовите наиболее интересные вопросы / данные, содержащиеся в тексте; укажите, где можно использовать эти сведения;

- прочитайте текст и составьте /дорисуйтесхему.

Изучающее чтение - чтение с пониманием информации, детальное чтение, при котором вырабатывается ценнейшее умение - разбираться в смысловой иерархии текста [1, с. 1321. В современной методике обучения применяется метод сортировки текста: разные по смысловой значимости части текста окрашиваются разным

цветом; например, гланое выделяется красным, доказательства - синим, примеры - желтым. По окончании сортировки учащиеся объясняют свой выбор.

Приведем пример работы с конкретным текстом «Вертолет и его свойства». Работа начинается с выполнения предтекстовых упражнений. На этом этапе преподаватель объясняет значение новых слов (задание1) и добивается правильного и беглого чтения введенных лексических единиц. Поскольку это текст по специальности, он насыщен технической терминологией. Если общенаучную лексику можно объяснить с помощью синонимов и контекста, то для понимания терминов используется наглядность (схемы, чертежи, фото) и словарь.

Задание 1. Прочитайте слова и словосочетания, значение незнакомых слов определите по словарю. аппарат (-а, м.р.), летательный аппарат свойство (-а, ср.р.) взлёт (-а, м.р.), вертикальный взлёт посадка (-и, ж.р.), вертикальная посадка балка (-и, ж.р.), хвостовая балка вращение (-я, ср.р.) манёвренность (-и, ж.р.) площадка (-и, ж.р.) сила (-ы, ж.р.)

расположение (-я, ср.р.), продольное расположение, поперечное расположение винт (-а, м.р.), несущий винт (НВ), рулевой винт (РВ) соосные винты, перекрещивающие винты одновинтовой вертолёт, двухвинтовой вертолёт

Следующие задания направлены на объяснение грамматических явлений и тренировку их употребления в речи: согласование прилагательных с существительными в роде и числе при обязательном соблюдении лексической сочетаемости (задание 2); образование существительных от глаголов (задание 3); анализ словосочетаний (задание 4); изменение словосочетаний типа прилагательное + существительное по падежам (задание 5); правильное употребление лексических единиц (задание 6).

Задание 2. Составьте словосочетания: подберите к существительным подходящие по смыслу прилагательные, изменив, если это необходимо, их окончания.

аппарат

взлёт

винт

задача

балка

продольный

механический

хвостовой

одновинтовой

летательный

рулевой

различный

вертикальный

привод расположение вертолёт

Задание 3. Назовите глаголы, от которых образованы следующие существительные:

взлет, посадка, вращение, расположение, выполнение.

Задание 4. Прочитайте словосочетания, определите модель:

обладает свойствами, совершать вертикальный взлет, висеть в воздухе, строятся по нескольким схемам, благодаря своим свойствам, садиться на ограниченных по размерам площадках.

Задание 5. Слова и словосочетания из скобок поставьте в нужной форме.

1. Одновинтовые вертолёты с (механический привод) несущего винта имеют рулевой винт на (хвостовая балка).

2. Вертолёт способен перемещаться в любом направлении за счёт сил, возникающих при вращении одного или (несколько несущих винтов).

3. Вертолёты стали успешно использоваться для выполнения (различные задачи).

Задание 6. Поставьте вместо точек нужные глаголы.

1. Вертолёт ... свойствами совершать вертикальный взлёт и посадку, неподвижно ... в воздухе.

2. Вертолёт способен ... в любом направлении.

3. ... одновинтовые и двухвинтовые вертолёты.

4. Двухвинтовые вертолёты ... по нескольким схемам.

Слова для справок: перемещаться, строиться, обладать, висеть, различать.

Задание 7. Определите содержание текста по заголовку. Как вы думаете, о чем можно узнать из текста с таким названием. Можете ли вы сказать об известных вам свойствах вертолета? Прочитайте текст.

Вертолет и его свойства

Вертолёт - это летательный аппарат тяжелее воздуха. Он обладает свойствами совершать вертикальный взлёт и посадку, неподвижно висеть в воздухе и перемещаться в любом направлении за счёт сил, возникающих при вращении одного или нескольких несущих винтов.

Различают одновинтовые и двухвинтовые вертолёты.

Одновинтовые вертолёты с механическим приводом несущего винта имеют рулевой винт на хвостовой балке.

Двухвинтовые вертолёты строятся по нескольким схемам:

- с продольным расположением винтов;

- с соосными винтами;

- с поперечным расположением винтов;

- с перекрещивающимися винтами.

Вертолёты стали успешно использоваться для выполнения различных задач благодаря своим свойствам: способности вертикально взлетать и садиться на ограниченных по размерам необорудованных площадках, манёвренности.

Задание 8. Ответьте на вопросы.

1. Какими свойствами обладает вертолёт?

2. Какие вертолёты различают?

3. Что имеют одновинтовые вертолёты?

4. По каким схемам строятся двухвинтовые вертолёты?

5. Для чего стали использоваться вертолёты?

6. Благодаря чему стали использоваться вертолёты? Задание 9. Закончите предложения.

1. Различают . . .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Вертолёт обладает свойствами . . .

3. Двухвинтовые вертолёты строятся . .

4. Вертолёты стали успешно . . .

5. Одновинтовые вертолёты . . .

Задание 10. Найдите в тексте предложения, построенные по следующим моделям:

1) что - это что;

2) что обладает чем;

3) что стало использоваться для чего;

4) что имеет что.

Задание 11. Используя данные словосочетания, постройте предложения по следующим моделям:

вертикальный взлёт и посадка; различные задачи; несколько схем;

Задание 12. Поставьте вопросы к каждому предложению текста. Задание 13. Ответьте на поставленные вопросы без опоры на текст.

что может совершать что; что используется для чего; что строится по чему.

Определение Летательный аппарат тяжелее воздуха

Свойства вертолета Вертикальный взлет и вертикальная посадка

Висение в воздухе

Перемещение в любом направлении

Виды вертолетов Одновинтовые и двухвинтовые

Схемы двухвинтовых вертолетов Соосная Продольная Поперечная С перекрещивающимися винтами

Завершается работа с текстом связным монологическим высказыванием или диалогом, потому что изучающее чтение текста - это дорога к связной речи. Чтобы помочь учащимся не потерять логику высказывания, составляется план или схема текста.

Обязательным компонентом курса обучения русскому языку как иностранному является дополнительное, или внеаудиторное, чтение, которое имеет своей целью формирование умений самостоятельной работы с литературой на русском языке, развитие и совершенствование умений в различных видах чтения, закрепление грамматики для чтения и расширение лексического запаса обучаемых. В течение всего периода изучения русского языка иностранные студенты выполняют задания по дополнительному чтению в объеме 20-30 тысяч печатных знаков в семестр, разрабатывают рефераты в рамках тематики, предусмотренной программой, готовят выступления для заседаний научного кружка. Для самостоятельной работы с текстом можно предложить сдедующие виды заданий:

1. Ответить на вопросы.

2. Найти эквиваленты в родном языке к русским словам, словосочетаниям, предложениям из текста.

3. Рассказать по-русски содержание определенного абзаца.

4. Сказать одним предложением, о чем идет речь в указанном абзаце.

5. Составить план текста.

6. Рассказать по плану содержание текста.

7. Озаглавить текст.

8. Озаглавить абзац текста.

9. Объяснить цифры, встречающиеся в тексте.

10. Поставить вопросы к тексту.

11. Составить аннотацию.

12. Составить реферат, прочитав несколько текстов.

13. Прочитать тексты, найти новую информацию.

14. Дать свою оценку событиям, фактам, указанным в тексте.

Чтобы чтение на изучаемом языке приносило радость и ощущение успеха, к выбору текстов для внеаудиторного чтения нужно подходить творчески и исходить из способностей и возможностей каждого учащегося, а не среднестатистического студента.

Выводы. Подводя итоги, отметим, что чтение присутствует уже на первых занятиях по русскому языку как иностранному и постоянно сопровождает его изучение. Процесс обучения языку далеко не всегда начинается с развития навыков устной речи - слушания и говорения. Есть категория учащихся, которые заинтересованы главным образом в умении читать на иностранном языке, поэтому при обучении языку специальности большое значение имеет формирование умений в различных видах чтения. Сформированные речевые умения позволяют нашим выпускникам вести профессиональную деятельность в условиях, когда от их навыков зависит успешная профессиональная коммуникация с носителями изучаемого языка.

Литература:

1. Костомаров В.Г., Митрофанова О.Д. Методическое руководство для преподавателей русского языка иностранцам. 4-е изд., испр. - М.: Рус.яз. - 1988. - 157 с.

2. Методика / Под ред. А.А. Леонтьева. - М.: Рус.яз. - 1988 (Заочный курс повышения квалификации филологов-русистов). - 180 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.