Научная статья на тему 'Обучение исполнению русских народных песен различных жанров'

Обучение исполнению русских народных песен различных жанров Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
420
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение исполнению русских народных песен различных жанров»

Ж.Д. Кривенко

ОБУЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЮ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ

Певческий тембр - качество непостоянное и многоаспектное, обнаруживающее разнообразную тембровую функциональность. Каждый из тембровых оттенков своеобразно проявляется при исполнении песен различных жанров и областных стилей. Это многообразие певческих жанров и региональных стилей необходимо учитывать в процессе обучения в классе вокального ансамбля и сольного пения.

Например, плач поется «тонким» голосом, предполагающим головное резонирование с характерными спадами, отмеченными большой квазигармоничностью тембра (эмоциональношумовыми призвуками). Плач невесты (особенно в северной певческой традиции) исполняется в высокой тесситуре и передается горестно-пронзительным тембром. Пение, как правило, прерывается всхлипываниями, голошениями, словооб-рывами и глиссандирующими спадами голоса. Пение подруг, напротив, звучит сдержанно, основано на лирических и даже шуточных интонациях, поется в более низкой тесситуре с преобладанием грудного резонирования.

Русская протяжная песня, с одной стороны, обладает исключительной интегральностью, репрезентативностью в выражении этнопсихологических (русских) черт (широта души, подобная необъятному простору русских полей, необыкновенная открытость и глубокое сопереживание, духовная эмоциональность, особая внутренняя энер-гетичность, исповедальность). С другой стороны, русская протяжная песня являет собой богатейший спектр контрастов: региональных, психологических, функционально-структурных. Песня живет тембровой переливчатостью, ежесекундной изменчивостью, многогранностью звуковых бликов, выраженных в проголосных внутрислоговых распевах и импровизационной свободе пения, которая позволяет певцу выразить свою Душу до конца. Интровертности протяжных лирических песен ярко контрастирует более экстравертный календарь, в древности связанный с магическими обрядами и потребностью установить контакт с могущественными силами природы и космоса. К числу наиболее ярких и показательных календарных жанров относятся весенние заклички.

Как известно, заклички поются на открытом пространстве, в акустических условиях простора, где возможно максимальное достижение динамической силы, тембровой открытости, обер-тональной насыщенности и полетности певческого звука, словно «выпущенного на свободу». Веснянки в быту традиционно исполняются группой людей, нередко совместно разными возрастными категориями, включая детей. Они пронизаны особой (здоровой и бодрой) энергетикой, в которой отражается состояние общего духовного подъема, радость эмоционального возбуждения. Весенние заклички предельно экстравертивны. Мощный энергетический звуковой поток, достигаемый коллективными вибрационными биениями, образует неповторимый акустический эффект звучания. В календарных весенних песнях настроение пробуждения проявляется в особом (пронзительно-звенящем) колорите тембров голосов. В них слышится звонкое журчание бьющих потоков вешних вод, передается блеск лучей яркого весеннего солнца. Гукальные возгласы подобны резким вскрикам птиц. Эмоциональная наэлектризованность голосов, кажется, достигает в закличках апогея.

Редкостное своеобразие звучания трудовых припевок выражалось в характерных тембрах голосов, функции которых четко разделялись: солист - запевала, ансамбль - подхват. Запевала готовил трудовую артель к необходимому ритму и темпу труда, темброво воодушевлял работников, сообщая им мощнейший энергетический заряд. Поэтому для тембра голоса запевалы была характерна особая обертональная насыщенность, пронзительность и подчеркнутая артикуляция. Артель отвечала все более спаянным монолитным дружным тембром с интенсивным грудным резонированием.

Незамысловатость и простота колыбельных песен являются выражением самых светлых, чистых, сокровенных чувств, передаваемых матерью своему ребенку. В колыбельных сочетаются ритмическая монотонность (покачивание колыбели), мелодическая повторность и текстовая им-провизационность. Мерные ритмические покачивания, нежный убаюкивающий ласкающий

© Ж.Д. Кривенко, 2007

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2007

277

тембр голоса повторяющейся мелодии оказывают завораживающее и успокаивающее действие на ребенка. Тембр голоса, исполняющего колыбельную песню, всегда отличается особой теплотой, мягкостью, приглушенностью, трогательной добротой. Состояние эмоционального умиления выражается в многочисленных «иканьях» (головное резонирование).

Плясовые песни при всем структурно-содержательном разнообразии имеют общие черты, такие как четкая ритмическая организация, особая звукотембровая атмосфера, искрящаяся яркими красками звонкоголосия. Плясовые песни, исполняемые во время народных гуляний, обрядов, праздников, сопровождаются движением, игрой, «лицедейством», являются способом общения и выражением коллективного настроения радости, веселья, эмоционального подъема. «Возбужденный» спорадический тип дыхания внутри цепной формы придает звучанию плясовых особенную эмоциональную приподнятость, внутренний энергетический накал.

Важнейшим компонентом исполнения частушек является дикция. Требования к ней здесь необычайно высоки. Только при идеально слаженной работе артикуляционного аппарата возможно исполнение сочиненного «на ходу» текста частушки. Мгновенно сложенные слова ее «бросались», подогревая «соревновательный» задор певиц. Даже отрицательные эмоции (досада по поводу измены, обида на «отбившую» потенциального жениха соперницу, ревность и т. п.) трансформировались в хлесткую, едкую вспышку остроумия. Эмоциональное состояние исполнителей достигало того предела, когда «все косточки

должны ходуном ходить», и стремление перекричать, «перебить» соперницу, выиграть турнир в «соревновании остроумия» вводило в творческий раж, «загоняло» певиц в высокую тесситуру, порой на грани их голосовых возможностей. Столь напряженное эмоционально пение «на пределе» тем не менее, опиралось на интенсивное грудное резонирование. Голос приобретал оттенок звонкого металлического звучания.

Былинное песенное творчество занимало особое место в фольклоре. Это было искусство талантливых самородков, профессионализировавшихся певцов-сказителей, являвшихся индивидуальными носителями народной мудрости, способных порой часами выдерживать монологическую форму общения с безмолвствующей и внимающей, затаив дыхание, аудиторией. В целом былинное творчество характеризуется синкретизмом исторического и метаисторического в области сюжетики, исключительной длительностью, медитатив-ностью напева, базирующегося на размеренной повествовательной речи и насыщенного особой смысловой вариантной импровизационностью, особым эпическим тембром, который, подобно бескрайнему морю, всегда был един и бесконечно изменчив в деталях выражения. В сущности своей, былина предполагает воображаемый театр одного актера и едва ли не воображаемый кинематограф. И она не могла не быть одновременно и тембровым театром, ибо именно тембр в первую очередь выражал то, о чем сказывалось.

Особый круг эпической песенности образуют духовные стихи (или просто «стихи», как называли их в народе). Духовные стихи надо было петь, как говорили в народе, «важно и умильно», пре-

Таблица1

Песенный жанр Певческий тембр Способ исполнения

Протяжные Вольный, велючий, звонкий Взводят, возносят, тянут на пистон, вьют, стягивают, вытягивают, приголубливают, вставляют заковыр очки

Календарные Звонкий, зычный, резкий Кричат, орут, гукают

Трудовые Резкий, грубый Стонут, ухают, разят, гаркают

Плясовые Звонкий, резкий, зычный Орут, кричат, играют, тараторят, цепами молотят, ихают

Частушки, страдания Звонкий, резкий, зычный, пологай Орут, кричат, тырырыкают, отрывают, ихают

Плачи Слезовой, горюшный, тонкай Вопят, голосят, выголашивают, причитают, рицают, ревут, икают

Колыбельные Тонкий, нежный, светлый Окают, качают, зыбают, икают

Былины Говорный Сказывают

Духовные стихи Умильный, покаянный Поют

Таблица2

Песенный жанр Особенности артикуляции Певческое дыхание Формирование тембра голоса. Эстетические качества звука

Протяжные Действия нижней челюсти и языка фиксируют гласные на длительных распевах. Гласные перетекают одна в другую. Речевая природа народной песни отходит на второй план, уступая место непрерывно тр ансфор миру ющимся распевам гласных. Длительно удерживаемое, охватывает широкие фразы, ритмически непостоянно, в ансамблевом исполнении не зависит от фразировки, употребляется цепное дыхание. Максимальное раскрытие тембра, в южной традиции усиливается грудное резонирование. «Переливчатость», игра тембра голоса в процессе длительных распевов, полетность голоса, передача богатейшей палитры смысловых нюансов и эмоциональных переживаний.

Календарные Близка к скандированию, действия нижней челюсти и языка активные в быстром темпе. Певческая атака - твердая. Активное, ритмически организованное, подчинено ритму стиха, охватывает короткие фразы в гуканиях - резкий сброс. Грудное резонирование, в гуканиях - головное резонирование.

Трудовые Активное произношение текста, смещение акцента на последний слог фразы. Глубокое, активное, форсированное, подчинено ритму действий (физическая работа). Вдох активный, выдох -сброс Использование твердой и придыхательной атаки. Запевала - максимальное тембровое раскрытие голоса, звучание удали и мощи Ансамблевый подхват - использование грудного резонирования, сочетание тоновых и шумовых звуков, звучание динамически яркое, грубое, «гулкое».

Плясовые Активность произношения, четкость дикции, часто акцентируется слабая доля. Активное, подчинено ритму стиха и танца, охватывает короткие фразы. Применяе-ются типы дыхания: спорадическое и цепное; типы певческих атак: мягкая, твердая, пр идыхатель ная. Преобладание грудного резонирования (в северной традиции подголосок - в головном регистре). В «иханьях» - яркое звучание головного резонирования. Характер звука выражает удаль, задор, повышенный тонус.

Частушки, страдания Скороговорочный тип артикуляции в быстр ом или очень быстром темпе. Активное, подчинено ритму стиха и танца. Встречается как мягкая, так и твердая атака звука. Усиленное грудное резонирование, в том числе и в предельно высокой тесситуре. Звук пронзительный, яркий, нюансировка минимальная.

Плачи (причеты) Сочетание «говорка» и пропеваемых фраз, активно выделяются значимые слоги и слова. Отчетливость произношения сменяется невнятностью, некоторые слова про-говаривариваются не до конца, спонтанно обрываясь, гласные не фиксируются, внезапно редуцируясь. Употребляются все типы дыхания и их модификации. Продолжительность дыхания непостоянна (обрыв слов). Применяются головной и грудной регистр и их сочетания в разных участках диапазона, звуки как тоновые, так и шумовые, глиссандо, «подъезды» к звукам, неточная звуковысотная фиксация и негармонические призвуки, речь сменяется пением и наоборот. В звуке выражена в высшей степени экспрессивность .

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2007

279

Окончание таблицы 2

Песенный жанр Особенности артикуляции Певческое дыхание Формирование тембра голоса. Эстетические качества звука

Колыбельные Действия экономные, компактные, раствор рта минимальный, на улыбке, произношение близкое. Дыхание мягкое, неглубокое, ритмически зависит от структуры стиха, ритма (качание колыбели), Атака звука мягкая, выдох кор откий. Преобладание головного резонирования (независимо от типа голоса), звук светлый, нежный, негромкий, приглушенный

Былины У силени е речевого начала, произношение близкое. Употребляются различные типы дыхания, различные типы атак. Ритмически зависит от структуры стиха. Преобладает грудное резонирование (пение в разговорной тесситуре). Эмоциональное состояние меняется в зависимости от смыслового содержания.

Духовные стихи У силени е речевого начала, экономные артикуляционные действия, близкое произношение. Мягкое певческое дыхание, ритмически подчинено структуре стиха, мягкая певческая атака Сочетание головного и грудного резонирования, звук динамически приглушенный, эмоциональный настрой сдержанный, сосредоточенный.

бывая в «духе», в особом возвышенном состоянии, которое часто сопровождалось покаянным «сокрушением сердца» и глубоким смирением. Головное резонирование играло здесь роль высшего «Присутствия», одухотворявшего в целом безмятежное повествование с элементом отстраненности и рождало новый непривычный отклик внутреннего интонирования присутствующих.

При всем многообразии характеристик певческих голосов и певческих приемов, употребляемых в аутентичном исполнительстве, существует устойчивая типологическая связь этих приемов с песенными жанрами, для исполнения которых учащимся необходимо овладеть определенными исполнительскими приемами. На основе их анализа можно выделить наиболее устойчивые связи между певческими жанрами, певческими тембрами голосов и способами пения (в народных определениях) (табл. 1).

Для того чтобы тембр голоса учащегося соответствовал специфике песенного жанра, необ-

ходимо использовать соответствующий режим певческой фонации. Ее методология представлена в таблице 2.

От уровня мышления учащегося зависит уровень его исполнения. Дидактический принцип развития от простого к сложному распространяется, безусловно, и на развитие темброжанрового мышления. При этом сам процесс обучения должен сохранять индивидуальную ориентированность. Учитываются и исходный уровень, и природная склонность, и личные предпочтения, тембровые особенности голоса и характерная именно для данного учащегося динамика их развития. Все же мы можем предложить следующий порядок прохождения народно-певческих жанров: календарные песни, плясовые, шуточные, колыбельные, лирические, протяжные, духовные стихи и плачи. В любом случае каждый народнопесенный жанр требует своей техники исполнения, которой следует обучать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.