Кондратьев Николай Васильевич
р 4
Обучение ИНТЕРНЕТ в школе
В настоящее время, как известно, многие школы подключаются к Интернет, и в этих школах проводится интенсивная работа по освоению новых возможностей. Публикуемая литература по Интернет, однако, предназначена, как правило, для программистов, разработчиков или профессиональных пользователей - в любом случае, не для школьного учителя и школьников. В свете этого возникает практическая необходимость в разработке методических материалов, предназначенных непосредственно для учителя и его учеников.
Поэтому нами была запланирована и начата разработка учебно-методического пособия по освоению Интернет в школе. Основой послужили конспекты занятий, проводимых в Центре информационной культуры Кировского района.
Структурной единицей (модулем) пособия является материал, необходимый для раскрытия одной темы. По времени это может быть один или несколько уроков. С методической точки зрения в пособии просматриваются три аспекта (сюжетные линии). Первый - изучение теоретического материала (средств создания Web-документов - языка HTML, элементов языка Java Script), второй аспект -разработка сквозного учебного примера, то есть связанного набора Web-страниц (Web-сайта) и, наконец, третий - это, можно сказать, жизненный цикл сайта или размещение сайта в поисковых системах, оснащение его сервисом (счетчик, гостевая книга, адрес e-mail, баннеры), постоянное обновление ссылок - в общем, ведение сайта. Еще о сквозном примере: с самого начала учебного процесса перед учащимися ставится проблема - как с помощью Интернет осуществить подготовку, например, самодеятельного туристко-го похода по Байкалу. Такая постановка задачи открывает широчайшие возможно-
сти использования многих ресурсов Интернет: от поиска информации и саморекламы до организации телеконференций.
Пособие рассчитано на учащихся 6-11 классов, а также на учителей средней школы. При этом предполагается, что школьники знакомы с Windows, а преподаватели - с Интернет. Большего не требуется, так как пособие является, по сути дела, самоучителем.
Материалы пособия апробированы в 1997/1998 учебном году при обучении пяти групп школьников и одной группы учителей информатики. Как показывает опыт, в результате учебы в объеме 20-40 часов обучаемые могут самостоятельно составлять разнообразные корректно работающие Web-страницы. Сопоставление занятий с использованием материалов пособия и без них говорит о том, что методика дает возможность сократить сроки усвоения материала в 1.5 раза, а при индивидуальной форме обучения (например, для отставших по болезни) - примерно в 2 раза.
Разработка первой Web - страницы
Выполните рекомендации, изложенные ниже, и вы создадите свою первую \УеЬ-страницу. Этот документ можно разместить в Интернет и таким образом сразу же заявить о себе, объявить всему миру (ведь Интернет - всемирная сеть) о своих помыслах и чаяниях. И найдутся друзья, готовые выслушать, откликнуться и составить компанию. Вот неплохая идея, к примеру - летом осуществить поход на Байкал. Если так, то первым делом сделаем заявку в Интернет о наших планах, поищем информацию о Байксше (ведь в Интернет все есть), пригласим желающих, у кого есть, скажем, видеокамера, свяжемся по Интернет с ребятами из Иркутска и т.д. Но все по порядку.
рекомендации по подг отовке занятия
колов передачи гипертекстов, то есть Web-документов.
HTML (Hyper Text Marked Language) - язык форматирования гинер-текста.
Tag - тэг, метка, оператор языка HTML. Например:
<html> </htmI> - тэг, открывающий и закрывающий код (HTML-текст) Web-страницы;
<body></body> - пара тэгов, открывающая и закрывающая основную часть (тело) кода.
Атрибут - параметр, свойство тэга. Например: <body bgcolor = "yellow">, где bgcolor есть атрибут тэга body, определяющий цвет фона Web-страницы.
постановка задачи
ß Байкал 99 - Microsoft Internet Expíoiei
.....i........~ _
ЛВА! KAIAPAGE1.HTM
основные понятия
В порядке подготовки желательно подобрать и поместить в отдельную папку файлы изображений для выполнения нижепоставленной задачи и упражнений.
Разработать Web-страницу со следующим текстом и изображением:
WWW (World Wide Web) - всемирная сеть, Интернет.
Web-броузер - программа просмотра Web-до-кументов (Netscape, например).
Гиперссылка - ссылка, позволяющая быстро (скачком) переходить на другой Web-документ (страницу) или в другую точку (абзац) этого же документа.
http (Hyper Text Transmission Protocol) -один из основных прото-
Мы, группа школьников из Санкт-Петербурга, горим желанием поехать на Байкал. Там мы хотам заснять видеофильм, посетить и осмотреть:
остров Ольхон, знаменитые тоннели, бухту Песчаную, музей в Листвянке
Приглашаем спонсоров,
активных попутчиков
Поход на Байкал.
рекомендуемый план разработки темы
1. Образуйте на диске, в своей папке, новую папку под именем, например, Baikal.
2. Запустите -Web-броузер (иконка Internet на рабочем столе Windows 95).
3. Войдите в редактор броузера. Смотрите меню (см. рис. 1): Вид - В виде HTML (Источник) - Ввод (Enter). Теперь перейдите в меню редактора: Файл - Создать -Ввод (Enter).
4. Наберите в окне редактора текст, который отразит пока только структуру Web-страницы:
<html>
<headxtitle> Байкал - 99 </title>
</head>
<body>
</body> </html>
5. Набранный текст сохраните как pagel.htm в предварительно образованной вами папке (Baikal). Не забудьте установить тип файла как "Все файлы[*.*]"
6. Загрузите в Web-броузер файл pagel.htm. Для этого откройте в меню броузера: Файл - Открыть - Обзор - найдите в своей папке файл pagel.htm - Открыть - O.K. Убедитесь, что название Web-страницы ("Байкал-99") отразилось в верхней статусной строке Web-броузера.
7. Откройте первоисточник Web-страницы (Вид - В виде HTML) и между тэгами <body> </body> наберите следующий текст:
"Поход на Байкал Мы, группа школьников из Санкт-Петербурга, горим желанием поехать на Байкал. Там мы хотим заснять видеофильм, посетить и осмотреть: остров Оль-хон, знаменитые тоннели, бухту Песчаную, музей в Листвянке.
Приглашаем спонсоров, рекламодателей, активных попутчиков."
Сохраните дополненный код.
8. Перейдите в меню Web-броузера. Щелкните по иконке "Обновить". Убедитесь, что в окне браузера отразился весь на-
бранный вами текст. Задача почти выполнена.
Теперь для полного решения поставленной задачи постарайтесь выполнить все упражнения.
упражнения
1. Отформатируйте текст с помощью тэга перехода на новую строку <br>, тэгов центровки текста <center> </center>, тэга разделительной линии <hr>.
2. Измените цвет фона страницы на, например, желтый (yellow) с помощью тэга cbody bgcolor = "yellow"> вместо тэга <body>.
3. Измените тип, размер, цвет текста, используя тэги:
<font face =" " size = color = > </font> Можно применить такие типы (face) шрифтов, как Decor, Arial, Times New Roman, Domkrat, ArtScript. Для заголовка примените тэги <hl></hl>. Размер шрифта (size) для основного текста возьмите равным 3.
Не забудьте проставлять закрывающий тэг </font>.
4. Поместите на странице изображение, предварительно поместив графический файл в текущую папку ("Baikal"):
<image 8гс="имя_графического_файла">
5. Запрограммируйте изображение так, чтобы при наведении на него указателя мыши появлялась бы подсказка (например: "Вид с утеса острова Ольхон"). Справка: в тэге Image используйте его атрибут ак="текст", отражающий "текст".
6. Измените код (HTML-текст) так, чтобы в начале страницы было бы слово "Вниз". Теперь в коде введите после тэга <body> необходимую гиперссылку, чтобы пользователь мог, щелкнув мышкой по слову "Вниз", перейти в самый конец страницы. Для этого еще присвойте перед закрывающим тэгом </body> атрибуту name (тэга <а>) значение, равное "Конец страницы". Справка:
<а href=»#KoHeu страницы»> Вниз</а> Гипертекстовая связь в Web-до-
кументе.
<а паше=»Конец страницы»х/а> Определяет место перехода по гиперсвязи в этом же документе. 7. Осуществите, по аналогии с предыдущим пунктом, гиперпереход с конца страницы в ее начало.
программный текст web-страницы
В целях самоконтроля ниже представлен вариант полного кода решения задачи:
<html>
<head><title>BaftKan-99</title> <а пате=»Начало страницы»> </head>
cbody bgcoIor=»yellow»> <а hrcf=»#KoHeu страницы»>Вниз</а> <centerxfont face=»decor» color=»red»xh 1 >Поход на Байкал. </fontx/h 1 ></center>
<font face=»Times New Roman» color=blue size=3 >
Мы, группа школьников из Санкт-Петербурга, горим желанием<Ьг> поехать на Байкал. Там мы хотим заснять видеофильм, посетить и осмотреть:<Ьг> остров Ольхон, знаменитые тоннели, бухту Песчаную, музей в Листвянке.<brxhr>
<ЯоШ> <сеШег>
<ГоШ face=»domkrat» color=red size=5>Пpиглaшaeм спонсоров, рекламодателей, активных попутчиков. <Яот> <Ьг>
<1та§е кгс=»11и1е.Зрё» ак=»Вид с утеса острова Ольхон»> </сетег>
<а пате=»Конец страницы»х/а> <а Ь^=»#Начало страницы»> Вверх</а>
</body> </Ыт1>
заключение
Вы познакомились с первым наброском У/еЬ-страницы, вы знаете теперь, что представляет собой структура У/еЬ-доку-мента, как применять основные тэги, как поместить картинку, выполнить гиперссылку для быстрого перехода по странице. Гиперссылка - ключевой момент всемирной сети. При изучении следующей темы вы будете уметь делать гиперссылки переходов к разным У/еЬ-документам, а также научитесь строить и использовать НТМЬ-таблицы.
НАШИ АВТОРЫ
Кондратьев Николай Васильевич, кандидат технических наук, преподаватель Центра информационной культуры Кировского района.