Научная статья на тему 'Обучение иностранному языку в военном вузе: психолого - педагогический аспект'

Обучение иностранному языку в военном вузе: психолого - педагогический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
THE REASONS OF DEMOTIVATION / STUDYING FOREIGN LANGUAGES / WAYS OF INCREASING MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варникова Ольга Васильевна, Сафонова Ольга Юрьевна

Данная статья посвящается психолого-педагогическому аспекту обучения иностранному языку в военном вузе. Рассматриваются возможные причины демотивированности обучающихся курсантов и пути повышения уровня мотивации к изучению иностранных языков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение иностранному языку в военном вузе: психолого - педагогический аспект»

УДК 377.1

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Варникова Ольга Васильевна, доктор педагогических наук, доцент, Филиал Федерального Государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва» Министерства обороны Российской Федерации, г. Пенза, Россия

Сафонова Ольга Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент Филиал Федерального Государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва» Министерства обороны Российской Федерации, г. Пенза, Россия

ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВОЕННОМ ВУЗЕ: ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация: Данная статья посвящается психолого-педагогическому аспекту обучения иностранному языку в военном вузе. Рассматриваются возможные причины демотивированности обучающихся курсантов и пути повышения уровня мотивации к изучению иностранных языков.

Ключевые слова: психолого-педагогический аспект обучения иностранному языку, информационный перегруз, интерактивные методы обучения, психологический барьер, профессионально ориентированное содержание обучения.

Abstract: the article highlights possible reasons of demotivation of cadets while studying foreign languages in a military institute and ways of eliminating them.

Index items: the reasons of demotivation, studying foreign languages, ways of increasing motivation.

Известно, что желание выучить хотя бы один иностранный язык есть у каждого интеллектуально развитого человека, но, к сожалению, оно может пропасть уже на первых занятиях по причине некомпетентных действий педагога. Рассмотрим ряд психолого-педагогических моментов, которые, с нашей точки зрения, необходимо учитывать в процессе преподавания иностранного языка.

Информационная перегруженность, как и недогрузка, являются причиной негативных последствий для физического и психического здоровья. Информационная перегрузка приводит к утомлению, неадекватному реагированию на внешнюю среду. Информационная недогрузка приводит к сенсорной депривации и к серьёзным функциональным расстройствам организма как физическим, так и психическим, вследствие дефицита информации о необходимых действиях в предполагаемой ситуации [3]. Например, недостаточный словарный запас или недостаточные знания грамматики для формирования какого-либо высказывания или понимания текста.

В процессе преподавания иностранного языка (далее по тексту сокращенно ИЯ) педагогу важно активизировать работу всех органов чувств обучающихся. Для этого необходимо, во-первых, применять интерактивные методы обучения с учётом психолого-физиологических особенностей курсантов военно-технических специальностей [4]. Во-вторых, обеспечить благоприятные для работы органов чувств внешние условия (свет, чистота, цвет стен, шумозащищённость и т.д.). Также важно соблюдать плотность размещения курсантов в учебном помещении, а также режим учебной и других видов работы и отдыха согласно уставным документам. Стимулировать работу органов чувств у курсантов путём воспитания ответственного отношения к учёбе, возбуждение интереса к получаемым знаниям по всем учебным дисциплинам.

Известно, что при обучении ИЯ восприятие лексических единиц (здесь и далее ЛЕ) происходит на слух (аудирование), зрительно (визуально), осязательно (моторно-двигательные операции). Восприятие, имея избирательную направленность, происходит на основе представления вторичного образа предмета или явления в форме слова, которое хранится в памяти. Поэтому для успешного восприятия учебной информации важно учитывать эмоциональное состояние, внимание и волевые качества обучающегося курсанта. Особенно отрицательно влияют на восприятие страх, психическая напряжённость, неуверенность, тревожность, беспокойство, усталость и т.д. [2, с. 154].

В процессе обучения ИЯ, одной из самых распространённых причин, отрицательно влияющих на процесс восприятия иноязычного материала, является психологический барьер между обучающим и обучающимся. Эмоциональный фактор кардинально влияет на успешность совместной учебной деятельности. [5, с. 437].

Речь идёт, во-первых, о позитивном отношении к смыслу выполняемой деятельности, что происходит с учётом мотивов и индивидуальных особенностей человека. Во-вторых, о страхе сделать ошибку. Эта проблема появляется практически сразу после некомпетентных действий педагога (амбиции, неправильная загрузка учебным материалом, неоправданно большой объём домашних заданий, авторитарный стиль поведения, некорректное отношение к физиологическим и психологическим особенностям обучающихся и т.п.). В результате, внутренний мотив по отношению к желанию выучить иностранный язык, который всегда есть у каждого человека, пропадает, появляются отрицательные эмоциональные переживания.

Положительные эмоции, напротив, проявляются по отношению к воспринимаемой информации с радостью, восторгом и т.п. Положительная эмоциональная мотивация имеет большое значение для проявления интенсивных волевых усилий в познавательных процессах, активизирует познавательную активность обучающихся курсантов.

Поэтому, в процессе обучения иностранному языку очень важны:

- яркая, интересная (особенно на этапе «мозгового штурма») подача учебного материала с использованием интерактивных средств обучения [6];

- методически грамотное использование форм, методов и средств обучения ИЯ;

- концентрация актуального дидактически разработанного материала (чёткая логика структуры учебного пособия);

- гипертекстовая организация материала, позволяющая доступность к нему в любое, удобное для обучающегося время;

- корректное использование нейро-лингвистических средств для активизации резервных возможностей мыслительной деятельности обучающихся курсантов.

Мыслительная деятельность курсанта является необходимой основой процесса усвоения знаний. Активизация мыслительной деятельности курсантов на занятиях по иностранному языку обеспечивается технологическим обеспечением обучения как последовательности и упорядоченности процедур и операций, составляющих в совокупности дидактическую систему [1].

Развёртывание профессионально направленных содержательных линий обучения способствует появлению осознанной мотивации достижения личной ответственности за результаты учебной деятельности, потребности самосовершенствования в учебной и профессиональной сфере, нравственного отношения к процессу деятельности, стремления иметь в будущем высокий социальный и профессиональный статус.

Содержательное наполнение обучения ИЯ должно быть профессионально ориентированным и носить междисциплинарный характер, для того чтобы активизировать интеллектуальные возможности курсантов и пробудить их мыслительную деятельность как при усвоении учебного материала, так и при реализации уже имеющихся знаний, развивая рефлексивность мышления, помогая соединять в сознании информацию, полученную по другим курсам учебных дисциплин.

Система заданий строится таким образом, чтобы с одной стороны обеспечивалось качественное формирование общекультурных и профессиональных компетенций, с другой стороны система упражнений превращала бы эти знания в метод познания, т.е. в способы деятельности. При этом изменяется характер мыслительной деятельности, развивается интерес, открывается творческий потенциал, приобретается опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к профессии [5].

Отсюда следует, что объём лексико-грамматического материала каждого занятия необходимо дозировать не только в соответствии с учебным планом, но и с учётом уровня языковой подготовки обучающихся курсантов.

Значимым здесь является время, как часто во временных рамках происходит использование знаний ИЯ после окончания курса иноязычной подготовки в вузе.

Библиографический список:

1. Варникова О. В., Сафонова О. Ю. Иноязычная коммуникативная компетентность переводчика в сфере профессиональной коммуникации как цель обучения // Инновации в образовании. 2017, № 7. С. 4-9.

2. Варникова, О. В. Формирование эмоционально-ценностного отношения к профессии средствами иностранного языка. Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2011. - № 3 (19). С. 153 - 161.

3. Змеёв, С. И. Технология обучения взрослых: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 128 с.

4. Психология и педагогика. Военная психология / Под ред. А.Г. Маклакова. - СПб.: Питер, 2004. - 464 с.

5. Психология и педагогика: учебник для бакалавров / под. общ. ред. В. А. Сластёнина, В. П. Каширина. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 609 с.

6. Сафонова О. Ю. Активные методы обучения иностранному языку как фактор формирования мировоззрения обучающихся. Материалы

международной научно-практической конференции «Современная наука как основа формирования мировоззрения». Казань, 2018. С. 45-47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.