Научная статья на тему 'Обучение игре - на фортепиано или электронном пианино?'

Обучение игре - на фортепиано или электронном пианино? Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1234
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ФОРТЕПИАНО / ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ / TEACHING / PIANO / SOUND PRODUCTION / ELECTRONIC PIANO

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Самарцева Светлана Леонидова

В статье рассматривается проблема использования электронных инструментов в классе фортепиано детских школ искусств. На примере анализа извлечения звука на акустическом фортепиано и электронном пианино показано, что цели, заложенные в методику обучения игре на фортепиано, не могут быть реализованы на электронном инструменте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Самарцева Светлана Леонидова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING TO PLAY - THE PIANO OR THE ELECTRONIC PIANO?

The article reviews the problem of electronic instruments used in piano classes at children’s arts schools. The phonation analysis of an acoustic piano and an electronic piano proves that targets predetermined by methodology of teaching to play the piano cannot be achieved when playing the electronic instrument.

Текст научной работы на тему «Обучение игре - на фортепиано или электронном пианино?»

УКД 372.87

ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ - НА ФОРТЕПИАНО ИЛИ ЭЛЕКТРОННОМ ПИАНИНО?

TEACHING TO PLAY - THE PIANO OR THE ELECTRONIC PIANO?

© С.Л. Самарцева Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

(Россия, Самара)

© S.L. Samartseva Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)

В статье рассматривается проблема использования электронных инструментов в классе фортепиано детских школ искусств. На примере анализа извлечения звука на акустическом фортепиано и электронном пианино показано, что цели, заложенные в методику обучения игре на фортепиано, не могут быть реализованы на электронном инструменте.

The article reviews the problem of electronic instruments used in piano classes at children's arts schools. The phonation analysis of an acoustic piano and an electronic piano proves that targets predetermined by methodology of teaching to play the piano cannot be achieved when playing the electronic instrument.

Ключевые слова: обучение; фортепиано; звукоизвлечение; электронное пианино.

Keywords: teaching; piano; sound production; electronic piano.

В современных детских школах искусств все чаще можно встретить электронные пианино. Эти инструменты используются для обучения детей в классах вокала, ансамбля, импровизации. Нередко можно увидеть электронного «родственника» и в классе фортепиано. У музыкантов, воспитанных в духе лучших традиций русской фортепианной школы, этот факт вызывает удивление и недоумение. В классе вокала новейшие разработки инженеров звука во многом облегчают работу педагога-вокалиста и, особенно, концертмейстера, позволяя мгновенно (буквально нажатием кнопки) транспонировать вокальные произведения, создавать красочные аранжировки. Ученик, который знакомится с азами импровизации, имеет больше возможностей для творчества, используя тембральное разнообразие, заложенное в программу цифрового инструмента. Но возможно ли использование электронного инструмента в обучении игре на фортепиано?

Остановимся на особенностях акустического фортепиано и электронных инструментов (синтезатора и цифрового пианино).

Акустическое фортепиано относят к механическим струнным ударно-клавишным инструментам. Звук на фортепиано производится с помощью сложной системы рычагов, передающих силу воздействия играющего от клавиши к молоточку и через него на струну.

Синтезатор - название инструмента объясняет цели, для которых он был создан: синтезирование звука. Синтезатор позволяет не только создавать качественные и разнообразные звуки, но и записывать собственные композиции, прослушивать и редактировать их. С фортепиано синтезатор объединяет только похожесть клавиш. Клавиатура синтезатора не соответствует фортепианной по многим параметрам: количеству и размеру клавиш, их способности реагировать на прикосновения играющего.

Электронное (цифровое) пианино было создано с целью объединить в себе все самое ценное, что есть в акустических фортепиано и синтезаторах: оно имеет 88-кла-вишную клавиатуру и цифровой способ воссоздания звука.

Итак, клавиши и звук. Именно с клавиш начинается физический процесс «творения» звука. Звук, особым образом извлеченный движениями рук пианиста, рождает музыкальный художественный образ. В отечественной фортепианной педагогике уделяется огромное внимание работе над звукоизвлечением. Все усилия педагога, особенно на начальном этапе обучения, должны быть направлены на то, чтобы научить ученика владеть своим игровым аппаратом и извлекать из инструмента наполненные интонационным смыслом звуки, научить «петь на инструменте». «Пение на фортепиано», чем так славится отечественная пианистическая школа, подразумевает преодоление ударной природы молоточко-вого инструмента, способность к извлечению глубокого звука, достижение единой звуковой линии, «когда каждый единичный звук как бы «вытягивается» из предыдущего и образует единый «звуковой поток» [3]. Стремление представителей русской пианистической школы к достижению певучего звукоизвлечения на фортепиано ярко характеризует высказывание Г.Г. Нейгау-за: «Я буду стремиться всеми силами и, несмотря на препятствия, буду добиваться пения, пения и пения! "Невозможные" потуги приведут к "возможным" достижениям! <...> что может сравниться с очарованием и выразительностью человеческого голоса?! Забыть о голосе, о человеке, о человеческом и человечном празвуке невозможно; как некий "скрытый Бог", он живет в любой музыке, все от него исходит и все к нему приходит» [4, с. 121].

«Пение», извлечение звука, окрашенного в различные тембральные, динамические оттенки, на электронных инструментах

затруднительно. На акустическом фортепиано пианист способен управлять клавишами, воздействовать на звук специальными выверенными игровыми движениями, добиваясь необходимого качества. На электронных инструментах звук возникает после соприкосновения клавиши с так называемой контактной группой, которая находится под клавишей: нажатие клавиши приводит к ее замыканию, и так воспроизводится соответствующий звук. В более совершенных инструментах скорость движения клавиши отражается на громкости звука.

«Пение» на «живом» инструменте возможно также и потому, что фортепиано наделено особыми акустическими эффектами. Извлечение одного-единственного звука влечет за собой резонирование деки (деревянной панели, находящейся за струнами в пианино и под струнами в рояле), корпуса инструмента, при опущенной педали резонируют все струны, попадающие в сетку обертонов и унтертонов по отношению к исходному, корневому звуку. Резонирование струн, обертоны и унтертоны создают акустические возможности для исполнения «льющегося» legato, мелодического потока.

Цифровое пианино такими возможностями не обладает. Имитация взаимодействия обертонов присутствует в некоторых дорогих электронных инструментах, но, по мнению специалистов, это лишь некоторое приближение к естественному звучанию.

Работа над звукоизвлечением - многогранный процесс. Это, прежде всего, активная работа над развитием музыкального слуха. Это работа по совершенствованию слуховых представлений, так как прежде чем извлечь ноту или исполнить музыкальное произведение, надо представить их звучание. Это работа по оттачиванию игровых движений, умения услышать и проанализировать результат этих движений. Это развитие творческой фантазии, воображения. То есть правильная работа над звукоизвле-чением в результате играет важную роль

С.Л. Самарцева

в формировании культуры, музыкально-творческих способностей будущего профессионала или музыканта-любителя.

Что происходит, когда начинающий, неопытный пианист впервые прикасается к клавишам электронного инструмента?

Уточним, что мы говорим о цифровых пианино. Современные электронные инструменты снабжены специальными механизмами, имитирующими натуральные клавиши («взвешенные клавиши с моло-точковой механикой»). Уровень приближения имитации к натуральному инструменту зависит от его стоимости. Мы понимаем, что школа не может себе позволить приобрести такой инструмент, в котором этот механизм был бы наиболее приближен к натуральному. С легкостью нажимая клавишу электропиано, ученик, независимо от своих движений, получает готовый звук. При этом теряется целый спектр слуховых и двигательных ощущений. Классические методические вопросы, предваряющие процесс первых опытов по извлечению звука на фортепиано: «какой звук сейчас сыграем - нежный, важный, грустный, радостный?», «приготовь пальчик, руку», «послушай», «получилось?» и т. д. - просто теряют смысл.

Начиная обучение маленького пианиста на электронном инструменте, мы лишаем его возможности прикоснуться к богатейшим возможностям живого акустического инструмента, почувствовать глубину звука, научиться передавать свои чувства и эмоции, ощутить радость «творения» звука. Профессиональные музыканты-пианисты очень трепетно относятся к своему инстру-

менту: «кажется, что он совершенно живой, будто ведешь разговор с тонким, невероятно чутким собеседником, полным неожиданностей и сюрпризов, который тебя бесконечно радует и удивляет» [2].

Человеку свойственно желание скопировать природу, стремление продлить жизнь ускользающего во времени момента прекрасного настоящего. Художник запечатлевает на картине мгновение отблеска луны на зыбких волнах, парфюмер стремится сохранить аромат вечерней розы, раскладывая его на тысячи химических составляющих, звукоинженер фиксирует звучание лучших акустических роялей мира и вкладывает его в доступные широкому потребителю электронные пианино. На сегодняшний день существуют попытки создания физической модели фортепиано, но ни один пример такой модели, как утверждают специалисты, не может похвастать безусловной имитацией - «ведь это моделирование природы, а природа - упорядоченный хаос. Сложно моделировать то, о чем нет всеобъемлющих знаний» [1]. Ребенок, выросший среди картин, но не природы, среди воссозданных ароматов цветов, но не сада, среди электронных звуков, но не живой звуковой вибрации - каким он будет?

На наш взгляд, использование электронных инструментов в детских школах искусств должно иметь определенные цели и задачи. Если мы говорим об обучении игре на фортепиано, то, соответственно, это не может быть электронный инструмент. Это два совершенно разных инструмента, поэтому обучение и сферы применения у них должны быть разными.

Литература

1. Данилов А. Сфера применения цифровых пианино. URL : http://danalex.ru/digital_ piano/ (дата обращения: 02.11.2014).

2. Ивлева Л.А. Механическое фортепиано или электронное пианино: все ли нам равно? URL : http://www.pianoexpert.ru/chto-takoe-elektro-piano// (дата обращения: 02.11.2014).

3. Мустафаева Е. Размышления о сущности вокального интонирования на фортепиано URL : http://zvukinadezdy.ucoz.ru /publ/stati/publicistika/rasmyshlenija_o_sushhnosti_vokal (дата обращения: 02.11.2014).

4. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М. : Музыка, 1988. 240 с.

Сведения об авторе

Самарцева Светлана Леонидова, доцент кафедры инструментального исполнительства Поволжской государственной социально-гуманитарной академии. E-mail: samasveta@yandex.ru.

Почтовый адрес: 443099, г. Самара, ул. М. Горького, 65/67. Телефон: 269-64-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.