Kryshmarel Viktoria Yurievna
THE TEACHING OF PHILOSOPHY ..
philosophical sciences
UDC 1:37
ОБУЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ В ШКОЛЕ И ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ: ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ ПРАКТИКИ
© 2019
Кришмарел Виктория Юрьевна, кандидат философских наук, старший научный сотрудник, старший научный сотрудник отдела обществоведческого образования Институт педагогики Национальной академии педагогических наук Украины (04053, Украина, Киев, ул. Сечевых Стрельцов, 52-Д, e-mail: [email protected])
Аннотация. Статья посвящена обоснованию необходимости включения аспектов обучения философии в школьное образование и определение основных тенденций их внедрения в странах мира для определения возможностей учета их опыта в украинских реалиях. Философия в школе понимается как в первую очередь становления навыков, связанных с вдумчивым мышлением, умением анализировать, синтезировать и оценивать информацию, позиции, аргументацию, что в перспективе будет способствовать реализации человеком осознанной личной позиции в любых сферах. Понимание необходимости обучения философии в школе сейчас присуще большинству европейских стран. В целом философию в школе можно свести к двум направлениям - история философии и философствование. Методическая работа учителя при этом требует: отказа от авторитарности; создания поля для дискуссии и управления ею; поощрения творческого подхода на основании логической аргументации; стимулирования аналитического восприятия информации; отслеживания наличия взаимосвязи между теорией и повседневной жизнью. Для Украины актуальным сейчас есть вопрос методического сопровождения, учебных материалов и подготовки соответствующих специалистов, что является проблематикой для отдельных направлений исследований.
Ключевые слова: философия, обучение, школа, компетентность, метод, Европа, мир.
THE TEACHING OF PHILOSOPHY AT SCHOOL AND FORMATION OF COMPETENCE: BASES OF THEORY AND METHODS IN THE CONTEXT OF WORLD PRACTICE
© 2019
Kryshmarel Viktoria Yuriеvna, candidate of philosophical sciences (PhD in Philosophy), senior research, senior research officer at the department of social science education Institute of Pedagogy of the National Academy of Educational Sciences of Ukraine (04053, Ukraine, Kyiv, Sichovykh Strilciv Str., 52-D, e-mail: [email protected])
Abstract. The article deals with the specifics of some aspects of teaching philosophy. For Ukraine, the implementations of elements of such education are connected with the consistency of education, the concept of the New Ukrainian School, civic education. Philosophy at school is primarily understood as the development of skills related to thoughtful thinking, the ability to analyze, synthesize and evaluate information, positions, arguments that in the future will contribute to the realization of a person's conscious position in all spheres of life - from socio-political to cultural-personal. Understanding the need for teaching philosophy at school is currently inherent in most European countries. Even the countries where this practice was not traditionally developed, in recent years made significant shifts in the implementation of such training. This is mainly due to the challenges of modern society, in which, against the background of information and technology development, critical thinking, emotional intelligence, the ability to systematically solve problems and realize the implications and prospects become the most relevant competencies. In general, if we summarize the main approaches, then the philosophy at school can be reduced to two directions - the history of philosophy and philosophizing. Allow nowadays, the effectiveness, expediency and perspective of a separated subject on teaching philosophy in the whole system of secondary school is not mentioned. So, the methodological conditions for cross-subject education of such teaching in social and human subjects are provided more detailed. At the same time, further work on this issue in Ukraine should be aimed primarily at the development and experimental verification of teaching materials for teachers, as well as the implementation of programs (on public and on state levels) for trainings, courses, etc. for teachers about effective ways of teaching philosophy. Allow nowadays, the effectiveness, expediency, and perspective of the subject. So, the methodological conditions of such training in social and human subjects are provided more detailed. In particular, the following methodological conditions were substantiated: asking as the main method of working with students; giving students the opportunity to express and develop their thoughts; using of interactive teaching methods; high level of teacher's professional background. There are recommendations for teachers in the process of conducting cross-subject teaching philosophy at school. Methodological work of a teacher at the same time requires: the refusal of authoritarianism, becoming a facilitator; the creation and managing the environment for discussion; encouragement of the creative approach based on logical reasoning; stimulating analytical perception of information; observation of the relationship between theory and everyday life. It is philosophy as a methodology that allows us to form an intellectual basis for overcoming the challenges of society, and with the need to teach it at school, it requires development, overcoming existing contradictions in approaches and subsequent widespread implementation. In particular, the following methodological conditions were substantiated: asking as the main method of working with students; giving students the opportunity to express and develop their thoughts; using of interactive teaching methods; high level of teacher's professional background. For Ukraine, the current issue is the methodological support, teaching materials and training of the specialists, which is a problem for certain areas of research. The final finding is the conclusion of the study of the secondary school system in the Ukrainian and global trends. At the same time, further work on this issue in Ukraine should be aimed primarily at the development and the experimental verification of teaching materials for teachers, as well as the implementation of programs (on a public and on state level) for trainings, courses, etc. for teachers.
Keywords: philosophy, education, teaching, competence, method, Europe, world.
На сегодняшний день, по данным Всемирного экономического форума, основными навыками, наиболее востребованными работодателями, является критическое мышление, умение комплексно решать задачи, эмоциональный интеллект и умение сотрудничать [1]. Формирование этих навыков напрямую соотносится с компетентностным подходом, являющимся на сегодняшний день основным в образовании и реализующимся через куррикулярную систему. Его эффективность подтверждается результатами исследования PISA в
2015 году, которые свидетельствуют о высоких показателях успешности учеников Сингапура, Японии, Эстонии, Финляндии, Канады, а также Австралии, Великобритании, Китая, Германии и США. Эти данные могли бы так и остаться статистической информацией для осмысления реформирования в образовании и перспектив его развития, но они дают крайне интересную основу для размышлений при соотнесении с данными об обучении философии по информации ЮНЕСКО на 2007 г. [2]. Высокие показатели философии в школе и
80
Humanitarian Balkan Research. 2019. Т.3. № 1(3)
философски науки
Кришмарел Виктория Юрьевна ОБУЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ В ШКОЛЕ ...
высокие показатели успешности PISA - не случайность, так как засвидетельствованы на примере многих стран мира. То есть, на сегодняшний день философия в школе перестала быть маргинальным направлением, поскольку ее внедрение можно рассматривать как один из основных факторов, влияющих на качественное повышение эффективности образования в целом. Такая ситуация связана с тем, что именно обучение философии обеспечивает сквозную реализацию компетентностного подхода. Украина в контексте очерченной проблематики соответствует основным мировым тенденциям, поскольку законодательно-нормативные изменения 2017 года закрепили переход к компетентностному образованию (Закон Украины «Об образовании» и др.). Но на сегодняшний день остается открытым вопрос о наполненности, например, гражданской и социальной, а также культурной компетентностей (которые упоминаются в законодательно-нормативных документах, но в их наполненности нет целостного подхода). Именно поэтому считаем, что сейчас в Украине благоприятная ситуация для внедрения философии в общеобразовательный процесс.
Исходя из вышеизложенного, целью статьи считаем очерчивание компетентностных аспектов в обучении философии в школе на основе анализа опыта стран Европы для выделения эффективных методических путей его внедрения в контексте реформирования системы образования в современной Украине.
Актуальность обучения философии в странах Европы на сегодняшний день является не дискуссионным, а вполне решенным вопросом. По данным ЮНЕСКО 2007 г., в основном в выпускных классах оно представлено в Австрии, Бельгии, Болгарии, Дании, Кипре, Германии, Греции, Израиле, Ирландии, Исландии, Испании, Италии, Латвии, Люксембурге, Монако, Нидерландах, Норвегии, Польше, Португалии, Румынии, Сербии, Словакии, Турции, Финляндии, Франции, Хорватии, Чехии, Эстонии [3]. Возникающие противоречия касаются форм такого обучения, места в общеобразовательном процессе, критериев оценивания и места в выпускной аттестации. Остановимся более детально на наиболее ярких примерах, демонстрируемых Австралией, Великобританией, Канадой, США и Францией. Эти страны выбраны, поскольку имеют давнюю и разнообразную традицию обучения философии в школе, но при этом ее место в программе - существенно отличается, как и роль государственных структур в этом процессе.
Ярким примером заинтересованности государства в эффективной реализации обучения философии в школе демонстрирует Австралия, так как в качестве этического компонента оно представлено в национальном куррикулуме [4]. Курсы по философии присутствуют в программах как государственных, так и частных и религиозных школ большинства штатов, а на сегодняшний день наиболее актуальным является вопрос увеличения часов на развитие критического и творческого мышления, как методов философского познания мира, в младшей школе [5]. Кроме того, активную позицию занимает гражданский сектор, например, особый вес имеет работа Ассоциации Виктории по обучению философии в школе [6].
Достаточно сложная система подчинения государственных и частных школ Великобритании позволяет им выбирать предметы по собственному усмотрению, и на сегодняшний день все большее количество останавливается, в том числе, и на обучении философии. Такая ситуация сформировалась вследствие нескольких факторов. В первую очередь это включение в философии в сертификат типа AS / A2 [7]. Кроме того, особый контекст возник вследствие того, что в Ирландии обучении философии включили в национальный куррикулум, что подтверждает поддержку обозначенного направления на уровне министерства образования [8]. Кроме того,
высшие учебные заведения демонстрируют заинтересованность в обучении филисофии школьников (напр., факультет философии Эдинбургского университета [9], Королевский институт философии [10]. Также высокую активность в интересующей нас сфере проявляет Общество продвижения философского мышления и осмысления в образовании (SAPERE) [11].
Сущностно другой поход демонстрирует США, где обучение философии в школе как «философия для детей» (Philosophy for Children - P4C) возникло еще в 60-х годах ХХ в. На основании разработок М. Липмана. Но, не смотря на то, что этот предмет выбирают в некоторых как государственных, так и частных школах, на сегодняшний день в стандартной программе его нет. В основном сквозное обучение в обозначенном аспекте происходит на уроках английского языка и литературы. При этом высокий уровень обучения философии наблюдается во внеурочной деятельности: возникают клубы, дискуссионные команды и т. д. Организационную активность демонстрируют не только негосударственные общественные организации [12], но и центры при высших учебных заведениях (напр., Дж. Хопкинса, Северно-Западного университета и т. д.).
Канада - еще один яркий пример поддержки Р4С на государственном уровне. С 1996 г. в округе Онтарио все школы включили в свои программы обучение философии, другие округи пока что делают это по собственному усмотрению [2, с. 40]. Особо следует отметить, что именно в Канаде пристальное внимание уделяется подготовке учителей обозначенного направления. В основном этим занимается Ассоциация учителей философии Онтарио (ОРТА) при Канадской философской ассоциации в рамках проекта «Философия в школах» [13], которая также готовит методическое сопровождение.
На фоне стран, где обучение философии в школе происходит на основе Р4С, Франция демонстрирует достаточно самобытную модель. В этой стране сравнительно давно сформировалась традиция включения обучения философии в общеобразовательную систему как отдельный предмет в последний год обучения. При этом формы обучения могут быть разными (чтение классических текстов, общение на определенные темы на протяжение ученого года, написание эссе и т. д.), что на сегодняшний день вызывает критику из-за нечеткости целей такого обучения и неопределенность критериев его оценивания [14]. В контексте компетентностного похода основная сложность такой ситуации - невозможность, собственно, формирования компетентностей, так как випускники и учителя не имеют целостного представления о месте и роли такого обучения.
Учитывая вышеизложенные яркие опыты внедрения обучения философии в общеобразовательный процесс, остановимся более детально на его компетентностной наполненности, что и позволяет говорить об этом направлении как актуальном с нескольких позиций. При этом обучение философии понимается достаточно широко, приобретая особые аспекты в зависимости от конкретного контекста (государства, методологического похода и т. д.). В данном случае мы исходим из того, что обучение философии можно рассматривать, по А. Грейлингу [15], как метод, направленный на анализ, углубленное изучение, умозрительное представление о структуре мышления, теоретическом и творческом срезе идей и концепций, возникающих в процессе осмысления мира, на основании чего и формируются интеллектуальные способности учеников. Известный современный украинский философ А. Баумейстер выделяет следующие компетентности, которые формируются при обучении философии: вдумчивое чтение, умение выражать свои мысли в устной и письменной форме, умение аргументированно обосновывать собственную позицию / точку зрения [16]. Таким образом, обобщая две приведенные точки зрения представителей разных традиций, выводим общую направленность в осмыслении
Kryshmarel Viktoria Yuricvna philosophical
THE TEACHING OF PHILOSOPHY ... sciences
места обучения философии не как активности на определенном уроке, а как систематизированной во времени, осмысленной интеллектуальной деятельности. Именно поэтому под обучением философии предлагаем понимаем становление навыков, связанных с вдумчивым мышлением, умением анализировать, синтезировать и оценивать информацию, позиции, аргументацию, что впоследствии будет способствовать реализации человеком осознанного личного мнения в любой сфере жизни - от общественно-политической до культурно-личностной.
Формирование же вышеизложенных навыков как компетентностей возможно на основе двух методологических подходов - обучение философии как история философии и обучение философии как философствование. Первый является менее актуальным в контексте школьного обучения, а второй позволяет использовать потенциал философии при сквозном обучении, что и является наиболее оптимальным, исходя из мировой практики. Именно такой подход позволяет искать ответы на вопросы, касающиеся сферы смысла жизни, остающиеся вне общеобразовательного процесса, но являющиеся зачастую приоритетными для подростков. При этом особым образом изменяется роль учителя, и это та профессиональная компетентность, которая зачастую остается без должного внимания к ее формированию со стороны государства. Самообразование педагога позволяет овладеть навыками интерактивного ведения уроков, развития критического мышления, повысить общий интеллектуальный и культурный уровень, но плохо справляется с задачей формирования учителя как фасилитатора. Философствование возможно лишь в психологически безопасном кругу общения, проявляется в открытой глубинной дискуссии, и это то, что требует особых навыков при проведении/внедрении таких уроков / аспектов в общеобразовательной среде.
Проведенный нами опрос учителей в рамках научно-исследовательской работы отдела обществоведческого образования Института педагогики Национальной академии педагогических наук Украины «Методические основы компетентностно ориентированного исторического и гражданского образования в лицее» свидетельствует о том, что большинство учителей понимают необходимость сквозного внедрения обучения философии (58 %), при этом 28 % даже считают необходимым отдельный предмет, и лишь 14 % поддерживают мысль о том, что такое обучение должно быть лишь по желанию учеников (как предмет по выбору). Эффективными методами обучения философии все учителя назвали интерактивные (100 %) и исследовательские внеурочные задания (81 %), но при этом интересным является разнообразие сущностного их наполнения: изучение и осмысление образцов художественной культуры как возможность для обучения философии выбрали 47,5 %, а по 29 % остановились на лекции по истории философии и изучении первоисточников. Вышеприведенные данные свидетельствуют о том, что учителя понимают важность и необходимость внедрения обучения философии, но не имеют инструментария, чтобы его реализовать. Об этом свидетельствуют их ответы на следующие вопросы. О потребности в дополнительных средствах для обучения старшеклассников философии 38 % ответили, что учитель вполне может сделать это на доступных материалах (и здесь мы не можем не согласиться, вот только вопрос о том, действительно ли может, или думает, что может - в данном контексте не философский, а методический, ведь специальной подготовки для обучения философии в государственных педагогических программах практически не предусмотрено). Важно также отметить, что равное количество опрашиваемых (по 28 %) отметили необходимость специальных методических материалов для учителей, а также мультимедийных средств обучения. Также интересно, что учителя считают, что для обучения философии им самим необходимо владеть критическим мышлением (57 %), давать ученикам возмож-82
ность свободно общаться (47 %), пройдя специальные мастер-классы (47,5 %) и курсы повышения квалификации (38 %). При этом задавать много вопросов, изучать первоисточники и проявлять толерантность считают нужным менее 10 %. Это напрямую соотносится с тем, что проявлять логичность считают нужными лишь 19 %, а вот творческий подход - 43 %. То есть, наблюдается методологический голод педагогов в сфере обучения философии учеников. Преодолеть его можно с помощью он-лайн ресурсов (но овладение ими требует знания иностранных языков), специальных методических разработок для учителей (для формирования необходимого теоретико-методологического базового уровня), а также проведение тренингов и мастер-классов интересующей нас направленности (поскольку они более компактны во времени и более ориентированы на практический результат по сравнению со специальными курсами).
Отвечая на сформированный обществом запрос на обучение философии (и это касается не только непосредственно Украины, где в рамках процесса реформирования образования в целом происходит качественный переход к компетентностному образованию, проявляющемуся в том числе в понимании важности обучения философии, но в основном как критическому мышлению на основе интерактивного обучения, но и стран мира, где реализация такого обучения имеет сравнительно давнюю историю и высокие показатели эффективности [17], необходимо исходить из того, что, как отмечает Дж. Тейлор, «если мы хотим, чтобы наши ученики были более глубокими мыслителями, нам нужно дать им время подумать, и свободу выбрать их собственные вопросы для осмысления» [2]. Таким образом, учитель превращается в фасилитатора, который создает поле для дискуссии и руководит ею, углубляясь в проблематику, стимулируя аргументированные позиции, следя за связью теоретических размышлений и практического воплощения провозглашенных идей, логичностью обоснований и творческим полетом мысли. Основным орудием педагога в такой деятельности становятся вопросы (и лучше, чтобы они были сформированы самими учениками). Ответы на них формируют личное мнение (на основе дискуссии, исследовательских проектов и т. д.). при этом сложнейшей задачей является оставаться безоценочным координатором обсуждения [18]. Детальнее методические нюансы обучения философии в школе -тема отдельного исследования. С некоторыми примерами общих рекомендаций методического характера можно ознакомится из соответствующих публикаций автора [19].
В качестве базового подспорья для учителей можно рекомендовать как пособия по интерактивному и критическому мышлению, а также специализированные исследования [14, 16], книги для чтения [20], так и специальные разработки тематических интернет-ресурсов, доступных в открытом доступе [18, 21].
На основе вышеизложенного приходим к следующим выводам. В современном образовании переход к компетентностному подходу с необходимостью связан с внедрением обучения философии в школе, что также является основой для ответа на запрос общества к навыкам выпускников (как личностей, граждан, профессионалов). Обучение философии как философствованию, являясь наиболее эффективным путем, одновременно требует и наибольшей профессиональной подготовки учителей, а также поддержки соответствующих программ со стороны государства, высших учебных заведений и общественных организаций, о чем свидетельствует успешный опыт разных стран мира. Таким образом, в контексте реформирования системы образования в Украине необходимо учитывать вышеобозначенный аспект, реализуя как специальные программы (курсы, тренинги и т. д.) для учителей, так и обеспечивая их надлежащего качества методическими материалами. В ином случае результаты исследования PISA, к которому Humanitarian Balkan Research. 2019. Т.3. № 1(3)
философски науки
Кришмарел Виктория Юрьевна ОБУЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ В ШКОЛЕ ...
в следующем году присоединится Украина, могут показать высокий уровень знаний, но низкий уровень сквозных компетентностей, формирование большей части из которых связано со сквозным обучением философии. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. 7 skills your child needs to survive the changing world of work. World Economic Forum. URL: https://www.weforum.org/agenda/2017/09/ skills-children-need-work-future/ (Last accessed: 08.02.2019).
2. Philosophy, a School of Freedom. Teaching philosophy and learning to philosophize: Status and prospects. Paris: UNESCO, 2007. 279 p.
3. Teaching Philosophy in Europe and North America. Paris: UNESCO, 2011. 97p.
4. The National Curriculum: Electronic resource. URL: http://vaps. vic.edu.au/curriculum/national-curriculum (Last accessed: 10.02.2019).
5. Sowey М. Teaching philosophy to children? It's a great idea. URL: https://www.theguardian.com/commentisfree/2013/nov/21/teaching-philosophy-to-children-its-a-great-idea ((Last accessed: 10.02.2019)).
6. Victorian Association for Philosophy in Schools. Supporting philosophical thinking in Victorian schools: Electronic resource. URL: http://vaps.vic.edu.au/ (Last accessed: 11.02.2019)).
7. Philosophy. AQA. Realising potential. URL: http://www.aqa.org. uk/subjects/philosophy (Last accessed: 11.02.2019).
8. Hughes С. Ireland teaches Philosophy to school pupils, why doesn't the UK? URL: https://uk.blastingnews.com/education/2015/04/ireland-teaches-philosophy-to-school-pupils-why-doesn-t-the-uk-00351851.html (Last accessed: 11.02.2019).
9. Philosophy in Schools. URL: https://eidyn.ppls.ed.ac.uk/outreach/ philosophy-schools-0 (Last accessed: 12.02.2019).
10. Philosophy in Schools: Electronic resource.URL: http://roya-linstitutephilosophy.org/funding-education/philosophy-in-schools/ (Last accessed: 12.02.2019).
11. The Society for Advancing Philosophical Enquiry and Reflection in Education: URL: http://sapere.net/main_file.php/ (Last accessed: 12.02.2019).
12. Plato. Philosophy Learning and Teaching Organization. URL: www.plato-philosophy.org (Last accessed: 15.02.2019).
13. The Ontario Philosophy Teachers' Association (OPTA). URL: http://ontariophilosophy.ca/about.htm (Last accessed: 15.02.2019).
14. Знепольский Б. Как преподается и как должна преподаваться философия (французская дискуссия). Отечественные записки. 2002. № 2(3). URL: http://www.strana-oz.ru/2002/2Zkak-prepodaetsya-i-kak-dolzhna-prepodavatsya-filosofiya (дата обращения: 19.02.2019).
15. Grayling A. C. Should Philosophy be a Core Subject at School? URL: https://www.schoolhousemagazine.co.uk/education/philosophy-core-subject/ (Last accessed: 19.02.2019).
16. Баумейстер А. Чому фiлософiю необхiдно вивчати в школi. URL: https://day.kyiv.ua/uk/blog/suspilstvo/chomu-filosofiyu-neobhidno-vyvchaty-v-shkoli (дата звернення: 19.02.19).
17. Кришмарел В. Навчання фiлософu в школi: основш тенденци. Украгнський педагогiчний журнал. № 3, 2018. С. 126-136.
18. Tips for Philosophy Sessions: Electronic resource. URL: https://depts.washington.edu/nwcenter/resources/tips/ (Last accessed: 19.02.2019).
19. Кришмарел В. Методичт особливостi навчання фiлософii в школi. Педагогiчна освта: теорiя i практика: збiрник наукових праць. Кам'янець-Подтьський нацюнальний утверситет iменi 1вана Огieнка; 1нститут nедагогiки НАПН Украгни. Вип. 25 (2-2018). Частина 1, 2018. С. 90-95.
20. Гордер Ю. Свт Софи. Кшв: Лтопис. 536 с.
21. Drabble E. How to teach ... philosophy. URL: https://www. theguardian.com/education/teacher-blog/2013/jul/29/philosophy-teaching-resources-schools (Last accessed: 19.02.2019).