Научная статья на тему 'Обучение эффективной презентации в рамках формирования профессиональных компетенций специалистов'

Обучение эффективной презентации в рамках формирования профессиональных компетенций специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
412
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ЭФФЕКТИВНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ / МАКРОИ МИКРООРГАНИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ / АНКЕТИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова Елена Аркадьевна, Широкогорова Татьяна Германовна

В статье обосновывается актуальность проблемы обучения навыкам и умениям эффективной научной презентации, рассматриваются технологии подготовки и проведения презентации, основные этапы и правила организации и структурирования материала, корректное использование визуализации, выбор коммуникационных каналов, методы устранения типичных ошибок и формы эффективной самооценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волкова Елена Аркадьевна, Широкогорова Татьяна Германовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение эффективной презентации в рамках формирования профессиональных компетенций специалистов»

Обучение эффективной презентации в рамках формирования

профессиональных компетенций специалистов 1 2 Волкова Е. А. , Широкогорова Т. Г.

Волкова Елена Аркадьевна / Volkova Elena Arkadyevna - кандидат филологических наук,

доцент, заведующая кафедрой;

2Широкогорова Татьяна Германовна /Shirokogorova Tatyana Germanovna - доцент, кафедра иностранных языков,

Нижегородская государственная медицинская академия, г. Нижний Новгород

Аннотация: в статье обосновывается актуальность проблемы обучения навыкам и умениям эффективной научной презентации, рассматриваются технологии подготовки и проведения презентации, основные этапы и правила организации и структурирования материала, корректное использование визуализации, выбор коммуникационных каналов, методы устранения типичных ошибок и формы эффективной самооценки.

Ключевые слова: иностранный язык, эффективная презентация, макро- и

микроорганизация материала, визуализация, публичное выступление, анкетирование, профессиональная коммуникация.

Современные Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ориентируют вузы не только на развитие у будущих медиков компетенций на понимание медицинских текстов на иностранном языке, но и на формирование профессиональных компетенций, осуществляемых с использованием иностранного языка, а именно:

• свободное применение иностранного языка как средства профессионального общения,

• активные коммуникации и информационно-аналитическую деятельность, активное информирование профессионального сообщества о результатах собственной научной и информационно-аналитической деятельности,

• публичную речь, ведение дискуссий и полемики.

Поскольку новейшая медицинская информация в современном мире представлена преимущественно на английском языке, то очевидно, что в контексте высшего медицинского образования иностранный язык выходит за рамки учебных предметов и является инструментом формирования специалиста-медика. Задачей кафедры иностранных языков в медицинском вузе является формирование так называемого «образовательного языкового континуума», который предполагает непрерывное обучение иностранному языку студентов, ординаторов, аспирантов, врачей с целью развития языковых компетенций для успешного международного профессионального общения.

Решать данные задачи невозможно без обучения навыкам устной коммуникации. Поскольку в медицинском вузе курс иностранного языка включает всего 72 академических часа, то у студентов младших курсов удаётся сформировать только элементарные навыки устной коммуникации, в то время как на этапе постдипломного обучения в группах аспирантов, ординаторов, научных специалистов, а также в группах углублённого изучения иностранного языка студентами старших курсов обучение эффективной устной коммуникации становится важной и неотъемлемой частью курса. Эта задача облегчается мотивированностью обучаемых, хорошим владением медицинской терминологией на иностранном языке в области профессиональных знаний. Приоритетное внимание уделяется обучению навыкам и умениям эффективной научной презентации, являющейся одним из наиболее универсальных средств профессиональной коммуникации в мировом образовательном пространстве.

| 75 | ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 2(14) 2016

Российский энциклопедический словарь даёт определение презентации (лат. praesentatio) как «публичное представление чего-либо нового, недавно появившегося, опубликованного, созданного, как способ наглядного представления информации с использованием аудиовизуальных средств».

В соответствии с требованием времени проведение презентаций стало неотъемлемой частью профессиональной деятельности.

Р. Дилтс в книге «НЛП: навыки эффективной презентации» выделяет четыре основные цели презентации в отношении других людей:

1. сообщить информацию,

2. развлечь,

3. научить,

4. создать мотивацию.

Сообщить информацию - это значит дать людям ключевую информацию в виде когнитивной карты. Научить - означает связать знания или информацию с релевантным, референтным опытом и поведением [1].

В действительности, большинство презентаций преследуют одновременно несколько целей. В вузе особое внимание должно уделяться презентациям, проводимым в целях обучения и представления информации.

В настоящее время существует много данных о том, как подготовить и провести презентацию (в частности, в интернет-ресурсах), однако, как показывает практика, студенты и специалисты не всегда способны самостоятельно изучить и освоить этот материал. Мы считаем, что формированию компетенций по эффективной презентации необходимо уделять особое внимание в течение всего курса иностранного языка. Прежде чем приступить к обучению студентов презентации учебного/научного материала, мы проводим анкетирование и предлагаем ответить на следующие вопросы:

• Что Вы знаете о презентации? С какой целью она проводится? Для кого?

• Какие особенности имеет текст презентации по сравнению с письменным текстом (учебник, научная статья)?

• Каким образом следует предъявлять материал?

• Каковы основные этапы, временные рамки презентации?

• Какую роль играет визуализация?

• Расскажите о вашем личном опыте проведения презентации.

• В чём, на ваш взгляд, состоит наибольшая трудность в проведении презентации (отбор информации, составление текста сообщения, структурирование выступления, выступление, использование визуальных средств)?

Результаты анкетирования позволяют преподавателю выявить уровень компетентности студентов и в соответствии с этим выстроить курс обучения.

Первым шагом является обучение так называемой «макроорганизации», в рамках которой происходит осознание и постановка цели, задачи, разработка плана, составление введения и заключения. Вторым шагом является обучение «микроорганизации», к которой относится обучение языковой культуре презентации, а именно: структурам - сигналам, связкам, переходам от одной части текста к другой [2].

Микро - и макроорганизация презентации относятся к этапу подготовки презентации. На этом этапе важно обучить основным правилам организации и структурирования материала и регламентации времени каждой её стадии. Например, если презентация продолжается 30 минут, то оптимальный регламент следующий: введение занимает 3 минуты, основная часть - 15 минут, заключение - 2/3 минуты, вопросы/ответы - 8/10 минут.

Ведущий презентации должен уметь отбирать и организовывать представляемый материал и использовать оптимальные средства, помогающие донести его до слушателя, учитывать особенности аудитории. Известный представитель мирового бизнеса сэр Ричард Брэнсон говорил: «Успех в делах всецело зависит от того, можете

ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 2(14) 2016 | 76 |

ли вы эффективно донести свои мысли и планы до других». Управление проблемным пространством презентации предполагает оценку уровня подготовленности аудитории, отбор информации и выбор «коммуникационных каналов», позволяющих её эффективно представить. Если презентации проводятся на научных семинарах и конференциях перед подготовленной аудиторией, то материал общего вводного характера должен быть сведён к минимуму (20%), а основное внимание должно быть сконцентрировано на актуальных темах. На публичных лекциях, учитывая неподготовленность аудитории, 80% материала должно быть обще описательного характера.

Не менее важным, представляется выбор стиля языка презентации. Типичной ошибкой неопытного выступающего является использование при устной презентации формального книжного стиля. Поскольку студенты при подготовке к презентации часто используют в качестве источников опубликованные статьи, учебники, научные труды, то, как правило, они формально переносят книжный стиль в устную речь. Устная речь, как известно, отличается от письменной, в первую очередь, обращённостью к слушателям.

Поэтому в публичной речи уместно использовать некоторые риторические приёмы, такие как повторение, для выделения главной мыли, риторические вопросы, создающие ощущение диалога, примеры из жизни, известные слушателям и вызывающие ассоциации, контраст - самый эффективный приём, например, much lower than. Все эти стратегии вызывают интерес и удерживают внимание аудитории. Этой цели служат также и различные визуальные средства. Разумеется, форма презентации не может быть самоцелью, но визуализация не является просто красивой, ничего не значащей оболочкой. Удачная визуализация значительно улучшает информационный поток, помогает усвоить воспринимаемый материал, делая его более обозримым, информация воспринимается разными органами чувств и лучше сохраняется в памяти. Сейчас все устные презентации сопровождаются слайдами, но при этом важно помнить, что слайды не должны повторять и заменять устную презентацию, а только поддерживать её.

Задачей преподавателя является научить студентов корректно представлять информацию на слайдах в соответствии с психологическими и методическими требованиями.

Студенты получают рекомендации об оптимальном количестве используемых слайдов (один слайд в 2-3 минуты), рациональном использовании иллюстраций, их цветовых сочетаний, размере и типе шрифтов, о корректном представлении цифровых данных и всего текста информации. За подготовительным этапом следует демонстрация реальной презентации, во время которой приобретается опыт публичного выступления. К типичным ошибкам относится использование

• перегруженных информацией слайдов,

• слишком большого количества деталей,

• длинных фраз и сложноподчинённых предложений,

• формального стиля в общении с коллегами,

а также чтение доклада вместо свободного изложения и лексико-грамматические ошибки.

Необходимым условием эффективной презентации является обратная связь с аудиторией. Профессиональное общение со слушателями, умение отвечать на вопросы и задавать их, ведение дискуссии и полемики требует особой подготовки.

Клише и лексические единства, используемые на различных стадиях презентации, усваиваются студентами через банк упражнений на трансформацию, множественный выбор, заполнение пропущенных промежутков, утверждения верно/неверно, а также на базе коммуникативных заданий: «кейс-метод», метод проектов, ролевые и деловые игры.

| 77 | ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 2(14) 2016

В процессе обучения студенты следуют рекомендациям преподавателей о том, как использовать невербальные и голосовые возможности, жесты и мимику, а при зрительном контакте с аудиторий использовать правило 80%: 20%. То есть, при выслушивании вопроса 80% внимания следует уделять задающему вопрос и только 20% - аудитории, а при ответе на вопрос - наоборот. Всегда уместно использовать «метод трёх секунд» - смотреть в глаза слушателей в течение 3 секунд поочерёдно.

Темп речи выступающего может помочь слушателям понять детали содержательной часть презентации. Так, для привлечения внимания к содержанию высказывания темп речи понижается.

Дополнительный раздаточный материал также приветствуется. Тезисы выступления лучше написать на пронумерованных листах небольшого формата (с почтовую карточку).

Презентация завершается обсуждением, во время которого студенты оценивают каждый этап работы (содержание выступления, графические изображения, обратная связь с аудиторией, языковые компетенции, раздаточный материал) по определённым формальным критериям по шкале от 4 до 1 (соответствие задачам, анализ и дискуссия, организация, стиль и формат, навыки коммуникации, профессионализм, заключение), анализируют удачные моменты и допущенные ошибки, обмениваются опытом, рассказывают о трудностях при работе над материалом.

В конце курса проводится заключительное анкетирование, которое показывает положительную динамику по всем параметрам. Отмечается отчётливая тенденция к совершенствованию языковых норм, к снижению языковых ошибок, овладению особенностями различных регистров общения. И если на начальном этапе этот вид работы казался довольно простым, по завершению курса обучаемые приходят к выводу, что это интересная, но кропотливая и сложная работа, которая позволяет получить востребованные практические навыки.

Успешное участие научных специалистов и студентов НижГМА в международных конференциях и семинарах разного уровня свидетельствуют о целесообразности включения в учебный процесс поэтапного обучения навыкам и умениям эффективной научной презентации.

Литература

1. Р. Дилтс «НЛП: навыки эффективной презентации» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.nlp.rU/center/c/effect_present.html (дата обращения: 15.11.13).

2. Cheung - Teaching Effective Presentation Skills to ESL/EFL Students (TESL/TEFL) [

Электронный ресурс]: Режим доступа: http://iteslj.org/Techniques/Cheung-

PresentationSkills.html (дата обращения: 03.12.13).

ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 2(14) 2016 | 78 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.