Научная статья на тему 'Презентация в формировании коммуникативной компетентности'

Презентация в формировании коммуникативной компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
742
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансовый журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПУБЛИЧНАЯ РЕЧЬ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / COMMUNICATION COMPETENCE / PUBLIC SPEECH / COMMUNICATION TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калугина Ольга Анатольевна, Чернышкова Наталия Владимировна

В работе презентация рассматривается как эффективная технология, способствующая формированию коммуникативной компетентности студента финансово-экономического вуза. Представлена ее структура, классификация, алгоритм создания. Показан эффект внедрения гуманитарных технологий в учебную и профессиональную деятельность студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калугина Ольга Анатольевна, Чернышкова Наталия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Presentation in Formation of Communication Competence

The work reviews presentation as an efficient technology promoting communication competence of a finance and economics tertiary student. It presents the presentation structure, classification and development algorithm. Effect of implementation of the humanities technologies in the students' studies and professional activities is shown.

Текст научной работы на тему «Презентация в формировании коммуникативной компетентности»

ОБРАЗОВАНИЕ

Ключевые слова:

коммуникативная компетентность, публичная речь, коммуникативные технологии

О. А. Калугина, ст. преподаватель кафедры «Иностранные языки» ГУМФ (e-mail: kaluginaruc@rambler.ru)

Н. В. Чернышкова, к. фил. н.,

доц. кафедры«Иностранные языки» ГУМФ

(e-mail: ronas2007@rambler.ru)

Презентация в формировании

коммуникативной

компетентности

Изменения, происходящие сегодня в политической, экономической и социальной жизни, находят отражение в сфере образования и вызывают необходимость пересмотра точки зрения на публичное выступление, наряду с которым с недавнего времени рассматривается презентация. Владение искусством презентации требуется не только во время учебы в вузе, но и в дальнейшей профессиональной деятельности экономиста, финансиста.

В этом контексте целесообразен технологический подход к обучению студентов основам профессиональной деятельности (В. П. Беспалько, В. И. Боголюбов,

Н. М. Зверева, М. В. Кларин, М. М. Левина, В. А. Сластенин и др.). Реализация технологического подхода базируется на дидактических теориях, таких как обучение: контекстное (А. А. Вербицкий), модульное (Г. В. Лаврентьев, П. И. Третьяков), диалоговое (В. С. Библер, С. Ю. Курганов), адаптивное (Н. В. Границкая), информационное (О. П. Околелов). Однако они по-прежнему направлены в основном на усвоение студентами теоретико-методологических основ высшего образования, тогда как нерешенными остаются вопросы превращения педагогической теории в эффективный инструмент реализации идей на практике. Успешность этого процесса в значительной мере зависит от коммуникативных факторов. Это обусловливает необходимость развития у будущих специалистов финансово-экономического профиля профессиональной коммуникативной компетентности с помощью гуманитарных технологий, включающих технологию «работа над проектом-презентацией».

Необходимо отметить, что понятие «гуманитарная технология» наполнено смыслами «уважение личности», «ценность жизни», «существование, развитие человека», «качество жизни» и др. Это направление комплексно разрабатывается в программах ЮНЕСКО. Педагогическое сообщество также продуцирует новый дискурс образования, направленный на определенные модели построения обучения с позиции толерантности, сохранения здоровья, признания прав и достоинств учащихся, разнообразия мнений, опыта и жизненных позиций, языковой культуры, а также многих других факторов жизненного уклада, деятельности и отношений1.

1 См.: Бычков Н. В. Технологии развития управленческой компетентности руководителей образовательных учреждений // Гуманитарные науки и образование. — 2010. — № 4. — С. 21.

Ряд ученых отмечает, что «гуманитарные технологии — это совокупность технологий влияния. Их особенность — оказание мягкого, щадящего влияния на личность с целью осуществления ею выбора жизненной стратегии, ведущей к личному и профессиональному успеху»2. Технология создания презентаций отвечает данным характеристикам и нацелена на решение задач обучающегося и развивающегося человека. Она используется на занятиях по иностранному языку в Государственном университете Минфина России, и ее эффективность подтверждается на ежегодных научно-практических конференциях, где студенты демонстрируют владение базовыми коммуникативными компетенциями.

Основываясь на позициях исследователей в области профессиональной коммуникативной компетентности (В. Н. Введенский, Ю. В. Ильина, О. С. Осипчук, Е. М. Кузьмина и др.), в качестве компонентов структуры коммуникативной компетентности будущего специалиста финансово-экономического профиля в рамках данного исследования выделим следующие компетенции:

— акмеологическая — предполагает знание критериев и факторов движения к вершинам профессионализма посредством коммуникации (включает целенаправленность, эмоциональную устойчивость, рефлексивность мышления и эмпатию; реализуется как процесс познания себя, партнера по деловому общению, установление с ним эмоциональных отношений, умение прогнозировать поведение собеседника);

— дискурсивная — выражается в умении воспринимать смысл высказываний и строить их в соответствии с коммуникативным контекстом. Включает навыки проведения деловых встреч и бесед, совещаний, общения по телефону, подготовки и проведения коммуникационных кампаний и мероприятий;

— иноязычная — свободное владение иностранным языком как средством профессионального общения;

— социолингвистическая — готовность понимать и выполнять речевые действия, соответствующие конкретной ситуации.

Безусловно, необходимо учитывать данную структуру при формировании коммуникативной компетентности будущих специалистов финансовой сферы с помощью технологии «работа над проектом-презентацией».

Таким образом, использование данной технологии предполагает не только знание практического аспекта, но и четкое понимание теоретико-методологических особенностей презентации как инструмента публичной речи. Так, например, на начальном этапе подготовки презентации в первую очередь встает вопрос о ее грамотном составлении и структурировании содержания по теме публичного выступления, что невозможно без теоретических знаний о презентации. Дифференцируем понятия «публичная речь» и «презентация».

Публичная речь — это устная форма литературного языка, используемая в выступлениях на общественно-значимые темы. Наиболее полным нам представляется определение Н. Н. Кохтева: «Это устное, как правило, подготовленное выступление, произносимое перед аудиторией, следующее коммуникативно-речевым и соответствующим виду ораторской речи стилистическим и композиционным нормам, с целью информирования аудитории и воздействия на нее для получения желаемого эффекта»3.

В большинстве определений публичной речи говорится о необходимости учитывать взаимодействие оратора и аудитории, отмечается приоритет живого слова, выражающего не только мысли, но и чувства, настроения человека. Это форма массовой коммуникации, которая представляет собой устное монологическое общение с присутствием диалогического элемента; ее характеризуют многочисленная аудитория и непосредственный контакт с ней, официальная обстановка, заданность тематики. Публичная речь как результат транспозиции подготовленной письменной речи в устную форму общения сочетает в себе нормы письменной и устной речи; механизм ее функционирования

2 Гуманитарные образовательные технологии в вузе: методическое пособие / О. В. Акулова, А. А. Ахаян, Е. Н. Глубокова и др.; под ред. С. А. Гончарова. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.

3 Кохтев Н. Н. Ораторская речь: композиционно-стилистическая структура: дис. ... д. фил. н. — М., 1993.

отмечен следующими противоречиями: нормативность литературного языка — ситуатив-ность устной речи, подготовленность — спонтанность, монологичность — диалогичность.

Методический алгоритм действий оратора при подготовке речи был впервые предложен римским ритором Квинтилианом. Данный алгоритм включает в себя следующие действия: выбор темы (название, логическое и прагматическое рассмотрение), сбор материала из устных и письменных источников; создание самой речи (расположение аргументов в соответствии с замыслом с одной стороны и с учетом характера и интересов аудитории с другой; отработку речи в соответствии с правилами стилистики, по нормам литературного языка и с использованием речевых фигур), выступление.

Результат дальнейшей дифференциации на основании более конкретных признаков — виды или жанры. Эта классификация носит ситуативно-тематический характер, учитывается, во-первых, ситуация выступления, во-вторых, его тема и цель.

В традиционных жанрах публичной речи в современных условиях реализуются коммуникативные стратегии фирм или деловых партнеров, которые требуют не только умения самопрезентации, но и пропаганды философии компании, организационных ценностей, корпоративной культуры, а также знаний потребительского рынка, финансового рынка, контактных аудиторий, структур власти и т. п. Для этого следует как развивать коммуникативные навыки, ораторские способности, консультироваться у профессиональных спичрайтеров, читать специализированную литературу, так и научиться представлять информацию, поскольку половина успеха выступления зависит от того, насколько наглядно и ясно оратор способен передать его суть. Лучшие помощники в реализации данной задачи — презентации.

ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

Термин «презентация» в современном языке появился сравнительно недавно и ассоциируется чаще всего с рекламой какого-либо товара или услуги. Основные определения презентации: «общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного», «информационный или рекламный инструмент, позволяющий сообщить нужную информацию об объекте презентации в удобной для получателя форме»4. Второе определение отвечает целям нашего исследования.

Мультимедийная презентация представляет собой сочетание текста, гипертекстовых ссылок, компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда в единой среде. Кроме того, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации. Отличительная особенность подобной презентации — ее интерактивность, т. е. создаваемая для пользователя возможность взаимодействия через элементы управления.

Презентации можно разделить на несколько видов, в зависимости от способа использования и целей создания. Выделяют две основные группы:

— печатные;

— электронные: в форматах PowerPoint, PDF; видеопрезентации, мультимедийные, интерактивные в формате 3D; СD-, DVD-, бизнес-презентации (компании, проекта, продукта, фирмы).

На сегодняшний день презентация — один из самых комфортных и эффективных способов ознакомления целевой аудитории с новой информацией или продвигаемым объектом, одно из средств осуществления обмена информацией, когда нужна яркая и четкая ее подача. С помощью презентации легко реализуется коммуникативная задача обучения сотрудников, слушателей семинара или лекции, повышения лояльности клиентов и бизнес-партнеров.

Особое внимание следует обратить на то, что задача презентации состоит не в копировании выступления, а в его дополнении, раскрытии сложных тем, выделении ключевых моментов. Для этого необходима работа над структурой выступления и его визуальным воплощением в слайдах: использование диаграмм, рисунков и фотографий в качестве дополнения, сведение текстовой информации до необходимого

4 См.: Интернет-энциклопедия Википедия (http://ru.wikipedia.org).

минимума в тезисы, формулирование заголовков, отражающих суть слайда5. При разработке и использовании нужно учитывать, что слайды вызывают интерес и делают разнообразным процесс презентации, усиливают воздействие выступления. В этом случае аудитория не решает дилемму: слушать ей специалиста или читать текст. Выступление и презентация работают, как слаженный механизм.

Учитывая теоретико-методологические характеристики презентации, выступающей в качестве инструмента публичной речи, можно сделать вывод, что технология «работа над проектом-презентацией» интегративна — она предполагает интеграцию приемов для мотивации студентов к созданию индивидуального речевого продукта. Наряду с формированием у студентов навыков самообразования данная технология развивает критическое мышление и помогает излагать свои суждения. Более того, при следовании определенным правилам структурирования информации у студента формируются навыки логичного изложения любой информации, в частности финансово-экономической направленности6.

Работа над проектом-презентацией выявляет наличие когнитивного компонента в структуре коммуникативной компетентности и формирует у студента способность и готовность:

— искать (запрашивать различные базы данных, получать информацию и др.);

— изучать (организовывать взаимосвязь знаний и систематизировать их, использовать свои собственные приемы обучения и др.);

— размышлять (критически относиться к поступающей информации, занимать позицию в дискуссиях, вырабатывать свое собственное мнение и др.);

— включаться в деятельность (входить в группу или коллектив и вносить свой вклад, нести ответственность и др.);

— сотрудничать (работать в группе, договариваться на основе разумного компромисса и др.);

— адаптироваться (использовать новые технологии усвоения информации, не сдаваться перед трудностями и др.)7.

Можно сделать вывод: данная технология, эффективно используемая при изучении дисциплин «Иностранный язык», «Деловой иностранный язык», «Иностранный язык по специальности», ориентирована на личность студента. Обращение к ней обусловлено также тем, что она позволяет обучающемуся сосредоточиться на исследуемой теме, переместить акцент с лингвистического аспекта на содержательный, исследовать проблемы и размышлять над их решением на иностранном языке.

Технологию «работа над проектом-презентацией» при обучении английскому языку, таким образом, можно считать непростым, но эффективным этапом в формировании критического мышления. Она отличается тем, что в результате определенной поисковой, исследовательской, творческой деятельности обучающиеся не только приходят к решению поставленной задачи, но и создают конкретный продукт, показывающий их умение применить полученные результаты на практике. В процессе работы над презентацией студенты самостоятельно, без помощи или при минимальной помощи преподавателя иностранного языка выделяют тему исследования, определяют подвопросы, выдвигают гипотезы их решения, исследуют связи между ними, а затем возвращаются к основному вопросу и делают выводы. В ходе защиты проекта предусматриваются широкое обсуждение на иностранном языке предлагаемых решений, оппонирование, дискуссия. Поэтому от защищающих проект-презентацию требуется умение аргументировать свою точку зрения, выдвигать контраргументы оппонентам, поддерживать дискуссию, приходить к компромиссу, демонстрируя и развивая структурные компоненты коммуникативной компетентности, выражающиеся в перечисленных умениях.

5 См. : Занина Е. Л. Эффективное использование слайдов при проведении научной презентации // Материалы межвузовской научно-практической конференции. — Москва: АБиК, 2009. — С. 111-122.

6 См.: Калугина О. А. Формирование коммуникативной компетентности// Академия бюджета и казначейства Минфина России. Финансовый журнал. — 2011. — № 4. — С. 185.

7 См.: Тесленко В. И., Латынцев С. В. Коммуникативная компетентность: формирование, развитие, оценивание: монография/ В. И Тесленко, С. В. Латынцев; Красноярский гос. пед ун-т им. В. П. Астафьева. — Красноярск, 2007. — С. 41-42.

СОЗДАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Рассмотрим более подробно особенности презентаций в экономическом вузе. Алгоритм их создания состоит из трех этапов: планирование, разработка проекта и окончательного варианта текста, репетиция.

Планирование презентации:

1. Определение целей.

Для достижения наибольшего эффекта перед студентами ставится задача создать презентацию, цель которой максимально приближена к целям реальных презентаций работников финансовой сферы.

Различают следующие виды презентаций:

— презентация фирмы — направлена на создание имиджа фирмы в деловых кругах, создание или воссоздание ее благоприятного образа; реклама названия фирмы и продукции;

— презентация проекта — информирование людей о каком-либо проекте, поиск заинтересованных в поддержке его разработки и реализации. Этот вид презентации требует особого внимания к форме подачи, содержанию и подготовке материала;

— отчет о выполненной работе — представление узкой группе людей результатов реализации определенного проекта;

— обсуждение плана будущих работ — информирование определенного круга лиц о намеченных работах, их описание для того, чтобы подвергнуть объект презентации критическому анализу и изменению;

— презентация товара — создание знания о новой марке, товаре или услуге на целевом рынке, ознакомление потребителей с новыми возможностями товара, формирование у них интереса.

2. Изучение аудитории.

При оценке аудитории бизнес-презентации следует принимать во внимание следующие факторы: величину группы, соотношение специалистов и неспециалистов, возрастные характеристики.

3. Формирование структуры и логики подачи материала.

Хорошо структурированный материал, взаимосвязь содержательных частей презентации дает аудитории возможность усвоить и понять информацию. Большая часть аудитории — не носители языка, они предпочитают структуру, которая доступна и проста. Многие успешные презентации состоят из трех частей: введение, основная часть и заключение. Другие могут быть более сложными. В качестве примера приведем структуру презентации продукта:

— введение — представление себя и фирмы, определение цели презентации, ее значимости для целевой аудитории, формулирование основных пунктов содержания;

— основная часть — описание продукта, его качественных характеристик, преимуществ над продуктами конкурентов; определение группы целевых потребителей, обоснование цены и информирование о распространении данной продукции;

— заключение — обобщение представленного материала и формулирование выводов в форме рекомендаций по приобретению данного продукта.

Разработка проекта презентации и окончательного варианта ее текста должна основываться на следующих положениях:

1. Внимание слушателей концентрируется на начале выступления, затем оно постепенно ослабевает и несколько усиливается к концу. В связи с этим студентам рекомендуется включить наиболее значимую информацию в начало презентации и для привлечения внимания аудитории использовать такие приемы, как риторические вопросы, формулирование промежуточных выводов, демонстрация конкретных примеров.

2. Структурирование частей презентации должно опираться не на формальную композицию работы, а на ее смысл. Очень часто, особенно на этапе планирования, структура презентаций студентов имеет формальный характер — введение, основная часть и заключение не связаны по смыслу.

3. Использование графиков, схем, диаграмм, формул необходимо для демонстрации бизнес-презентации. Это также может быть затруднительным для студентов финансово-экономического вуза. Данные умения формируются с помощью практических упражнений.

4. Нужно также уметь рационально составлять, правильно оформлять, грамотно комментировать слайды.

5. Перед сдачей проекта необходимо проверить текст на наличие смысловых, лексических и грамматических ошибок.

Репетиция презентации — финальный этап. Во время репетиции студенты должны проверить:

— знание материала, способность говорить на тему без использования записей;

— правильное оформление интонационного рисунка выступления;

— использование просодических средств — мимики, жестов;

— соблюдение временных рамок.

Эффективность предложенной структуры подготовки презентации в финансово-экономическом вузе подтверждается участием и победами студентов Государственного университета Минфина России в межвузовских конкурсах презентаций.

Очевиден продуктивный характер данной технологии, отвечающей современным требованиям к владению коммуникативной компетентностью. Технология «работа над проектом-презентацией» позволяет сформировать у студентов навыки самостоятельного ведения исследования в заданной области, что поможет им в дальнейшем реализовывать более сложные проекты в их профессиональной деятельности. Ценность ее, на наш взгляд, заключается в том, что эта технология метапредметна: способы и приемы деятельности в ней могут быть применены к любой предметной деятельности.

Таким образом, мы приходим к следующему выводу: работа над проектом-презентацией на занятиях по иностранному языку — эффективная интегративная технология формирования коммуникативной компетентности студентов финансово-экономических вузов. Развитие рыночных отношений в нашей стране, глобализация, интенсификация, наблюдающиеся на всех уровнях коммуникации вследствие эволюции в сфере информатики, порождают необходимость быстрого и беспрепятственного распространения информации с помощью презентаций, а умение владеть публичной речью и навыки электронной презентации в настоящее время стали неотъемлемой частью профессиональной компетентности работника финансово-экономической сферы.

Библиография

1. Гуманитарные образовательные технологии в вузе: методическое пособие / О. В. Акулова, А. А. Ахаян, Е. Н. Глубокова и др.; под ред. С. А. Гончарова. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 159 с.

2. Рождественский, Ю. В. Принципы современной риторики. — М.: СвР-Аргус, 2000. — 136 с.

3. Кохтев, Н. Н. Ораторская речь: композиционно-стилистическая структура: дис. ... д. фил. н. — М., 1993. — 340 с.

4. Тесленко, В. И., Латынцев, С. В. Коммуникативная компетентность: формирование, развитие, оценивание: монография / В. И Тесленко, С. В. Латынцев; Красноярский гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. — Красноярск, 2007. — 256 с.

5. Барсукова, М. М. Презентация? Презентация! Презентация [Электронный ресурс] / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». — Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/313733/.

6. Бычков, Н. В. Технологии развития управленческой компетентности руководителей образовательных учреждений // Гуманитарные науки и образование. — 2010. — № 4. — С. 21.

7. Занина, Е. Л. Особенности научной презентации // Материалы межвузовской научно-практической конференции. — Москва: АБиК, 2009. — С. 100-110.

8. Занина, Е. Л. Эффективное использование слайдов при проведении научной презентации // Материалы межвузовской научно-практической конференции. — Москва: АБиК, 2009. — С. 111-122.

9. Калугина, О. А. Формирование коммуникативной компетентности // Академия бюджета и казначейства Минфина России. Финансовый журнал. — 2011. — № 4. — С. 185.

10. Официально-деловой стиль речи. Специфика деловой коммуникации [Электронный ресурс] / ИДО РУДН. — Режим доступа: http://www.ido.rudn.ru/ffec/rlang/rl11.html.

11. Потапова, С., Федоров, К. Создание презентаций [Электронный ресурс] / Маркетинг-журнал 4p.ru. — Режим доступа: http://www.4p.ru/main/theory/80227/

12. Интернет-энциклопедия Википедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.