УДК 378.147: 811.161.1
Т.Ю. Перова,
Институт повышения квалификации (г. Новокузнецк, Кемеровская область)
Обучение будущих учителей приемам создания и использования проблемного слова на уроках русского языка
Институт повышения квалификации (г. Новокузнецк)
Для создания и эффективного использования в учебном процессе проблемного слова как профессионально значимого жанра информативной педагогической речи требуются особые психолого-педагогические, методические, речеведческие и другие знания и коммуникативные умения, сформированность которых во многом зависит от специального обучения, в том числе и от подготовки будущих педагогов в вузах .
Трудности, мешающие педагогу результативно и эффективно использовать проблемное слово, в первую очередь определяются несформированностью специальных коммуникативных умений, требующихся для того, чтобы создавать проблемный монолог, отличать проблемное слово от других жанров педагогической
речи, определять его жанровые признаки, создавать жанровые разновидности проблемного монолога, использовать фразы-скрепы, контактоустанавливаю-щие средства, включать эвристическое слово в урок и др.
Мы разработали и реализовали на практике методическую модель обучения студентов подготовке и использованию проблемного слова на уроках русского языка.
Лингвистической основой системы обучения будущих учителей русского языка созданию и использованию проблемного слова явились сведения о специфических признаках проблемного слова:
- является одной из форм проблемного монологического изложения, в ходе которого педагог управляет познаватель-
ной деятельностью учащихся. Содержание такого высказывания составляют интеллектуальные «ловушки», создающие проблемную ситуацию;
- решает комплекс задач. Информативно-поисковую: вызвать интеллектуальное затруднение, объяснить материал «на фоне систематически создаваемых им (учителем) проблемных ситуаций» [4, с. 325] и одновременно организовать учебно-исследовательскую деятельность учащихся. Ар-гументативную: убедить системой доказательств, ее уровнем, «установить какую-то истину, получить знания путем актуализации причинных или условно-следственных связей тех или иных видов знаний» [1, с. 68] и др. Воздействующую: сформировать критическое мнение о том или ином предмете речи, его оценку, организовать поиск совместного решения проблемы на уровне внутренней речи учащихся, привлечь их к анализу факта или явления, совместному его обобщению;
- является комплексным, поликодовым, аргументативным текстом. Имеет определенную структуру и композицию и др.;
- используется на разных этапах урока, а следовательно, может быть вводным, объяснительным, обобщающим.
Психолого-педагогической основой создания методики обучения стали знания об особенностях проблемного обучения, «протекающего преимущественно на ос-
© Перова Т.Ю., 2015
ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА ПЕРОВА
кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой теории и методики общего образования Института повышения квалификации (г. Новокузнецк, Кемеровская область). Сфера научных интересов: общая и профессиональная коммуникативная культура педагога, проблемное обучение русскому языку и литературе, повышение квалификации учителей-предметников по актуальным вопросам современного образования. Автор 50 публикаций
Рассматривается проблема формирования методических умений будущих учителей русского языка в обучении профессиональным жанрам. Предложена модель обучения студентов созданию и использованию проблемного слова на уроках русского языка, направленная на формирование комплекса коммуникативно-жанровых и психолого-педагогических умений, которые требуются для успешного использования жанровых разновидностей проблемного слова в профессиональной педагогической деятельности.
Ключевые слова: речевой жанр, проблемное обучение, проблемный монолог, жанровые разновидности проблемного слова.
The article is devoted to the problem of methodical skills formation of the future teachers of the Russian language while the teaching of the professional genres. The author developed a model of teaching students for the preparation and the usage of proble-based words at the lessons of the Russian language that is aimed at the formation complex of communicative-genre and psychological-pedagogical skills which are required for the successful usage of the genre varieties of the problem-based words in the professional pedagogical activity.
Key words: speech genre, problem-based teaching, problem monologues, genre varieties of the problematic word.
нове поисковой, творческой формы познавательной деятельности учащегося как личности» [2, с. 87], о специфике интеллектуально-речевых действий учителя, использующего в своей деятельности элементы проблемного обучения.
Методическое обеспечение осуществлялось на основе общей системы обучения современному русскому литературному языку, русской литературе.
Формирование необходимых умений проходило в ходе выполнения коммуникативных заданий различного характера.
1. Задания аналитического характера, предполагающие углубленный содержательный или сравнительный анализ нескольких образцов проблемного слова для определения его разновидностей, задач.
2. Аналитико-конструктивные задания, направленные на переконструирование и редактирование готового текста или отдельных его фрагментов с учетом знаний о жанровых особенностях проблемного слова и приемах введения в него интеллектуальных затруднений.
3. Конструктивные (творческие) задания, предполагающие создание проблемного монолога и его поликодовых компонентов: схемы, таблицы и др.
Дидактической базой обучения стали тексты-образцы из научно-методической литературы, аудио-, видеофрагменты уроков с проблемным словом, записанные в ходе наблюдений за деятельностью учителей русского языка и риторики в условиях общеобразовательной средней школы,стено-граммы уроков, раздаточный наглядный материал, учебные тексты, созданные специально в целях обучения, мультимедийные материалы.
Обучение студентов проводилось в несколько этапов.
На первом этапе в учебно-лабораторных условиях студенты получали необходимые сведения о жанровых признаках проблемного слова и его разновидностях, учились создавать проблемное слово, редактировать созданные тексты в соответствии с целями и задачами урока и с учетом жанрообразу-ющих и жанроопределяющих признаков, знакомились с критериями для оценки проблемного слова.
На втором этапе в ходе учебной практики по культуре речи и педагогической риторике закреплялись знания студентов о жанровых разновидностях проблемного слова учителя, выявлялась специфика их использования в среднем звене и др.
На третьем этапе обучения в курсе теории и методики обучения русскому языку студенты анализировали собственные устные высказывания, использованные ими в реальных учебно-речевых условиях педагогической практики. Это обсуждение позволило не только систематизировать знания студентов о жанровых разновидностях проблемного слова учителя, усовершенствовать их коммуникативно-жанровые умения, необходимые для использования проблемного монолога в реальных условиях урока, но и предупредить некоторые недочеты в выполнении будущего итогового задания педагогической практики.
На четвертом этапе в период педагогической предметной практики студентов 4-го курса в 5-7-х классах проверялась сформиро-ванность умений использовать высказывание в жанре проблемного слова на предметном уроке среднего школьного звена. Студенты самостоятельно отбирали материал, создавали проблемное слово, обосновывали необходимость его использования на конкретном уроке. Во время уроков мы вели наблюдения за коммуникативной деятельностью студентов и делали видео- и аудиозаписи.
В ходе консультаций, бесед со студентами, наблюдений за их коммуникативной деятельностью мы обратили внимание на то, что большинство из них использовали различные жанры проблемного слова не на одном уроке, как этого требовало контрольное задание, а на нескольких - как на уроках русского языка, так и литературы, риторики. Использование проблем-
Обучение учителей использованию проблемного слова
ного монолога на уроке, по мнению студентов, позволило им разнообразить учебный процесс, сделать свою речь яркой, запоминающейся, результативной, а деятельность учащихся - активной и творческой.
Предварительный анализ коммуникативной деятельности студентов в период предметной педагогической практики, на наш взгляд, позволяет сделать вывод об определенных положительных тенденциях в формирова-
нии специальных умений, связанных с созданием и использованием жанровых разновидностей проблемного слова. Это проявилось в следующем: студенты научились успешно применять различные виды интеллектуальных «ловушек» при создании жанровых разновидностей проблемного слова, использовать их в педагогической деятельности.
К общедидактическим достижениям проведенной работы считаем возможным отнести повыше-
ние интеллектуального потенциала студентов и интереса к творческим формам педагогической деятельности, стремление использовать эвристическое слово, благодаря которому на уроке организуется продуктивное общение учителя и учащихся; формирование на ранних этапах овладения профессией убеждения в том, что «верно найденная и реализованная система общения <...> активизирует детей, вызывает стремление принять деятельное участие в учебном процессе» [3, с. 35].
Таким образом, в процессе обучения мы стремились:
- вызвать интерес студентов к проблемному слову как профессионально значимому жанру педагогической речи;
- максимально приблизить речевые действия студентов к коммуникативной деятельности школьного педагога-предметника (в соответствии с требованиями к современным условиям общения и взаимодействия учителя и учащихся в условиях проблемного урока);
- сформировать необходимые коммуникативно-речевые и коммуникативно-методические умения на основе представления о проблемном слове как особом жанре;
- способствовать повышению коммуникативной компетенции будущих учителей русского языка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Десяева Н.Д., Лебедева Т.А., Ассуирова Л.В. Педагогическая речь: ее качества, стиль, жанры // Культура речи педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2003.
2. Иванихин В.В. Искусство урока: учеб. пособие для студ. Шадринск: Шадринский госпединститут - Оса: Росстани-
на - Каме, 1995.
3. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: книга для учителя. М.: Просвещение, 1987.
4. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975.
LITERATURA
1. Desjаeva N.D., Lebedeva T.A., Assuirova L.V. Pedagogicheskaja rech': ee kachestva, stil', zhanry // Kul'tura rechi pedagoga: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij. M.: Akademija. 2003.
2. Ivanihin V.V. Iskusstvo uroka: ucheb. posobie dlja stud. Shadrinsk: Shadrinskii gospedinstitut - Osa: Rosstanina -
Kame, 1995.
3. Kan-Kalik V.A. Uchitelyu o pedagogicheskom obshhenii: kniga dlja uchitelja. M.: Prosveshhenie, 1987.
4. Mahmutov M.I. Problemnoe obuchenie: osnovnye voprosy teorii. M.: Pedagogika, 1975.