Научная статья на тему 'Обучение бакалавров педагогического образования с использованием дистанционных образовательных технологий'

Обучение бакалавров педагогического образования с использованием дистанционных образовательных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
298
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прокопова Н.С.

В статье рассмотрены основные методические вопросы организации процесса подготовки педагогических кадров для общеобразовательнои

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение бакалавров педагогического образования с использованием дистанционных образовательных технологий»

УДК 20.01.45

ОБУЧЕНИЕ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

© 2018 Н. С. Прокопова

канд. пед. наук, доцент кафедры компьютерных технологий и информатизации образования e-mail: Chernomordova@yandex. ru

Курский государственный университет

В статье рассмотрены основные методические вопросы организации процесса подготовки педагогических кадров для общеобразовательной школы с использованием современных дистанционных образовательных технологий на базе основных профессиональных образовательных программ по направлению подготовки 44.03.01 -Педагогическое образование.

Ключевые слова: методическая система, дистанционные технологии, система непрерывного образования, дистанционное обучение.

В настоящее время дистанционное обучение все чаще используется на различных уровнях образования. Это объясняется тем, что дистанционное обучение представляет собой инновационный образовательный процесс с использованием информационных и компьютерных технологий, который помогает педагогам реализовать образовательные цели, направленные на личностное развитие обучающихся.

В ходе использования формы дистанционного обучения важно не только получить знания, но и приобрести навыки их использования для решения поставленной конкретной задачи, развить способность применять теоретические знания в разных жизненных ситуациях, а также принимать ответственность за принятые решения.

Технологии дистанционного образования реализуются с использованием различных потоков информации и телекоммуникаций на расстоянии и при опосредованном взаимодействии обучающихся и преподавателем [Федосов 2015].

Удаленные технологии, внедренные в существующие традиционные формы образования, способствуют созданию мобильного и гибкого образования, которое открывает широкие возможности для непрерывного доступа к информационным ресурсам, тем самым превращая образование в глобальный культурный феномен и мощную отрасль экономики.

Современные тенденции, сложившиеся в системе образования, диктуют необходимость развития и использования в учебном процессе формы обучения прикладного или дистанционного характера. Это поможет повысить качество и эффективность обучения, особенно для заочной формы обучения, благодаря более интенсивному взаимодействию между субъектами образовательного процесса с использованием дистанционных технологий, посредством индивидуализации обучения и перехода к новым, независимым формам познавательной деятельности.

Важнейшая роль в обеспечении качества отдельных компетенций принадлежит реализации технической стороны образовательного процесса, в котором должны быть

учтены структура и содержание учебных материалов, внедрены тесты для контроля уровня подготовки и контроля качества процесса обучения.

Образование в вузе действует как активный двигатель процесса информатизации, который, в свою очередь, задает перспективный и современный вектор развития для образовательного пространства России. Необходимость изменения форм образования обусловлена преобладающими условиями: постоянно меняющимися параметрами информационного общества, растущими требованиями к гражданам приобретать новые профессиональные качества и навыки, развития способности к самообразованию и саморазвитию.

В настоящее время подготовка бакалавров педагогического образования позволяет использовать различные формы и технологии образования; таким образом, все организации, предоставляющие образовательные услуги, могут использовать в учебном процессе технологии электронного обучения, дистанционные образовательные технологии, образовательные порталы и мультимедийные технологии. Основными формами обучения в организациях, предоставляющих образовательные услуги, являются очная, заочная и очно-заочная формы, которые подлежат обязательному лицензированию и финансированию со стороны государства.

Современные компьютерные телекоммуникации способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной образовательной информации на равной основе, а иногда и намного эффективнее традиционных учебных пособий. Эксперименты подтвердили, что качество и структура учебных курсов, а также качество преподавания в дистанционном образовании зачастую выше, чем с использованием традиционных форм обучения. Новые информационные и коммуникационные технологии: интерактивные доски, электронные доски объявлений, мультимедийный гипертекст, сервисы сети Интернет - могут не только обеспечить активное участие студента в учебном процессе, но и позволить управлять этим процессом, в отличие от большинства традиционных учебных сред.

Интеграция звука, изображения и текста создает новую, необычайно богатую по своим возможностям учебную среду, развитие которой увеличивает степень участия студентов в процессе обучения.

Интерактивные возможности программ и систем обработки информации, используемых в системе дистанционного обучения, позволяют устанавливать и даже стимулировать обратную связь, обеспечивать диалог и постоянную поддержку, которые невозможны в большинстве традиционных обучающих систем.

В настоящее время объем информации, необходимой для получения, понимания и усвоения уровней образования, растет. Высшая школа в рамках учебной системы сегодня уже не может расширять образовательные возможности для каждого обучающегося. В университете студенты должны изучать большинство предметов самостоятельно, без личного контакта с преподавателем. Наряду с этим современное оборудование вузов и педагогических колледжей материальными и техническими средствами позволяет значительно экономить время студента в процесе получения теоретических знаний и практических навыков за счет частичной виртуализации и грамотного использования информационных технологий, таких как отправка бесплатной научной литературы, решение практических самостоятельных задач, использование электронной почты, информационных порталов и т. д.

Дистанционное обучение, основанное на использовании современных информационных технологий и компьютерных телекоммуникаций, позволяет реализовать многоцелевые, в том числе образовательные, программы, доступные различным социальным группам и сегментам населения. Особое значение имеет дистанционное образование для развития учебных заведений в сельской местности, в

отдаленных районах РФ, в регионах со сложными метеорологическими условиями, а также для обучения людей с ограниченными возможностями.

Благодаря удаленным образовательным технологиям появляется возможность осваивать образовательные технологии, реализуемые главным образом за счет использования информационных и телекоммуникационных технологий, в случае опосредованного (на расстоянии) или не полностью опосредованного взаимодействия между обучающимся и педагогическим работником [Прокопова 2010].

Объективная потребность в развитии дистанционного обучения диктуется ориентацией государства на общую доступность обучения, реализацию права каждого на образование независимо от социального статуса или места нахождения.

Обучающиеся не всегда имеют возможность посещать образовательные организации по разным причинам, связанным с ограниченными возможностями для здоровья; при этом важным фактором является ориентация образования на его индивидуализацию, открытость, доступность и эффективность.

В связи с модернизацией образования в области использования информационно-коммуникационных технологий, развития новых форм образования высокие требования предъявляются к теоретическому и технологическому уровню профессиональной готовности будущего учителя.

В процессе обучения студенты должны видеть широкие перспективы использования компьютерных технологий и получить навыки использования современного программного обеспечения и специализированных программных пакетов.

Особую роль в этом отношении играет подготовка студентов педагогического образования: в результате обучения они должны стать профессионалами, имеющими высокий уровень знаний в области информатики, информационно-коммуникационных технологий, обладающими знаниями о методике преподавания информатики и организации информации в образовательной среде учебного заведения. Задача педагога состоит в организации и координации дистанционного обучения для бакалавров. Следует отметить, что одним из наиболее важных моментов в подготовке будущих учителей является организация обучения будущего специалиста, способного активно работать в рамках различных инновационных форм обучения.

Готовность учителя к внедрению дистанционного обучения в рамках предмета фактически становится одним из важнейших компонентов не только его компетенции в области ИКТ, но и его профессиональной компетентности в целом [Хуторской 2008].

Содержание дисциплины «Технологии дистанционного обучения» представлено следующими темами.

Тема 1. Введение

Основные понятия дистанционного обучения. Краткая историческая справка. Влияние ИКТ на образовательные процессы. Значение дистанционного обучения в современной системе образования в вузе. Дистанционное обучение в современном понимании. Дистанционное образование как комплекс образовательных услуг. Основные принципы проектирования системы дистанционного обучения и ее особенности.

Тема 2. Типы программ дистанционного обучения

Основные положения. Категории учебных заведений, предлагающих программы дистанционного обучения. Асинхронные и синхронные программы дистанционного обучения. Интерактивные сетевые системы, виртуальные классы. Виды образовательного взаимодействия между обучающимися, преподавателями и учебными информационными объектами.

Тема 3. Характеристики дистанционного образования

Характерные особенности дистанционного обучения: гибкость, модульность, экономическая эффективность, новая роль учителя, специализированный контроль качества образования, использование специализированных технологий и учебных пособий.

Тема 4. Модели дистанционного обучения

Основные формы дистанционного обучения: традиционные, фрагментарные, электронные, комбинированные. Существующие модели дистанционного обучения. Полное дистанционное обучение. Частичное дистанционное обучение.

Тема 5. Компоненты дистанционного обучения

Концепция учебного центра, который выполняет необходимые функции организационной поддержки дистанционного обучения. Информационные ресурсы: учебные курсы, справочные, методологические и другие материалы. Средства обеспечения технологии дистанционного обучения (организационные, технические, программные и другие). Учителя-консультанты, контролирующие дистанционные курсы, называемые преподавателями.

Тема 6. Удаленные технологии

Типы технологий дистанционного обучения: телевидение, сеть интернет, локальная сеть, информационно-спутниковая сеть и т.д.

Тема 7. Процесс разработки дистанционных курсов

Анализ целевой аудитории, изучение мотивации и стимулирования учебной деятельности учащихся, формулирование целей обучения, подбор и развитие контента, планирование деятельности обучаемых, планирование деятельности преподавателя, организация отражения активности слушателей и разработки методов обратной связи с учащимися.

Тема 8. Элементы дистанционного обучения

Формы и принципы дистанционного обучения. Учебно-методический комплекс дистанционного обучения.

Тема 9. Структура курса дистанционного обучения

Структура и содержание дистанционного курса, основанного на использовании эффективных технологий и активных методах обучения. Оценка качества дистанционного курса.

Курс «Технологии дистанционного обучения» играет важную роль в формировании общей информационной культуры современного специалиста в области информационных систем и технологий. Курс основан на развитии самостоятельного мышления студентов, самообразования.

Для выполнения практических заданий студенты используют различные технологии, которые позволяют решать сложные прикладные задачи.

После изучения материала каждой темы проводится тестирование (20-30 мин) или самостоятельная работа.

При чтении лекций необходимо постоянно учитывать взаимосвязь рассматриваемого материала с предыдущим, в том числе с другими курсами, которые были пройдены ранее. Необходимо донести до студентов идею об основных принципах технологии дистанционного обучения [Ярыгина, Зайчикова 2015].

Педагог должен обратить внимание на студенческую модель дистанционного обучения: изучая отдельные аспекты, студенты должны самостоятельно организовывать независимую работу с дополнительной литературой и периодическими изданиями по предмету, изучаемому в данный период.

Рекомендуется регулярно проводить контроль знаний в ходе лекций, чтобы оценить уровень понимания представленного материала, ассимиляцию базовых знаний и, при необходимости, сделать пояснения и выдать дополнительную информацию.

При проведении лабораторных работ рекомендуется начинать работу за компьютером с 25-40 минут и точно ставить и пояснять задачу занятия (цель выполнения лабораторной работы и задачи, связанные с ее достижением), грамотно использовать необходимую теоретическую информацию, проводить выборочный опрос и контроль, чтобы определить готовность студентов выполнять конкретную лабораторную работу.

Задачи должны быть подобраны для каждого обучающегося индивидуально.

Выбор конечных вариантов осуществляется преподавателем, если другой вариант не регламентирован в соответствующих методических пособиях для проведения лабораторных работ [Федосов 2015].

Изучение лабораторных работ по дисциплине «Технологии дистанционного обучения» позволило выделить несколько ключевых моментов обучения:

- разработка и внедрение контента в контексте дистанционного обучения, которое происходит через информационные ресурсы и базы данных Интернета;

- изучение методологических основ внедрения технологий дистанционного обучения в университете;

- анализ существующих образовательных порталов и служб, автоматизированных рабочих мест и интерактивных сред для внедрения дистанционного обучения;

- моделирование и формализация процессов, возникающих при использовании дистанционных образовательных технологий;

- изучение программного обеспечения, пакетов прикладных программ, базовых компьютерных инструментов для внедрения дистанционного обучения в университете;

- изучение особенностей взаимодействия учеников и преподавателей на расстоянии;

- разработка программных модулей дисциплины и рабочей программы дистанционного обучения.

Методическая и техническая поддержка дисциплины включает учебные пособия, специализированные аудитории, компьютерные классы с соответствующим программным обеспечением, технические и другие аудиовизуальные учебные пособия.

В ходе разработки программы была достигнута комбинация фундаментального обучения для студентов с практической ориентацией.

Учебная программа курса включает в себя лекции, в том числе проблемные, лабораторные работы, семинары, круглые столы, дискуссии, семинары с использованием интерактивных учебных пособий.

Разработана система исследовательских работ, которая позволяет обучающимся внедрять различные формы дистанционного обучения в высшем образовании в реальной педагогической практике.

Существует необходимость привлекать учителей средних учебных заведений и педагогов начального образования к использованию новых образовательных програм, в том числе основанных на использовании методов и технологий дистанционного обучения для общеобразовательной школы.

В заключение следует отметить, что дистанционное обучение предоставляет студентам доступ к разнообразным источникам информации, повышает эффективность самостоятельной работы, дает совершенно новые возможности для творчества, приобретения и консолидации различных профессиональных навыков и позволяет педагогам вводить принципиально новые формы и методы обучения с использованием явлений и процессов концептуально-математического моделирования.

Развитие дистанционного обучения в системе российского образования будет продолжаться и улучшаться с развитием интернет-технологий и совершенствованием существующих методов дистанционного обучения.

Дистанционная форма обучения способствует массовому распространению образования, что делает учебные курсы доступными по сравнению с традиционным образованием.

Дистанционное образование в России будет широко использоваться, когда соответствующие информационные технологии и хорошие телекоммуникационные каналы будут активно внедряться в высшее образование.

Библиографический список

Прокопова Н.С. Инфраструктура информационной образовательной среды высшего учебного заведения // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2010. № 20. С. 2427

Федосов А.Ю. Дистанционное обучение обучающихся: проблемы, тенденции, подготовка кадров // Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего: труды XVIII объедин. конф. «Интернет и современное общество» (1МБ-2015), Санкт-Петербург, 23-25 июня 2015 г. СПб.: Университет ИТМО, 2015. С. 146-152.

Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений. М.: Академия, 2008. 256 с.

Ярыгина Т. А., Зайчикова С. А. Формирование компетенций в сфере компьютерных технологий у студентов социально-гуманитарных направлений подготовки // Сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практич. конф.: в 6 ч. ООО «АР- Консалт». 2015. Ч. V. С. 143-145.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.