Научная статья на тему 'Дистанционное образование: за и против'

Дистанционное образование: за и против Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3261
317
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / СТУДЕНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / FORMATION / REMOTE TRAINING / INTERACTIVE TV / EDUCATIONAL PROCESS / THE STUDENT / THE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова И. А.

В статье приводится теоретическое обоснование выбора той или иной дистанционной образовательной технологии. Статья содержит краткое описание моделей, видов, принципов и форм дистанционного образования, а также рассматривает вопросы, связанные с функционированием данного обучения в России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REMOTE FORMATION: PRO AND CONTRA

In article the theoretical substantiation of a choice of this or that remote educational technology is resulted. Article contains the short description of models, kinds, principles and forms of remote formation, and also considers the questions connected with functioning of given training in Russia

Текст научной работы на тему «Дистанционное образование: за и против»

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ЗА И ПРОТИВ И.А. Морозова, магистрант

Рязанский государственный радиотехнический университет, г. Рязань

В статье приводится теоретическое обоснование выбора той или иной дистанционной образовательной технологии. Статья содержит краткое описание моделей, видов, принципов и форм дистанционного образования, а также рассматривает вопросы, связанные с функционированием данного обучения в России

В настоящее время дистанционные образовательные технологии получают мировое признание и все более широкое распространение. Такие технологии позволяют переносить образовательный процесс в отдаленные географические пункты, не теряя качества обучения, а, наоборот, повышая его за счет индивидуализации учебных программ и способов обучения.

Дистанционное образование (ДО) - понятие довольно широкое. В общем виде под ним понимаются все формы образовательной активности, которые осуществляются без личного контакта учителя и ученика. Раньше было довольно популярно заочное обучение, когда задания из вуза присылались студенту по почте. Теперь, с развитием Интернета, «сохранять дистанцию» стало еще проще, и уже сегодня в глобальной сети представлены практически любые образовательные услуги, начиная от краткосрочных курсов повышения квалификации и заканчивая полноценными программами высшего образования.

На сегодняшний день потенциальными потребителями услуг дистанционного образования являются:

- группа интенсивного спроса (работники высшего и среднего звена управления; сотрудники, желающие повысить квалификацию; частные лица, не работающие по каким-либо причинам);

- группа молодых людей, живущих в отдаленных регионах России и желающих получить высшее образование;

- группа абитуриентов, ежегодно остающихся за пределами государственных вузов;

- группа военнослужащих, желающих пройти переподготовку для гражданской жизни;

- заключенные, лишенные возможности получить профессиональную подготовку [1].

К числу наиболее общих целей современного дистанционного образования необходимо отнести:

- профессиональная подготовка и переподготовка кадров;

- повышение квалификации педагогических кадров по определенным специальностям;

- подготовка школьников по отдельным учебным предметам к сдаче экзаменов экстерном;

- подготовка школьников к поступлению в учебные заведения определенного профиля;

- углубленное изучение темы, раздела из школьной программы или вне школьного курса;

ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках школьников по определенным предметам школьного цикла;

- базовый курс школьной программы для учащихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу вообще или в течение какого-то отрезка времени;

- дополнительное образование по интересам.

Наиболее распространёнными являются виды

дистанционного обучения, основанные на:

а) интерактивном телевидении;

б) компьютерных телекоммуникационных сетях (региональных, глобальных) с различными дидактическими возможностями в зависимости от используемых конфигураций (текстовых файлов, мультимедийных технологий, видеоконференций);

в) сочетание технологий компакт-дисков и сети Интернет.

Преимущество обучения, базирующегося на интерактивном телевидении, заключается в его возможности непосредственного визуального контакта с аудиторией, находящейся на различных расстояниях от преподавателя. Его отрицательная сторона состоит в том, что при таком обучении практически тиражируется обычное занятие, будь оно построено по традиционной методике или с использованием современных педагогических технологии. Это может быть допустимо только при демонстрирации уникальных методикик, лабораторных опытов, когда преподаватели, и учащиеся могут стать свидетелями и участниками использования новых знаний, методов в своей области, новых информационных технологий, принять участие в дискуссии. Данная форма дистанционного обучения интерактивна и может считаться весьма перспективной в системе повышения квалификации и подготовки специалистов. Но в настоящий момент это чрезвычайно дорогостоящие технологии.

Следующий способ организации дистанционного обучения предполагает использование компьютерных телекоммуникаций в режиме электронной почты, телеконференций, информационных ресурсов региональных сетей и сети Интернет. Это самый распространенный и не дорогой способ дистанционного обучения. При его организации предусматривается применение новейших средств телекоммуникационных технологий.

Третий способ, предполагает использование компакт-дисков в качестве базового электронного учебника. Он заключает в себе большие дидактические возможности для вузовского, школьного образования и для повышения квалификации специалистов. Преимущество компакт-диска в том, что он сочетает в себе следующие качества: интерактивность, мульти-медийность, содержит большой объем информации и за счёт этого в значительной степени оптимизирует процесс дистанционного обучения.

Основными моделями, на которых базируется существующая в настоящее время сеть дистанционного обучения, являются следующие.

Первая модель - обучение по типу экстерната. Обучение, ориентированное на школьные или вузовские (экзаменационные) требования и предназначенное для учащихся и студентов, которые по каким-то причинам не могут посещать очные учебные заведения.

Вторая модель - обучение на базе одного университета. Это уже целая система обучения для студентов, которые обучаются не стационарно, а на расстоянии, заочно (открытые формы) или дистанционно, т.е. на основе новых информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации. Такие программы используются для получения разнообразных аттестатов образования.

Третья модель - обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учебных заведений. Она предусматривает совместную подготовку единых программ заочного дистанционного обучения для нескольких учебных заведений по ведущим дисциплинам (в любых районах страны и за рубежом). Такое сотрудничество в подготовке программ дистанционного обучения позволяет сделать их более качественными и менее дорогостоящими. Перспективная цель программы - дать возможность любому человеку, не покидая своей страны и своего дома, получить любое образование на базе функционирующих в различных странах колледжей и университетов.

Четвертая модель - автономные образовательные учреждения, специально созданные для целей открытого или дистанционного обучения, в которых студенты могут получить образование по различным направлениям. Они специализируются в создании мультимедийных курсов. Обучение полностью оплачивается организациями и фирмами, в которых работают студенты. Самым крупным подобным учреждением является Открытый университет в Лондоне, на базе которого в последние годы проходят обучение дистанционно большое число студентов не только из Великобритании, но из многих стран.

Пятая модель - обучение по автономным обучающим системам. Обучение в рамках подобных систем ведется целиком посредством телевизионных видеозаписей или радиопрограмм, а также дополнительных печатных пособий. Примерами такого подхода к обу-

чению на расстоянии могут служить Американо-самоанский телевизионный проект.

Шестая модель - неформальное, интегрированное дистанционное обучение на основе мультимедийных программ. Такие программы ориентированы на обучение взрослой аудитории, тех людей, которые по каким-то причинам не смогли закончить школьное образование. Такие проекты могут быть частью официальной образовательной программы, интегрированными в эту программу (примеры таких программ существуют в Колумбии), или специально ориентированные на определенную образовательную цель (например, Британская программа грамотности), или специально нацеленные на профилактические программы здоровья, как, например, программы для развивающихся стран. [2]

Можно выделить следующие положительные стороны дистанционного образования, основанные на нескольких принципах.

Принцип открытости, в соответствии с которым:

• каждый достигший необходимого возраста (18 лет) имеет право на получение образования;

• прием в вуз осуществляется в течение всего

года;

• студент свободен в выборе места обучения, так как технологии дистанционного образования позволяют осуществлять учебный процесс вне аудиторных занятий.

Второй принцип дистанционного образования -гибкость, в соответствии с которым:

• учебный процесс разделен на модули (блоки);

• каждый потребитель услуг ДО самостоятельно выбирает учебные блоки, ориентируя себя на конечную цель.

Третий принцип дистанционного образования -активизация учебной деятельности студентов, в соответствии с этим принципом:

• каждый может использовать свой практический опыт и имеющиеся знания для усвоения новых знаний;

широко используются такие формы обучения, как деловые игры, групповые дискуссии, тренинги.

Четвертым принципом можно назвать принцип адекватности технологий обучения модели дистанционного образования.

Пятый принцип дистанционного образования -мобильность обучения, которая заключается в создании информационных сетей, баз и банков знаний для ДО, что позволяет студенту самостоятельно корректировать программу обучения в соответствии со своими потребностями и интеллектуальным уровнем. [3].

Шестой принцип дистанционного образования -индивидуальность обучения:

• происходит учет индивидуальных особенностей студента;

обеспечивается индивидуальное взаимодействие тьютора и студента как непосредственно, так и с помощью современных информационных средств;

• реализуется возможность обучаться вне учебной группы, но при контроле со стороны дистанционного вуза.

И особо следует выделить такие два принципа дистанционного образования, как гуманизм, заключающийся в направленности образовательного процесса непосредственно для человека и в создании необходимых условий для приобретения всеми обучаемыми высокого уровня знаний, и непротивопоставление дистанционного образования существующим формам образования, а его реальная альтернативность [4]. Именно эти два принципа и обуславливают успешное действие всех вышеперечисленных принципов.

Бесспорными преимуществами ДО являются:

1) более высокая эффективность профессиональной подготовки по сравнению с вечерней и заочными формами обучения при более низкой стоимости образовательных услуг;

2) сокращение сроков обучения;

3) возможности параллельного обучения в российском и зарубежном вузах;

4) независимость студента от географического расположения вуза.

Учиться всю жизнь, совмещая это с работой? Именно это делает современные технологии дистанционного образования необходимыми. Достоинства такого подхода к образованию очевидны. Прежде всего, это практически неограниченная масштабность. Например, если в рамках традиционного учебного процесса профессор может прочитать лекцию нескольким сотням студентов, то курс, записанный на видео и переданный через Интернет, может в принципе прослушать любое количество желающих. А это, в свою очередь, означает, что студенты имеют возможность выбирать из множества виртуальных учителей наиболее интересных и компетентных. Для вузов и других образовательных организаций дистанционное обучение может стать серьезным источником дохода, поскольку затраты на него значительно ниже, чем ведение «живого» образовательного процесса. Для студентов дистанционного обучения также выгодно в силу своей дешевизны и гибкости. Более того, Интернет дает дополнительные возможности людям, которые живут вдали от крупных образовательных центров.

Качество и структура учебных курсов, равно как и качество преподавания при дистанционном обучении, зачастую намного лучше, чем при традиционных формах обучения. Новые электронные технологии могут не только обеспечить активное вовлечение учащихся в учебный процесс, но и позволяют управлять этим процессом в отличие от большинства традиционных учебных сред. Интеграция звука, движения, образа и текста создает новую необыкновенно

богатую по своим возможностям учебную среду, с развитием которой увеличится и степень вовлечения учащихся в процесс обучения. Интерактивные возможности используемых в системе дистанционного обучения программ и систем доставки информации позволяют наладить и даже стимулировать обратную связь, обеспечить диалог и постоянную поддержку, которые невозможны в большинстве традиционных систем обучения. Современные компьютерные телекоммуникации способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения. [5]

Ни для кого не секрет, что сегодня образование переживает не самые лучшие времена, что в первую очередь связано с затянувшимся переводом образовательных услуг на рыночную основу. О трудностях и проблемах сейчас говорят очень много, в том числе и в контексте дистанционного обучения. Но, если конструктивно подойти к вопросу влияния дистанционных форм обучения на решение части проблем, то нельзя не заметить, что такое обучение является более дешевым, чем традиционное, и поэтому может сделать образование более доступным. Немаловажный фактор здесь - это огромная территория страны и, следовательно, высокие транспортные расходы. Дистанционные формы обучения смогут существенно расширить аудиторию слушателей курсов, преподаваемых лидерами как в образовании, так и в бизнесе. То же самое можно сказать и об исчезновении границ между странами: дистанционное обучение дает возможность жителям России знакомиться с международными образовательными сообществами и не оставаться в стороне от происходящего в мире.

Основной проблемой организации ДО является зависимость от тех преподавателей, кто ведет работу с учащимися в Интернет. Это должны быть преподаватели с универсальной подготовкой: владеющие современными педагогическими и информационными технологиями, психологически готовые к работе с учащимися в новой учебно-познавательной сетевой среде. К сожалению, в нашей стране не ведётся подготовка специалистов подобного рода. Другая проблема - инфраструктура информационного обеспечения студента в сетях. Вопрос о том, какой должна быть структура и композиция учебного материала остаётся открытым. Наряду с этим ставится вопрос об условиях доступа к курсам дистанционного обучения. Не решен так же вопрос организации и проведения оценки знаний «дистанционных» учащихся. Для его решения необходимо создание нормативно-правовой базы оценки знаний учащихся.

Одним из главных препятствий для развития дистанционного обучения в России является несовершенство законодательной базы. Российская образовательная практика до сих пор не располагает документом, в полной мере регламентирующим применение дистанционных образовательных технологий. Имею-

щееся законодательство пока не отвечает на большинство вопросов организаторов учебного процесса. До сегодняшнего дня к образовательным программам, реализуемым с использованием дистанционных образовательных технологий, применяются те же нормативы, что и к традиционным. Несмотря на явную абсурдность такой ситуации, для студента, обучающегося дистанционно, сегодня нужны те же 10,5 кв. м площадей, что и для студента гуманитарно-социального профиля, обучающегося очно. До настоящего времени при учете библиотечного фонда не учитывается литература, хранящаяся в электронной библиотеке, и так далее.

У дистанционного образования существуют и собственные специфические проблемы. И они сегодня являются самыми сложными. Речь идет о дидактике. Дело в том, что большая часть вузов, приходящих к дистанционному образованию, допускает стандартную ошибку - формально переносит сюда дидактику, принятую в традиционном высшем образовании. С учетом особенностей дистанционного обучения практическую дидактику следует развивать в направлении научно обоснованного формирования учебного процесса, уходя от чисто описательного характера этой науки. Проектирование образовательного процесса должно учитывать гендерные, возрастные, психодинамические и интеллектуальные особенности восприятия учебного материала.

На пути дистанционного образования стоит и консерватизм отечественных академических кругов. Поскольку дистанционное обучение не в полной мере вписывается в традиционное представление об образовании, оно встречает сопротивление со стороны определенной части академического сообщества. Под лозунгом сохранения традиционно высокого качества российского образования делаются попытки воспрепятствовать внедрению в учебный процесс современных образовательных технологий. Многих не устраивает необходимость их изучения, разработки новых педагогических приемов и теорий, изменение самого принципа образования, в котором на передний план

выходит не профессор, а студент, как основной потребитель образовательной услуги.

На сегодняшний день, отношение студентов к дистанционному обучению пока двояко и неоднозначно. С одной стороны, они понимают его преимущества, а с другой еще немного опасаются того, что будет потеряно качество получаемых знаний, скажется отсутствие личных контактов с преподавателем и диплом будет иметь меньшую значимость. При этом очевидно, что правильная разъяснительная и маркетинговая деятельность учебного заведения, а также грамотно выстроенная система дистанционного обучения (с использованием последних технологических достижений, проработанной методологической базой, интерактивным взаимодействием и т.д.) может существенно увеличить вес дистанционной формы обучения в глазах студентов.

Литература

1. Янушкевич Ф.А. Технология обучения в системе высшего образования / Ф.А. Янушкевич. М., 1986.

2. Пидкасистый П.И. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения / П.И. Пидкаси-стый, О.Б. Тыщенко // Педагогика. 2000. №5.

3. Карпенко М.П. Дистанционные технологии образования - путь в ХХ1 век / М.П. Карпенко // Труды СГУ. Спец. выпуск № 19. - М.:СГУ, 2000.

4. Волов В.Т. Современное состояние и перспективы развития дистанционного образования в России / В.Т. Волов // Инновации в образовании. Выпуск 4. -М.: СГУ, 2001.

5. Полат Е.С. Дистанционное обучение: каким ему быть? / Е.С. Полат, А.Е. Петров // Педагогика. -1999. - №7.

Э 8-920-962-65-48

Ключевые слова: образование, дистанционное обучение, интерактивное телевидение, учебный процесс, студент, преподаватель

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.