№ 2 - 2007 г. 22.00.00 социологические науки
УДК 800.0:681.3
ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СВЕТЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
О.Д. Подавец
Костанайский государственный университет им. А. Байтурсынова (г. Костанай,
Казахстан)
В настоящее время значительные преобразования в области образования затронули и обучение иностранному языку. В частности, стали интенсивно внедряться в учебный процесс новые информационные технологии, такие как использование Интернет-ресурсов, обучающих компьютерных программ, тестирующих программ.
Применение компьютеров на уроках иностранного языка значительно повышает интенсивность учебного процесса. При компьютерном обучении усваивается гораздо большее количество материала, чем это делалось за одно и то же время в условиях традиционного обучения. Компьютер обеспечивает и всесторонний (текущий, рубежный, итоговый) контроль учебного процесса.
Ключевые слова: Интернет-ресурсы, обучающие и тестирующие программы
Основными вехами информационного компьютерного века являются: появление персонального компьютера, изобретение технологии мультимедиа, внедрение в нашу жизнь глобальной информационной компьютерной сети Интернет. Все эти новшества легко и незаметно вошли в жизнь: они широко используются почти во всех профессиональных сферах и в быту. В настоящее время значительные преобразования в области образования затронули и обучение иностранному языку. В частности, стали интенсивно внедряться в учебный процесс новые информационные технологии, такие как использование Интернет-ресурсов, обучающих компьютерных программ, тестирующих программ.
Компьютерные обучающие программы в обучении иностранному языку, так называемые автоматизированные обучающие системы (АОС) относятся к комбинированным техническим средствам обучения. Они предназначены для реализации с помощью компьютера, работающих в диалоговом режиме, функций по предъявлению учебной информации в удобной для восприятия форме, индивидуализированному управлению учебной деятельностью в ходе программированного, проблемного обучения; контролю знаний, а также для обеспечения доступа к вычислительным, информационно-справочным и другим ресурсам компьютера. Компьютеры стремительно вошли в нашу жизнь и в процесс обучения иностранному языку, несколько потеснив традиционные методики. Компьютер в учебном процессе является не заместителем или аналогом преподавателя, а
средством при обучении, усиливающим и расширяющим возможности его обучающей деятельности. Таким образом, компьютер освобождает преподавателя от рутинной работы. Как известно, пригодность технических средств обучения и контроля для использования на занятиях по иностранному языку определяется по следующим критериям: во-первых, они должны способствовать повышению эффективности учебного процесса; во-вторых, обеспечивать немедленное и постоянное подкрепление правильности учебных действий каждого обучающегося; в-третьих, повышать сознательность и интерес к изучению языка; в-четвёртых, обеспечивать оперативную обратную связь и контроль действий всех обучаемых; в-пятых, обладать возможностью быстрого ввода ответов без длительного их кодирования и шифрования.
Как показывает практика, из всех существующих средств обучения компьютер наилучшим образом "вписывается" в структуру учебного процесса, наиболее полно удовлетворяет дидактическим требованиям и максимально приближает процесс обучения иностранному языку к реальным условиям. Компьютеры существенно расширяют возможности преподавателей по индивидуализации обучения и активизации познавательной деятельности в обучении иностранному языку, позволяют максимально адаптировать процесс обучения к индивидуальным особенностям обучающихся. Каждый студент получает возможность работать в своём ритме, т.е. выбирая для себя оптимальные объём и скорость усвоения материала. Применение компьютеров на уроках иностранного языка значительно повышает интенсивность учебного процесса. При компьютерном обучении усваивается гораздо большее количество материала, чем это делалось за одно и то же время в условиях традиционного обучения.
Компьютер обеспечивает и всесторонний (текущий, рубежный, итоговый) контроль учебного процесса. Контроль, как известно, является неотъемлемой частью учебного процесса и выполняет функцию обратной связи между обучающимся и преподавателем. При использовании компьютера для контроля качества знаний достигается и большая объективность оценки. Кроме того, компьютерный контроль позволяет значительно сэкономить учебное время, так как осуществляется одновременная проверка знаний всех обучающихся. Это даёт возможность преподавателю уделить больше внимания творческим аспектам работы с учащимися.
Еще одно достоинство компьютера - способность накапливать статистическую информацию в ходе учебного процесса. Анализируя статистические данные (количество ошибок, правильных / неправильных ответов, обращений за помощью, времени, затраченного на выполнение отдельных заданий и т.п.), преподаватель судит о степени и качестве сформированности знаний.
Необходимо отметить, что компьютер снимает такой отрицательный психологический фактор, как <ответобоязнь>. Во время традиционных аудиторных занятий различные факторы (дефекты произношения, страх допустить ошибку, неумение вслух формулировать свои мысли и т.п.) не позволяют многим обучающимся показать свои реальные знания. Оставаясь же "наедине" с дисплеем, обучающийся, как правило, не чувствует скованности и старается проявить максимум своих знаний.
Благоприятные возможности создают компьютеры и для организации самостоятельной работы на занятиях иностранного языка. Они могут использовать компьютер как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний. Причём компьютер является самым терпеливым педагогом, способным сколько угодно повторять любые задания, добиваясь правильного ответа и, в конечном счёте, автоматизации отрабатываемого навыка. Однако, наряду с достоинствами компьютеров, необходимо
отметить и некоторые недостатки. Диалектичность педагогических явлений состоит в том, что какое бы то ни было, положительное само по себе свойство или качество целостного учебно-воспитательного процесса оборачивается своей противоположностью и становится крайне нежелательным при неумеренном, гипертрофированном проявлении, подавляющем другие, не менее важные свойства. Это имеет самое непосредственное отношение к индивидуализации обучения, тем более что в условиях компьютеризации существенно меняются условия взаимодействия педагога и обучаемого, а также обучающихся друг с другом.
Уже на первом этапе обучения иностранному языку, в процессе постановки целей и задач предстоящей познавательной деятельности студентов преподаватель участвует опосредованно. Конечно, преподаватель должен принимать самое активное участие в составлении обучающих, тестирующих программ, определяющих последовательность действий обучаемого в решении той или иной задачи. Но в реализации важнейшей психолого-педагогической функции обучения - предъявлении и принятии студентами целей и задач учебно-познавательной деятельности - в условиях компьютеризации возможен острый дефицит непосредственного общения преподавателя и студента, живого слова преподавателя.
Одним из наиболее значительных достижений за последние десятилетия, которое значительно повлияло на образовательный процесс во всем мире, стало создание всемирной компьютерной сети, получившей название Интернет, что буквально означает "международная сеть" (англ. international net). Использование кибернетического пространства (cyberspace) в учебных целях является абсолютно новым направлением общей дидактики и частной методики, так как происходящие изменения затрагивают все стороны учебного процесса, начиная от выбора приемов и стиля работы, кончая изменением требований к академическому уровню обучающихся.
Основная цель изучения иностранного языка - формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию, что является основой функционирования Интернета. Вне общения Интернет не имеет смысла - это международное многонациональное, кросс-культурное общество, чья жизнедеятельность основана на электронном общении миллионов людей во всем мире, говорящих одновременно - самый гигантский по размерам и количеству участников разговор, который когда-либо происходил. Включаясь в него на занятии иностранного языка, мы создаем модель реального общения.
Общаясь в истинной языковой среде, обеспеченной Интернет, изучающие иностранный язык оказываются в настоящих жизненных ситуациях, вовлечённые в решение широкого круга значимых, реалистичных, интересующих и достижимых задач, студенты обучаются спонтанно и адекватно на них реагировать, что стимулирует создание оригинальных высказываний, а не шаблонную манипуляцию языковыми формулами.
Первостепенное значение придается пониманию, передаче содержания и выражению смысла, что мотивирует изучение структуры и словаря иностранного языка, которые служат этой цели. Таким образом, внимание обучающихся концентрируется на использовании форм, нежели на них самих, и обучение грамматике осуществляется косвенным образом, в непосредственном общении, исключая чистое изучение грамматических правил.
Компьютер лоялен к разнообразию ответов: он не сопровождает работу обучающихся хвалебными или порицательными комментариями, что развивает их самостоятельность и создает благоприятную социально-психологическую атмосферу на занятии английского языка, придавая им, уверенность в себе, что является немаловажным фактором для развития их индивидуальности.
Развитие образования в наши дни органично связано с повышением уровня его информационного потенциала. Эта характерная черта во многом определяет как направление эволюции самого образования, так и будущее всего общества. Для наиболее успешного ориентирования в мировом информационном пространстве необходимо овладение учащимися информационной культурой, а также компьютерно-экранной культурой, поскольку приоритет в поиске информации все больше и больше отдается Интернет.
Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг может включать в себя:
• электронную почту (e-mail);
• телеконференции (usenet);
• видеоконференции;
• возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички (homepage) и размещение ее на Web-cepeepe;
• доступ к информационным ресурсам:
• справочные каталоги (Yahoo, InfoSeek/UltraSmart, LookSmart, Galaxy);
• поисковые системы (AltaVista, HotBox, OpenText, WebCrawler, Excite);
• разговор в сети (Chat).
Эти ресурсы могут быть активно использованы на уроке английского языка.
Овладение коммуникативной и межкультурной компетенцией невозможно без практики общения, и использование ресурсов Интернет на уроке иностранного языка в этом смысле просто незаменимо: виртуальная среда Интернет позволяет выйти за временные и пространственное рамки, предоставляя ее пользователям возможность аутентичного общения с реальными собеседниками, на актуальные для обеих сторон темы. Однако нельзя забывать о том, что Интернет - лишь вспомогательное техническое средство обучения, и для достижения оптимальных результатов необходимо грамотно интегрировать его использование в процесс занятия.