Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 376.34
DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-3-51-54
Обучение альтернативным средствам общения лиц с приобретенной с возрастом слепоглухотой
© 2018 Касимова Э. Г., Шайхайдарова Р. Ф.
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
Уфа, Россия; e-mail: kasimova_elza@mail.ru
РЕЗЮМЕ. Цель настоящего исследования состоит в разработке методических рекомендаций по обучению азбуке Лорма лиц с приобретенной с возрастом слепоглухотой. Методы. Теоретический анализ лингвистической, психологической, педагогической литературы, беседа, анкетирование, диагностические методы, методы качественного и количественного анализа экспериментального исследования, проведение обучающего эксперимента. Результат. Разработаны методические рекомендации по обучению коду Лорма слепоглухих взрослых. Вывод. Разработка методических рекомендаций по обучению коду Лорма позволила расширить способы взаимодействия лиц пожилого возраста со слепоглухотой.
Ключевые слова: слепоглухие, альтернативные средства общения, код Лорма, кинетический и кинестетический праксис, тактильное восприятие.
Формат цитирования: Касимова Э. Г., Шайхайдарова Р. Ф. Обучение альтернативным средствам общения лиц с приобретенной с возрастом слепоглухотой // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. Т. 12. № 3. С. 5154. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-3-51-54_
Training the Alternative Means of Communication for Persons with Deafblindness Acquired with Age
© 2018 Elza G. Kasimova, Rimma F. Shaykhaydarova
M. Akmulla Bashkir State Pedagogical University, Ufa, Russia; e-mail: kasimova_elza@mail.ru
ABSTRACT. The aim of this work is to develop the guidelines for the training of the Lorm code for persons with deafblindness acquired with age. Methods. Theoretical analysis of linguistic, psychological, pedagogical literature, conversation, questioning, diagnostic methods, methods of qualitative and quantitative analysis of experimental research, conducting the training experiment. Result. Methodological recommendations for the training of the Lorm code for deafblind adults are developed. Conclusion. The development of methodological recommendations for training the Lorm code allowes to expand the ways of interaction of the elderly with deafness.
Keywords: deafblind, alternative means of communication, Lorm code, kinetic and kinesthetic praxis, tactile perception.
For citation: Kasimova E. G., Shaykhaydarova R. F. Training the Alternative Means of Communication for Persons with Deafblindness Acquired with Age. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 12. No. 3. Pp. 51-54. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-3-51-54 (In Russian)
Введение
Слепоглухота - это комплексное сенсорное нарушение, которое включает в себя одновременное нарушение зрения
и слуха. Это совокупность глубоких нарушений зрения, слуха и во многих случаях речи, которая значительно затрудняет (или совсем исключает)
возможность общения с окружающими людьми, ориентировку в пространстве, пользование общественными услугами и медицинским обслуживанием, доступ к различным видам и средствам массовой информации, литературе [2].
Наиболее распространенными
средствами общения слепоглухих являются: словесная речь, письмо на ладони (дермография), точечный шрифт Брайля, чтение с губ, дактилология, жестовый язык, код Лорма [1].
Код Лорма - альтернативный способ общения, при котором прикосновение к определенным точкам на руке, а также штрихообразные движения по ладони обозначают различные буквы.
Азбука Лорма была изобретена более 100 лет назад в Германии. Её автор -утративший слух слепой философ Иероним Ландесман. Азбука Лорма может быть применена для общения: слепоглухих между собой, а также со зрячеслышащими; зрячих глухих со слышащими слепыми; пожилых людей, теряющих зрение и слух; людей с афазией.
В настоящее время не существует методики обучения коду Лорма на русском языке, хотя Ю. Д. Крылатов перевел азбуку Лорма на русский язык с немецкого [3].
Цель исследования - изучить особенности состояния кинетического и кинестетического праксиса лиц с приобретенной с возрастом
слепоглухотой и разработать методические рекомендации по обучению азбуке Лорма на русском языке.
Методы исследования:
теоретический анализ лингвистической, психологической, педагогической
литературы по теме исследования; беседа, анкетирование; методы качественного и количественного анализа экспериментального
исследования; диагностические методы; проведение обучающего эксперимента.
Нами было организовано практическое исследование на базе ГБУ «Башкирская республиканская
специальная библиотека для слепых», целью которого является выявление состояния мелкой моторики слепоглухих людей для дальнейшего обучения альтернативному средству общения -коду Лорма. В исследовании принимали участие лица пожилого возраста с одновременным нарушением слуха и зрения в возрасте 58-78 лет, в количестве 6 человек.
Исследование состояло из двух этапов:
1 этап - анкетирование, разработанное на основе анкеты для переучета слепоглухих. Всего было 18 вопросов.
2 этап - обследование мелкой моторики и тактильного ощущения. Обследование состоит из 4 серий:
1 серия - обследование кинестетического праксиса: проба на исследование праксиса позы по тактильному (зрительному) образцу; перенос поз по кинестетическому образцу;
2 серия - обследование динамического (кинетического) праксиса: проба «кулак— ладонь — ребро» (по А. Р. Лурия); проба на реципрокную координацию движений (по Н. И. Озерецкому).;
3 серия - обследование тактильного гнозиса: проба Ферстера; локализация прикосновений;
4 серия - определение ведущей руки: опросник, составленный на основе теста Аннет - Чуприкова (практическое задание).
По результатам обследования кинетического и кинестетического праксиса мелкой моторики рук и тактильного ощущения выделены следующие уровни выполнения заданий (табл.)
Таблица
Количественно-качественная оценка выполнения заданий_
Баллы Качественная оценка выполнения заданий Уровень
15-18 Правильно воспринимает и воспроизводит позы. Правильно воспринимает движения, запоминает серию, воспроизводит без Высокий
ошибок. Правильно ощущает и называет тактильный образ (целостный и отдельных элементов).
7-14 Воспринимает позу, но есть затруднения в воспроизведении. Правильно воспринимает движения, не запоминает серию, воспроизводит с ошибками. Путает образы восприятия, определяет локализацию, но неправильно называет форму прикосновения и наоборот. Средний
0-6 Не воспринимает и не воспроизводит позы. Теряет последовательность нужных поз, либо продолжает инертно повторять прежнюю позу (например, кулак), нет переключаемости движений. Неточно ощущает прикосновения: не может определить, что нарисовано на ладони, не может определить локализацию и форму прикосновения. Низкий
Мы предполагали, что если человек имеет низкий уровень, то он не сможет овладеть азбукой Лорма. В нашей экспериментальной группе из 6 человек 4 имеют высокий уровень, 2 - средний.
Результаты
Нами были разработаны
методические рекомендации по обучению азбуке Лорма слепоглухих взрослых.
Основной целью обучения взрослых слепоглухих лормированию является формирование умений и навыков правильного восприятия и воспроизведения лормем.
Требования для полноценного и продуктивного обучения азбуке Лорма: обучающийся должен владеть языком в устной и письменной формах; необходим соответствующий уровень развития кинетического, кинестетического
праксиса и тактильного ощущения (высокий или средний); обучающийся должен иметь высокий уровень мотивации достижения положительного результата.
Всю систему педагогической работы по формированию правильного лормирования можно условно разделить на три этапа:
I этап - подготовительный
Цель - подготовить обучающихся к восприятию нового материала.
Код Лорма основан на кинестетическом, кинетическом праксисе «пишущей» руки и тактильном ощущении «читающей» руки. «Пишущая» рука координировано двигается в
определенных направлениях - «пишет» лормемы, «читающая» воспринимает «читает» лормемы. После проведенного
обследования в экспериментальной группе было выявлено незначительное нарушение моторики и тактильного гнозиса.
На данном этапе работа ведется в двух направлениях:
1. Совершенствование кинестетического и кинетического праксиса мелкой моторики рук.
Примеры подготовительных
упражнений для развития подвижности пальцевой моторики:
- упражнение 1. Специалист просит обучающегося положить ладони на стол. Необходимо барабанить поочередно кончиками пальцев по поверхности стола, начиная от мизинца, правой, левой, затем обеими руками;
- упражнение 2. Ладони правой и левой рук находятся параллельно друг другу. Специалист просит пальцами одной руки дотянуться до пальцев другой руки поочередно (сначала мизинец правой руки дотягивается до мизинца левой руки, затем безымянный палец правой руки дотягивается до безымянного пальца левой руки);
- упражнение 3. Специалист просит выполнить вращательные движения указательными пальцами правой и левой руки поочередно и одновременно.
2. Совершенствование осязания рук, т. е. проведение подготовительных упражнений для развития тактильного гнозиса ладони.
Упражнение. Изначально необходимо закрепить название всех пальцев (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец), описать ладонь (середина ладони, основание ладони, основания пальцев, кончики пальцев). Также описываются и отрабатываются
техники прикосновения (нажатие, щипок, линия сверху вниз, линия снизу вверх, круговые движения). И сначала человек «на себе» повторяет все техники. Затем другой прикасается к различным частям ладони обучающегося и просит его называть место прикосновения и технику. Например: щипок кончика указательного пальца левой руки.
II этап - основной
Цель - формирование умений и навыков лормирования «на себе». В задачи этого этапа входит:
а) обучение технике кода Лорма (точка - прикосновение или нажатие; щипок -сдавливание кончиков пальцев; штрих -проведение линий в разных направлениях; завиток - рисование завитка);
б) обучение месту расположения определенной буквы на ладони;
в) автоматизация навыка лормирования «на себе» (в прямых и обратных слогах, словах, предложениях).
Все лормемы русского языка можно условно разделить на группы в соответствии с техникой выполнения:
1) лормемы, обозначаемые точками (А, Е, И, О, У, М, Н, К, В, Ц);
2) лормемы, обозначаемые штрихами вниз (Т, Б, Д, Г, Х, Л);
3) лормемы, обозначаемые щипками (Я, Э, Й, Ё, Ю);
4) лормемы, обозначаемые штрихами в разных направлениях (Ч, П, Щ, З, Ж, Ы, Ь, Р, С, Ф, Ш,).
На изучение каждой группы лормем предполагается минимум 3 урока:
1. Урок усвоения новых знаний. Изучение места положения лормем данной группы.
1. Басилова Т. А. История обучения слепоглухих детей в России. М. : Эксмо, 2015. 208 с.
2. Сироткин С. А., Шакенова Э. К. Слепоглухота. Классификация и проблемы. М. : Изд-во УПП ВОС, 1989. 86 c.
1. Basilova ^ А. Istoriya obucheniya slepoglukhikh detey v Rossii [The history of teaching the deafblind children in Russia]. Moscow, Eksmo Publ., 2015. 208 p. (In Russian)
2. Урок комплексного применения знаний (урок закрепления изученного материала). Автоматизация лормем в прямых и обратных слогах и в слогах со стечением на себе.
3. Урок систематизации и обобщения полученных знаний. Автоматизация лормем в словах и предложениях на себе и на ладони партнера по общению.
III этап - заключительный (формирование коммуникативных умений и навыков)
Цель - самостоятельное
лормирование в процессе тактильного общения с собеседником.
После обучения коду Лорма необходимо проверить уровень овладения данным альтернативным средством общения. В нашей экспериментальной группе были выявлены следующие уровни овладения кодом Лорма: 2 человека имеют высокий уровень (самостоятельно пишут и читают лормемы в быстром темпе), 2 человека имеют средний уровень (самостоятельно пишут лормемы в быстром темпе, но читают в замедленном темпе), 1 человек имеет низкий уровень (самостоятельно пишет и читает лормемы в замедленном темпе) и 1 человек имеет нулевой уровень (человек не способен писать и читать лормемы, то есть не овладел азбукой Лорма).
Таким образом, пять человек из шести нашей экспериментальной группы овладели кодом Лорма. Следовательно, данные методические рекомендации могут использоваться в практической работе по обучению альтернативному средству общения лиц с приобретенной с возрастом слепоглухотой.
3. Шайхайдарова Р. Ф. Реабилитация лиц с приобретенной с возрастом слепоглухотой / Открытый мир: объединяем усилия // Материалы Всероссийского форума. Пермь, 2017. С. 270275.
2. Sirotkin S. A, Shakenova E. K. Slepoglukhota. Klassifikatsiya i problemy [Deafblindness. Classification and problems]. Мoscow, WSE of AllRSB Publ., 1989, 86 p. (In Russian)
Литература
References
3. Shaykhaydarova R. F. Rehabilitation of persons with deafblindness acquired with age. Open world: join efforts. Materialy Vserossiyskogo foruma [Proceedings of the All-Russian Forum]. Perm, 2017. Pp. 270-275. (In Russian)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Касимова Эльза Гумеровна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра специальной педагогики и психологии (СПиП), Башкирский государственный педагогический
университет им. М. Акмуллы (БГПУ им. М. Акмуллы), Уфа, Россия; e-mail: kasimova elza@mail.ru.
Шайхайдарова Римма Фардатовна, магистрант, кафедра СПиП, БГПУ им. М. Акмуллы, Уфа, Россия; e-mail: rimma030296@gmail.com
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations
Elza G. Kasimova, Ph. D (Pedagogy), assistant professor, the chair of Special Pedagogy and Psychology (SPP), M. Akmulla Bashkir State Pedagogical University (M. Akmulla BSPU), Ufa, Russia; e-mail: kasimova elza@mail.ru
Rimma F. Shaykhaydarova, undergraduate, the chair of SPP, M. Akmulla BSPU, Ufa, Russia; e-mail: rimma030296@gmail.com
Принята в печать 07.08.2018 г.
Received 07.08.2018.