Научная статья на тему 'Обучающие программы для развития детей младшего школьного возраста. Влияние игр на образовательный процесс'

Обучающие программы для развития детей младшего школьного возраста. Влияние игр на образовательный процесс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2381
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ / ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / РАЗВИТИЕ / ДОСУГ / COMPUTER GAMES / EDUCATION / INFORMATIZATION / DEVELOPMENT / LEISURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рожкова Анастасия Андреевна, Артемова Мария Владиславовна, Ерохина Мария Алексеевна

В статье рассматриваются преимущества и недостатки компьютеризации образовательного процесса, а также его влияние на детей младшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational programs for primary schoolers. Computer game''s influence on educational process

Pros and cons of computerization of the educational process and its influence on primary schoolers.

Текст научной работы на тему «Обучающие программы для развития детей младшего школьного возраста. Влияние игр на образовательный процесс»

УДК 004.5:4.275

ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ВЛИЯНИЕ ИГР НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Рожкова Анастасия Андреевна

студентка Института принтмедиа и информационных технологий», Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550 Россия, г. Москва, ул. Прянишникова, д. 2А arozhkova 07@yandex. гы

Артемова Мария Владиславовна

студентка Института принтмедиа и информационных технологий», Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550 Россия, г. Москва, ул. Прянишникова, д. 2А [email protected].

Ерохина Мария Алексеевна

студентка Института принтмедиа и информационных технологий, Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550 Россия, г. Москва, ул. Прянишникова, д. 2А [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются преимущества и недостатки компьютеризации образовательного процесса, а также его влияние на детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: компьютерные игры, обучение, информатизация, развитие, досуг.

За последние двадцать лет сильно изменилось наполнение досуга в обществе, в семье, а значит, и в учебных учреждениях. В связи с этим остро встал вопрос организации свободного времени для школьников, а особенно для учащихся начальной школы, досуг которых во многом зависит от родителей и учителей.

Сегодня компьютерные технологии — лучший способ безболезненно подготовить ребенка к социализации в обществе. Основная цель введения компьютера в процесс развития младшего школьника — это формирование готовности к жизни в современном информационном обществе, формирование гармоничной, всесторонне развитой личности.

По мнению ведущих ученых, стоит в скором времени ожидать слияния двух понятий: процесса обучения и компьютерных игр. Главная цель компьютеризации в образовательной среде — подготовка ребенка к жизни в информатизированном обществе. Но, конечно, чтобы не переусердствовать, нужно всегда помнить, что мнения о влиянии компьютера на развитие детей противоречивы. И это не случайно, ведь компьютер, как и любой предмет нашей действительности, может быть и полезным, и вредным в зависимости от того, в чьих руках он находится.

Негативными последствиями бесконтрольного использования средств современных компьютерных технологий могут быть:

• возможный вред здоровью при отсутствии мониторинга времени нахождения за компьютером;

• педагогически неверное использование (преобладание игровой компоненты над учебной);

• опасность свертывания социальных контактов, индивидуализма в производственной и общественной жизни.

Таким образом, при выборе неправильного направления обучения компьютер может нанести вред ребенку, но правильно выбранные игры будут положительно влиять на учащихся, развивая и воспитывая их.

Современные психологи утверждают, что для ребенка игровая обстановка наиболее комфортна, а значит, она более способствует усвоению изучаемого материала, поэтому совершенно необходимо вводить в обучение интерактивность, которую как раз может предоставить компьютерная игра.

Компьютерные игры как средство развития творческой активности детей дошкольного возраста. В отечественной дошкольной педагогике разработана особая система применения компьютерных средств в начальной школе, не имеющая аналогов в мировой науке и практике — для развития, воспитания и обучения детей создан компьютерно -игровой комплекс (КИК), который представляет собой некоторый метод и содержание деятельности в какой-либо специфической предметно-игровой среде. КИК обладает следующими основными характеристиками:

• компьютерные игры — средство воспитания, обучения, диагностики и психического развития детей;

• компьютерные игры не идут вразрез с традиционным учебным процессом, а наоборот, органически вливаются и обогащают его;

• компьютерные игры позволяют усвоить тот объем материала, который затруднительно освоить обычными средствами.

Данный подход предполагает, что «информатика войдет в жизнь ребенка через игру, конструирование, художественную деятельность и др.». (С.Л. Новосёлова).

Для достижения ребенком максимального развивающего эффекта в игре с компьютером был разработан критерий оценки качества деятельности, получивший название «функциональный комфорт» (Л.Д. Чайнова). Функциональный комфорт — это оптимальное функциональное состояние активно действующего человека, которое свидетельствует о благоприятных для него условиях и средствах деятельности.

Для комфортного ознакомления детей младшего школьного возраста с обучающими компьютерными программами необходимы три важных составляющих:

• мотивация;

• наличие задач, сопоставимых с возможностями детей, иначе они не смогут получить удовлетворения от процесса;

• сведение на нет каких-либо технических затруднений.

Основными требованиями для игр, предназначенных детям, в таком случае будут:

• положительная моральная составляющая;

• новизна;

• элемент внешнего поощрения;

• наличие нейтрального фона экрана, который не будет раздражать или отвлекать ребенка от поставленной задачи;

• оптимальный темп ответных реакций компьютера на действия (перемещение, удаление, изменение размеров и т.д.) детей;

• простота интерфейса;

• применение различных способов демонстрации реакции типа «правильно — неправильно» (веселая мелодия — грустная мелодия и проч.). Компьютерные игры, которые используются в

учебно-воспитательном процессе младших школьников, условно делятся на обучающие, развивающие и диагностические. Они, в свою очередь, могут носить характер дидактических, сюжетно-дидактических, режиссерских, театрализованных, подвижных, игр-забав, игр-экспериментирований.

Влияние компьютерных игр на творческую активность неразрывно связано с развитием мотивацион-ной, познавательной и эмоционально-волевой стороны личности.

Выделяется несколько типов мотивации. Вначале основной будет мотивация к новизне, к перемене окружения, далее ведущим станет «исследовательский мотив», затем появится мотивации, сопровождающая решение задач: понимать манипулирование, печатать и писать, чтобы ввести команды, строить формы, двигать их. При этом деятельность ребенка начинает носить творческий характер.

Компьютер может дать человеку труднодоступные знания, которые без его помощи получить довольно сложно, это способствует развитию познавательных потребностей у ребенка и усилению мотивации применения компьютера.

Компьютерные игры учитывают психологические особенности детей и поэтому могут влиять на их заинтересованность в происходящем:

• одновременное использование звука, цвета и движения объекта, которым управляет ребенок;

• выразительное сопровождение правильных действий ребенка.

Такой способ обучения позволяет ребенку понять, как соотносить цель и условие, а значит, осознавать способы достижения целей, поставленных игрой.

Компьютерные игры дидактического и развивающего характера оказывают влияние на развитие содержательно-операционной компоненты. При работе с ними повышается активность детей благодаря возможности видеть результаты собственных действий, планировать свою деятельность, осуществлять обратную связь, анализировать действия. Компьютерные игры позволяют самостоятельно принимать решения, убеждаться в их правильности и исправлять допущенные ошибки.

Учитывая все вышесказанное, можно смело утверждать, что компьютеризация учебного процесса в начальной школе будет способствовать обогащению личности ребенка и раскрывать его творческий потенциал.

Необходима особая форма организации такого игрового обучения, при которой будут сочетаться два способа взаимодействия, т.е. не только ребенка с компьютером, но и ребенка со взрослым.

Стоит четко организовать работу с компьютерно-обучающим комплексом и проводить ее в три стадии:

• знакомство с возможностями компьютера и его технической стороной (управлением);

• использование игровых компьютерных программ как способа закрепить те знания, которые были получены ранее на занятиях в классе;

• самостоятельное использование обучающих компьютерных игр как способ осуществления творческой деятельности.

Способность компьютерных программ затрагивать различные виды деятельности — рисование, ознакомление с природой, аппликация, конструирование, формирование элементарных математических представлений, развитие речи и прочее — дает положительный развивающий эффект и исключает развитие стереотипного мышления.

В итоге использование компьютера благоприятно сказывается на учебно-воспитательном процессе. В ходе игры компьютер влияет на индивидуальные особенности ребенка, адаптируется к его индивидуальным характеристикам и поддерживает игру в зоне ближайшего развития, так как она имеет различные варианты содержания и самого игрового материала.

Компьютерные игры как культура досуга. В младшем школьном возрасте дети резко переходят от игрового обучения к «настоящему» обучению в школе. Не все переживают этот переход положительно. В этом мо-

гут помочь занятия на компьютере, потому что именно такой способ обучения детей не теряет игрового элемента и учитывает индивидуальные особенности ребенка. Применение обучающих, развивающих или контролирующих игровых компьютерных программ в начальной школе способствует формированию культуры досуга у ребенка. Учитывая возрастные особенности детей, можно выделить три основных компонента культуры досуга и привести конкретные примеры компьютерных игр, поддерживающие тот или иной компонент:

• ценностный компонент (отношение к содержанию досуга и культуры досуга) — «12 подвигов Геракла», «300 гномов», «ВеШсИег!», «Алекс Хантер. Повелитель разума» и др.;

• когнитивный компонент (владение знанием о содержании культуры досуга) — «Лягушки на болоте», «Строй мосты», «Водопроводчик», «Японская переправа» и др.;

• поведенческий компонент (проявление культуры досуга в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях) — «Супер-футбол 2013», «Мастер ВМХ», «Гольф», «Виртуальное пианино» и др.

Сложно спорить с тем, что благодаря своим уникальным особенностям компьютерные игры превосходят традиционные методы обучения в плане восприятия информации:

• игровой процесс искренне интересует детей, а значит, повышается уровень мотивации;

• образный вид представления информации соответствует психологическим особенностям детей младшего школьного возраста;

• использование мультипликации, а значит, движения, привлекает внимание ребенка;

• возникающие проблемные задачи являются стимулом для умственной активности;

• ребенок самостоятельно управляет решениями тех или иных задач;

• моделирование ситуаций, редко встречаемых в жизни, таких как полет ракеты, например, помогают удерживать внимание ребенка. Обучение, поддерживаемое компьютерными средствами, способствует развитию воображения, теоретического и критического мышления, прогнозирования, улучшает способности к сосредоточению и запоминанию, формируют моторику и многое другое.

Чтобы использование компьютерных технологий не пошло во вред, родители и учителя должны продемонстрировать детям, насколько ценен досуг, и что необходимо потратить это время на самосовершенствование, расширение кругозора, творчество и в целом использовать его рационально.

В наше время компьютер с тем огромным разнообразием игр и программ, которые он может предложить, позволяет младшим школьникам попробовать свои силы во многих сферах досуга. У детей появляется замечательная возможность оценить собственные силы и определить свои интересы на будущее.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бревнова Ю.А. Об информатизации дошкольного образования // Материалы Международной научно-методической конференции «Информатизация образования». — Волгоград: Перемена, 2009.

2. Гарипов Л.Ф. Особенности компьютерных познавательных игр // Педагогика. Общество. Право. — 2014. — № 2(10) — С. 90-93.

3. Ельмикеев О.Р. Педагогические условия применения компьютерных игр в образовательном пространстве учебного заведения: дисс. ... канд. пед. наук — Йошкар-Ола, 2004. — 238 с.

4. Ивакина И.О. Компьютерные игры — индивидуализированное средство развития творческой активности детей 7-го года жизни: дис... канд. пед. наук. — М., 1996. — 153 с.

EDUCATIONAL PROGRAMS FOR PRIMARY SCHOOLERS. COMPUTER GAME'S INFLUENCE ON EDUCATIONAL

PROCESS

Anastasia Andreevna Rozhkova

Moscow State University of Printing Arts 127550Russia, Moscow, Pryanishnikova st., 2А

Maria Vladislavovna Artemova

Moscow State University of Printing Arts 127550Russia, Moscow, Pryanishnikova st., 2А

Maria Alexeevna Erohina

Moscow State University of Printing Arts 127550Russia, Moscow, Pryanishnikova st., 2А

Annotation. Pros and cons of computerization of the educational process and its influence on primary schoolers.

Keywords: computer games, education, informatization, development, leisure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.