Научная статья на тему 'Обучаем дошкольников правилам речевого этикета'

Обучаем дошкольников правилам речевого этикета Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3694
518
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ / ПРАВИЛА РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА / КУЛЬТУРА РЕЧИ / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Курочкина Ирина Николаевна

Что такое «речевой этикет»? Известно, что этикет это порядок поведения, принятый в обществе. Как сложное общественное образование он обладает структурой, группирующей поведенческие правила в зависимости от того, к какой социальной группе, к какой жизненной ситуации те относятся, а также какими средствами выражается уважительное отношение людей друг к другу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучаем дошкольников правилам речевого этикета»

И. Н. Курочкина

Обучаем дошкольников правилам речевого этикета

Курочкина Ирина Николаевна - доктор педагогических наук, профессор факультета дошкольной педагогики и психологии Московского городского педагогического университета.

Что такое «речевой этикет»?

Известно, что этикет - это порядок поведения, принятый в обществе. Как сложное общественное образование он обладает структурой, группирующей поведенческие правила в зависимости от того, к какой социальной группе, к какой жизненной ситуации те относятся, а также какими средствами выражается уважительное отношение людей друг к другу.

Словосочетание «уважительное отношение» принципиально важно, ибо этикет, в конечном итоге, создан для того, чтобы у человека была возможность не только чувствовать, но и проявлять такое отношение, привлекать людей к общению приятностью манер, внешнего вида, речи, голоса и т. д.

Разумеется, никуда не деть многовековую принадлежность этикета к высшим слоям общества, когда-то единственно способным, в силу своего социального и материального положения, изучить и взять на вооружение в поведении правила этикета. Однако не только представители высшего света способны соблюдать эти правила. В настоящее время этикет чрезвычайно демократичен. И для того, чтобы он стал руководством к поведению, к стилю жизни и отношению к миру и обществу, нужно всего лишь желание.

Речевой этикет - это совокупность правил, опирающихся на речевые средства проявления уважения к людям. Как структурное подразделение он является формой этикета и взаимосвязан с неречевой формой. Например, собеседники соблюдают правила речевого этикета, высказывают этикетные формулы приветствия, комплимента, отстаивают свою точку зрения и т. д. Однако и правила неречевого этикета присутствуют в беседе, поскольку собеседники могут сидеть за столом, стоять, на что-то опираться, при этом определенным образом

держа руки и корпус тела, могут действовать предметами.

Речевой и неречевой этикет не стоит разделять в поведении человека, да и не получится. Но во время освоения правил этикета, анализа поведения, собственного или других людей, мы проводим между ними разделительную черту. Поскольку многое в нашей жизни делается при непосредственном участии слова, желательно овладеть правилами речевого этикета. Владеть речевым этикетом - значит:

• знать основные правила речевого этикета, например: правила приветствия, знакомства, высказывания критического замечания, комплимента, ведения спора, дискуссии, собрания, выступления с докладом или сообщением и др.;

• осознавать, что для развития доброжелательно-уважительных деловых и личностных отношений с людьми необходимо соблюдение речевого этикета, т. е. порядка построения предложения, высказывания, речи, а также подбора слов, подходящих в конкретной ситуации;

• обладать умениями и навыками по выполнению правил речевого этикета, например, уметь определить нужные громкость и тембр голоса, соблюдать речевые паузы, интонационное разнообразие, создавать сочетание формулы речевого этикета с мимикой, жестами и позами;

• соблюдать правила речевого этикета, при этом умея выбрать то из правил, которое подходит к конкретной жизненной ситуации.

Культура речи или речевой этикет?

Культура речи - это выраженное в слове достижение человеческого общества, выработанное как необходимость для общения и самовыражения. Специалисты-филологи (И. Б. Голуб,

М. Р. Львов, Л. И. Скворцов, Д. Э. Розенталь и другие) отмечают разнообразие определений понятия «культура речи», обусловленное языковой теорией и практикой, а также подходом к речи как к деятельности и как к продукту деятельности.

Исходя из разных подходов, М. Р. Львов в книге «Риторика. Культура речи» дает несколько определений этого понятия. Культура речи - это:

1. «Свободное и безошибочное владение произносительными механизмами, готовность памяти, обеспечивающая моментальный и нужный подбор слов, отсутствие дефектов произношения, развитие речевого дыхания и голоса, богатая и послушная логическим законам мыслительная основа речи»;

2. выбор и использование средств языка - «фонетических, лексических, грамматических связей в предложении и в компоненте текста»;

3. «Соблюдение законов жанра, разрешение поставленных в речи проблем», умение красиво и уверенно держать себя перед публикой.

В первом определении речь рассматривается как деятельность, процесс, во втором -как продукт или текст (устный и письменный), в третьем - как ораторское искусство.

Распространено справедливое убеждение, что культурная речь обладает рядом достоинств, которые она может приобрести, если ее носитель отлично владеет родным языком и высокой внутренней культурой. Среди этих достоинств: свобода выражения мысли, понятность, логичность, правильность, словарное богатство, разнообразие синтаксических конструкций, литературность, выразительность, образность, красота, голосовые и интонационные нюансы, уместность стиля, отсутствие речевых ошибок, штампов и канцеляризмов, соблюдение вежливости и этикета.

Речевая форма этикета является не только значительным структурным подразделением поведенческого порядка, но и важным инструментом речевого общения. Соблюдение его правил необходимо личности, желающей владеть речью в той степени, при которой она характеризуется как культурная. Чтобы это соблюдение стало органичной потребностью личности, следует уже в дошкольном возрасте, когда закладываются личностные основы, обучать детей правилам речевого этикета.

Каким правилам речевого этикета обучать дошкольников?

Содержание речевого этикета, вводимое в жизнь детей, должно отвечать потребностям дошкольников и условиям их жизни. Совсем неплохо, если ребенок осваивает способы и условия налаживания отношений с людьми. Он постоянно оказывается в ситуации встречи или расставания. Ему нужно благодарить людей за внимание, заботу, помощь, подарки, а также приходится просить о помощи или услуге. Он способен говорить друзьям и близким об их достоинствах, хвалить их за умения и способности.

Вот основные правила речевого этикета, с которыми мы знакомим дошкольника.

1. Обязательно говори при встрече со знакомыми людьми слова приветствия, такие как: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, как я рад (а) тебя видеть, как хорошо, что мы встретились.

Слова приветствия, которые ты говоришь, показывают людям, что ты встречаешься с ними с радостью и желаешь им всего хорошего.

Слова приветствия надо говорить и незнакомым людям, когда встречаешь их в подъезде, в лифте, когда они приходят в твой дом или в детский сад.

Говоря слова приветствия, улыбнись тому, к кому обращаешься, посмотри ему в глаза и скажи те слова, которые считаешь наиболее подходящими в данной ситуации.

2. По окончании встречи говори людям слова расставания: до свидания, до скорого свидания, до новой встречи.

Когда ты говоришь эти слова, человек, к которому они обращены, знает: ты будешь ждать следующей встречи, будешь скучать без него, ты хочешь, чтобы вы встретились, ты желаешь ему всего хорошего.

Слова расставания также говори, глядя человеку в глаза, и обязательно улыбнись ему.

3. Когда к тебе пришли гости, скажи им слова приветствия, а провожая их, скажи слова расставания.

Говори слова приветствия тем, кто тебя встречает, когда приходишь в гости, в театр, в музей, в кафе, в небольшой магазинчик.

Говори слова расставания, когда уходишь из дома, из детского сада, из гостей. Эти же

слова говори всем, кто тебя провожает из музея, кино, библиотеки, из других мест.

4. Когда кто-то (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, друг, знакомый или незнакомый человек) сделал для тебя что-то хорошее (помог убрать игрушки, подарил подарок, купил мороженое, угостил сладостями, приготовил еду и накормил тебя, уступил тебе место в транспорте, придержал тебе дверь, сделал для тебя еще что-то важное), поблагодари его добрым словом «спасибо».

Тогда люди будут знать: ты - хороший человек, ты умеешь быть благодарным. Они будут хотеть помогать тебе, делать что-то приятное и нужное.

5. Когда выходишь из-за стола после еды, всем, кто вместе с тобой ел и кто накрывал на стол, подавал еду, убирал со стола посуду, скажи слово «спасибо».

Произнеси это слово громко и четко.

6. Когда тебе нужна помощь, попроси и обязательно скажи слово «пожалуйста».

Когда ты хочешь попросить у кого-то игрушку, книгу, нужную тебе вещь, попроси и скажи слово «пожалуйста».

Люди будут знать, что ты - вежливый человек, что ты ждешь от них помощи, и будут стараться тебе помочь, выполнить твою просьбу.

Только помни - нельзя просить все время, надо и самому помогать другим.

7. В ответ на слово «спасибо» можно сказать слово «пожалуйста». Тогда тот человек, которому ты так отвечаешь, знает: ты с удовольствием оказываешь услугу, с радостью помогаешь, ты всегда так хорошо поступаешь.

Если же тебя благодарят за угощение (пирожное, конфету, мороженое и т. п.), можно ответить «на здоровье». Человек, получивший такой ответ, знает: ему пожелали быть здоровым.

8. Знай, что люди ждут от тебя добрых слов, в которых ты отмечаешь их хорошие качества, достоинства, умения. Такие слова называются комплиментами.

Говоря комплименты, помни: они должны радовать людей; ты и в самом деле думаешь так, как говоришь. У тебя получится хороший комплимент, если ты любишь человека и хорошо к нему относишься.

Говори друзьям: какой ты сильный и ловкий; какая ты добрая девочка; ты самый замечательный друг; ты так много знаешь, и с тобой всегда интересно.

Говори близким: мама, какая же ты красивая; папа, ты у меня самый лучший; бабушка, ты самая добрая; дедушка, с тобой всегда интересно гулять и играть; твой пирог - очень вкусный, ты печешь такие вкусные пироги; ты замечательно поешь и танцуешь.

Достоинств у людей много, потому и комплименты могут быть разными.

Если ты говоришь людям комплименты, они знают: ты - добрый человек, желаешь с ними дружить, умеешь видеть хорошие качества других.

Говори комплименты почаще, при этом обязательно улыбайся и смотри тому, кого ты хвалишь, в глаза.

9. Старайся не обижать людей злыми словами.

Не говори: ты - плохой; ты - злой; я тебя не люблю.

Если тебе хочется сказать такие слова, сначала подумай: так ли это?

И если ты хочешь сказать о своей обиде, лучше скажи: мне не нравится, что ты пожадничал; я не хочу, чтобы ты говорил неправду; мне не хочется сейчас с тобой играть.

10. Знай: обидные прозвища, которые иногда ребята говорят друг другу, уничтожают дружеские отношения. С тем, кто обзывается, дружить не хочется. Есть у ребят такая пословица: кто так обзывается, тот сам так и называется.

11. Обращайся к людям, называя их по именам. Так ты выделяешь человека, с которым говоришь. Например, ты можешь сказать: «Здравствуй, Сережа», «Катя, я хочу вместе с тобой посмотреть эту книгу», «Женя, пойдем играть», «Татьяна Петровна, можно мы с Лешей возьмем эту машину?», «Анна Васильевна, какой вкусный обед вы приготовили!»

Мы предложили основные правила речевого этикета, с которыми надо знакомить дошкольника. Конечно, есть и другие, без которых речь ребенка, как и взрослого человека, не может характеризоваться как речь человека, проявляющего к людям уважение, желающего им нравиться. Однако все остальные правила, в той или иной степени, отталкиваются от тех, которые мы сейчас обозначили.

Но и эти правила не должны сразу «обрушиваться» на маленького человека. Предстоит долгая и продуманная работа, благодаря которой дошкольник усвоит правила речевого этикета.

Как обучать детей правилам речевого этикета?

Это надо делать постоянно. Нельзя сегодня учить, а завтра прекратить обучение. Мы обучаем на занятии по этикету, закрепляем в жизни и следим за тем, чтобы ребенок всегда соблюдал усвоенные правила.

Обучение каждому правилу проводится по следующему циклу, состоящему из четырех стадий.

Первая стадия. Мы даем детям знание правила. Например, говорим: «Ребята, когда вы приходите в детский сад, надо обязательно здороваться с воспитателем и с помощником воспитателя (конечно, вместо слов «воспитатель» и «помощник» произносятся имена воспитателя и помощника). Еще надо здороваться со всеми ребятами, а также со взрослыми, которые привели детей в нашу группу».

Вторая стадия. Мы объясняем, почему надо соблюдать это правило. Мы говорим: «Когда вы, дети, здороваетесь со мной и с другими взрослыми, вы показываете, что вы к нам хорошо относитесь, уважаете нас и желаете нам замечательного дня. Когда вы здороваетесь друг с другом, вы показываете, что рады встрече и готовы дружить, играть, помогать, а также хотите, чтобы ваш совместный день прошел интересно».

Третья стадия. На этой стадии мы предоставляем дошкольникам возможность соблюдения правила. Мы смотрим, здороваются ли дети со взрослыми и с ребятами, как это делают: громко и четко, глядя в глаза и улыбаясь, обращаясь по имени.

Четвертая стадия. Мы контролируем эмоциональный фон соблюдения правила. Ребенок выполнил правило, почувствовал радость оттого, что пожелал кому-то здоровья, а также гордость за то, что умеет строить добрые отношения с людьми. Мы его похвалим, скажем: «Молодец, ты правильно поступил». Но возможны и негативные переживания: ребенок поздоровался, а ему не ответили. Значит, надо подсказать, почему так произошло: «Ты тихо говорил, тебя не услышали» или «Ты - молодец, ты умеешь налаживать хорошие отношения, а тот, кто тебе не ответил, мал еще. Он пока не понимает, как важно при встрече желать людям добра».

Пройдя весь цикл обучения, ребенок познает правило, однако это познание будет

продолжаться - на новом витке цикла, в новых жизненных условиях. Овладение каждым правилом этикета проходит всю жизнь, поскольку оно дарит нам все новые и новые ситуации.

Следует учитывать условия, при которых овладение дошкольником основными правилами речевого этикета будет эффективным, дающим положительный результат.

Первое условие - это учет психологических возрастных особенностей детей. В младшем дошкольном возрасте мы только обозначаем правило и следим, чтобы малыш старался его выполнять. В старшем дошкольном возрасте мы ведем тщательную работу с детьми, не только вводя правило в область детского знания, но и показывая ребенку необходимость и разнообразие его соблюдения, взаимозависимость соблюдения ребенком этикетного правила и отношения к нему людей.

Второе условие заключается в том, что работа по освоению этикетного правила ведется на занятиях (по развитию речи, по ознакомлению с окружающими, по этикету), а также в тех ситуациях, в которых нельзя обойтись без речевого этикета.

Третье условие касается методов обучения дошкольников правилам речевого этикета. Нельзя выделить один-два метода, а остальные упустить из виду. Мы убеждены: нужна система методов, т. е. сочетание ведущих и вспомогательных способов воздействия на ребенка. Казалось бы, раз мы говорим о речевом этикете, то приоритетную роль играют словесные методы - рассказ, разъяснение, беседа, чтение и обсуждение детских книг.

Однако в дошкольном возрасте ребенку надо попробовать выполнить, произвести действие. Поставим на первое место практические методы: упражнение (например, высказать комплимент товарищу), обыгрывание ситуаций (Сережа едет в автобусе, он сидит у окна на одноместном кресле. В автобус входит немолодая женщина. Покажи, Сережа, как ты поступишь? Какие слова и как при этом скажешь?). Игровые методы также дают возможность ребенку освоить правила речевого этикета. Например, подвижная игра с мячом, которая проводится по известному варианту, когда ребенок ударяет мячом о землю (о стену), говоря при этом: «Я знаю одно (два, три, четыре) слово (слова) приветствия: здравствуйте, добрый день...» Еще один вариант игры - ребенок поочередно бросает мяч товарищам, а те отвечают ему вежливыми словами

(благодарю, спасибо, ты так добра, ты - замечательный друг). В театрализованной игре дети разыгрывают спектакль, делая упор на формулы речевого этикета (Муха-Цокотуха, Теремок и др.).

Наглядные методы, такие как рассматривание книжных иллюстраций и картинок, казалось бы, не дают услышать речевые конструкции, но эти конструкции высказывают сами дети. Просмотры видеофильмов и мультфильмов особенно увлекательны для детей. Надо лишь подвести их к тому, чтобы они услышали-увидели наглядный пример правильного речевого поведения и почувствовали-поняли неприятие грубости, невежливости, злости, негативных высказываний. Наглядным примером, который дети воспринимают посредством наблюдений, может стать ребенок из группы, родитель, воспитатель, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, персонаж фильма или картины.

И наконец, словесные методы, без которых обойтись в любом обучении невозможно. Надо разъяснить ребенку, почему желательно говорить друзьям добрые слова, почему нужно здороваться. Надо также выяснить, что усвоил ребенок, с чем согласен, в чем испытывает затруднение. Это возможно в ходе тщательно продуманной беседы воспитателя с детьми. Как не прочесть ребятам литературные произведения, например, сказку Г. Остера «Будем знакомы», стихи М. Дружининой «Кто знает волшебное слово», А. Кондратьева «Добрый день!», А. Яшина «Я люблю, когда при встрече...»?

Четвертое условие - воспитатель должен понимать, что он для детей является самым ярким наглядным примером красивого и правильного речевого поведения. Потому очень важно, как говорит воспитатель, соблюдает ли он правила речевого этикета, создает ли условия для того, чтобы детям также хотелось эти правила соблюдать.

Пятое условие касается внутреннего состояния ребенка, который становится носителем речевого этикета, поскольку осваивает его правила и придерживается их в общении с людьми. Нужно, чтобы ребенок испытывал потребность в соблюдении этих правил, радость от умения доброжелательно общаться с близкими людьми, с товарищами и друзьями, а также с тем взрослым окружением, которое находится в зоне существования ребенка.

Шестое условие не менее важно, чем вышеуказанные. Воспитатель может обучать детей с особой тщательностью и любовью. Но если в доме ребенка не соблюдаются правила речевого этикета, вся воспитательная работа окажется безуспешной. Важно привлечь родителей к обучению детей правилам речевого этикета. Для этого нужно убедить родителей в необходимости такого обучения, дать им, если потребуется, психолого-педагогические знания и знания правил речевого этикета, повести работу с родителями так, чтобы им самим хотелось участвовать в обучении детей как дома, так и в детском саду.

Мы уверены, что такое обучение улучшит обстановку в группе. Внутри каждого ребенка начнется формирование нравственных качеств, а именно - уважительное отношение к людям, потребность в проявлении вежливости, доброжелательности, тактичности и деликатности.

«В начале было слово» - известные слова, сказанные совсем по другому поводу. Однако энергоемкость и значительность этих слов так высока, что и в повседневной жизни, хотим мы того или нет, все начинается со слова. В зависимости от содержания этого слова развивается жизнь человека. Мы с вами, дорогие коллеги - педагоги дошкольных учреждений, - стоим у истоков жизни человеческой. Соблюдение правил речевого этикета способствует установлению доброжелательных отношений между участниками общения - ребенком и ребенком, ребенком и взрослым человеком из близкого и дальнего окружения.

Материалы для работы с детьми по обучению правилам речевого этикета1

Что стряслось?

С утра решив хорошим быть

и всех собою удивить, Я «утро доброе» сказал и бабушке, и маме, Сестре удачи пожелал,

чтобы сдала экзамен, Сказал я деду: «Будь здоров»,

отцу сказал: «Привет». Но почему-то «Что стряслось?»

услышал я в ответ.

1 Из книги И. Н. Курочкиной «Этикет для дошкольников: Пособие для родителей». - М.: Просвещение, 2007.

Я вежливым задумал стать,

приветствовал я всех.

Но мама градусник несет,

сестру же давит смех.

Отец отставил все дела и на меня глядит,

А дед мне весело сказал:

«Здоровье не вредит».

И только бабушка одна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

порыв мой поддержала:

«Такие добрые слова - дню лучшее начало:

Нас ждут успешные дела

и радостные встречи.

И будет добрым день у нас,

и добрым будет вечер».

Вопросы ребенку:

Почему все удивились словам, которые сказал мальчик своим родным?

Как вы думаете: мальчик правильно поступил?

Как влияют слова приветствия на отношения людей?

Сказка о добрых словах

Расскажу вам сказку, похожую на сказку Шарля Перро «Спящая красавица». Такую же, но не совсем такую.

Жили-были в одном королевстве король с королевой. Когда у них родилась дочь, они пригласили на праздник добрую фею и та подарила маленькой принцессе красоту, доброту и веселость. Росла девочка, и не было на свете ее красивее, добрее и веселее. Все любили принцессу, и все радовались, видя, как взрослеет и умнеет она, доставляя радость маме с папой и всему королевству. Никто не видел семьи счастливее, чем король, королева и принцесса. Но никто и не знал, что в день рождения девочки на празднике тайно побывала злая колдунья, которая не любила счастливых людей и старалась их извести всеми способами. Эта колдунья пожелала малышке, лежавшей в кроватке, уснуть крепким сном в день, когда ей исполнится 16 лет. Разбудить принцессу смогут волшебные слова, но колдунья держала эти слова в тайне: никто, кроме нее, их не знал.

Принцесса уснула крепким сном в день рождения. И сколько ее ни будили, ничто не помогало: спит она и не просыпается. Много-много лет прошло. Состарились король и королева, слуги и жители королевства. Но память о доброй и веселой принцессе жила в народе.

Однажды приехал в то королевство принц далекой страны. Его встретили во дворце приветливо, только праздников никаких не устраивали. Принц заметил, что король с королевой всегда грустны и не улыбаются. «Почему так?» - размышлял он. Прогуливаясь по дворцу, принц забрел в дальний, укромный уголок, через потайную, почти незаметную дверь вошел в огромный, красиво убранный зал, в центре которого стояла кровать. На кровати лежала девушка. Она спала. Принц сначала испугался, подумав, что разбудит ее. Потом, успокоившись, стал рассматривать прекрасную незнакомку. Сердце его почему-то наполнилось тоской и грустью. Так и не дождавшись, когда красавица проснется, он покинул странный зал.

Но с этого дня принц перестал смеяться, постоянно грустил и думал о спящей девушке. Прислушиваясь к дворцовым разговорам, он узнал, что в таинственном зале спит принцесса и никто не может ее разбудить. Он много-много думал, что нужно сделать, чтобы принцесса проснулась. Он полюбил ее, и одно только желание теперь было у него: разбудить принцессу и сказать ей о своей любви. Каждое утро он приходил в зал и подолгу там сидел в молчании. Ему давно надо было возвращаться на родину, но уехать от принцессы он не мог. Так прошло два года. И однажды родители принца потребовали, чтобы сын вернулся домой. Ведь ему надо заниматься делами своего королевства.

Перед отъездом пришел принц в печально тихий зал. Постоял перед спящей красавицей и сказал: «В моем сердце ты будешь жить до тех пор, пока я живу, потому что я люблю тебя!» При этих словах девушка открыла глаза, улыбнулась и тихо произнесла: «Как долго я спала». Она приподнялась с кровати и увидела юношу, удивленно на нее смотрящего. Он ведь не знал, что слова «я люблю тебя» и есть те волшебные слова, которые всегда спасают человека.

А что было дальше, вы и сами можете догадаться. Скажу только, что принц и принцесса жили долго и счастливо. И ничего не могла с ними поделать злая колдунья, потому что они знали волшебные слова и говорили эти слова друг другу.

Вопросы ребенку:

Как ты думаешь, в чем состоит волшебство слов «я тебя люблю»?

Кому и зачем ты говоришь такие слова? ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.