Научная статья на тему 'Обсуждение в правительственных кругах Великобритании вопроса о внесении проблемы «Колониализма» в повестку дня англо-американских переговоров на Бермудских островах (январь-март 1957 г. )'

Обсуждение в правительственных кругах Великобритании вопроса о внесении проблемы «Колониализма» в повестку дня англо-американских переговоров на Бермудских островах (январь-март 1957 г. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
252
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хахалкина Елена Владимировна

Рассматривается обсуждение проблемы "колониализма" в правительственных кругах Великобритании накануне встречи Премьер-министра Великобритании Г. Макмиллана и Президента США Д. Эйзенхауэра на Бермудских островах, состоявшейся в конце марта 1957 г. Также в статье раскрывается позиция Вашингтона по проблеме "колониализма", которая занимала важное место в англо-американских "особых отношениях".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The discussion of the issue concerning the submitting of the problem of "colonialism" to agenda of anglo-american negotiations at the Bermuda by british governmental circles (January-march 1957)

The article investigates the discussion of the issue concerning the problem of "colonialism2 by British governmental circles on the eve of meeting of prime minister of Great Britain H. Macmillan and President of the USA D. Eisenhower at the Bermuda in March 1957. The article also reveals a position of the United States about the problem of "colonialism", which is put an important place in Anglo-American "special relationship".

Текст научной работы на тему «Обсуждение в правительственных кругах Великобритании вопроса о внесении проблемы «Колониализма» в повестку дня англо-американских переговоров на Бермудских островах (январь-март 1957 г. )»

Е.В. Хахалкина

ОБСУЖДЕНИЕ В ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ КРУГАХ ВЕЛИКОБРИТАНИИ ВОПРОСА О ВНЕСЕНИИ ПРОБЛЕМЫ «КОЛОНИАЛИЗМА»

В ПОВЕСТКУ ДНЯ АНГЛО-АМЕКАНСКИХ ПЕРЕГОВОРОВ НА БЕРМУДСКИХ ОСТРОВАХ (ЯНВАРЬ-МАРТ 1957 г.)

Рассматривается обсуждение проблемы «колониализма» в правительственных кругах Великобритании накануне встречи Премьер-министра Великобритании Г. Макмиллана и Президента США Д. Эйзенхауэра на Бермудских островах, состоявшейся в конце марта 1957 г. Также в статье раскрывается позиция Вашингтона по проблеме «колониализма», которая занимала важное место в англо-американских «особых отношениях».

После окончания Второй мировой войны для правящих кругов Великобритании одной из важнейших внешнеполитических задач становится трансформация Британской империи в Содружество. Исследование этого направления британской внешней политики непосредственно связано с изучением колониальной политики ведущих мировых держав. В последние годы проблема сущности колониализма как исторического феномена вновь становится предметом дискуссии в отечественной и зарубежной историографии [5].

Как известно, немаловажную роль в изменении послевоенного внешнеполитического курса Великобритании сыграл Суэцкий кризис 1956 г., который, в частности, показал, что в международной жизни очень значимым стал такой фактор, как заинтересованность и Советского Союза, и США в привлечении на свою сторону стран, освобождающихся от колониальной зависимости [17. С. 571, 580]. В январе 1957 г. вместо ушедшего в отставку А. Идена премьер-министром Великобритании стал Г. Макмиллан. К этому времени в составе Содружества находились шесть стран - доминионов и бывших колоний Великобритании - Канада, Австралия, Новая Зеландия, Индия, Пакистан и Цейлон. Британия продолжала владеть колониями в Юго-Восточной Азии и Африке, островами - в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах. При этом большую часть британских колониальных владений составляли отсталые африканские страны [3. С. 230; 10; 11. С. 264; 18. С. 4]. Именно вопросам развития зависимых территорий в Африке пришедший к власти Г. Макмиллан уделил особое внимание [14. С. 7].

28 января 1957 г. премьер-министр поручил лорду Солсбери, председателю правительственного комитета по колониальной политике, провести детальный анализ перспектив конституционного развития колоний на ближайшие пять-десять лет. Комитет должен был также представить оценки региональных и глобальных последствий предоставления колониям независимости [2]. На весну 1957 г. была запланирована встреча Г. Макмиллана и Д. Эйзенхауэра на Бермудских островах. Поручение лорду Солсбери свидетельствовало о первоначальных намерениях нового британского премьера обсудить на переговорах с американским президентом вопросы колониальной политики.

В Вашингтоне так же, как в Лондоне, испытывали определенное беспокойство по поводу осложнений в отношениях двух стран. В начале 1957 г. американской администрацией Д. Эйзенхауэра вопрос отношения к

колониализму и колониальной политике западноевропейских держав рассматривался в аспекте изучения инициатив континентальных государств по включению «заморских территорий» колониальных держав в Общий рынок.

Госсекретарь США Дж. Ф. Даллес в беседе с послом ФРГ отмечал, что антиколониальная позиция США является «источником постоянного напряжения» в отношениях между Соединенными Штатами и метрополиями. Но, учитывая стратегическое значение африканского континента в «холодной войне», США должны оказать поддержку планам интеграции африканских стран в ЕЭС [4]. При этом, однако, Дж. Ф. Даллес подчеркнул, что осуществление этих инициатив должно способствовать ускорению процесса деколонизации [4].

Британская сторона, в который раз за послевоенное время, готовилась убеждать американских представителей, что следует более реалистично оценивать «британский колониализм». Сотрудник министерства по делам колоний лорд Пэрт подготовил для премьер-министра Г. Макмиллана памятную записку, в которой им были указаны основные составляющие «британского колониализма» [1]. Британский политик использовал аргументы, которые были уже хорошо знакомы американским дипломатам, но могли быть восприняты ими с большим вниманием в изменившихся условиях. Лорд Пэрт предлагал Премьер-министру обратить внимание Д. Эйзенхауэра на то, что «преждевременный» уход Лондона с зависимых территорий может вынудить США взять на себя не только новые экономические, но и стратегические обязательства.

Администрация Д. Эйзенхауэра провозгласила стратегию «массированного возмездия», в рамках реализации которой предполагалось сокращение конвенциональных сил. Чтобы заполнить возникший с уходом Великобритании «вакуум» в бывших колониях, Вашингтон должен был бы пойти на значительные расходы. Такая перспектива могла, по мнению лорда, заставить Белый дом смягчить антиколониальную риторику.

Британская дипломатия неоднократно ранее пыталась убедить американское правительство изменить тактику поведения в ООН, где «предлагаемые американцами компромиссные резолюции подрывали власть и влияние колониальных держав» [1]. Политика Соединенных Штатов в отношении Египта накануне и в период Суэцкого кризиса показала, что администрация Д. Эйзенхауэра осознает возрастание меж-

дународного влияния участников Движения неприсоединения, часть которых пыталась играть на американо-советских противоречиях [16. С. 84]. С учетом этого советники британского премьера рекомендовали добиваться от Вашингтона прекращения практики официальных заявлений антиколониального содержания и проведения предварительных консультаций с Великобританией по всем вопросам, затрагивающим непосредственные интересы метрополии [1. С. 224225]. При этом британские политики, как и ранее, рассчитывали в ходе проведения подобных обсуждений направлять «взгляды американцев» в нужное Лондону русло [1. С. 225]. В памятной записке Г. Макмиллану лорд Пэрт особо рекомендовал премьеру акцентировать внимание Вашингтона на решении Лондона предоставить весной 1957 г. независимость колонии Золотой Берег в Африке и Малайи в Юго-Восточной Азии «как самом ярком примере последовательной британской политики по установлению стабильных... режимов во всех частях мира» [1. С. 226].

Г. Макмиллан был намерен «использовать любую возможность в ходе переговоров с президентом Д. Эйзенхауэром» для обсуждения проблемы британского «колониализма», однако пришел к выводу о том, что мнение советников о необходимости внесения колониального вопроса в качестве «особого пункта в повестке дня предстоящей встречи» является «ошибочным» [1. С. 228; 6]. Премьер полагал, что сам факт того, что Великобритания является империей, ставит страну в изначально невыгодное положение на переговорах, которое Г. Макмиллан характеризовал как «исключительно оборонительную позицию» [1. С. 228]. Что же касается действий США в ООН, то Г. Макмиллан считал, что муссирование проблемы «колониализма» использовалось Вашингтоном в качестве способа давления на Лондон с тем, чтобы влиять на выработку его внешней политики [7].

Министр по делам колоний А. Леннокс-Бойд поддержал позицию премьер-министра и предложил обсудить с американскими представителями колониальные вопросы в рамках более широкой проблемы, которую он обозначил как «коммунистическое проникновение в тропическую Африку». Один из видных сотрудников

министерства по делам колоний Г.Т. Бурдийон в своем послании премьер-министру, напротив, выразил опасение, что колониальная проблематика, как подсказывал ему его опыт, «затеряется среди других вопросов», вынесенных на повестку дня на Бермудской конференции. По его мнению, Лондон недостаточно убедительно проводит курс по изменению настроя мирового общественного мнения в отношении своей колониальной политики [1. С. 229].

6 марта 1957 г. получила независимость и статус доминиона британская колония Золотой берег, ставшая первой независимой страной Тропической Африки под названием Ганы. Позднее, 31 августа 1957 г., независимость получила Малайя, ставшая Федерацией Малайя [12. С. 93; 13. С. 196-197].

21 марта 1957 г. Премьер-министр Г. Макмиллан прибыл на Бермудские острова. Основное место в повестке дня конференции занимали вопросы ближневосточного урегулирования [8. С. 409-410]. Бермудская конференция, проходившая в течение двух дней, была первой встречей лидеров двух стран после Суэцкого кризиса, что предопределило ее особую значимость для обеих сторон. Свежесть воспоминаний о провале англо-франко-израильской агрессии против Египта 1956 г. заставляла Г. Макмиллана стремиться к восстановлению прежних отношений с заокеанским союзником с тем, чтобы получить поддержку Вашингтона действий Уайт-холла на Ближнем и Среднем Востоке [3. С. 230], который традиционно являлся сферой британских преимущественных интересов. «Британский колониализм» в качестве отдельного вопроса не обсуждался в ходе конференции.

Тем не менее совпадение предоставления африканской колонии Золотой Берег независимости и встречи на Бермудах лидеров двух стран явно свидетельствовало о том, что антиколониальная позиция Соединенных Штатов оказывала определенное воздействие на ускорение процесса деколонизации. Таким образом, можно сделать вывод, что само обсуждение данного вопроса в правительственных кругах Великобритании и внимание к проблеме «колониализма» со стороны США имели большое значение для выработки политики двух стран.

ЛИТЕРАТУРА

1. BDEE. Series A. Economics, international relations and Commonwealth. L., 2000. Vol. 4. Р. 2.

2. British Documents on the End of Empire (BDEE). Series A. Vol. 4: The Conservative Government and the End of Empire. 1957-1964. Pt. 1: High

policy, political and constitutional change / Ed. by R. Hyam, R. Louis. L., 2000. P. 1. CAB 134/1555, CPC(57)6 «Future constitutional development in the colonies»: minute by Mr. Macmillan to Lord Salisbury. Minutes by Lord Salisbury, Mr. Lennox-Boyd. 1957. 28 Jan.

3. Cook C., Paxton J. European political facts. 1918-1973. N.Y., 1975.

4. Foreign Relations of the United States. (FRUS). Vol. 4: 1955-1957. Western Security and Integration. Wash., 1986. P. 524. Memorandum of a Con-

versation Between the Secretary of State and German Ambassador (Krekeler), Department of State. Washington, 1957. Feb. 11.

5. Postcolonialism: Critical concepts in literary and cultural studies / Ed. by D. Brydon. L.; N.Y., 2000. Vol. 1-5.

6. PREM 11/3239, M 84/57. 25 Feb. 1957. [Colonialism and how to approach the Americans]: minute (reply) from Mr. Macmillan to Lord Perth. Min-

utes by H.T. Bourdillon and Mr. Lennox-Boyd (CO 336/546. nos 9 and 16. PM (57)92).

7. PREM 11/3239, PM (%&)9. 23 Feb. 1957. Colonialism: minute by Lord Perth (CO) to Mr. Macmillan.

8. TownsendH. The devil and John Foster Dulles. Boston, 1973.

9. Браун А. Консерваторы у власти в 1951-1962 гг.: Пер. с англ. М., 1964.

10. Давидсон А. Новые отношения бывшей метрополии с бывшими колониями. Опыт крупнейшей империи. Режим доступа: http:// antropo-tok.archipelag.ru/text/ a250.htm

11. Ерофеев Н.А. Закат Британской империи. М., 1967.

12. Маклэйн Д. Внешняя политика Англии после Суэца. М., 1972.

13. Овинников Р.С. Хозяева английской политики. Финансовая олигархия и внешняя политика Англии после Суэца. 1957-1966. М., 1966.

14. Остапенко Г. С. Британские консерваторы и деколонизация. М., 1995.

15. Остапенко Г.С. Британская модель деколонизации // Россия и Британия. М., 2000. Вып. 2.

16. От миропорядка империй к имперскому миропорядку. М., 2005.

17. Пелипась М.Я. Суэцкий кризис 1956 г. // Холодная война. 1945-1963 гг. Историческая ретроспектива: Сб. ст. М., 2003.

18. Фокеев Г.В. Колониальная политика Англии в Африке после Второй мировой войны (1945-1963 гг.): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1963.

Статья представлена кафедрой новой, новейшей истории и международных отношений исторического факультета Томского государственного университета, поступила в научную редакцию «Исторические науки» 21 декабря 2006 г., принята к печати 25 декабря 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.