Научная статья на тему 'Обсуждение последствий терактов в Интернете: состояние и перспективы исследования'

Обсуждение последствий терактов в Интернете: состояние и перспективы исследования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
174
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / ПСИХОЛОГИЯ ТЕРРОРИЗМА / ОТНОШЕНИЕ К ТЕРРОРИЗМУ / TERRORISM / ПСИХОЛОГИЯ ИНТЕРНЕТА / СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / SOCIAL PSYCHOLOGY / МЕДИАПСИХОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / SOCIAL NETWORKS / БЛОГОСФЕРА / ЭМОЦИИ / КОГНИТИВНАЯ ОЦЕНКА РИСКА / COGNITIVE RISK EVALUATION / MEDIA PSYCHOLOGY / BLOGS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Смолина Ирина Андреевна, Нестик Тимофей Александрович

Авторы статьи отмечают, что на сегодняшний день Интернет является одним из важнейших ресурсов получения информации о ситуации в стране и мире. С развитием технологии веб 2.0 пользователи сети Интернет получили возможность знакомиться с новостями и обсуждать их с другими пользователями, делиться информацией в своих блогах, выражать эмоции и разделять их с другими, чтить память о погибших и поддерживать пострадавших. В статье рассмотрены основные результаты зарубежных исследований, посвященных реагированию пользователей сети Интернет на террористический акт. На основании проведенного анализа предложено группировать данные исследований по типу авторского подхода. В рамках эмоционально-когнитивного подхода изучается эмоционально-когнитивная оценка теракта участниками он-лайн дискуссий, проводится анализ эмоций и когнитивных оценок в сообщениях их участников в Интернете после теракта, затем эти высказывания категоризируются. Целью применения социально-когнитивного подхода является классификация содержания сообщений при обсуждении теракта. Информационно-потребностный подход раскрывает проблему поиска информации, ведет сравнение обращений к таким источникам информации, как традиционные СМИ, электронные СМИ и блогосфера. Коммеморативный подход исследует поддержание памяти жертв терактов. Подход «теории заговоров» это исследование «теорий заговоров» («конспирологических теорий»). По итогам нашей работы были выделены основные функции обсуждения интернет-пользователями теракта: адаптация к угрозе (через ее когнитивную и эмоциональную оценку с последующим перестроением своего опыта), поддержание памяти (пользователи выбирают, что запоминать и кого запоминать), игровая функция (теракт как некоторый виртуальный, нереальный опыт, напоминающий фильм или компьютерную игру). На основании проведенного анализа были предложены направления дальнейшего исследования проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISCUSSION OF THE CONSEQUENSES OF TERRORISTS' ATTACKS ON THE INTERNET: CURRENT STATE AND FUTURE DIRECTIONS OF STUDIES

Internet and digital media nowadays are one of the most commonly used information resources, in which a person can not only read, but review and share his own opinion about a problem, as the web 2.0 technology has evolved and now allows people to create social networks and share content themselves. After a terrorists' attack, an internet-user as a single person can search for information about the attack, read and evaluate it. As a member of on-line community, he can share information, express and share his emotions and opinion, grief and comfort others, commemorate the dead etc. Current studies of the terrorists' attacks and people's reactions on it in the internet can be classified into the following groups: studies of an emotional-cognitive evaluation of terrorists' attack by the internet-users, content-analysis of the blog posts where people are discussing an attack, studies of the information-seeking behavior after an attacks, studies of using the internet as an information resource instead of traditional media, studies of «conspiracy theories»... Internet and digital media nowadays are one of the most commonly used information resources, in which a person can not only read, but review and share his own opinion about a problem, as the web 2.0 technology has evolved and now allows people to create social networks and share content themselves. After a terrorists' attack, an internet-user as a single person can search for information about the attack, read and evaluate it. As a member of on-line community, he can share information, express and share his emotions and opinion, grief and comfort others, commemorate the dead etc. Current studies of the terrorists' attacks and people's reactions on it in the internet can be classified into the following groups: studies of an emotional-cognitive evaluation of terrorists' attack by the internet-users, content-analysis of the blog posts where people are discussing an attack, studies of the information-seeking behavior after an attacks, studies of using the internet as an information resource instead of traditional media, studies of «conspiracy theories». Also the main functions of the people's attacks discussion were identified, such as: threat adaptation (adaptation through cognitive and emotional evaluation of the situation and reconstruction of one's personal experience), commemoration (people choose what to remember and whom to remember), «game» function (tragedy looks like a virtual, unreal experience for some users, mostly located far from the tragedy's place). We think that future studies of discussion of terroristic acts in the internet can be focused on the following problems: collective memory content and it's changing and connection with an emotional sharing processes, groups' defense mechanisms, psychological traits of internet-discussion participants and their connection with emotional outcome while discussing an attack. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Обсуждение последствий терактов в Интернете: состояние и перспективы исследования»

ОБСУЖДЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ТЕРАКТОВ В ИНТЕРНЕТЕ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация: авторы статьи отмечают, что на сегодняшний день Интернет является одним из важнейших ресурсов получения информации о ситуации в стране и мире. С развитием технологии веб 2.0 пользователи сети Интернет получили возможность знакомиться с новостями и обсуждать их с другими пользователями, делиться информацией в своих блогах, выражать эмоции и разделять их с другими, чтить память о погибших и поддерживать пострадавших.

В статье рассмотрены основные результаты зарубежных исследований, посвященных реагированию пользователей сети Интернет на террористический акт. На основании проведенного анализа предложено группировать данные исследований по типу авторского подхода. В рамках эмоционально-когнитивного подхода изучается эмоционально-когнитивная оценка теракта участниками он-лайн дискуссий, проводится анализ эмоций и когнитивных оценок в сообщениях их участников в Интернете после теракта, затем эти высказывания категоризируются. Целью применения социально-когнитивного подхода является классификация содержания сообщений при обсуждении теракта. Информационно-потребностный подход раскрывает проблему поиска информации, ведет сравнение обращений к таким источникам информации, как традиционные СМИ, электронные СМИ и блогос-фера. Коммеморативный подход исследует поддержание памяти жертв терак-

И. А. Смолина, Т. А. Нестик

тов. Подход «теории заговоров» — это исследование «теорий заговоров» («кон-спирологических теорий»).

По итогам нашей работы были выделены основные функции обсуждения интернет-пользователями теракта: адаптация к угрозе (через ее когнитивную и эмоциональную оценку с последующим перестроением своего опыта), поддержание памяти (пользователи выбирают, что запоминать и кого запоминать), игровая функция (теракт как некоторый виртуальный, нереальный опыт, напоминающий фильм или компьютерную игру). На основании проведенного анализа были предложены направления дальнейшего исследования проблемы.

Ключевые слова: психология терроризма, психология Интернета, социальная психология, медиапсихология, терроризм, отношение к терроризму, социальные сети, блогосфера, эмоции, когнитивная оценка риска.

Введение

Терроризм в современном мире является одной из актуальных угроз человечеству. Его изучению посвящено немало психологических исследований как за рубежом [11, 29, 39] (Мохаддам, 2011; Boгum, 2004; Laqueuг, 2001), так и в России. При этом внимание уделяется последствиям переживания людьми терактов [1, 23] (Быховец, Тарабри-на, 2010, 2014), глубинным причинам возникновения терроризма и попадания людей в террористические группы

[19, 21] (Соснин, 2012; Соснин, Нестик, 2008), профилактике экстремистской деятельности [9, 20] (Иванов, 2013; Соснин, 2014). За последние примерно 7 лет, судя по оценкам А.Л. Журавлева, в Институте психологии РАН сложилось активно разрабатываемое научное направление — психология современного терроризма [4, 5, 14, 17] (Журавлев, 2007, 2008; Проблемы психологической безопасности, 2012; Психологическое воздействие..., 2012).

Интернет, являясь одним из каналов массмедиа, становится все более значимым для распространения и получения информации. Заметен рост не только внимания аудитории к информации в сети, но и интеграции телевизионного и интернет-каналов. Например, в сеть интегрируются видеотрансляции телеканалов, растет доля просмотра телевидения с планшетов, ноутбуков и смартфонов. Кроме того, развивается технология «второго канала» (second screen), позволяющая совмещать телепросмотр с активностью в интернет-пространстве. По данным компании Nielsen [24] (Традиционные медиа в 2020 году., 2013), 21 % пользователей планшетов и 18 % пользователей смартфонов читают обсуждения телеконтента в блогосфере и социальных сетях или участвуют в них. По результатам исследования этой компании в 2013 г. была зафиксирована двусторонняя связь между рейтингами телепрограмм и активностью их обсуждения в социальных сетях: в 48 % случаев рост числа зрителей программы приводит к увеличению числа сообщений о ней в социальных сетях, в 29 % случаев рост числа сообщений о транслируемой в настоящее время программе приводит к увеличению числа зрителей.

Психология Интернета — одно из активно развивающихся научных направлений. Интернет, по мнению исследователей, — это не столько компьютерные сети, сколько взаимодействие людей в этой среде и результаты этого взаимодействия [3] (Войскунский, 2002). Важным направлением в психологии Интернета и социальной психологии становится изучение реакции социальных групп в сети на глобальные риски. Так как бло-госфера начинает выступать одним из центров формирования общественного мнения, а массовое сознание в этой среде подвержено влиянию со стороны различного рода манипуляторов, «этнических предпринимателей», наживающихся на разжигании социальных и этнических конфликтов, необходимо понимать, как именно формируется общественное мнение. Эта задача приобретает особое значение в связи с ростом угрозы терроризма на национально-освободительной, религиозной почве и по политическим соображениям. Несмотря на важность данной проблематики, влияние терроризма на блогосфе-ру и социально-психологические факторы отношения к нему пользователей остаются малоизученной областью как в российской, так и в зарубежной социальной психологии. Это научное направление сохраняет особенности фундаментальной, исследовательской и практико-ориентированной психологии одновременно [6, 25, 26] (Журавлев, 2011; Ушаков, Журавлев, 2011, 2012). Оно вполне вписывается в более широкий научный контекст психологических исследований современного общества [10, 15, 16 18 27] (Макропсихология ..., 2009; Психологические исследования., 2013; Психологические про-

блемы..., 2012; Психология адаптации..., 2007; Юревич, Журавлев, 2012).

Цель данной статьи — проанализировать текущее состояние исследований, посвященных реакции пользователей Интернета на теракт, а также оценить достоинства и недостатки основных подходов к этой теме.

Технология web 2.0, блогосфера и электронные СМИ

Интернет-технология веб 2.0 (web 2.0) — это технология, дающая пользователям сайта в сети Интернет создавать его наполнение (контент). Сайт в веб 2.0 является интерактивным и многопользовательским (контентом его может наполнять множество человек), на сайте с такой технологией есть возможность не только публиковать контент, но и обсуждать его, делиться этим контентом с другими пользователями, создавать группы по интересам и так далее. Примером таких сайтов являются социальные сети, форумы, чаты.

Блогосфера — это совокупность интернет-изданий, журналов и блогов, позволяющих интернет-пользователям обмениваться информацией и формировать социальные сети и интернет-сообщества.

Блог — электронный журнал в социальной сети, где пользователь оставляет посты — отдельные сообщения, которые могут читать и комментировать другие пользователи (в некоторых случаях только ограниченный круг читателей). Человек, ведущий блог, называется блоггером.

С одной стороны, блогосфера может характеризоваться именно неформальным, непрофессиональным происхождением большей части публикаций, осве-

щающих различные проблемы и аспекты современной жизни. С другой стороны, начинает появляться такая профессия, как блоггер, когда сообщения написаны профессионалами и являются аналогом электронных СМИ. Блог позволяет делиться информацией, оставлять свои комментарии, давать ссылки на другие блоги и электронные СМИ.

Электронные СМИ — средства массовой информации в сети Интернет: новостные сайты, интернет-радио, интернет-телевидение. Часто традиционные СМИ (в нашем обзоре под ними мы понимаем газеты, журналы, радио и телевидение вне сети Интернет) имеют свои сайты в сети Интернет, где информация из традиционных каналов может дублироваться. Электронные СМИ обладают следующими специфическими чертами. Во-первых, новости в здесь появляются быстрее, чем в традиционных СМИ. Во-вторых, пользователи имеют возможность обсудить электронные публикации и выразить свое отношение к ним, обменяться ссылками. В-третьих, информация может быть дана в разных форматах (от текста до фотографий и видео), как правило, сразу в нескольких форматах.

Современное состояние исследований

По нашему мнению, ключевыми подходами к исследованию реакции пользователей Интернета на теракт являются следующие: эмоционально-когнитивный, социально-когнитивный, информационно-потребностный, комме-моративный, «теории заговоров».

Поскольку феномен терроризма является сложной и многосторонней проблемой, некоторые авторы обращаются

сразу к нескольким ее аспектам и соответствующим подходам к ее изучению.

В рамках эмоционально-когнитивого подхода исследуется эмоционально-когнитивная оценка теракта участниками он-лайн дискуссий, проводится анализ эмоций и когнитивных оценок в сообщениях участников дискуссий в Интернете по отношению как к теракту, так и к связанным с ним проблемам. При этом эмоциональные высказывания и оценки категоризируются.

Достоинством данного подхода является обширный анализ эмоциональных реакций, а также разработка проблемы влияния эмоций на когнитивные оценки (например, оценка риска попадания в зону теракта). Уделяется внимание групповым стереотипам в оценке представителей другой группы (например, эффект стереотипизации, ореола и т. д.). Недостатком является то, что в исследованиях делается акцент исключительно на негативных эмоциях, фактически отсутствует анализ позитивных эмоций и таких же последствий переживания теракта. Анализ только негативных эмоций дает неполную картину переживания теракта и оценки рисков, связанных с таким переживанием. Кроме того, эмоции рассматриваются как индивидуальные, то есть принадлежащие каждому отдельному человеку, что не дает возможности проследить, например, за обменом эмоциями (emotional sharing), выявить его механизмы и их групповую динамику. Важно при этом учитывать и психологическую дистанцию между воспринимающими последствия теракта и пострадавшими в нем [12].

Дирк Ойгем и Энни Дас провели исследование оценки риска, выражения гнева и страха в голландских и арабских

он-лайн дискуссиях. Исследуя контент новостных сайтов и он-лайн дискуссии на новостных сайтах, авторы обращали внимание на роль негативных эмоций и их связь с оценкой ситуации и рисков. Основными категориями эмоций были названы гнев и страх, которые могут возникать не только относительно теракта, но и при обсуждении связанной с ним тематики. Доступность новостей о терроризме ведет к переоценке зрителями риска попадания в ситуацию опасности. На переоценку риска влияют количество жертв, близость места теракта, а также феномен «игнорирования вероятностей» (probability neglect): с вовлечением сильных эмоций люди фокусируют свое внимание на негативном исходе событий, игнорируя другие вероятные варианты развития событий [45].

Э. Дас с соавторами приходят к выводу о том, что новости о терроризме порождают страх на подсознательном уровне, который ведет к появлению предубеждения по отношению к лицам из других групп [38].

Целью социально-когнитивного подхода является анализ и группирование содержания сообщений при обсуждении теракта. Преимущество данного подхода — создание классификации комментариев в ответ на теракт, что дает возможность провести анализ и систематизацию когнитивных оценок теракта, эмоционального отклика, социального взаимодействия в сети, создавая некую общую картину происходящего. Особенность такого подхода — делается больший акцент на решение социальных проблем, то есть происходит уклон в социологию, а не в социальную психологию. Типология комментариев создается без достаточного анализа собствен-

но социально-психологических явлений.

Бонни Брессерс и Дженис Юм, проведя социологическое исследование, проанализировали комментарии пользователей новостного сайта NYTimes. com и выделили четыре группы высказываний относительно теракта 11 сентября 2001 г. Во-первых, это мнения людей о политике, в основном о политике США как о вероятной причине терактов. Во-вторых, возможность выхода эмоций: шока, скорби, поддержки, выражения патриотизма, тревоги и потери чувства безопасности. В-третьих, выражение социального взаимодействия — как правило, сообщения, адресуемые предыдущему комментатору, диалоги, слова поддержки и проявления заботы. В-четвертых, поиск информации о теракте и ее распространение [37].

Пилле Венгерфельдт проанализировал обсуждение новостей в чатах и новостные статьи еженедельных эстонских газет в течение недели после теракта 11 сентября. В результате исследования интернет-версий традиционных эстонских газет было выделено четыре главные темы новостных статей. Основываясь на них, он сгруппировал обсуждения в чатах. Первый тип высказываний был обозначен как «национальная трагедия»: с одной стороны, пользователи сочувствовали американцам, с другой стороны, отношение к трагедии напоминало отношение к фильму с плохим концом. Второй тип высказываний — «Кто виноват?»: пользователи выражали свое мнение о том, получили ли США по заслугам или атака была направлена против западной культуры в целом. Кроме того, подключались различные «теории заговоров». Третий тип — «Новая война»: проводились параллели с преды-

дущими войнами, выражались опасения новой войны. Четвертый — «Эстония готова прийти на помощь Америке»: комментаторы этого типа статей не верили в то, что Эстония смогла бы предложить помощь США. Сообщения такого типа часто были анонимными [48].

Информационно-потребностный подход раскрывает проблему поиска информации, ведет сравнение обращений к таким источникам информации, как традиционные СМИ, электронные СМИ и блогосфера.

Плюсом данного подхода является развернутое исследование причинно-следственных связей между поисковым поведением (поиском информации) и эмоциональным состоянием человека. Кроме того, раскрывается роль блогов и электронных СМИ как новых и популярных источников информации о теракте, к которым обращается население. Раскрывается проблема групповых феноменов (восприятия, памяти и т. д.), а также перестройки когнитивного опыта. Минусом данного подхода является фокусировка на индивидуальных, а не на групповых эмоциях. Нет информации о том, какие группы населения склонны обращаться к электронным СМИ и социальным сетям и почему они это делают.

П. Венгерфельдт провел также интервью со студентами. В ходе опросов выяснялось, использовался ли ими Интернет как источник информации о трагических событиях, какие именно каналы получения информации ими привлекались (к каким сайтам обращались студенты). В условиях недостатка информации пользователи Интернета чаще обращались к статьям на английском языке и давали на них ссылки, несмотря на то что обсуждение велось на эстонском

языке. Автор делает вывод о том, что в условиях доступа к различным каналам получения информации (традиционные СМИ, Интернет) чаты и комментарии к новостным статьям становятся не только информационными ресурсами, но и местом сбора различных новостных ресурсов и мнений. Пользователи распространяют новости и интерпретируют их, становясь сообществом. Венгерфельдт отмечает, что Интернет как новый вид медиа открывает возможность заполнения информационного вакуума, создает новые виды поддержки людей и возможности поделиться идеями и эмоциями [48].

В исследовании Монцеррат Довал-Авендано анализируются «традиционные» медиа (три новостных сайта в Интернете) и социальные медиа (блоги и форумы) после террористической атаки в марте 2004 г. в Испании. Автор отмечает, что социальные медиа, освещая этот теракт, выступали как центры, собирающие информацию из различных ресурсов (испанских и иностранных традиционных медиа). Большинство ссылок оказалось на сайты традиционных медиа, различных оппозиционных организаций, сайты с информацией о пострадавших и погибших. Блоггеры реально влияют на общественное мнение, связывая теракты с внешней политикой государства. В исследовании выявилось недоверие большей части испанского общества к официальной трактовке взрывов. Известно, что феномен недоверия может вызываться самыми разными основаниями, причем совсем необязательно совпадающими с критериями возникновения доверия [13]. Именно в результате возросшего недоверия повысился интерес к поиску альтерна-

тивной информации, а также к столкновению мнений членов испанского общества, которые подтверждали или опровергали подозрения, обсуждали различные версии произошедшего, давали оценки поведению правительства и оппозиции. Автор делает вывод: блогге-ры не производили какой-либо уникальной информации, а создавали центр сбора ссылок на новостные медиа и сопровождали их личными оценками происходящего [40].

Проблема поиска информации пользователями после теракта исследовалась Робертом Кьюби и Тэа Пелусо. Эти авторы предполагают, что эмоциональные реакции на травматические события связаны с нехваткой информации: люди пытаются бороться с неуверенностью и получить больше информации [43].

Интернет как источник самой разнообразной информации становится все более привлекательным. Это подтверждает, например, работа Элисона Андерсона. Автор говорит о том, что после теракта 11 сентября 2001 г. обычное использование Интернета (для повседневных нужд) американскими гражданами снизилось, а Интернет как источник информации стал использоваться чаще прежнего [33].

Исследуя связь эмоциональных реакций и потребности в поиске информации после теракта 11 сентября в США, Михаэль Бойл с соавторами пришел к выводу о том, что у лиц с более сильной негативной реакцией на теракт выявлялось большее желание найти информацию, связанную с ним. Был сделан вывод: аффект приводит к заинтересованности в поиске информации. Данные показывают, что, испытав нега-

тивные эмоции от травмирующего события, освещенного СМИ, люди не избегают информации о нем, скорее, наоборот, склонны испытывать желание узнать больше о последствиях теракта и его причинах. Согласно теории снижения неуверенности (uncertainty reduction theory) человек пытается снизить свою неуверенность относительно происходящей травматической ситуации за счет получения более полной информации о ней [35].

Дейл Брашерс отмечает, что неуверенность (uncertainty) возникает в ситуации нехватки информации, но даже когда ее объективно достаточно, человек может быть не уверен. Это случается, если ситуация сложна и непредсказуема, информация по какой-либо причине недоступна и противоречива, нет уверенности в своем знании. Информация может быть использована для изменения эмоционального отклика. Люди ищут новую информацию, чтобы дополнить знания, подтвердить или опровергнуть свои текущие знания [36].

Коммеморативный подход — это исследования поддержания памяти жертв терактов. Достоинством данного подхода является внимание к проблеме коллективной памяти (ее возникновению и поддержанию). Повторяющаяся характеристика подхода состоит в том, что большее внимание к этой проблеме наблюдается у социологов и журналистов, а не у психологов (феномен в меньшей степени рассматривается именно как психологический).

Интернет и блогосфера используются для поиска выживших и погибших, информации об акциях (например, о сдаче крови), становятся местом поддержания памяти о погибших в теракте: публикуют-

ся портреты, биографические данные, интервью с их друзьями [39].

Отмечены факты обратного влияния активности блоггеров на жизнь вне сети. Так, их критика мемориала погибшим 11 сентября 2001 г. в Аризоне вызвала огромный интерес к проблеме и освещению ее новостями, а это повлияло на действия местных властей. В итоге памятник был перестроен под контролем общественности [46].

Подход «теории заговоров»—это исследования «конспирологических теорий». Положительной стороной данного подхода является внимание к коллективному мышлению, к групповым механизмам восприятия и оценки представителей чужих групп, а также к рассмотрению данных явлений с позиций психопатологии. Отрицательная сторона — узость самого подхода, раскрытие лишь одного типа реагирования на теракт и ориентация на одну группу пользователей.

«Теории заговоров» в широком смысле, по мнению отдельных авторов, — это «параноидальный» способ раскрытия ситуации, предполагающий наличие всемогущей группы, несущей некое «зло» [41]. По сути, «теории заговоров» отражают альтернативную точку зрения на причины теракта (например, «причастность правительства»). Открытость электронных медиа и возможность нахождения в них различных точек зрения делает их удобной площадкой для существования сообществ и отдельных лиц, поддерживающих «теории заговоров». Данным теориям посвящаются как отдельные высказывания при обсуждении каких-либо проблем, публикации в блогах, так и целые сайты. Современные цифровые «теории заговора» (после событий 11 сентября) напоминают

игру или создание альтернативной реальности: на материале имеющихся фотографий, видео и других свидетельств ведется поиск и раскрывается «правда» о событиях, что, скорее, свидетельствует о поиске удовольствия, проигрывании некой игры [47].

Заключение

Исследования процессов обсуждения последствий терактов в Интернете можно квалифицировать пока как зарождающееся научное направление, о чем, с одной стороны, свидетельствуют активно публикуемые и частично представленные выше результаты исследований, а с другой — отсутствие обобщающих работ и каких-либо упоминаний об этом научном направлении в современных учебных пособиях по психологии [23] и социальной психологии [8, 28].

На основании выполненного анализа можно выделить основные функции обсуждения терактов.

1. Функция адаптации к угрозе. Адаптация к такой травматической ситуации, как теракт, идет через перестройку индивидуального опыта на основе когнитивной и эмоциональной оценки ситуации и информации о ней. Переживание эмоций (гнева и страха) влияет на то, как пользователи оценивают риск попадания в ситуацию теракта. Изначально выражая реакции борьбы (гнев) или бегства (страх), негативные эмоции направлены на угрозу и служат для адаптации к ней (через избегание или столкновение с опасной ситуацией). Сильные эмоции могут затруднять когнитивную оценку ситуации как опасной или потенциально опасной (например, феномен игнорирования вероятностей), а также влиять на оценку представителей других групп

(например, террористов) как угрожающих и отвергаемых. Когнитивная оценка угрозы, в свою очередь, связана с индивидуальным опытом и культурной средой личности. При недостатке индивидуального опыта или информации о теракте, которую пользователи в сети активно ищут и передают, личность склонна полагаться на сложившиеся в обществе стереотипы в конкретный исторический период. Чтобы понять реализацию этой функции более глубоко, необходимо учитывать и общие закономерности адаптации человека к социальной среде [22 и др.].

2. Функция поддержания памяти. Интернет становится местом сохранения культурного опыта, памяти о событиях. Выбирая, что и как обсуждать, каким образом отдавать дань памяти погибшим, пользователи в итоге выбирают то, какую информацию о событии они хотят сохранить в общей памяти (и хотят ли они ее сохранять). За счет реализации этой функции идет изменение культурного группового опыта.

3. Развлекательная (или игровая) функция (в «теориях заговоров»). Обсуждение теракта, рассуждения о его причинах воспринимаются как некий вид игры, когда мир и угрозы представляются по большей части как виртуальные. Чаще это происходит в случае удаленной угрозы (произошедшего в другой стране, на другом континенте).

Тема обсуждения терактов в Интернете достаточно изучена в плане поиска информации пользователями (причины такого поиска и выбора Интернета как источника информации), ее сбора и передачи, разделения ее с другими. Кроме того, большое внимание уделяется выражению эмоций (в основном не-

гативных) в ответ на теракт, их группированию и когнитивным оценкам, меньшее — проблеме коллективной памяти, которая представлена как один из типов реакции на теракт. Недостаточно полно освещена и проблема восприятия представителей другой группы (эффекты сте-реотипизации, ореола, наклеивания ярлыков и т. д.).

Эмоции и когнитивные оценки происходящего рассматриваются, скорее, как индивидуально-психологические факторы, нет информации об их групповой динамике, групповых защитных механизмах, последствиях травмы и перестройке индивидуального опыта в ходе как личной, так и групповой работы, дается оценка в основном негативных последствий переживания травмы.

Недостаточно разработанной остается проблема обмена эмоциями между членами группы (social emotional sharing) и динамики такого обмена, групповых механизмов заражения, переживания страха смерти и т. д. Для понимания процесса обмена эмоциями целесообразно использовать данные, накопленные в исследованиях обмена знаниями на разных уровнях, включая социальные группы и организации [7, 16, 17]. Полезными могут оказаться также способы изучения динамики социальной напряженности, разработанные применительно к анализу материалов СМИ [2].

Такие явления, как разделение эмоций, влияют на их передачу другим индивидам (в том числе в условиях общения через сеть), на длительность общения и проявление эмоциональности в сети. Разделение эмоций связано с социальной поддержкой, которую получают и оказывают во время обсуждения травмирующих событий. Социаль-

ная поддержка и общение с разделением эмоций и эмпатией к собеседникам способствуют развитию групповой сплоченности как позитивного последствия общей реакции на теракт. Усиление конформности и связей со своей группой вызывается также страхом смерти (тревогой конечности существования), что отражено в теории управления ужасом [42]. Групповые защитные механизмы, в свою очередь, влияют на оценку личностью собственных действий (как члена группы) и на оценку представителей других групп. Вызванные таким образом эмоции будут не индивидуальными, а эмоциями человека как представителя социальной группы.

Литература

1. Быховец Ю.В., Тарабрина Н.В. Психологическая оценка переживаний террористической угрозы. М. : Ин-т психологии РАН, 2010.

2. Вахин А.А., Журавлев А.Л. Особенности исследования динамики социальной напряженности по материалам СМИ // Знание. Понимание. Умение. 2004. № 1. С. 101-108.

3. Войскунский А.Е. Интернет—новая область исследований в психологической науке // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. М. : Смысл, 2002. Вып. 1. С. 82-101.

4. Журавлев А.Л. Основные тенденции развития психологических исследований в Институте психологии РАН // Психологический журнал. 2007. Т. 28. № 6. С. 5-18.

5. Журавлев А.Л. Основные направления (программа) развития Института психологии РАН на ближайший период // Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 5. С. 5-20.

6. Журавлев А.Л. Взаимодействие фундаментальной психологии и психологической практики: направления развития // Прикладная юридическая психология. 2011. № 3. С. 8-13.

7. Журавлев А.Л., Нестик Т.А., Никитенко И.В. Социально-психологические факторы обмена знаниями в организации // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2009. № 4. С. 8-12.

8. Журавлев АЛ, Соснин В.А., Красников М.А. Социальная психология : учеб. пособие для студентов вузов. М.: Форум; Инфра-М, 2008.

9. Журавлева Н.А., Журавлев АЛ. Новые тенденции в ценностных ориентациях личности в современном российском обществе // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Психология и педагогика. 2004. № 2. С. 20-39.

10. Иванов Р.С. Применение полиграфа как мера противодействия экстремизму // Прикладная юридическая психология. 2013. Вып. 3. С. 107-113.

11. Купрейченко А.Б, Журавлев А.Л. Влияние социально-экономических изменений в обществе на развитие отечественной экономической психологии // Психология и экономика. 2009. Т. 2. № 2. С. 43-62.

12. Купрейченко А.Б, Журавлев АЛ. Психологическая дистанция между личностью и представителями различных социальных категорий // Психология совместной жизнедеятельности малых групп и организаций / отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Шо-рохова. М. : Социум; Ин-т психологии РАН, 2001. С. 36-59.

13. Купрейченко А.Б., Табхарова С.П. Критерии доверия и недоверия личности другим людям // Психологический журнал. 2007. Т. 28. № 2. С. 5567.

14. Макропсихология современного российского общества / отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. М. : Ин-т психологии РАН, 2009.

15. Мохаддам Ф.М. Терроризм с точки зрения террористов: что они переживают и думают и почему обращаются к насилию. М. : Форум, 2011.

16. Нестик ТА, Журавлев АЛ. Обмен знаниями, групповая рефлексивность и корпоративная память как объекты социальной психологии // Психологический журнал. 2010. Т. 31. № 3. С. 5-16.

17. Нестик Т.А., Журавлев А.Л. Психология управления совместной деятельностью: Новые направления исследований. М. : Ин-т психологии РАН, 2010.

18. Проблемы психологической безопасности / отв. ред. А.Л. Журавлев, Н.В. Тарабрина. М. : Ин-т психологии РАН, 2012.

19. Психологические исследования проблем современного российского общества / отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. М. : Ин-т психологии РАН, 2013.

20. Психологические проблемы современного российского общества / отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. М. : Ин-т психологии РАН, 2012.

21. Психологическое воздействие: механизмы, стратегии, возможности противодействия / под ред. А.Л. Журавлева, Н.Д. Павловой. М. : Ин-т психологии РАН, 2012.

22. Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. М. : Ин-т психологии РАН, 2007.

23. Психология XXI века : учебник для вузов / под ред. В.Н. Дружинина. М. : ПЕР СЭ, 2003.

24. Соснин ВА. Психология суицидального терроризма: исторические аналогии и геополитические тенденции в XXI веке. М. : Форум, 2012.

25. Соснин В.А. Операциональные уроки противодействия суицидальному терроризму государством Израиль // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. С. 125-140.

26. СоснинВ.А.,Журавлев А.Л. Феномен коррупции в России как социополитическая и психологическая проблема // Прикладная юридическая психология. 2013. № 2. С. 8-24.

27. Соснин ВА, Нестик ТА. Современный терроризм: социально-психологический анализ. М. : Ин-т психологии РАН, 2008.

28. Социальная психология : учеб. пособие для вузов / отв. ред. А.Л. Журавлев. М. : ПЕР СЭ, 2002.

29. Тарабрина Н.В, Быховец Ю.В. Террористическая угроза: теоретико-эмпирическое исследование. М. : Ин-т психологии РАН, 2014.

30. Традиционные медиа в 2020 году: тенденции и прогнозы // Фонд развития гражданского общества (2013). URL : http://civilfund.ru/media_2020. pdf (дата обращения : 19.11. 2013).

31. Ушаков Д.В, Журавлев АЛ. Фундаментальная психология и практика: проблемы и тенденции взаимодействия // Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 3. С. 5-16.

32. Юревич А.В, Журавлев А.Л. Макропсихоло-гическое состояние современного российского общества // Экономическая наука современной России. 2012. № 2. С. 137-140.

33. Anderson A. Risk, Terrorism, and the Internet // Knowledge, Technology, & Policy. 2003. Vol. 16. No 2. Р. 24-33.

34. Borum R. Psychology of terrorism. University of South Florida, 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35. Boyle MP, Schmierbach M, Armstrong C.L, McLeod D.M, Shah D.V., Pan Z. Information Seeking and Emotional Reactions to the September 11 Terrorist Attacks // J&MC Quarterly. 2004. Vol. 81. No 1. Р. 155-167.

36. Brashers D.E. Communication and Uncertainty Management // Journal of Communication. 2001. Vol. 51. Issue 3. Р. 477-497.

37. Bressers B, Hume J. Message Boards, Public Discourse, and Historical Meaning: An Online Community Reacts to September 11 // American Journalism. 2012. Vol. 29. Issue 4. P. 9-33.

38. Das E, Bushman B. J, Bezemer M. D, Kerkhof P., & Vermeulen I. E. How terrorism news reports increase prejudice against outgroups: A Terror Management account // Journal of Experimental Social Psychology. 2009. Vol. 45. P. 453-459.

39. Despelder L.A. September 11, 2001 and the

Internet Mortality // Mortality. 2003. Vol. 8. No 1. P. 88-89.

40. Doval-Avendano M. Information sources in the Spanish social media during the «Three Days of March» (11-13 March 2004). Laguna: Universidad de la Laguna // Revista Latona de Comunication Social. 2010. Vol. 65. P. 325-339.

41. Hofstadter R. The paranoid style in American politics and other essays. New York : Alfred Knopf, 1965.

42. Greenberg J. & Simon L, Harmon-Jones E, Solomon S, Pyszczynski T, Lyon D. Testing alternative explanations for mortality salience effects: terror mamagement, value accessibility, or worrisome thoughts? // European Journal of Social Psychology. 1995. Vol. 25. P. 417-433.

43. Kubey R.W., Peluso T. Emotional Response as a Cause of Interpersonal News Diffusion: The Case of the Space Shuttle Tragedy // Journal of Broadcasting & Electronic Media. 1990. Vol. 34. Issue 1. P. 69-76.

44. Laqueur W. New Terrorism: Fanaticism and the Arms of Mass Destruction. London: Phoenix Press, 2001.

45. Oegema D. and Das E. Terrorism in the Media: Fear, Anger, and Risk Perception in the News and in Dutch and Arab Online Discussions. Singapore: International Communication Association, Suntec Singapore International Convention & Exhibition Centre, 2010.

46. Smith C. M, McDonald K.M. The Arizona 9/11 Memorial: A Case Study in Public Dissent and Argumentation through Blogs // Argumentation and Advocacy. 2010. Vol. 47. P.123-139.

47. Soukup C. 9/11 Conspiracy Theories on the World Wide Web: Digital Rhetoric and Alternative Epistemology // Journal of Literacy and Technology, 2008. Vol. 9. № 3. P. 1-25.

48. Vengerfeldt P. The September 11 Attacks on the US in the New Interactive Media Space in Estonia // Prometheus. 2002. Vol. 20. № 3. P. 229- 236.

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ К РАБОТЕ И ОТДЫХУ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДА И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛА

Аннотация: в статье изложены результаты одной из частей комплексной программы исследования отдыха, выполненной на мультипрофессиональной выборке представителей разных организаций. Цель исследования — выявление факторов, способствующих развитию проактивного подхода к организации отдыха. В работе представлены наиболее общие результаты, полученные в ходе работы с выборкой, скомпонованной в соответствии с задачами исследования из числа представителей разных организаций. Все респонденты —жители одного мегаполиса, ведут достаточно активный образ жизни,

М. С. Лузянина, А. С. Кузнецова

социально активны, в целом благополучны по показателю осмысленности жизни, средний возраст — 31,2 года. Представления опрошенных о явлениях из сфер трудовой и рекреационной активности выявлялись при помощи анализа установок и репрезентированных в семантических полях личностных смыслов. Сбор эмпирического материала был организован при помощи 14-шкально-го варианта семантического дифференциала ЕЮ. Артемьевой — для субъективной категоризации понятий «отдых», «досуг», «восстановление сил», «покой», «работа», «труд». Проведение углубленного феноменологического анализа ти-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.