Научная статья на тему 'Обсуждение педагогических проблем изучения Священного Писания на уроках Закона Божия на страницах петербургской церковной периодической печати начала XX в.'

Обсуждение педагогических проблем изучения Священного Писания на уроках Закона Божия на страницах петербургской церковной периодической печати начала XX в. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Священное Писание / Библия / образование / Закон Божий / «Церковные ведомости» / «Церковный вестник» / «Странник» / проблемы / школа / религиозное образование / религиозное воспитание / Holy Scripture / Bible / education / God’s Law / “Church Bulletin” / “Church Herald” / “Wanderer” / problems / school / religious education / religious instruction

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Священник Николай Григорьевич Антипенко

Священная история Ветхого и Нового Завета являлась обязательной составной частью Закона Божия и изучалась на всех ступенях начального и среднего школьного образования. Министерством народного просвещения и Св. Синодом в программах предмета «Закон Божий» определялось содержание обучения Священной истории, которая должна была познакомить учащихся со Св. Писанием. Авторы статей на страницах церковной петербургской периодической печати начала XX в. выделяли особую проблему: ученики в процессе изучения почти не знакомились с текстом Св. Писания, а только последовательно изучали события Священной истории. Учащиеся, как и общество в целом, не были знакомы со Словом Божиим, так как не читали его. Из этого в обществе увеличивались «смутные понятия о сущности христианства, отсюда — шатание религиозной мысли». Описанию вышеуказанных проблем, а также их решений посвящена данная статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Священник Николай Григорьевич Антипенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Discussion of Pedagogical Problems of Studying the Holy Scriptures at the Lessons of God’s Law on the Pages of the St. Petersburg Church Periodicals in the Early 20th century

The sacred history of the Old and New Testaments was a mandatory component of the Law of God and was studied at all levels of primary and secondary school education. The Ministry of Public Education and the Holy Synod in the programs of the subject “The Law of God” determined the content of teaching Sacred History, which was supposed to acquaint students with the Holy Scriptures. Authors of articles on the pages of Church periodicals in early 20th century St. Petersburg highlighted a special problem: in the process of studying, the students almost did not get acquainted with the text of the Holy Scripture, but only consistently learned the events of Sacred history. The students, like society as a whole, were not familiar with the Word of God because they did not read it. Because of this, “vague concepts about the essence of Christianity, hence the vacillation of religious thought” increased in society. This article is devoted to a description of the above problems, as well as their solutions.

Текст научной работы на тему «Обсуждение педагогических проблем изучения Священного Писания на уроках Закона Божия на страницах петербургской церковной периодической печати начала XX в.»

ВЕСТНИК ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Научный журнал

№ 4 (16) 2023

Священник Николай Антипенко

Обсуждение педагогических проблем изучения Священного Писания на уроках Закона Божия на страницах петербургской церковной периодической печати начала XX в.

УДК [373+271.2-472]:070.482(470.23-25)(091) DOI 10.47132/2587-8425_2023_4_142 EDN CLPWFQ

Аннотация: Священная история Ветхого и Нового Завета являлась обязательной составной частью Закона Божия и изучалась на всех ступенях начального и среднего школьного образования. Министерством народного просвещения и Св. Синодом в программах предмета «Закон Божий» определялось содержание обучения Священной истории, которая должна была познакомить учащихся со Св. Писанием. Авторы статей на страницах церковной петербургской периодической печати начала XX в. выделяли особую проблему: ученики в процессе изучения почти не знакомились с текстом Св. Писания, а только последовательно изучали события Священной истории. Учащиеся, как и общество в целом, не были знакомы со Словом Божиим, так как не читали его. Из этого в обществе увеличивались «смутные понятия о сущности христианства, отсюда — шатание религиозной мысли». Описанию вышеуказанных проблем, а также их решений посвящена данная статья.

Ключевые слова: Священное Писание, Библия, образование, Закон Божий, «Церковные ведомости», «Церковный вестник», «Странник», проблемы, школа, религиозное образование, религиозное воспитание.

Об авторе: Священник Николай Григорьевич Антипенко

Соискатель кафедры церковной истории С.-Петербургской Духовной Академии, клирик храма Державной иконы Божией Матери на пр. Культуры (г. С.-Петербург). E-mail: nikolaiantipenko@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3483-1593

Для цитирования: Антипенко Н.Г., свящ. Обсуждение педагогических проблем изучения Священного Писания на уроках Закона Божия на страницах петербургской церковной периодической печати начала XX в. // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. №4 (16). С. 142-149.

[рШ

* Фотографии взяты из открытых источников.

HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY

Scientific Journal

No. 4 (16)

2023

Priest Nikolai Antipenko

Discussion of Pedagogical Problems of Studying the Holy Scriptures at the Lessons of God's Law on the Pages of the St. Petersburg Church Periodicals in the Early 20th century

UDC [373+271.2-472]:070.482(470.23-25)(091) DOI 10.47132/2587-8425_2023_4_142 EDN CLPWFQ

Abstract: The sacred history of the Old and New Testaments was a mandatory component of the Law of God and was studied at all levels of primary and secondary school education. The Ministry of Public Education and the Holy Synod in the programs of the subject "The Law of God" determined the content of teaching Sacred History, which was supposed to acquaint students with the Holy Scriptures. Authors of articles on the pages of Church periodicals in early 20th century St. Petersburg highlighted a special problem: in the process of studying, the students almost did not get acquainted with the text of the Holy Scripture, but only consistently learned the events of Sacred history. The students, like society as a whole, were not familiar with the Word of God because they did not read it. Because of this, "vague concepts about the essence of Christianity, hence the vacillation of religious thought" increased in society. This article is devoted to a description of the above problems, as well as their solutions.

Keywords: Holy Scripture, Bible, education, God's Law, "Church Bulletin", "Church Herald", "Wanderer", problems, school, religious education, religious instruction.

About the author: Priest Nikolai Grigorievich Antipenko

Degree Candidate of the Department of Church History at the St. Petersburg Theological Academy, cleric of the Church of Our Lady's Sovereign Icon on Kultury Avenue (St. Petersburg). E-mail: nikolaiantipenko@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3483-1593

For citation: Antipenko N. G., priest. Discussion of Pedagogical Problems of Studying the Holy Scriptures at the Lessons of God's Law on the Pages of the St. Petersburg Church Periodicals in the Early 20th century. Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2023, no. 4 (16), pp. 142-149.

* Photos are taken from open sources.

На страницах церковной петербургской периодической печати поднимались вопросы, связанные с использованием текста Св. Писания на уроках Закона Божия. Авторы статей обращали внимание на то, что, рассказывая события Священной истории, учителя «Слово Божие точно держат в карантине»1, не обращались к Библии и все объяснение состояло из информации из «книжки протоиерея Соколова или Попова»2 в «безыдейных и беспринципных учебниках Смирновых, Рудаковых, Лебедевых, отвращающих»3 от жизни веры и религиозного опыта. Например, при изучении Синайского законодательства учителю «не приходит на мысль показать ученикам начертание этих заповедей в Библии»4. Немало описаний случаев, когда учащиеся вообще не знакомились с Библией в течении всех лет обучения: «мальчик, вышедший из школы, не держал в руках Евангелия, сам лично за годы учения никогда не читал его»5, книги Нового Завета, присылаемые в школы, лежат в шкафах. В «Церковных ведомостях» за 1906 г. помещена статья, в которой автор говорит о том, что людей отвращают от веры сами преподаватели и учебники, которые заменяют собой Слово Божие. Учителя, зачастую сами глубоко не изучавшие Библию, пересказывая содержание учебников, не считали необходимым обращаться к текстам Ветхого и Нового Заветов. Проблема отсутствия грамотного отбора материала при изучении Ветхого Завета приводила к тому, что даже лучшим ученикам приходилось «с громадным трудом осиливать подробные повествования»6 и учащиеся уже с первого класса в лучшем случае с равнодушием относились к Св. Писанию, а разница между Библией и Евангелием сводилась к тому, что «Евангелие маленького формата, а Библия — огромная и тяжелая»7. В настоящей публикации обратимся к предложениям по поводу использования Св. Писания на уроках Закона Божия.

Знание Библии и ее заповедей — единственное средство для юноши «исправить рано путь свой»8, источник его воспитания, руководство в добром делании, отмечает анонимный автор статьи «Нечто о религиозно-нравственном воспитании юноши». Поэтому необходимо читать и учить наизусть Слово Божие как стихотворения и формулы: «великие знания нельзя знать иначе, как наизусть, ибо форма их безусловна неотделима от мысли»9.

Законоучителя признавали необходимость непосредственного ознакомления с Евангелием, понимание его смысла. Д. Тихомиров подчеркивает, что на уроках Закона Божия учащиеся изучают Божественные законы, которые записаны в Библии, а не в школьных учебниках, которые должны служить лишь дополнением к ее текстам. В статье «О желательной постановке Закона Божия в средне-учебных заведениях» утверждается, что уже само чтение Священного Писания производит действие на детские души и «навеки оставляет в них плодотворные следы»10 при любых обстоятельствах и любом учителе, так как ничто не может лишить слова Божия присущей ему силы. Однако, использование Св. Писания на уроке не должно привести

1 К вопросу о постановке Закона Божия в гимназиях // Церковный вестник. 1901. № 34. Стб. 1079.

2 ТихомировД.А. Педагогические заметки // Прибавления к Церковным ведомостям. 1910. № 37. С. 1567.

3 Филенский И., свящ. К предстоящему съезду учителей // Церковный вестник. 1909. № 28. Стб. 875.

4 Тихомиров Д.А. Педагогические заметки // Прибавления к Церковным ведомостям. 1910. № 37. С. 1568.

5 Прибавления к Церковным ведомостям. 1906. № 32. С. 2425.

6 К вопросу о постановке Закона Божия в гимназиях // Церковный вестник. 1901. № 34. Стб. 1079.

7 Там же.

8 Нечто о религиозно-нравственном воспитании юноши // Прибавления к Церковным ведомостям. 1904. № 17. С. 618.

9 Прибавления к Церковным ведомостям. 1906. № 17. С. 1019.

10 Сапожников А. О желательной постановке Закона Божия в средне-учебных заведениях // Странник. 1903. Т. 2. С. 208.

к потере благоговения к Священной Книге. В решении съезда Орловских уездных наблюдателей11 мы находим инструкцию, в которой обозначалось, что Евангелие не должно быть учебной книгой, а должно аккуратно использоваться для прочтения отрывков, положенных на уроке, толкование должно производиться по учебным пособиям. Ежедневное и непрерывное чтение Св. Писания может способствовать «погашению в детях религиозного благоговейного чувства, ибо дети, по своей детской невыдержанности, легко могут низвести чтение Слова Божия на степень обыденного чтения»12. Также отмечалось, что Библия, используемая в качестве учебника, «потеряет всякую привлекательность, к Ней ученик никогда не вернется по выходе из школы, считая в Ней все известным, знакомым и малоинтересным»13. В качестве учебного пособия предлагалось издать учебную Библию на славяно-русском языке, «которая должна была содержать в сокращении необходимые книги Ветхого Завета, с разделением на главы и стихи и полностью книги Нового Завета»14. Законоучителя Томской епархии отмечали, что весь текст Библии «давать учащимся средней школы, как не понимающим еще многого в жизни, не полезно»15.

С целью практического ознакомления воспитанников с книгами Ветхого и Нового Заветов предлагалось ввести в школьную программу (добавить уроки в 7 и 8 классах гимназий и училищ) отдельный предмет «Священное Писание», изучение которого будет вестись по особой программе и «иметь апологетическое значение»16. Исследование Библии, святых отцов, памятников церковной письменности должно не только приводить к запоминанию имен, фактов и текстов, а вводить учеников в «дух изучаемого творения»17, служить основой для «разрешения вопросов, вытекающих из современного настроения общества»18. Также высказывались предложения старшим школьникам организовывать внеклассные религиозно-нравственное чтения, писать рефераты и сочинения на религиозные темы, переводить труды религиозных философов, чтобы победить распространившееся неверие, которое «не ограничивается мнимыми данными естествознания, но и предлагает разрушительные сочинения по библейской и евангельской истории, рассчитывая на невежество»19 российского народа.

Введение отдельного предмета по изучению Св. Писания не могло быть реализуемо без изменения текущих образовательных программ. В решениях некоторых съездов (например, Омского и Рязанского съездов) отмечена невозможность введения уроков по изучению Библии по причине недостаточного количества выделяемых часов на вероучительные дисциплины. Выходом из ситуации могло стать сокращение или перемещение в младшие классы (в 4 и 5 классы) программы по вероучению и нравоучению и передача освободившегося времени на изучение Библии. В зависимости от опыта и усмотрения законоучителей, было бы возможно

11 Прибавления к Церковным ведомостям. 1907. № 39. С. 1690.

12 Хрусталев А., свящ. Нечто о газетных планах по части постановки преподавания Закона Божия в начальной школе // Церковный вестник. 1914. № 31. Стб. 930.

13 Съезды законоучителей средних учебных заведений // Прибавления к Церковным ведомостям. 1914. № 11. С. 591.

14 Съезды законоучителей средних учебных заведений // Прибавления к Церковным ведомостям. 1914. № 8. С. 449.

15 Там же. С. 451

16 Распоряжение Святейшего Синода по поводу постановления Волынского законоучитель-ского съезда о преподавании Св. Писания в светских учебных заведениях // Прибавления к Церковным ведомостям. 1913. № 23. С. 1101.

17 Журналы пятого отдела (№ 2-й) // Прибавления к Церковным ведомостям. 1906. № 20. С. 1235.

18 Съезды законоучителей средних учебных заведений // Прибавления к Церковным ведомостям. 1914. № 4. С. 234.

19 Распоряжение Святейшего Синода по поводу постановления Волынского законоучитель-ского съезда о преподавании Св. Писания в светских учебных заведениях // Прибавления к Церковным ведомостям. 1913. № 23. С. 1101.

Выпускной экзамен по Закону Божиему

в процессе изучения Закона Божия «эпизодическое ознакомление учащихся с священными книгами»20.

Для решения сложившейся ситуации (то есть, без изменения образовательных программ) было необходимо выработать «примерную программу чтений из Священного Писания во всех классах восьмилетнего курса средней школы»21. Кроме того, звучали предложения о том, что изучать Библию возможно не только в школе, но и во время домашней самостоятельной работы, поэтому законоучитель может давать задание проанализировать апостольское послание или написать «пересказ того или другого Евангелия»22. Высказывались предложения о возможности введения обязательного чтения Св. Писания в течении получаса после молитвы, а также о создании условий для знакомства учащихся с полным текстом Евангелия в свободное время в течении четырех лет.

Распространять Библию в школе среди учащихся предлагалось следующими способами: развивать богословские библиотеки, дарить учащимся при поступлении и выпуске Новый Завет с Псалтирью, Притчами Соломона и Иисуса сына Сирахова. А. Сапожников предлагает мнения шотландского писателя Джона Стюарта Блэкки, который утверждал, что Шотландия «не малою долею своего практического ума, которым она славится, обязана раннему знакомству с Притчами Соломона»23, которые издавались отдельно и были доступны для каждого человека. А. Сапожников делает вывод о том, что распространение Притчей Соломона необходимо в России больше, чем для других стран, так как это «может спасти Россию от мирного завоевания иностранцами»24.

Особое внимание на страницах церковной печати уделяется вопросу отсутствия сопровождения выпускников школ, которые получая религиозное образование на уроках Закона Божия, после школы часто попадают под «злокачественное

20 Съезды законоучителей средних учебных заведений // Прибавления к Церковным ведомостям. 1914. № 8. С. 447.

21 Съезды законоучителей средних учебных заведений // Прибавления к Церковным ведомостям. 1914. № 6. С. 345.

22 Там же. С. 346.

23 Сапожников А. О желательной постановке Закона Божия в средне-учебных заведениях // Странник. 1903. Т. 2. С. 209.

24 Там же.

веяние, противное вере и морали направление»25. Одной из причин такого явления является отсутствие в России среди молодежи «кружков, обществ, союзов для изучения основной книги жизни — Библии»26, возглавляемых «энергичными, сведущими в деле веры и нравоучения»27 молодыми пастырями и учителями. Данные общества могли бы объединить юношей и девушек в «духе православия, в духе любви к своей Церкви, родине, престолу и отечеству»28, помогли бороться с многочисленными сектантскими, антирелигиозными и антиправительственными движениями. Вышеуказанные предложения высказывал на страницах журнала «Странник» А. Ласкеев, автор статьи «Поучительное явление в церковно-религиозной жизни С.-американ-цев», который высоко отмечал созданную в Соединенных Штатах Америки систему проповеди Библии среди подростков и молодежи.

А. Ласкеев отмечает, что американцы живут полнотой церковно-религиозной жизни, и Америка — это место, «где христианская религия приобрела величайшую власть над душами, как нигде еще на свете»29. Автор обращает внимание на широкое развитие христианских союзов молодых людей Северной Америки, насчитывающие сотни тысяч членов, возглавляемых лидерами, с бескорыстием служащих своему делу. Основным принципом организации данных обществ является сотрудничество на общехристианских началах юношей и девушек в деле религиозно-нравственного развития. Основными видами деятельности союзов является организация собраний для изучения Св. Писания, участие в богослужениях. Кроме того, получило распространение организация специальных бесплатных школ для изучения «одной только Библии»30. Кроме того, союзы организуют религиозные лагеря, где в течении летнего периода продолжают изучать Св. Писание. Оформившиеся при светских университетах общества помогают студентам приобщаться к христианской жизни.

А. Ласкеев высоко оценивает просветительскую деятельность американцев, «победоносно выступающую»31 на завоевание неверующего мира, ставит ее как эталон для русских миссионеров. Автор отмечает, что некоторых представителей российского общества смущает медленные успехи евангельской проповеди в России. А. Ласкеев предлагает пессимистически настроенным россиянам выход из сложившейся ситуации: «Съездите в Соединенные Штаты и прибодритесь там; съездите и вы увидите, что там Евангелие проповедуется во всей своей силе, не тайно и робко, а открыто, среди бела дня и повсюду, увидите, что оно почитается там вождями нации и считается за самую великую социальную силу, которую когда-либо знал свет»32. Автор уверен, что данные союзы необходимо организовывать в России под руководством образованных священников, так как в России нет аналогичных обществ, разумеется православных, и для объединения юношества в изучении Библии не найти «ни силы религиозного чувства, ни тех его живых и жизненных проявлений»33, какие есть у американцев.

А. Сапожников в статье «Как найти слово Божие» отмечает опасную тенденцию потери веры в богодухновенность Св. Писания ввиду широкого развития науки, популярных журналов и научных теорий, и гипотез, которые противоречат Библии»34. В данном вопросе «идет настоящая война, война идей, притом такая война, поражение в которой грозит результатами, далеко худшими, чем поражение

25 Ласкеев А. Поучительное явление в церковно-религиозной жизни С.-американцев // Странник. 1903. Т. 1. С. 241.

26 Там же.

27 Там же.

28 Там же.

29 Там же. С. 234

30 Там же. С. 236.

31 Там же. С. 241.

32 Там же.

33 Там же. С. 250.

34 Сапожников А. Как найти слово Божие // Странник. 1913. № 10. С. 194.

в войне с японцами»35. Доказательствами того, что Библия есть Слово Божие, по мнению А. Сапожникова, являются: научные открытия, которые показывают отсутствие противоречий между Св. Писанием и наукой, а также «исполнившиеся в прошлом веке и продолжающие исполняться в настоящее время пророчества, содержащиеся в Библии»36 (сами пророчества не указываются). Все вышеуказанные положения должны стать главным содержанием апологетических работ, качество которых, по мнению автора, является низким. А. Сапожников отмечает, что «внушение веры в богодухновенность Библии необходимо для сохранения от разложения русского общества». Для этого, по мнению автора, необходимо «возвратить свободу Православной Церкви»37, улучшить материальное и общественное положения духовенства и восстановить приходскую жизнь.

Подводя итог, следует отметить, что участники данной дискуссии полагали, что эффективным выходом для решения проблемы изучения Библии могло бы стать создание в учебных заведениях или на приходах неформальных обществ, возглавляемых преподавателями Закона Божия, основной деятельностью которых было бы изучение Св. Писания, деятельное участие в богослужениях с предварительной подготовкой в виде разбора текстов и переводов песнопений, неформальные беседы на различные религиозные темы. Однако для функционирования данных обществ необходимо условие — живая вера священников, которые смогли бы повести ко Христу учеников. Священник мог бы стать для каждого из участников общества духовником, который смог бы помочь детям и подросткам не только в общей, но и в личной беседе. Для возникновения и деятельности религиозных собраний учащихся была необходима законодательная база, так как при ее отсутствии законоучитель может иметь сопротивление со стороны начальства школы.

Источники и литература

1. Журналы пятого отдела (№ 2-й) // Прибавления к Церковным ведомостям. 1906. № 20. С. 1226-1237.

2. К вопросу о постановке Закона Божия в гимназиях // Церковный вестник. 1901. № 34. С. 1078-1080.

3. Ласкеев А. Поучительное явление в церковно-религиозной жизни С.-американцев // Странник. 1903. Т. 1. С. 234-251.

4. Нечто о религиозно-нравственном воспитании юноши // Прибавления к Церковным ведомостям. 1904. № 17. С. 615-618.

5. Прибавления к Церковным ведомостям. 1906. № 17. С. 1019.

6. Прибавления к Церковным ведомостям. 1906. № 32. С. 2425.

7. Прибавления к Церковным ведомостям. 1907. № 39. С. 1690-1691.

8. Распоряжение Святейшего Синода по поводу постановления Волынского законоучи-тельского съезда о преподавании Св. Писания в светских учебных заведениях // Прибавления к Церковным ведомостям. 1913. № 23. С. 1100-1101.

9. Сапожников А. Как найти слово Божие // Странник. 1913. № 10. С. 193-197.

10. Сапожников А. О желательной постановке Закона Божия в средне-учебных заведениях // Странник. 1903. Т. 2. С. 197-212.

11. Съезды законоучителей средних учебных заведений // Прибавления к Церковным ведомостям. 1914. № 11. С. 584-591.

12. Съезды законоучителей средних учебных заведений // Прибавления к Церковным ведомостям. 1914. № 8. С. 446-451.

35 Там же. С. 197.

36 Там же. С. 194.

37 Там же. С. 197.

13. Съезды законоучителей средних учебных заведений // Прибавления к Церковным ведомостям. 1914. №4. С. 231-234.

14. Съезды законоучителей средних учебных заведений // Прибавления к Церковным ведомостям. 1914. № 6. С. 344-347.

15. Тихомиров Д.А. Педагогические заметки // Прибавления к Церковным ведомостям. 1910. №37. С. 1566-1572.

16. Филенский И., свящ. К предстоящему съезду учителей // Церковный вестник. 1909. № 28. Стб. 875-877.

17. Хрусталев А, свящ. Нечто о газетных планах по части постановки преподавания Закона Божия в начальной школе // Церковный вестник. 1914. № 31. Стб. 929-931.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.